Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Методика формирования художественно-конструкторских способностей посредством дизайн-проекта у детей младшего школьного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

Введение. 3

Глава 1.
Теоретические аспекты формирования навыков художественного конструирования на
уроках изобразительного искусства у детей младшего школьного возраста. 6

1.1.
Особенности формирования навыков художественного конструирования у детей
младшего школьного возраста. 6

1.2.
Потенциал урочной деятельности для формирования навыков художественного
конструирования у детей младшего
школьного возраста. 22

Глава 2.
Методические аспекты формирования навыков художественного конструирования на
уроках изобразительного искусства у детей младшего школьного возраста. 43

2.1. Методика
применения проектной деятельности в процессе формирования навыков
художественного конструирования у детей младшего школьного возраста на уроках
изобразительного искусства. 43

2.2. Методика
организации дизайн-проекта для формирования навыков
художественного-конструирования на уроках
изобразительного искусства. 51

Вывод по
главе. 59

Библиографический
список. 65

  

Введение:

 

 

В стандарте начального
общего образования второго поколения говорится, что реализация предметного
содержания курса изобразительного искусства должна обеспечить учащимся
приобретение опыта практической преобразовательной деятельности. Наиболее
эффективным способом для решения этой основной задачи является художественное
конструирование. В ходе художественно-конструкторской деятельности обучающиеся
в большей степени могут использовать приобретенные знания и умения для
творческого решения несложных конструкторских задач, приобретая навыки
самостоятельного решения при их выполнении в групповой или индивидуальной
продуктивной деятельности.

Художественно-конструкторская
деятельность учащихся – достаточно сложный процесс, который интегрирует в себе
не только деятельность по созданию определенного изделия или его совершенствования,
но и творческие способности учащихся, когда проявляется умение видеть в обычных
вещах новые качества и формы.

Современная
художественно-конструкторская деятельность является сложным и самостоятельным
процессом, обеспечивающим решение конструктивно-технических и общественных
задач, и доказывает необходимость обучения художественному конструированию с
детства.

С одной стороны,
художественно-конструкторская деятельность формирует предпосылки для развития
творческих способностей учащихся, их познавательной самостоятельности, а с
другой – она сама является важным фактором для раскрытия способностей учащихся
и совершенствование приобретенных умений. Конструкторская деятельность –
достаточно сложный и самостоятельный вид деятельности, что обеспечивает решение
конструктивно-технических и общественных задач и это еще раз доказывает
необходимость уделения внимания формированию художественно-конструкторских
знаний, умений и навыков на уроках изобразительного искусства.

Художественно-конструкторская
деятельность младших школьников должна носить эмоциональный, творческий
характер и учитель должен создать для этого все условия.

Теоретические и
методические вопросы формирования навыков художественного конструирования
младших школьников в различных видах рисования представлены в работах Г.Г.
Григорьевой, Н.П. Сакулиной, Г.К. Селевко, Н.М. Сокольниковой Т.С. Комаровой,
В.С. Кузина, Г.А. Кузьминой, Н.А. Курочкиной и др.

Мы считаем, что тема
формирования навыков художественного конструирования младших школьников на
уроках изобразительного искусства актуальна в наше время.

 Цель исследования:
выявить педагогические условия формирования у младших школьников навыков
художественного конструирования на уроках изобразительного искусства
посредством дизайн-проекта.

Объект исследования:
процесс формирования навыков художественного конструирования у младших
школьников.

Предмет исследования:
формирование навыков художественного конструирования младших школьников на
уроках изобразительного искусства посредством дизайн-проекта.

 Гипотеза исследования:
формирование навыков художественного конструирования младших школьников
является эффективным посредством дизайн-проекта при соблюдении следующих
педагогических условий:

— мотивация к
художественно-конструкторской деятельности на уроках изобразительного искусства
в начальной школе;

— создание творческой
среды на уроках изобразительного искусства в начальной школе;

— используется технология
формирования навыков художественного конструирования и др.

В соответствии с целью и
гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:

1. Теоретически
обосновать проблему формирования навыков художественного конструирования
младших школьников.

2. Рассмотреть потенциал
урочной деятельности для формирования навыков художественного конструирования у
детей младшего школьного возраста.

3. Изучить методику
применения проектной деятельности в процессе формирования навыков
художественного конструирования у детей младшего школьного возраста на уроках
изобразительного искусства     .

4. Проанализировать методика
организации дизайн-проекта для формирования навыков
художественного-конструирования на уроках изобразительного искусства.

Для решения поставленных
задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической
и методической литературы.

Практическая значимость
исследования состоит в том, что рассмотренная методика организации уроков
изобразительного искусства, ориентированная на формирование навыков
художественного конструирования младших школьников посредством дизайн-проекта,
может быть использована в процессе обучения младших школьников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

 

На основе выполненного
теоретического анализа психологических и психофизиологических исследований
навыков, мы определили, что навыки художественного конструирования — это
индивидуальные свойства личности, которые проявляются в
художественно-конструкторской деятельности и имеют важное значение для ее
успешного осуществления. Развитие навыков художественного конструирования
обуславливается спецификой художественно-конструкторской деятельности, в
которой они актуализируются. В связи с этим нами были определены понятие и
структура навыков художественного конструирования. Под навыками художественного
конструирования мы понимаем систему действий, обеспечивающую успешность
художественно-конструкторской деятельности.

В структуру навыков
художественного конструирования входят:

— композиционные навыки;

— навыки выполнения
эскизов;

— навыки выполнения
чертежей и схем;

— навыки проектирования;

— технологические навыки
изготовления изделий из бумаги;

— навыки владения
инструментами, материалами и приспособлениями для работы с бумагой.

Рассмотренная нами
структура навыков художественного конструирования позволяет сделать выводы, что
навыки художественного конструирования по своей структуре — сложные навыки.

Включение в навыки
художественного конструирования различных видов деятельности позволяет сказать,
что навыки художественного конструирования интегративны, так как в них включены
все типы навыков: двигательные, познавательные, интеллектуальные,
теоретические.

Необходимо подчеркнуть,
что, сообразуясь с воображением, эстетикой, мировоззрение конкретной личности,
полученные знания, умения, навыки активизируют творческий потенциал и
выражаются в творческих работах.

Познавательные процессы
личности — ощущение, восприятие, память, мышление развиваются в процессе
практической деятельности. Уроки изобразительного искусства с развитием навыков
художественного конструирования развивает эти процессы, побуждая восприятие
действительности, ее конкретность, обобщая и преобразуя, переводя реальность из
одной материи в другую.

Нами рассмотрено понятие
художественное конструирование. Прежде всего мы обращаем внимание на то, что
это, главным образом, деятельность ума, а не рук; это созидание, разработка,
сотворение; это творческая, а не исполнительская деятельность.

Чтобы предметно
практическая деятельность могла получить название художественно-конструкторской,
то есть имела бы образовательный и развивающий смысл, практические задания для
учащихся должны содержать в себе задачи, требующие определенного
интеллектуального и эмоционального напряжения, творческого подхода к их
решению.

Также можно подчеркнуть еще
те моменты, которые играют определенную роль в развитии навыков художественного
конструирования. Так, важными условия для развития навыков, выделяемыми
психологами и педагогами, является активность и саморегуляция личности.
Следовательно, без потребностей, без мотивации развитие навыков художественного
конструирования затруднительно. Учет индивидуальных, психологических
характеристик, темпа протекания психологических процессов позволяет
осуществлять педагогическую деятельность по развитию навыков художественного
конструирования более успешно.

Нами выявлены возрастные
особенности учащихся начальных классов. Младший школьный возраст
характеризуется повышенной умственной активностью, когда происходит «сложение
возрастного и индивидуального», повышения уровня активации, он связан не только
с успешностью учения, но и с проявлением общих способностей. Любые умения и
навыки растущей личности зависят от работы его нервной системы. Переходный
возраст характеризуется внутренней и внешней противоречивостью. Ребенок начинает
критически относиться к своим рисункам, детские схемы перестают его
удовлетворять. Следовательно, в данный возрастной период уроки ИЗО могут решить
возникшее противоречие, и являются средством развития навыков художественного
конструирования.

Опираясь на современные
исследования в области педагогики и психо-логии, нами были определены
педагогические условия развития навыков художественного конструирования у
учащихся начальных классов процессе изучения предмета изобразительного
искусства:

1. состояние готовности
учащихся подросткового возраста к художественно-конструкторской деятельности;

2. направленность
содержания и структуры уроков ИЗО на развитие навыков художественного
конструирования у учащихся начальных классов;

3. создание методической
системы, направленной на развитие навыков художественного конструирования у
учащихся начальных классов на уроках изобразительного искусства, позволяющей
целесообразно, последовательно, постепенно и методично их развивать у учащихся
начальных классов;

4. организация
практической деятельности учащихся на уроках ИЗО в системе развития навыков
художественного конструирования.

Также были определены
дидактические условия, необходимые для развития навыков художественного
конструирования у учащихся начальных классов на уроках и во внеурочной
деятельности. К ним относятся:

— организация процесса
формирования образно-концептуальных компонентов мышления на основе обучения
учащихся посредством дизайн-проекта;

— формирование
понятийного аппарата через систему условно- схематизированных образов,
отражающих основное содержание базовых понятий в области художественного
конструирования;

— преобразование
полученных знаний через творческое решение учебных задач.

В процессе развития
навыков художественного конструирования на уроках и внеурочной деятельности по
изобразительному искусству обучение проходит в три этапа:

1 этап — практическое
обучение, которое включает в себя объяснение, показ, упражнение;

2 этап — эстетически
оптимальное восприятие, куда входят демонстрация, анализ, повторное восприятие;

3 этап —
художественно-творческая деятельность, где важное место занимают обоснование
замысла, выполнение творческих заданий, анализ выполненного изделия.
Следовательно, учащиеся, проходя данные этапы обучения, постепенно продвигаются
к более высокой ступени к творчеству, как одной из форм деятельности, ее высшей
форме.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические
аспекты формирования навыков художественного конструирования на уроках
изобразительного искусства у детей младшего школьного возраста

 

1.1. Особенности
формирования навыков художественного конструирования у детей младшего школьного
возраста

Насущной потребностью
времени стали всестороннее, многогранное развитие личности, интеллект,
нестандартность и неординарность мышления. В этих условиях педагогика ищет
новые пути, формы и методы обучения, использует новые технологии, решая стоящие
перед ней задачи.

Опираясь на ведущие
научно-теоретические положения, сформированные психологической и педагогической
наукой, в области комплексного развития личности наше исследование
разрабатывает методическую систему развития навыков художественного
конструирования на уроках изобразительного искусства
учащихся начальных классов.

Навык приобретенное в
результате обучения и повторения умение решать трудовую задачу, оперируя
орудиями труда с заданной точностью и скоростью.

Таблица 1

Понятие «навык»

Авторы(ы)

Содержание понятия

1

Ильин Е.П.

Навык — это
способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности,
совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов

2

Бим-Бад Б.М.

Навык — это
доведённое до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего –
двигательной)

3

Лихачев Б.Г.

Навык — это
действие, которое, благодаря многократному повторению, выполняется
неосознанно, т.е. доведено до автоматизма.

4

Рубинштейн С.Л.

Навыки — это
автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые
вырабатываются в процессе его выполнения.

Навык возникает как
сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как
автоматизированный способ его выполнения. То, что данное действие стало
навыком, означает, что учащийся в результате упражнения приобрел возможность
осуществлять действие, не делая ее выполнение своей сознательной целью [9].

Определив предметом
исследования процесс развития навыков художественного конструирования у
учащихся начальных классов, нами всесторонне рассмотрены факторы, составляющие
личность, так, как только в процессе формирования и развития личности возможно
развитие навыков художественного конструирования. В определении личности мы
используем характеристики данные Н. А. Бренштейном, А. В. Брушлинским, Л. С.
Выготским, В. В. Давыдовым, В. Н. Зинченко, В. А. Крутецким, В. С. Кузиным, Р.
С. Немовым, С. Л. Рубенштейном и др., которые считают, что все стороны личности
обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми, включая в
это понятие и индивидуальность, которая отличает её от других и выступает
субъектом познания и преобразования мира.

В таблице 2 представлены
компоненты, показатели и уровни сформированности навыков художественного
конструирования у детей младшего школьного возраста.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы