Часть дипломной работы на тему Местное самоуправление в Российской Федерации как институт публичной власти и гражданского общества
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы местного самоуправления 11
1.1. Понятие и структура органов местного самоуправления 11
1.2. Принципы местного самоуправления 26
Глава 2. Деятельность органов местного самоуправления 40
2.1. Администрация как исполнительный орган публичной власти 40
2.2. Полномочия органов местного самоуправления 51
2.3. Проблемы в деятельности органов местного самоуправления и направления их решения 61
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 74
Приложение 81
Введение:
Актуальность темы магистерского исследования. Местное самоуправление в РФ занимает ведущие позиции в народовластии. Мы ежедневно видим их работу, читаем локальные нормативно-правовые акты, смотрим о работе МСУ по телевидению. Именно поэтому вопрос о статусе муниципального образования как субъекте права особенно интересен и актуален. Если отправиться в исторический дискурс, то термин «местное самоуправление» вошел в правовой оборот в Российской Федерации не так давно. Лишь при принятии Конституции РФ, в ст. 1 закреплено, что РФ является правовым демократическим государством с республиканской формой правления. В свою очередь, местное самоуправление является неотъемлемой частью прямой демократии. Через ОМСУ осуществляется активное участие населения в управлении власти.
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ местное самоуправление признается и гарантируется на уровне государства. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В Конституции РФ местному самоуправлению посвящена специальная глава 8 «Местное самоуправление», в нормах которой закреплено, что местное самоуправление РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения в рамках муниципального округа; осуществляется в городских, сельских поселениях, а равно на других территориях с учетом исторических и культурных местных традиций, а структура последних определяется населением самостоятельно.
Муниципальные органы управляют муниципальной собственностью самостоятельно. Также они формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы и решают иные вопросы местного значения. Муниципальные органы могут наделяться законодательством отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для осуществления последних материальных и финансовых средств. Однако в любом случае их реализация подконтрольна государству.
В соответствии со ст. 133 Конституции РФ органы местного самоуправления имеют гарант на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, которые возникли в результате решений, принимаемых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, которые установлены Конституцией РФ и иными федеральными законами.
Конституционная модель органов местного самоуправления является одной из основ конституционного строя страны. Органы местного самоуправления призваны обеспечивать защиту интересов граждан, которые исходят из вопросов совместного проживания последних на определенной территории (муниципальной), а также на неизбежном взаимодействии друг с другом.
Именно поэтому местное самоуправление принято считать одной из фундаментальных основ российской системы народовластия.
Форма самоорганизации граждан для решения вопросов местного значения – такое определение органам местного самоуправления дает государство. Также оно определяет его через обеспечение повседневных потребностей каждого человека в отдельности и всех граждан муниципального образования в целом. Также органы местного самоуправления можно определить через систему форм организации и деятельности населения муниципальных территорий с целью самостоятельного и под свою ответственность решения непосредственно или через избираемые и иные органы вопросов местного значения в целях обеспечения жизнедеятельности людей, проживающих на территории муниципального образования.
Вопросы местного значения — это вопросы, которые отнесены уставом муниципального образования к вопросам непосредственного обеспечения жизнедеятельности граждан муниципального образования. Данные вопросы определяются в соответствии с Конституцией РФ, федеральным законодательством, а также с законодательством субъектов РФ.
Система муниципальных органов состоит из представительных и исполнительных органов местного самоуправления. К ним относятся советы, собрания, комитеты, главы муниципальных образований, администрации муниципального образования.
Олицетворением представительной муниципальной власти является глава муниципального образования. Он осуществляет руководство комплексным развитием муниципального образования вместе со своим административным аппаратом. Также через него он реализует исполнительную власть в муниципальном образовании, осуществляет весь комплекс функций оперативного управления всеми сторонами жизнедеятельности населения муниципального образования
Рассмотрим местное самоуправление в широком и узком смысле. В широком МСУ — это управление местным хозяйством, а также управление в четко определенных территориальных границах муниципального органа населением, проживающем на его территории. А также в юридической литературе встречается такая точка зрения, что ОМСУ- это территория, в пределах которой данная власть осуществляется. Так сказать мини- государство. В нем есть свой бюджет, нормативные акты, своя муниципальная собственность, выборные органы.
С 1993 года с принятием Конституции в РФ МСУ признается и гарантируется. Оно является самостоятельным органом в пределах своих полномочий, а также, что особенно важно для правопонимания, не входит в систему государственных органов. Правовая природа МСУ заключается в предоставлении права населению самостоятельно и под свою ответственность решать вопросы местного значения.
Данное правовое положение нашло свое отражение не только в Конституции РФ, но и в таком международном правовом акте как Европейской Хартии местного самоуправления.
Несмотря на то, что ОМСУ не входят в систему государственной власти, достаточно большой объем его полномочий обладает государственно-правовым характером. При сравнении признаков актов местного самоуправления с признаками актов государственных органов, можно заметить значительное сходство.
Основным нормативно правовым актом, который регулирует общественные отношения в области местного самоуправления, является Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Заключение:
В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы.
1. «Муниципальное управление» и «местное самоуправление» — равнозначные понятия. Для муниципального управления характерно относительно самостоятельное (с учетом интересов населения) формирование целей и задач органов власти и управления, бюджета, ресурсной базы и т.д. муниципальное управление — это практическое, организующее и регулирующее воздействие местных органов власти на общественную жизнедеятельность населения муниципального образования в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, а также эффективного использования территориального потенциала.
2. Содержанием муниципального управления являются все процессы управления социально-экономическими системами и объектами муниципального образования. Субъект муниципального управления — это население муниципального образования и образованные им органы местного самоуправления. Объект муниципального управления — это муниципальное образование со всеми его структурами, связями, отношениями, ресурсами. Специфика муниципального управления определяется прежде всего особенностями муниципального образования как объекта управления, включающего все стороны жизни людей.
3. В соответствии со структурой объекта управления, в качестве которого в сфере муниципального управления выступает муниципальное образование, методы управления по уровню их применения подразделяются следующим образом: методы, которые относятся ко всему муниципальному образованию как системе; методы, относящиеся к подсистемам, выделяемым в рамках муниципального образования (экономическая, социальная, природно-ресурсная и т.д.); методы управляющего воздействия по отношению к отдельному работнику или отдельным группам.
4. Управленческая деятельность на муниципальном уровне представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения, устройства и функционирования местного самоуправления, которое призвано служить надежным механизмом регулирования взаимоотношений между частными и общественными интересами в процессе эффективного использования территориального потенциала. Вместе с тем определяющую роль в социально-экономическом развитии муниципального образования играют органы местного самоуправления. Решающее значение при этом имеет научно обоснованный выбор методов управления, с помощью которых непосредственно реализуется экономическая политика.
5. Современное состояние муниципального управления характеризуется двойственным образом. С одной стороны, в результате осуществления реформ появилась возможность относительного решения всех вопросов и проблем, относящихся к компетенции местного самоуправления. Полномочия федеральных государственных (региональных) и муниципальных органов достаточно четко разделены. Для выполнения своих функций муниципальные образования наделены значительной муниципальной собственностью, которая является экономической основой местного самоуправления. С другой стороны, в результате перераспределения функций государственных и местных органов власти не произошло адекватного перераспределения источников доходов. В этих условиях органы местного самоуправления стоят перед необходимостью поиска наиболее доступных и эффективных способов экономического и административно-хозяйственного управления на своей территории.
6. Эффективность реализации принципа самостоятельности в организационной сфере невозможна без обеспечения слаженной работы всех органов и должностных лиц местного самоуправления, повышения функциональной роли каждого из них в процессе управления муниципальным образованием и повышения значимости мнения населения в оценке практической деятельности этих органов и должностных лиц.
7. Подход федерального законодателя к формированию перечней, как полномочий, так и вопросов местного значения в рамках Закона о местном самоуправлении и иных федеральных законов, которыми могут быть предусмотрены отдельные полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, должен быть в максимальной степени системным и научно обоснованным. В свою очередь, четкое видение субъектами управления муниципальных образований структуры и содержания своей компетенции создаст условия для более эффективной организации и осуществления ими деятельности по решению, как стратегических, так и текущих задач муниципального управления, от которых, в свою очередь, зависит повышение качества жизни населения соответствующих муниципальных образований.
8. Эффективность деятельности органов муниципальной власти обусловлена рядом ключевых факторов, в частности:
— недостаточно структурированной финансовой базой;
— отсутствием четко проработанного плана по стратегическому развитию муниципальных образований;
— нечетко определенными сферами полномочий, по реализации целей стратегического планирования и развития городов, определяемых отсутствием должной системы распределения компетенций между органами местного самоуправления и органами на уровне субъекта;
— низким уровнем квалификации муниципальных служащих.
Сложившаяся отечественная модель функционирования местного самоуправления и гражданского общества требует дальнейшей модернизации с постоянным развитием общественных отношений. Совершенствование рассматриваемых институтов позволит расширить участие гражданского общества в лице его населения в решении социально важных вопросов и выступит инструментом формирования концептуального нового уровня взаимодействия.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы местного самоуправления
1.1. Понятие и структура органов местного самоуправления
Понятие местного самоуправления относительно недавно вошло в современную отечественную политическую терминологию. Впервые слова «местное самоуправление» в качестве официального юридического термина появились в союзном Законе от 9 апреля 1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» .
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дает следующее определение местного самоуправления (п. 2 ст. 1): «Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».
Это определение базируется на нормах Конституции РФ: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно» (ст. 12); «Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления» (ч. 2 ст. 130); местное самоуправление осуществляется «с учетом исторических и иных местных традиций».