Часть дипломной работы на тему Методика формирования у младших школьников интонационных навыков при овладении иноязычным диалогическим общением
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ ДИАЛОГГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1 Особенности коммуникативного и когнитивного развития младших школьников при овладении иностранным языком 8
1.2 Диалогические умения иноязычной речи как объект овладения младшими школьниками 16
1.3 Раскрыть понятие интонационного навыка англоязычной речи в структуре звуковой культуры речи 24
Выводы по I главе 37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ КАК ЗНАЧИМОГО СРЕДСТВА ДИАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 39
2.1. Оценка уровня сформированности интонационных навыков у учеников второго класса при овладении диалогическим общением 39
2.2. Технология овладения второклассником интонационной стороны иноязычного диалогического общения 55
2.3. Анализ результатов опытного обучения 63
Выводы по II главе 78
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 91
Введение:
Актуальность. Анализ практики обучения иностранному языку в начальной школе свидетельствует о том, что наибольшие трудности возникают у учащихся при овладении интонационными навыками иноязычной речи. Положение усугубляет и тот факт, что фонетической стороне иноязычной речи уделяется недостаточное внимание, а ее интонационное содержание практически игнорируется. Между тем правильное фонетическое и интонационное оформление речи вместе с адекватным выбором лексических и грамматических средств является показателем сформированности иноязычной языковой способности – способности использовать знаки языка как орудие речевой деятельности (Леонтьев, 2008; Никитенко, 2012).
В зарубежной литературе проблеме обучения интонации иностранного языка посвящен ряд работ (В. Дж. Бэрри, Д.М. Чан, А.Д. Мео, М. Петгорино), однако, они связаны с обучением взрослых. Между тем, обучение интонации иностранного языка (в нашем случае английского) необходимо начинать в младшем школьном возрасте.
Как известно, интонацию родной речи ребенок усваивает на первом году жизни. Восприимчивость маленьких детей к интонационной стороне языка напрямую связана с особенностью восприятия детьми речи. Для взрослого ведущим является содержательный компонент высказывания, в то время как ребенок ориентируется на эмоции, которые кодирует интонация.
Таким образом, усвоение интонационной системы родного языка, т. е. супрасегментных параметров родной речи предшествует сознательному усвоению звуков родной речи. В этой связи, нельзя не согласиться с точкой зрения Е.М. Шуровой, которая считает необходимым начинать изучение иностранного языка с усвоения в первую очередь его основных интонационных и звуковых особенностей с дальнейшим выходом на другие языковые уровни — грамматический и лексический (Шурова, 2002).
Раннее школьное обучение – это первая ступень обучения младших школьников (с 1 по 4 класс или со 2 по 4 класс). Именно на этой ступени у учащихся закладывается фундамент языковых и речевых способностей, необходимых для последующего изучения ими иностранного языка как средства общения (Никитенко, 2011; Гальскова, 2003). В рамках школьной программы начальный период изучения иностранного языка в соответствии с требованиями ФГОС приходится на второй класс общеобразовательной школы. Ученик в этом возрасте, с одной стороны, уже владеет базовыми интонационными моделями родного языка, с другой стороны, природный механизм усвоения речи к этому периоду еще не утратился. Начиная изучать иностранный язык, 8-9-летний ребенок усваивает интонационные параметры иностранного языка вместе с расширением спектра уже знакомых ему интонационных моделей родного языка. В более позднем возрасте чувствительность к интонации иностранного языка утрачивается.
Таким образом, период усвоения иностранного языка младшими школьниками совпадает с периодом активного усвоения новых интонационных моделей родного языка. Ребенок в этом возрасте восприимчив к любой интонации.
Объект исследования – процесс овладения младшими школьниками диалогическим общением на уроках иностранного языка.
Предмет исследования – методика формирования интонационных навыков диалогического общения в условиях начального иноязычного общения.
Цель исследования – разработать методику формирования у младших школьников интонационных навыков при овладении ими иноязычным диалогическим общением.
Проблема: Как эффективно формировать интонационные навыки в процессе овладения младшими школьниками иноязычным диалогическим общением?
Гипотеза:
Эффективное формирование интонационных навыков может быть обеспечено, если:
1) выявлены особенности коммуникативного и когнитивного развития младших школьников в начальном иноязычном образовании.
2) изучена специфика формирования диалогических умений в младшем школьном возрасте;
3) изучено понятие интонационного навыка в методике обучения иностранным языкам;
4) сформулированы цели, содержание и технология формирования интонационных навыков диалогической речи.
Задачи исследования:
1. Выявить специфику коммуникативного и когнитивного развития младших школьников при овладении иностранным языком
2. Рассмотреть особенности формирования у младших школьников диалогических умений.
3. Проанализировать понятие «интонационный навык», и выявить возможности формирования интонационных навыков при овладении учащимися диалогическим общением.
4. Разработать методику формирования интонационных навыков диалогического общения и осуществить ее экспериментальную проверку.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовались следующие методы научного исследования:
— теоретические: анализ, педагогической, психологической, психолингвистической, лингвистической, методической литературы по проблеме исследования, а также анализ нормативных документов (государственных образовательных стандартов общего начального и общего среднего образования, учебных программ); сравнительный анализ методических подходов и технологий; обобщение.
— эмпирические: наблюдение; анкетный опрос; беседа; метод экспертных оценок; знаково-символическое описание материалов исследования (схемы, таблицы, диаграммы); опытно-экспериментальное обучение и статистические методы обработки его результатов.
Методологической основой исследования является деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин).
Теоретическую основу исследования составили положения, разработанные в отечественных и зарубежных трудах в области: теории личности, деятельности, общения (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теории обучения (В.И. Загвязинский); теория начального иноязычного образования (З.Н. Никитенко); теории речевой деятельности (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.М. Румянцева); теории иноязычных способностей (И.А. Зимняя, М.Г. Каспарова, А.А. Леонтьев); методики обучения иностранному языку (Н.Д. Гальскова, З.Н. Никитенко, М.З. Биболетова) в средней школе; методики обучения школьников диалогическому общению (М.Л. Вайсбурд, С.В. Калинина, Е.И. Пассов, В.Л. Скалкин); методики формирования интонационных навыков (С.Г. Потапов, Н.Д. Якимов, В.К. Лутченко, А.О. Носенко).
Теоретическая значимость. Научные результаты вносят определенный вклад в методику преподавания иностранного языка в общеобразовательном учреждении. В работе дополнен и уточнен интонационный минимум для школьников начального этапа обучения.
Практическая значимость. Разработана технология формирования интонационной составляющей речи учащихся начальных классов на английском языке в контексте обучения межкультурному общению, направленная на формирование и совершенствование речевых навыков учащихся в аудировании, чтении и говорении. Материалы исследования могут быть использованы с целью совершенствования учебных пособий.
Заключение:
Исследование посвящено методике формирования интонационных навыков при овладении диалогическим общением у второклассников. Мы исследовали теоретические основы формирования у младших школьников интонационных навыков диалогического общения в условиях начального иноязычного образования. Рассмотрены коммуникативные и когнитивные особенности развития младших школьников при овладении иностранным языком и продемонстрировано, как учитывать их при организации процесса обучения иностранным языкам.
Изучена специфика формирования диалогических умений в младшем школьном возрасте. При формировании интонационных навыков при овладении диалогическим общением необходимо определить базовый уровень сформированности диалогических умений младших школьников. Поэтому в практической части для развития интонационных навыков необходима специально разработанная система дидактических игр и упражнений.
Проведена оценка уровня сформированности интонационных навыков у учеников второго класса при овладении диалогическим общением на этапе констатирующего эксперимента. Полученный низкий результат показывает, что необходима специальная работа по развитию у детей интонационных навыков в диалогическом общении.
Мы проанализировали современные УМК по английскому языку за 2-й класс с точки зрения развития у учащихся интонационных навыков. Анализ показал, что в современных учебниках уделяется недостаточно внимания этой значимой стороне устного речевого общения. Поэтому нами сформулированы цели, содержание и разработана развивающая технология овладения интонационными навыками при диалогическом общении для второклассников. Технология представляет собой систему приемов и заданий, направленных на формирование 1) восприятия интонации, 2) воспроизведения интонации, 3) восприятия логического ударения, 4) воспроизведения логического ударения.
В ходе контрольного эксперимента нами установлено, что после специального обучения интонационным навыкам при овладении диалогическому общению учащиеся 2 класса имеют выше результаты, чем те учащиеся, которые обучались по традиционной системе. Полученный высокий результат у экспериментального класса показывает, что разработанная система упражнений по формированию интонационных навыков при овладении диалогическим общением является эффективной.
Следовательно, дети имеют достаточный словарный запас и достаточные знания в построении предложений. Соблюдают правильное ударение в изолированном слове, фразе. Ученики понимают и используют логическое ударение во фразе, предложении, различают коммуникативный тип предложения по его интонации, правильно произносят предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей (повествовательное (утвердительное и отрицательное), вопросительное (общий и специальный вопрос), побудительное, восклицательное предложения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНТОНАЦИОННЫХ НАВЫКОВ ДИАЛОГГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НАЧАЛЬНОГО ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Особенности коммуникативного и когнитивного развития младших школьников при овладении иностранным языком
В данном параграфе будут рассматриваться психологические основы коммуникативного и когнитивного развития младших школьников в условиях начального иноязычного образования. Мы обратимся к когнитивным процессам, на которых базируется речь, рассмотрим мотивацию и ее значение для овладения детьми иностранным языком.
В начальном иноязычном образовании делается акцент на развитие личности младшего школьника и его способностей при овладении иностранным языком (Никитенко, 2018)
В начальном иноязычном образовании выделяются два этапа изучения:
1) пропедевтический (2 класс);
Задачи пропедевтического этапа:
— развитие учебно-познавательного интереса и когнитивных способностей детей к иноязычной речи;
— создание основы для формирования компонентов учебной деятельности в процессе игровой деятельности и деятельности познания.
2) основной (3-4 классы).
Задачи основного этапа:
— формирование учебно-познавательной и социальной мотивации;
— переход от игровой к учебно-познавательной деятельности — основе развития их иноязычной речевой деятельности и личностного развития;
— достижение образовательных результатов (личностных, метапредметных и предметных) (Никитенко, 2018).
Иностранный язык в совокупности с другими учебными предметами, такими как «Русский язык» и «Литература», формирует коммуникативную культуру школьника и способствует его коммуникативному развитию. Основным качеством языковой личности является способность творить свою речь, а не имитировать речь других людей, уже владеющих тем или иным языком. По мнению Н.И. Жинкина, речь является творческой функцией человеческой психики, так как «из ограниченного числа речевых звуков человек может образовать громадное число слов, из слов может быть составлено бесконечное число предложений, а из предложений могут быть сформированы тексты (речь) также в бесконечном разнообразии» (Жинкин, 1998).
Мы опираемся на понятие речи, которое предложила И.А. Зимняя: речь – это способ формирования и формулирования мысли (Зимняя, 2008). Поэтому в этом контексте важно развивать самостоятельную диалогическую речь на чужом языке так же, как они создают ее на родном языке (Зимняя, 2008). О развитие самостоятельной иноязычной речи младшего школьника можно говорить тогда, когда ребенок сам формирует и формулирует свои мысли, выражая их на иностранном языке, а не повторяет речевые образцы вслед за учителем. Для этого необходимо формировать иноязычную языковую и иноязычную речевую способности, которые, в свою очередь, составляют базу в совокупности с когнитивными способностями для формирования у учащихся способности к иноязычному общению.
Иноязычная языковая способность понимается как способность использовать фонетические, лексические и грамматические знаки, и их языковые средства речевой деятельности, следуя правилам построения речи.
Иноязычная речевая способность — способность формировать и формулировать свои мысли в условиях диалогического общения.
Именно данные способности составляют основу коммуникативного развития младших школьников в начальном иноязычном образовании.
С развитием иноязычной речи связано и когнитивное развитие учеников, то есть развитие их когнитивных процессов (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, И.М. Румянцева). З.Н. Никитенко в своем труде, вслед за И.А. Зимней, понимает под когнитивными способностями учащихся особенности психических (когнитивных) процессов, и прежде всего, интонационного слуха, оперативной памяти, вероятностного прогнозирования и слухового внимания, являющимися ее элементами и проявляющимися в эффективности её изучения, и реализации (Никитенко, 2018).
Это означает, что в основе диалогической речи лежат следующие когнитивные способности:
• фонологическое осознание диалогической речи;
• оперативная память, позволяющую сохранять речевые цепочки различной протяженности в условиях диалогического общения;
• слуховое внимание, ориентированное на собеседника;
• способность к вероятностному прогнозированию, отражающую такую характеристику вербального мышления, как сочетаемость слов.
Данные когнитивные процессы в трактовке И.А. Зимней являются иноязычными способностями. За этим понятием также стоит:
1) комплекс особенностей типа высшей нервной деятельности и другие индивидуальные особенности, определяющие психологические процессы (общий тип нервной системы, темперамент, характер);
2) индивидуальные различия в протекании процессов памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения и т. п.;
3) различия в личностных особенностях, связанных с процессом общения (толерантность, раскованность и др.) (Леонтьев, 2008).
Необходимо заметить, что результативность когнитивного развития младшего школьника и эффективность освоения иностранного языка зависит от того, как организовано в первый год обучение – формирование каких видов речевой деятельности считается приоритетным. Мы согласны с З.Н. Никитенко, что решение вопроса об этапах формирования устной речи имеет принципиальную значимость непосредственно для первого года обучения, так как закладывается основа развития всех способностей, характеризующих успешность дальнейшего овладения иностранным языком. Как известно, что обучение на начальном этапе может происходить на устной основе, когда дети сначала учатся понимать речь на слух и говорить, а потом читать и писать (Старков, 1978; Никитенко, 2003); на основе устного опережения, когда устная речь отрабатывается на один-два урока вперед, (Верещагина, 2000) и при параллельном развитии всех видов речевой деятельности (Биболетова, 2007).
Рассмотрим более подробно особенности когнитивных процессов младших школьников, обеспечивающие овладение диалогической речью.
Дети младшего школьного возраста общительны и эмоциональны. В первый год обучения они получили определённый опыт в управлении собственным поведением, однако оно еще недостаточно стабильно, и в большинстве случаев непроизвольно.
Внимание у младшего школьника выполняет функцию организации и контроля речевого поведения и речевой деятельности. Но необходимо учитывать тот факт, что у учащихся в начальной школе устойчивость и объем произвольного внимания невелики. Младших школьников притягивает всё новое и спонтанное. Задача педагога учить их оставаться внимательными даже в том случае, когда им не интересно. Если это не вырабатывать, то дети привыкнут проявлять внимание только к привлекательному и не выработают волевых качеств.