Часть дипломной работы на тему Методические особенности организации групповой работы на уроках информатики в школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ
1.1.
Психолого-педагогические основы организации групповой формы работы на уроках в
школе
1.2.
Формы роботы на уроках информатики: классификация, виды
Глава 2 МЕТОДИЧЕСКИЕ
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ
2.1.
Методы использования групповой работы на уроках информатики в школе
2.2.
Формы и технологии использования групповой работы на уроках информатики в школе
Введение:
В новых
федеральных государственных образовательных стандартах деятельность учащегося
признана основой для завоевания развивающей цели образования – знание не
передается в готовой форме, а добывается учащимся в ходе познавательной
активности.
Утверждение
активной роли учащегося в обучении влечет за собой изменение представления о
содержании взаимодействия учащегося с преподавателем и одноклассниками. Такое
взаимодействие принимает форму партнерства, в котором единоличное управление
преподавателя сменяется активным участием обучающегося в выборе метода
обучения.
Федеральный
государственный стандарт общего образования ориентирует на развитие навыка
сотрудничества, коммуникации и активных позиций учащихся в учебном процессе. По
причине этого актуальным является включение в процесс образования таких методов
обучения, которые содействовали бы становлению и дальнейшему развитию у
обучающихся умений сотрудничать, общаться, осуществлять коммуникацию.
Эффективность
образовательного процесса находится в зависимости от формы обучения, которую
подбирает педагог. Форма образования отвечает определенным требованиям общества
в определенные моменты, она должна отвечать реальной цели и задаче
образовательного процесса. История мировых педагогических мыслей и практики
преподавания открывает различные формы организации процесса обучение. Отдельно
можно выделить групповую форму работы.
Актуальность
данного исследования обусловлена тем, что в отечественной и зарубежной науках
существуют множество подходов к изучению и применению групповых форм работы в
обучении. Чрезвычайно важным нам представляется необходимость дополнения
классно-урочной системы новыми формами работы, которые смогли бы повысить
эффективность обучения информатике и отвечали бы специфике предмета.
На сегодня
существует множество разных форм организации образовательного процесса на
уроках информатики. Одной из наиболее рациональных форм работы, используемой
при изучении информатики, является групповая, что и предопределяет актуальность
данного исследования. Групповая работа создает основу для коммуникативной
культуры обучающихся, их умение работать в небольшой группе, прислушиваться к
мнению своего товарища, убеждать их в своей правоте, наблюдать свою ошибку,
признавать истинную позицию другого ученика.
Групповой
тип работы играет особую роль на уроке. Педагоги указывают на высокую
результативность такой организации работы учащихся, шанс привлечь каждого в
процесс познания, развить ответственность (в данном случае качество знаний, как
у других детей в группе).
Высокая
результативность занятий взаимосвязана с деятельностью учащихся. Основной целью
групповой работы является развитие мышления учащихся и выработка взглядов с
целью развития способности мыслить. Формы учебных групп позволяют «учителю +
ученику» работать вместе.
Н.Е.
Щуркова дает определение групповой работы, с ее точки зрения групповой работой
является форма организации учебно-познавательного процесса на уроке,
предполагающего деятельность различных небольших групп, работающих как с
общими, так и с конкретными задачами учителя, стимулирующего согласованное
взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и
сотрудничества» [59].
Использование
групповой работы особенно рационально для практической работы учащихся за
компьютером, лабораторных работ и др. В ходе проведения данной работы
используются коллективные обсуждения итогов общей деятельности учащихся,
взаимосоветы и консультации.
Групповая
форма работы делает урок наиболее интересным, воспитывает у обучающихся
осознанное отношение к образовательному процессу, активизирует мыслительные
процессы, дает возможность повторить материал, помогает педагогу пояснять и
непрерывно контролировать знание, умение и навык у обучающихся при наименьшей
затрате времени педагога.
Огромная
роль такой учебной дисциплины как «Информатика» обусловлена повышением уровня
развития информационно-коммуникационной технологии (ИКТ) и ее влияния на все
аспекты жизнедеятельности человека.
Процесс
изучения информатики в учреждениях общего среднего образования ориентировано на
практическую подготовку обучающихся к жизни в информационном социуме.
К числу
основных целей изучения дисциплины «Информатика» можно отнести:
¾
становление компьютерной грамотности
(овладение требуемым комплексом знаний и умений работы с компьютером и применения
компьютерных технологий; осознание информационной базы и значения
информационной технологии в социуме);
¾
становление логического и алгоритмического
мышления (развитие умения решать задачи, нуждающиеся в плане действий для
достижения желаемых результатов, с применением мыслительных операций: анализа,
синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения, уточнения, классификации и
др.);
¾
воспитание информационной образованности
(способности учащихся овладевать, уметь, использовать, преобразовывать
информацию при помощи любой информационной технологии).
К числу
основных задач, решаемых в ходе изучения дисциплины «Информатика»:
¾
создание теоретической основы и практических
навыков в сфере информатики, алгоритмов и программирования,
информационно-коммуникационной технологии;
¾
становление познавательного интереса,
интеллектуальной и творческой способности;
¾
развитие навыка индивидуальной и
коллективной деятельности;
¾
воспитательный процесс по развитию
трудоспособности, ответственного отношения к следованию этическим и
нравственным нормам при применении информационно-коммуникационной технологии.
Многие
методисты занимались исследованием групповым форм обучения как метода усиления
эффективности обучения на уроке. Формы организации деятельности учащихся в
течение урока всегда волновала учителей, ведь от ее подбора зависит
результативность образовательного процесса.
Работы
многих исследователей таких как Д.Б. Эльконин, В.В Давыдов, В.В. Рубцов и
многих иных доказали результативность применении групповых форм организации деятельности
на уроке [18, 46, 60]. Так как, данным образом, учащийся становится субъектом
деятельности, он становится активным инициатором, а не только пассивным
исполнителем, он вовлекается в реальность, приближенную к жизненной.
Особенности
использования групповых форм работы описаны в научно-педагогических трудах З.А.
Абасова, И.А. Алёхиной, Л.В. Байбородовой, С.В. Дандановой, И.А. Журавлева,
В.П. Клевакиной, В.В. Котова, Л.Г. Пузеп, А.Ю. Терещенко и др.
Вклад в
исследование проблем групповой работы в урочной деятельности был сделан В.А.
Буровым, М.Д. Виноградовой, Х.И. Лийметс, Р.И. Малафеевым, Б.И. Первининым и
др.
Вместе с
тем существует противоречие между необходимостью использовать групповую работу
в процессе обучения информатике и недостаточной разработанностью педагогических
условий ее использования.
Это
обусловило актуальность темы «Методические особенности организации групповой
работы учащихся на уроках информатики» и постановку ее проблемы, заключающуюся
в выявлении педагогических условий организации групповой работы при изучении информатики.
Объектом послужил процесс обучения информатике в школе.
Предметом
является групповая форма работы как одна из форм обучения информатике.
Цель работы
– теоретическое обоснование и анализ методических особенностей организации
групповой работы учащихся на уроках информатики.
Достижение поставленной цели предполагает решение
следующих задач:
¾
изучение
понятия «групповая работа», ее видов и истории;
¾
анализ,
используемых методов и форм групповой работы в обучении информатике;
¾
дать
методические рекомендации для организации групповой работы в обучении
информатике в школе. .
В работе
использовались следующие методы исследования: анализ и синтез, обоснование,
сравнение, анализ документов (учебников).
Теоретическая
значимость заключается в уточнении особенностей использования групповых форм в
обучении информатике учащихся.
Данное
исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во
введении представлена актуальность темы исследования, цель, задачи, объект и
предмет. В первой главе обозначены теоретические аспекты проблемы исследования,
описано понятие «групповая работа», ее виды и история. Во второй главе
представлен анализ методов и форм преподавания информатики. В заключении
сделаны выводы о проделанной работе. Список литературы состоит из 25
источников.
Заключение:
Успешное
обучение детей информатике предполагает использование в педагогическом процессе
разнообразных форм и методов, одним из наиболее эффективных среди которых
является групповая работа. Среди видов групповой работы выделяют звеньевой,
бригадный, кооперировано-групповой и дифференцированно-групповой.
Групповой тип работы формирует благоприятное условие для
включения каждого учащегося в активную работу на занятиях. Групповой тип работы
позволила осуществить индивидуальный подход в контексте массового образования, создать
взаимодействия обучающихся с целью обнаружения их индивидуальных способностей и
потребностей.
На основании Федерального государственного образовательного
стандарта общеобразовательный курс информатики включен в предметную область
«Математика и информатика», обеспечивающую активность учащихся в
учебно-познавательной деятельности.
В групповых формах обучения обучающиеся работают в группах,
созданных на другой основе и на другой период времени. Это довольно типичная
форма обучения при использовании компьютерных технологий, например, при
освоении нового программного обеспечения, при работе над проектами, когда не
хватает компьютеров и т.д. Эта форма может отражать реальное разделение труда в
команде программистов, работающих над одной задачей. Данная форма активизации
учащихся обладает многими достоинствами. В первую очередь, усиливается
учебно-познавательная мотивация обучающихся. Во вторую очередь, уменьшается
уровень тревоги, страха стать неуспешными, некомпетентными в решении
определенных проблем. В третью очередь, группа обладает более высокой
обучаемостью, эффективностью усвоения и обновления знаний. При общем исполнении
заданий реализуется взаимное обучение. Именно групповая работа содействует
повышению качества психологической обстановки, формированию толерантного
отношения, умения вести диалог и аргументировать собственную позицию.
Основой курса информатики является технологический компонент,
обеспечивающий решение метапредметной задачи, заложенной в ФГОС ООО: воспитания
и развития личности на основании с требованием информационного общества, а
кроме того формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся,
компоненты которой входят в структуру универсальной образовательной
деятельности. Вместе с системными знаниями по дисциплине, существуют
универсальные (метапредметные) умения, которые являются важнейшей целью
обучения и находят отражение в междисциплинарном и интегративном содержании
изучаемого материала.
На
сегодняшний день по предмету «Информатика и ИКТ» представлены в значительном
количестве учебно-методические разработки для различных возрастных категорий
обучающихся. Опубликовано большое количество таких изданий как учебники,
учебные пособия и методические рекомендации для учителей.
Самые известные и
используемые линии УМК по информатике: УМК «Информатика и ИКТ» под авторством
Угриновича Н.Д. в 8-9 классах, основной школы. УМК «Информатика и ИКТ», автор
Семакин И.Г. УМК Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ».
Стоит отметить
не любое общее исполнение на уроке заданий группой обучающихся можно назвать
групповой организацией деятельности. Так можно сказать, если исполняются такие
условия:
¾
на уроке обучающиеся делятся на
несколько групп для разрешения определенной учебной задачи, в идеальном
варианте – обучающиеся сами делятся на группы в соответствии со своими
симпатиями и поставленными перед ними задачи;
¾
содержание группы не может быть
постоянным, оно должно быть таким, чтобы с наибольшей результативностью для
всего коллектива можно было бы осуществить образовательные возможности любого
из члена группы;
¾
любая группа получает задание либо
выбирает его самостоятельно из перечня заданий, которые предлагает учитель, и
исполняет его коллективно под руководительством коллективно избранного лидера в
группе;
¾
принимается и дается оценка вкладу в
исполнение задания любого члена группы.
Таким
образом, цель, поставленная в работе, достигнута, а задачи решены.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В ШКОЛЕ
1.1. Психолого-педагогические основы организации групповой формы
работы на уроках в школе
Успешное
обучение детей информатике предполагает использование в педагогическом процессе
разнообразных форм и методов, одним из наиболее эффективных среди которых
является групповая работа.
По
определению В.В. Котова, групповой работой является «метод организации совместных
усилий, обучающихся по решению поставленных на уроке учебно-познавательных
задач в составе группы» [30].
По
утверждению Х.Й. Лийметса, «групповая работа характеризуется непосредственным
взаимодействием между обучающимися, их совместной согласованной деятельностью»
[35].
В учебном
пособии «Педагогика» под редакцией П.И. Пидкасистого групповая работа
описывается через ряд признаков. Так, отмечается, что основными признаками
групповой работы школьников на уроке являются следующие [43]:
¾
класс делится на уроке на группы для решения
определенных учебных задач;
¾
каждой группе дается конкретное задание
(либо дифференцированное, либо одинаковое для всех), и группа выполняет его
сообща при непосредственном руководстве учителя либо лидера группы;
¾
выполнение заданий в группе осуществляется
способом, позволяющим оценивать и учитывать индивидуальный вклад каждого её
члена;
¾
состав группы обычно непостоянен и
подбирается на основании того, чтобы с наибольшей результативность для группы
осуществить учебные способности любого из членов группы.
Признаки,
перечисленные в представленном определении, описывают групповую работу, как с
позиции организации групповой работы распределения ролей и взаимодействия
учащихся в образовательном процессе, так и с позиции целей их общей
деятельности.
Групповую
работу изучал В.В. Котов. Так, в его работах речь идет о выделении в групповой
работе некоторых составляющих, в соответствии с которыми [30]:
¾
перед началом работы педагог подготавливает
учащихся, организует введение учащихся в работу, предлагает решить определенные
образовательные задачи в работе;
¾
происходит обсуждение основных вопросов по
работе, определяются основные образовательные проблемы и методы их разрешения,
также педагог распределяет главный круг обязанностей;
¾
отслеживание деятельности учащихся в
процессе групповой работы, поправление их неверных действий и уточнение позиции
обучающегося в группе;
¾
выполнения образовательных задач;
¾
организация процесса взаимных проверок
учащихся;
¾
педагог опрашивает учащихся о полученных
результатах в процессе выполнения групповых работ, происходит обсуждение
основных моментов по результатам проведения работы;
¾
педагог оценивает по отдельности каждого
участника группы.
Дополняя
представленные выше определения можно отметить, что групповая работа может
представлять собой как один из фрагментов урока, после которого учащиеся
переходят к другой форме работы (например, фронтальной), так и выступать в
качестве формы организации всего урока (что бывает значительно реже) [58].
По мнению
Е.И. Пассов «Группой является некоторое число обучающихся (от трех до пяти), на
время объединенных преподавателем либо по личной инициативе с намерением
исполнения учебных заданий и имеющих единую цель и функциональную структуру»
[41].
Во всех указанных
определениях общим является то, что формируются малые группы временно,
объединенные для исполнения общих заданий.
К
исследованию возможностей и методов организации групповой работы в
образовательном процессе было обращено множество работ известных ученых.
По мнению
В.И. Дьяченко групповой метод воспитания и учения появился в
пятнадцатом-шестнадцатом веках, когда возникло противоречие в структуре
индивидуального метода воспитания, не отвечавшего требованиям зарождающегося
буржуазного социума [23]. Индивидуальные способы образования потеряли
собственную эффективность из-за роста групп. Он также указывает на то, что
групповые формы организации образования произвели революцию во всем учебном
процессе, они стали системообразующими компонентами.
Так, в 1970-е
годы такие авторы как И.Б. Первин и М.Д. Виноградова занимались исследованиями
в сфере коллективной познавательной деятельности. Они пришли к следующим
результатам. С их позиции в процессе коллективных или групповых занятий
учащиеся обогащают друг друга знаниями, обмениваются определенными ценностями.
Также указывают на то, что важным значением обладают взаимные отношения
учащихся в процессе такой деятельности, то каким образом происходит их общение
[11].
Спустя одно
десятилетие популярность появилась у идеи коллективных образовательных методов
еще одних известных авторов. А.Г. Ривин и его коллега В.К. Дьяченко изучали
коллективные формы работы [23]. Их концепция заключалась в постоянной смене
состава коллектива: сначала один ученик является ведущим или учителем, затем
его сменяют другие учащиеся. Таким образом, в такой деятельности и при такой
работе любой из учащихся станет ответственным. Все учащиеся будут стараться
быть успешными в учебе и позволить добиться успеха другому [13]. Так, В.К.
Дьяченко полагал о наличии некоторых основных идей коллективных методов
обучения. Они заключаются в следующем [23]:
¾
состояние законченности работы;
¾
оказание взаимной помощи, партнерство;
¾
реализация учебного процесса в соответствии
с личными возможностями каждого учащегося;
¾
непрерывный процесс получения и отдачи
знания и умения;
¾
присутствие учащихся разных возрастов;
¾
наличие различных тематик в образовательной
сфере;
¾
процесс непрерывной интернационализации.