Часть дипломной работы Педагогика/Психология Дошкольное образование

Часть дипломной работы на тему «Методическое сопровождение педагогов при использовании дистанционных технологий взаимодействия с родителями дошкольников»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2

Глава 1. Теоретические аспекты изучения сопровождения педагогов при использовании дистанционных технологий взаимодействия с родителями дошкольников 4

1.1Проблема взаимодействия с родителями на основе психолого-педагогической литературы 4

1.2 Использование дистанционных технологий в образовании 11

1.3 Особенности дистанционных технологий при взаимодействии педагогов с родителями 15

Выводы по 1 главе 21

Глава 2. Экспериментальное изучение использования дистанционных технологий взаимодействия педагогов ДОУ с родителями дошкольников 23

2.1. Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента 23

2.2Результаты констатирующего эксперимента 26

2.3 Проект по развитию профессиональной готовности педагогов, во взаимодействии с родителями воспитанников с использованием дистанционных технологий. 39

Выводы по главе 2 67

Заключение 70

Список используемых источников 75

Приложение 78

  

Введение:

 

Актуальность темы. В современный период развития образования проблема взаимодействия педагогов и родителей воспитанников детских садов приобрела особую актуальность.

Образовательный потенциал семьи, специфика семейного воспитания детей раннего и дошкольного возраста достаточно подробно раскрываются в работах Е.П. Арнаутовой, Т.И. Гризик, Т.Н. Дороновой, О.Л. Зверевой, Т.В. Кротовой, Т.А. Куликовой, О.В. Солодянкиной и других ученых. Исследователи единодушно подчеркивают необходимость выстраивания диалога детского сада и семьи на основе сотрудничества, взаимодействия, взаимопомощи, что в итоге приведет к созданию единого пространства развития каждого ребенка.

Традиционно взаимодействие с родителями осуществляется в разных формах, однако на сегодняшний день особую актуальность приобретает взаимодействие в условиях дистанционного образования.

Цель исследования: теоретически обосновать и разработать проект методического сопровождения педагогов при использовании дистанционных технологий взаимодействия с родителями дошкольников.

Объект исследования: методическое сопровождение педагогов в процессе взаимодействия с родителями.

Предмет исследования: методическое сопровождение педагогов при использовании дистанционных технологий взаимодействия с родителями дошкольников.

Гипотезой данного исследования явилось предположение о том, что:

Взаимодействие педагогов дошкольных образовательных учреждений с родителями дошкольников на основе дистанционных технологий сопряжено рядом трудностей:

• Постановка проблемы взаимодействия педагогов с родителями дошкольников;

• Организация способов поддержки во взаимодействии педагогов с родителями дошкольников на основе дистанционных технологий;

• Использование нетрадиционных форм взаимодействия ДОО и семьи в комплексе с традиционными;

Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения следующих задач:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме взаимодействия педагогов и родителей;

2.Изучить особенности взаимодействия педагогов с родителями с помощью дистанционных технологий в решении задач социально-коммуникативного развития.

3.Определить трудности воспитателей ДОУ во взаимодействии с родителями дошкольников на основе дистанционных технологий;

4.Разработать проект методического сопровождения педагогов при использовании дистанционных технологий взаимодействия с родителями дошкольников в решении задач социально-коммуникативного развития.

Методы исследования: теоретические – анализ, обобщение, систематизация; эмпирические – анкетирование, обработка данных.

База исследования: Эксперимент проводился на базе Ленинградской области г. Луга МДОУ «Детский сад 17 комбинированного вида».

Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Таким образом, мы к пришли к выводу о том, что:

-в основе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение взаимодействующих сторон, учет индивидуальных возможностей и потребностей каждой семьи. педагог должен понимать приоритетную роль семьи в воспитании и развитии дошкольника, иметь четкую установку на то, что семья каждого воспитанника уникальна, неповторима и самоценна; родители должны четко осознавать роль дошкольной образовательной организации в развитии личности ребенка; принимать педагога как личность, уважать его интересы.

-использование дистанционных технологий предоставляет педагогам уникальные возможности, ведь через различные методические объединения можно обмениваться опытом со своими коллегами, участвовать в онлайн мероприятиях с родителями (вебинары, видеоконференции), тем самым педагогу необходимо проявить активность с родителями, чтобы у них проявился интерес к новым интерактивным формам работы.

-дистанционное взаимодействие педагогов с семьями воспитанников с использованием дистанционных технологий признается в настоящее время эффективной формой взаимодействия, позволяющей учитывать возможности и запросы всех участников. Инициатором установления взаимодействия выступают педагоги ДОО, поскольку они профессионально подготовлены к осуществлению образовательной деятельности, в том числе к обеспечению равноправного, партнерского, неформального общения с родителями детей, как посещающих дошкольные образовательные организации, так и готовящихся к поступлению в детский сад.

-взаимодействие ДОУ и семьи является одним из ключевых моментов в коммуникативном развитии личности ребенка.

-внедряя дистанционные образовательные технологии в образовательную деятельность дошкольников, педагоги тем самым параллельно повышают и уровень педагогической компетентности родителей. Родители выступают равноправными участниками образовательных отношений, примеряют на себя роль педагога и по-другому оценивают работу воспитателя. Совместное сотрудничество родителей и педагога – эта идеальное формирование и воспитание ребенка.

2. Результаты констатирующего эксперимента показали, что в современных условиях, воспитатели дошкольного учреждения ориентированы на поиск нового содержания и новых форм взаимодействия с родителями, стремится к достижению взаимодействия с ними.

Результаты изучения констатирующего эксперимента продемонстрировали, что успех и эффективность организации взаимодействия с родителями опосредованы готовностью педагогов, наличием у них установок на достижение взаимодействия с родителями, умением подобрать актуальное для родителей содержание взаимодействия, творчески подойти к определению формы и методов его организации, развитыми коммуникативными умениями.

Позитивный опыт организации взаимодействия с родителями не носит массового характера. Реальное взаимодействие педагогов с родителями характеризуется следующими недостатками: отсутствие согласованности, кратковременность контактов и недостаточная их интенсивность, формализм, трудности в организации взаимодействия с родителями.

Основными поводами контактов воспитателей и родителей служат: поведение ребенка в детском саду, режимные моменты, финансовые и бытовые вопросы, т.е. формально-деловые вопросы организационного характера. Внимание различным сторонам развития ребенка практически не уделяется. Соответственно, мы можем отметить, что взаимодействие педагогов и родителей в основном носит формальный характер, проявляющийся как в планировании взаимодействии, так и в его организации.

Анализ недостатков позволил нам выделить их причины. Часть причин носит объективный характер и не зависит от личных и профессиональных качеств воспитателей. К таким причинам относятся технические(нет доступа в интернет) трудности во взаимодействии с родителями и организационные (профессиональной занятостью родителей, недостаток времени) причины. Однако большинство причин детерминированы профессиональной готовностью воспитателей во взаимодействии с родителями.

Для педагогов характерно недостаточное развитие всех компонентов профессиональной готовности.

У воспитателей отсутствуют знания о современных формах и методах организации взаимодействия с родителями с помощью дистанционных технологий. Для большинства педагогов характерно неумение отбирать актуальное и интересное для родителей содержание взаимодействия, организовывать его творчески, неформально. Многим воспитателям свойственно отсутствие коммуникативных умений организации взаимодействия с родителями.

Соответственно особую значимость приобретает регулярная целенаправленная работа по развитию профессиональной компетентности педагогов, во взаимодействии с родителями воспитанников с использованием дистанционных технологий в решении задач социально-коммуникативного развития.

3. Изучив особенности взаимодействия педагогов с родителями с помощью дистанционных технологий в решении задач социально-коммуникативного развития, мы пришли к выводу, что для педагогов характерно недостаточное развитие всех компонентов профессиональной готовности.

У воспитателей отсутствуют знания о современных формах и методах организации взаимодействия с родителями с помощью дистанционных технологий. Для большинства педагогов характерно неумение отбирать актуальное и интересное для родителей содержание взаимодействия, организовывать его творчески, неформально. Многим воспитателям свойственно отсутствие коммуникативных умений организации взаимодействия с родителями.

Определив трудности воспитателей ДОУ во взаимодействии с родителями дошкольников на основе дистанционных технологий в современных условиях, воспитатели дошкольного учреждения ориентированы на поиск нового содержания и новых форм взаимодействия с родителями, стремится к достижению взаимодействия с ними.

Успех и эффективность организации взаимодействия с родителями опосредованы готовностью педагогов, наличием у них установок на достижение взаимодействия с родителями, умением подобрать актуальное для родителей содержание взаимодействия, творчески подойти к определению формы и методов его организации, развитыми коммуникативными умениями.

Позитивный опыт организации взаимодействия с родителями не носит массового характера. Реальное взаимодействие педагогов с родителями характеризуется следующими недостатками: отсутствие согласованности, кратковременность контактов и недостаточная их интенсивность, формализм, трудности в организации взаимодействия с родителями.

Основными поводами контактов воспитателей и родителей служат: поведение ребенка в детском саду, режимные моменты, финансовые и бытовые вопросы, т.е. формально-деловые вопросы организационного характера. Внимание различным сторонам развития ребенка практически не уделяется.

Соответственно, мы можем отметить, что взаимодействие педагогов и родителей в основном носит формальный характер, проявляющийся как в планировании взаимодействии, так и в его организации.

Анализ недостатков позволил нам выделить их причины. Часть причин носит объективный характер и не зависит от личных и профессиональных качеств воспитателей. К таким причинам относятся технические(нет доступа в интернет) трудности во взаимодействии с родителями и организационные (профессиональной занятостью родителей, недостаток времени) причины. Однако большинство причин детерминированы профессиональной готовностью воспитателей во взаимодействии с родителями.

Соответственно особую значимость приобретает регулярная целенаправленная работа по развитию профессиональной компетентности педагогов, во взаимодействии с родителями воспитанников с использованием дистанционных технологий в решении задач социально-коммуникативного развития. Методическое сопровождение педагогов было направлено на повышение ИКТ-компетентности педагогов, расширение числа педагогов, заинтересованных в использовании ИКТ в воспитательно-образовательном процессе.

Системное и обстоятельное использование проекта дало возможность оптимизировать образовательный процесс, направленный на создание условий, позволяющих обеспечить личностное становление ребенка его готовности к жизненному самоопределению; усовершенствование профессиональной деятельности воспитателя по решению актуальных образовательных вопросов. Учитывая тот факт, что переход на дистанционный формат дошкольного образования был вынужденной мерой и адаптация педагогов и родителей происходила неоднознательно, в целом, коллектив ДОУ смог перестроить работу с семьями детей успешно. Исследование определило наличие мотивации и психологической готовности воспитателей к взаимодействию в условиях дистанционного обучения. В ходе реализации Проекта мы наблюдаем изменение форм традиционных занятий, мероприятий с детьми и родителями. Применение компьютера в воспитательно-образовательном процессе способствует повышению интереса дошкольников к обучению, его эффективности, развивает ребенка всесторонне. Растет число детей старшего дошкольного возраста, владеющих элементарными навыками использования возможностей компьютерной техники. Развиваются индивидуальные творческие, интеллектуальные способности современного ребенка «информационного общества».

Данные мониторинга подтверждают, что модель методического сопровождения педагогов, используемая в работе с кадрами, содействует повышению активности участия педагогов в мероприятиях различного уровня.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения сопровождения педагогов при использовании дистанционных технологий взаимодействия с родителями дошкольников

1.1Проблема взаимодействия с родителями на основе психолого-педагогической литературы

Влияние семьи на развитие личности ребенка огромно. Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания. Поэтому так важно стремиться к поддерживающему взаимодействию педагогов с родителями, которое обеспечивает решение тактических, ближайших задач воспитания и социализации ребенка в обновляющемся обществе, а также к конструктивному взаимодействию, позволяющему снизить уровень невротизации ребенка в условиях общественного воспитания и обеспечивающему глубинные связи между детским садом и семьей.

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Также сформулированы и требования по взаимодействию организации работы с родителями. Подчеркнуто, что одним из подходов дошкольного образования является взаимодействие организации работы с семьёй, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития [17].

В основе взаимодействия дошкольной образовательной организации и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение взаимодействующих сторон, учет индивидуальных возможностей и потребностей каждой семьи.

Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка); обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

Понятие «взаимодействие» включает в себя педагогическое влияние и собственную активность, проявляющаяся в соответствующих представлениях или опосредованных влиянием на педагога и на себя самого (самовоспитание) [1].

Взаимодействие – это форма отношений, в которой реализуются действия каждого из партнеров, характеризуемых общностью и понимании ситуации, единым смыслом действий, солидарностью и согласием.

Взаимодействие рассматривается сегодня как обязательное условие единства требований детского сада и семьи, успешного воспитания. Оно включает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Взаимодействие предполагает положительные установки у всех сторон на совместную работу, совместное определение целей, планирования, организации и подведения итогов. Взаимодействие всегда характеризуется согласованностью и слаженностью действий.

Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

• изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

• знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

• информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

• создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

• привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

• поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.[14]

Исходя из вышесказанного, взаимодействие мы будем понимать как целостную систему «семья–ребенок–педагог», в которой каждый участник является равноправным субъектом общения. Поскольку речь идет о взаимодействии в образовательном процессе, следует учитывать его двусторонний характер:

а) функционально-ролевая сторона – подразумевается, что все стороны понимают и принимают функции друг друга;

б) личностная – предполагается обоюдное признание индивидуальности и неповторимости каждого.

Таким образом, педагог должен понимать приоритетную роль семьи в воспитании и развитии дошкольника, иметь четкую установку на то, что семья каждого воспитанника уникальна, неповторима и самоценна; родители должны четко осознавать роль дошкольной образовательной организации в развитии личности ребенка; принимать педагога как личность, уважать его интересы.

Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного развития дошкольников. Для того чтобы данные сферы были согласованы, воспитателям необходимо не только использовать в работе с родителями ситуативные и организационные вопросы, но и вопросы, связанные с взаимодействием педагогов с родителями для решения задач социально-коммуникативного развития.

Актуальность социально-коммуникативного развития возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка, в котором часто наблюдается дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры в развитии взаимодействия взаимоотношениях людей. В рамках реализации ФГОС ДО в содержании образовательной деятельности дошкольных организаций более пристальное внимание должно быть уделено достижению целей и решению задач социально-коммуникативного развития [12,c.89].

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования социальное развитие ребенка включено в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». «Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе» (пункт 2.6 ФГОС ДО).

Задачами социально-коммуникативного развития являются:

-усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

-развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;

-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

-формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых;

-формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;

— формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;

— формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы