Часть дипломной работы на тему Методические условия использования коммуникативных игр на уроках иностранного языка в пятом классе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1. Коммуникативные игры как метод обучения
1.2. Классификация игр в обучении английскому языку на
среднем этапе
1.3. Методика использования коммуникативных игр на
уроках иностранного языка
1.4. Психологические особенности среднего школьного
возраста
ГЛАВА
2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В
ПЯТОМ КЛАССЕ
2.1.
Анализ учебно-методического комплекса «Звездный английский» для 5 класса
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время
методическая наука активно занимается поиском новых форм, методов и приемов
обучения. Современные тенденции в преподавании иностранного языка связаны со
сменой образовательной и методической парадигмы, с введением новых стандартов
ФГОС, со стремительным развитием интерактивных и мультимедийных средств
обучения. Активная роль субъекта обучения объясняет выход на первый план
коммуникативной компетенции.
Значимость
коммуникативной компетенции определяется, с одной стороны, общей направленностью
обучения иностранному языку, с другой – ее комплексным характером, т.к. в
условиях общения лингвистическая и социокультурная компетенции создают базу для
ее реализации. В связи с этим современный процесс обучения предполагает
применение методов, которые бы помогли не только качественно обучить, но, в
первую очередь, развить потенциал личности, ее коммуникативные возможности.
При таком методическом
подходе приоритет отдается формам, которые обеспечивают активное участие
каждого учащегося, стимулируют речевое общение, способствуют формированию
интереса и стремления изучать иностранный язык. Эти задачи можно решить с
помощью игровых форм обучения. Игра становится предметом научного интереса
представителей разных областей науки: психологии, философии, социологии. Одним
из первых игру как педагогическое явление проанализировал Ф. Фребель. Эта тема
входила в область научных интересов таких выдающихся ученых, как Л.С. Выготский
и А.Н. Леонтьев.
По определению А.Н.
Щукина, «игра – это форма деятельности в условных ситуациях, направленная на
воссоздание и усвоение общественного опыта» [Щукин 2008]. Игра позволяет в
полной мере проявить способности любого человека. В нашей работе мы обращаемся
к коммуникативным играм, т.е. играм, специально созданным или приспособленным к
задачам обучения. В методической литературе отмечают следующие признаки
коммуникативных игр: преднамеренность, планируемость, наличие учебной цели,
предполагаемого результата.
Английский язык является
одним из наиболее популярных мировых языков. Повышенный интерес к изучению
английского языка стимулирует развитие и совершенствование методов и приемов
преподавания иностранного языка. Появляются все новые и новые
учебно-методические комплексы, интерактивные курсы, программы обучения.
Английский язык считается
одним из наиболее сложных для изучения языков. Поэтому необходимо не только
обеспечить максимальную эффективность усвоения учаащимися иностранного языка,
но и помочь им преодолеть психологические барьеры в процессе обучения. Этого
можно добиться с помощью игры, поскольку исследователи отмечают, что она
реализует не только обучающую, развлекательную, коммуникативную, но и
релаксационную и психотехническую функции.
Наряду с термином «игра»
в методической литературе используются также термины «игровое задание» и
«игровая оболочка». «Понятие «игровое задание» предполагает, что, по сути,
любое задание при обучении иностранному языку можно сделать игровым, например,
внести элемент состязательности. Под игровой оболочкой понимается игровая
форма, которая может быть наполнена различным содержанием и даёт педагогу
простор для творчества. К игровым оболочкам можно отнести кроссворды, «глухой
телефон», задания типа «найти слово.
Игровые задания помогают
создать на уроках особую атмосферу, способствующую творческому развитию учащегося,
снять языковой и психологический барьер, воссоздать условно-реальную речевую
ситуацию для развития коммуникативных навыков.
Цель данной работы
– рассмотреть коммуникативные игры как одно из средств обучения иностранного
языка в пятом классе.
Объектом исследования
являются игровые технологии.
Предметом исследования
является коммуникативные игры как средство обучения на уроках иностранного
языка.
Реализация поставленной
цели требует решения следующих задач:
1. Рассмотреть
коммуникативные игры как метод обучения.
2. Изучить классификацию
игр в обучении английскому языку на среднем этапе.
3. Раскрыть методику
использования коммуникативных игр на уроках иностранного языка.
4. Проанализировать
психологические особенности среднего школьного возраста.
5. Проанализировать
учебно-методического комплекса «Звездный английский» для 5 класса.
6. Разработать серии
уроков с использованием коммуникативных игр в процессе изучения иностранного
языка в пятом классе.
7. Экспериментально
проверить эффективности использования коммуникативных игр на уроках
иностранного языка в пятом классе.
Заключение:
Анализ результатов исследования позволил сделать вывод, что в процессе
коммуникативной игры на уроке иностранного языка обучающиеся решают
коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка.
Поэтому основное назначение коммуникативных игр – организация иноязычного
общения в ходе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы. В
коммуникативной игре происходит выяснение и корректировка позиций,
вырабатываются навыки социального взаимодействия, формируется новый взгляд на
тот или иной вопрос в учении.
Коммуникативная игра имеет особую структуру, в которой выделяются
такие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия. Выделяя
коммуникативную игру среди множества видов игр, мы отмечаем ее полезность,
эффективность и универсальность, так позволяет развивать все пять компонентов
коммуникативной компетенции. Главной целью коммуникативной игры является
тренировка неподготовленной речи.
В разработанном нами комплексе упражнений, направленных на активизацию
коммуникативной компетенции учащихся 5 класса, коммуникативная игра
присутствует в каждом упражнении в различных проявлениях: 1)
ситуационно-коммуникативная игра; 2) подвижная коммуникативная игра; 3)
коммуникативная игра загадка; 4) коммуникативная музыкальная игра; 5)
коммуникативная игра с наглядным пособием; 6) коммуникативная видео-игра; 7)
инновационная коммуникативная игра; 8) инсценировка диалога; 9) коммуникативная
игра — интервью; 10) драматизация; 11) ролевой рассказ по картинкам.
Среди других преимуществ разработанного комплекса упражнений, которые
являются решением задач практической работы, стали: добавление подвижности,
увеличение наглядного материала, интеграция ИКТ (видеоресурса), активизация
познавательной деятельности за счет привлечения внешних и внутренних мотивов, и
создания близких к реальным ситуациям коммуникации на английском языке.
Опытно-экспериментальная работа показала, что учащиеся успешнее и с
большим желанием вступают в диалог и высказываются в процессе игры нежели для
выполнения какого-либо задания по требованию учителя, что свидетельствует о
практической полезности данной формы обучения. Благодаря ролевым играм учащиеся
научились не только порождать устные высказывания, но и порождать определенное
ролевое поведение. Они овладели ролью как говорящего, так и ролью слушающего на
английском языке.
Итоговая диагностика показала, что высокий и средний уровень
сформированности мотивационного компонента выросли на 10%. Высокий уровень
сформированности проектировочного компонента вырос на 10%, а средний — не
изменился. Высокий уровень когнитивного компонента вырос на 13 %, а средний —
на 42%. Высокий уровень операционально-деятельностного компонента вырос на 13%,
а средний – на 10%.
Таким образом, можно сделать вывод, что средний уровень
сформированности коммуникативной компетенции вырос на 12%, а средний уровень на
– 8%. Исходя из результатов диагностики,
мы считаем, что данный комплекс способствовал развитию коммуникативной
компетенции учащихся на уроках английского языка.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ ИГР НА УРОКАХ
ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ПЯТОМ КЛАССЕ
1.1. Коммуникативные игры как метод
обучения
Игра ˗ вид деятельности,
состоящий в моделировании ситуаций действительности в соответствии с
определенными правилами, совершаемый как ради нее самой и для получения
удовольствия, так и используемый в качестве средства образования и воспитания
личности, развития ее познавательных интересов и мотивации. Игра – деятельность
коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная [Давлетшина 2017:
168]. Она вводит ребенка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений.
Любое игровое общество — коллектив, выступающий применительно к каждому игроку
как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное количество
коммуникативных связей.
В XX веке Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин занимались изучением психологического аспекта
детской игры. Л.С. Выготский отмечал, что в детской игре «происходит помимо
прочего подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение
социальными отношениями» [Выготский, 2010: 456].
Т.В. Лосева также
отмечает обучающее и тренировочное значение игры: «…она помогает преодолеть
ужас перед подобными ситуациями и воспитывает необходимую для практической
деятельности структуру эмоций. «Сквозная атака» Суворова – упражнение,
превращавшее ситуацию боя в игровую (условную) и состоявшее в том, что два
строя (иногда конный и пеший) стремительно сближались, проходя через взаимные
интервалы, – имела целью преодоление ужаса перед аналогичной ситуацией в
действительности и строила эмоциональную модель победы» [Лосева 2015: 992].
Автор также проводит параллель между игрой и искусством и делает вывод о том,
что оба эти вида моделирующей реальность деятельности являются одновременно и
средством познания, и средством отдыха.
C точки зрения Н.В.
Терехиной, игра относится к сущностным характеристикам человека наряду с
разумностью и созидательной способностью, а «человеческая культура возникает и
разворачивается в игре, как игра» [Терехина 2016: 75].
М.Б. Отыншинова описывает
основные черты, присущие большинству игр, а именно: свободная развивающая
деятельность; осуществляется по желанию, ради удовольствия от процесса;
творческий, импровизационный, активный характер деятельности; эмоциональное
напряжение, состязательность; наличие правил; логическая и временная
последовательность развития [Отыншинов 2017: 317].
Отличительной чертой всех
учебных игр, используемых на уроке английского языка, является их
коммуникативная направленность и обусловленность. А это как раз отвечает
главной цели обучения любому иностранному языку – развитию коммуникативной
компетенции, то есть, умению общаться [Ефимова 201: 59]. И здесь, конечно,
нельзя не выделить коммуникативные игры в обучении иностранному языку.
По мнению Е.И Пассова,
коммуникативная игра – это педагогически организованная в заданной
учебно-речевой ситуации совместная деятельность, в процессе которой выявляются
особенности речевого поведения детей и формируются коммуникативные умения
[Пассов 2010: 102].
Н.В. Терехина определяет
коммуникативную игру, как учебное задание, включающее языковую, коммуникативную
и деятельностную задачи [Терехина 2016: 73].
Содержание:
Глава 1. Теоретические основы использования коммуникативных игр на уроках иностранного языка в пятом классе 3
1.1. Коммуникативные игры как метод обучения 3
1.2. Классификация игр в обучении английскому языку на среднем этапе 9
1.3. Методика использования коммуникативных игр на уроках иностранного языка 15
1.4. Психологические особенности среднего школьного возраста 20
Список литературы 26
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы использования коммуникативных игр на уроках иностранного языка в пятом классе
1.1. Коммуникативные игры как метод обучения
Игра ˗ вид деятельности, состоящий в моделировании ситуаций действительности в соответствии с определенными правилами, совершаемый как ради нее самой и для получения удовольствия, так и используемый в качестве средства образования и воспитания личности, развития ее познавательных интересов и мотивации. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная [Давлетшина 2017: 168]. Она вводит ребенка в реальный контекст сложнейших человеческих отношений. Любое игровое общество — коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное количество коммуникативных связей.
В XX веке Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и Д.Б. Эльконин занимались изучением психологического аспекта детской игры. Л.С. Выготский отмечал, что в детской игре «происходит помимо прочего подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение социальными отношениями» [Выготский, 2010: 456].
Т.В. Лосева также отмечает обучающее и тренировочное значение игры: «…она помогает преодолеть ужас перед подобными ситуациями и воспитывает необходимую для практической деятельности структуру эмоций. «Сквозная атака» Суворова — упражнение, превращавшее ситуацию боя в игровую (условную) и состоявшее в том, что два строя (иногда конный и пеший) стремительно сближались, проходя через взаимные интервалы, — имела целью преодоление ужаса перед аналогичной ситуацией в действительности и строила эмоциональную модель победы» [Лосева 2015: 992]. Автор также проводит параллель между игрой и искусством и делает вывод о том, что оба эти вида моделирующей реальность деятельности являются одновременно и средством познания, и средством отдыха.
C точки зрения Н.В. Терехиной, игра относится к сущностным характеристикам человека наряду с разумностью и созидательной способностью, а «человеческая культура возникает и разворачивается в игре, как игра» [Терехина 2016: 75].
М.Б. Отыншинова описывает основные черты, присущие большинству игр, а именно: свободная развивающая деятельность; осуществляется по желанию, ради удовольствия от процесса; творческий, импровизационный, активный характер деятельности; эмоциональное напряжение, состязательность; наличие правил; логическая и временная последовательность развития [Отыншинов 2017: 317].
Отличительной чертой всех учебных игр, используемых на уроке английского языка, является их коммуникативная направленность и обусловленность. А это как раз отвечает главной цели обучения любому иностранному языку – развитию коммуникативной компетенции, то есть, умению общаться [Ефимова 201: 59]. И здесь, конечно, нельзя не выделить коммуникативные игры в обучении иностранному языку.
По мнению Е.И Пассова, коммуникативная игра – это педагогически организованная в заданной учебно-речевой ситуации совместная деятельность, в процессе которой выявляются особенности речевого поведения детей и формируются коммуникативные умения [Пассов 2010: 102].
Н.В. Терехина определяет коммуникативную игру, как учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи [Терехина 2016: 73].
Н.П. Касьянова считает, что коммуникативные игры позволяют активизировать изучаемый языковой материал в речевых ситуациях, моделирующих и имитирующих реальный процесс общения. В методическом плане ситуативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи [Касьянова 2013: 52].
Коммуникативные игры относятся к типу кооперативных игр, поскольку состязательные элементы или игры, в которых делается акцент на быстроту выполнения, нарушают правильное использование языка [Лосева 2015: 993].
Рассматривая игру как методический прием, выделяют непосредственно тип лингвистических и коммуникативных игр. В лингвистических играх целью является достижение языковой точности: например, правильное произношение слов, использование правильно построенных грамматических структур, максимальное использование словарного запаса на иностранном языке. Такие игры настроены преимущественно на индивидуальную работу, но могут применяться также в парной или групповой работе. В лингвистических играх основной схемой работы является «учитель-ученик», либо «ученик-учитель», так как задачей учителя является следить за уровнем знаний учащихся.
Коммуникативные игры следует отличать от лингвистических игр.
Таблица 1
Отличия коммуникативных игр от лингвистических игр
Коммуникативные игры Лингвистические игры
Организация неподготовленной коммуникации Решение лингвистических задач
Выполнение определенного задания (нанесение маршрута на карту, заполнение схемы, диаграммы) Правильное построение структуры предложения (использование языка)
Успешная коммуникация Правильная речь
Из данной таблицы следует, что основная цель коммуникативных игр состоит не в решении лингвистических задач, а в организации неподготовленной коммуникации.
М.Б. Отыншинова выделяет следующие цели коммуникативных игр:
— развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;
— развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
— развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки [Отыншинова 2017: 318].
Среди основных целей использования игр на уроках иностранного языка Р.Ю. Ефимова выделяет следующие:
1. Формирование навыков.
2. Развитие речевых умений.
3. Обучение умению ведения коммуникативного процесса
4. Развитие необходимых способностей и психических функций
5. Языковое познание (язык как средство коммуникации)
6. Запоминание речевого материала [Ефимова 2011: 59].
По мнению С.Г. Бегларян, внеязыковая цель коммуникативных игр заключается в том, что они готовят обучающихся к реальным ситуациям общения, которые моделируются в ходе игры. Участие в такой игре предполагает продуктивную деятельность, т.к. требует самостоятельное высказывание, представляющее реакцию на игровой стимул и соответствующее коммуникативной ситуации и установке. Проблемный характер – обязательное условие таких игр, т.к. позволяет максимально приблизить игру к условиям реальной коммуникации. Разнообразие ситуаций, с которыми может столкнуться в жизни в иноязычной среде учащийся, порождает разнообразие коммуникативных заданий. Свобода коммуникации в рамках коммуникативных игр определяется в немалой степени тем, что воссоздаются реальные бытовые и социальные ситуации, в определенной степени знакомые обучающимся [Бегларян 2013: 77].
Также С.Г. Бегларян выделяет следующие функции коммутативных игр:
— создание психологической готовности обучающихся к речевому общению;
— обеспечение естественной необходимости многократного повторения обучающимися языкового материала;
— тренировке обучающихся в выборе нужного речевого варианта [Бегларян 2013: 78].
Л.А. Дьяченко выделяет следующий задачи коммуникативных игр: 1) мотивационно-побудительная; 2) обучающая (способствует развитию речевых навыков и умений, моделирует общение учащихся в различных речевых ситуациях); 3) воспитательная (формирует общественно ценные качества личности, совершенствует культуру поведения учащихся, способствует их личностному развитию, учит умению высказывать и отстаивать свою точку зрения, развивает инициативность, ответственность, коллективность); 4) ориентирующая (ориентирует на планирование собственного речевого поведения, развивает умение контролировать свои поступки, оценивать поступки других); 5) компенсаторная (позволяет выйти за рамки обычного поведения и привычной реальности, побыть взрослым или оказаться в необычной для учащегося ситуации) [Дьяченко 2015: 146].
Т.В. Иванова отмечает, что коммуникативная игра способствует развитию коллективистических качеств учащихся, воспитанию чувства зависимой ответственности, так как для ее успешного осуществления необходимо взаимодействие, взаимопомощь и поддержка друг друга [Иванова 2013: 59].
Н.Д. Гальскова одним из преимуществ коммуникативной игры считает то, что благодаря ей учащиеся лучше понимают непредсказуемый характер речевого общения и учатся с ним справляться [Гальскова 2010, с 89].
Коммуникативная игра принадлежит к категории технологий обучения языку с низким вводом и высоким выводом ˗ после короткого вступления учителя учащиеся погружаются в деятельность. Р.Р. Айрапетова отмечает, что при активной деятельности учащегося в процессе обучения, которую обеспечивает коммуникативная игра, улучшается качество запоминания материала [Айрапетова 2016: 23].
В коммуникативной игре наличие роли позволяет ученику выйти за рамки своего обычного поведения, снимает психологические барьеры. В коммуникативной игре проявляются личностные черты каждого ученика, появляется возможность самореализоваться, самоутвердиться, что создает дополнительный мотив деятельности. А.Р. Давлетшина считает, что наличие роли позволяет учащимся чувствовать себя более раскрепощенно и безопасно и, как следствие, быть более активными участниками процесса обучения [Давлетшина 2017: 170]. Более того, соотнесенность игровых ситуаций с реальными облегчает поиск эталонов поведения и средств вербализации высказываний, так как у обучаемых уже есть определенный социально-коммуникативный опыт [Дьяченко 2015: 149].
Н.П. Касьянова утверждает, что в методическом плане коммуникативная игра представляет собой учебное задание, включающее языковую, коммуникативную и деятельностную задачи. Решение языковой задачи предусматривает формирование или совершенствование речевых навыков в процессе целенаправленного использования заданного языкового материала в речевой деятельности. Коммуникативная задача заключается в обмене информацией между участниками игры в процессе совместной речевой деятельности, деятельностная задача моделирует способ совместной деятельности речевых партнёров [Касьянова 2013: 53].
И.Л. Бим считает, что коммуникативная игра, вводимая в учебный процесс в качестве творческого учебного задания, обеспечивает реальные условия для активной мыслительной деятельности учащихся, способствуя формированию и развитию интеллектуальных умений, является благоприятной почвой для реализации личностного потенциала школьников, актуализации их личностных функций [Бим 1996, с 79].
Основной акцент в коммуникативной игре делается на успешную коммуникацию, а не на правильную речь на английском языке. Игру следует использовать на сравнительно продвинутой стадии обучения или на заранее отработанном, доведённом до автоматизма языковом материале.
Таким образом, анализ различных толкований показывает, что в процессе коммуникативной игры на уроке иностранного языка обучающиеся решают коммуникативно-познавательные задачи средствами изучаемого иностранного языка. Поэтому основное назначение коммуникативных игр — организация иноязычного общения в ходе решения поставленной коммуникативной задачи или проблемы. В коммуникативной игре происходит выяснение и корректировка позиций, вырабатываются навыки социального взаимодействия, формируется новый взгляд на тот или иной вопрос в учении.