Часть дипломной работы на тему Медиаобразовательные функции социальных проектов в становлении психологической культуры личности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ:
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ.. 6
1.1.Основные функции и направления развития современной
российской социальной журналистики. 6
1.2.Социальные проблемы, отражаемые в СМИ.. 12
1.3.Способы отражения социальных проблем в СМИ.. 19
1.4. Медиаобразовательные функции и психологические
особенности личности 29
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТАТЕЙ НА СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕМЫ.. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 72
ПРИЛОЖЕНИЕ. 79
Введение:
В условиях
современного мира совершенно привычным явлением стали огромные потоки
информации. К её источникам традиционно относят прессу, телевидение, радио,
книги, кино, интернет, все эти разновидности консолидируются под общим термином
«медиа». Однако информация по природе своей не всегда является истиной, зачастую
она может преподноситься в искаженном виде, интерпретируется в зависимости от
воззрений и убеждений автора. Достаточно большое количество места в
медиа-пространстве занимают фейковые сообщения, призывы к агрессии, насилию,
противоправным действиям, экстремизму и буллингу. При этом такого рода
информация может вуалироваться под развлекательные либо даже образовательные
материалы.
В связи с
этим существенно возрастает значение необходимости подготавливать аудиторию к
активному творческому поиску и использованию информации. В обществе все чаще
формируется запрос на адекватную самостоятельную переработку медийного
содержания.
Для этого
крайне важно развивать аналитические способности для правильной интерпретации и
оценки содержания получаемой информации. Не лишним умением будет и навык
ориентироваться в масштабах современного медиа-пространства, быстро находить
там необходимую информацию, грамотно пользоваться всеми возможностями медиа и
применять их на практике в профессиональной деятельности, творчестве, образовательном
процессе и в повседневной жизни. Следовательно, на сегодняшний день вопрос
медиаобразования в достаточной степени актуален.
Медиаобразование
занимается повышением цифровой грамотности населения, обучает умению взаимодействовать
с информацией в условиях и рамках современного общества.
Основные
задачи медиаобразования:
-обучение
способам общения на основе невербальных форм коммуникаций с помощью технических
средств,
— предложить
человеку методику понимания основ современного общения, осознания последствий
воздействия медиапространства на психику;
— подготовить
новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию и
фильтрации различной информации.
Целью
современного медиаобразования является помощь людям всех возрастов в развитии
способностей по поиску информации и выражению собственной позиции, формированию
навыков критического мышления, эффективных коммуникационных способностей при
помощи технических средств и интернета в том числе.
Благодаря медиаобразованию человек учится грамотно находить информацию в
различных источниках, включать информацию в систему уже имеющихся знаний,
использовать эти навыки при восприятии и
критическом осмыслении информации, систематизировать её по заданным
признакам и понимать цель информирования. В ходе образовательных процессов
человек формулирует личностные позиции, которые может аргументированно и
культурно защищать, устанавливает ассоциативные и причинно –следственные связи,
после чего может эффективно создавать авторский медийный контент и продвигать
его в сети интернет.
Таким
образом, без медиаобразования нельзя говорить о гармоничном социально-культурном
развитии личности.
Целью работы
является анализ медиаобразовательных функций социальных проектов в становлении
психологической культуры личности.
Предмет
исследования: влияние медиаобразовательных функций социальных проектов на
становление психологической культуры личности.
Объект
исследования: социальные проекты в становлении психологической культуры
личности.
Задачи:
1. Выделить основные
функции и направления развития современной российской социальной журналистики.
2.
Охарактеризовать социальные проблемы, отражаемые в СМИ и сформулировать способы
отражения этих проблем.
3.Проанализировать
медиаобразовательные функции и психологические особенности личности.
4. Выявить
влияние медиаобразования на формирование полноценной социально адаптированной
личности.
5. Доказать
необходимость повсеместного распространения медиаобразования.
6. Раскрыть
аспекты влияния медиапространства на среднестатистического человека.
Структура
работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной
литературы и приложения.
Заключение:
Современное
медиапространство – очень масштабное, постоянно развивающееся поле, несущее
огромные потоки информации на среднестатистического индивида. Без специальной
подготовки и навыков достаточно сложно эффективно ориентироваться в СМИ,
анализировать, выбирать и фильтровать информацию, на это уходит огромное
количество времени и сил. Медиаобразование помогает решить эту проблему,
обеспечивает человека необходимым набором инструментов и помогает успешно
отличать фейковую информацию от реальной, выражать собственное мнение по поводу
тех или иных новостей, формулировать и ставить четкие задачи, решения которых
человек ожидает от СМИ.
Наиболее
эффективной в вопросах снабжения и удовлетворения человека информацией о самом
себе является социальная журналистика. Она освещает конфликты и противоречия с
которыми общество сталкивается в ходе своего развития, это всегда ярко и
провокационно, чем привлекает внимание человека. Однако медиаобразование
помогает человеку в выработке необходимых правильных реакций на социальные
репортажи и проблемы. Благодаря грамотной социальной журналистике люди могут
кооперироваться и объединяться для решения проблем, заниматься
благотворительностью и взаимопомощью, брать пример со знаменитостей, и т.д. Но
к любому освещению острых общественных проблем необходимо подходить осторожно,
чтобы не спровоцировать эскалации конфликта и не разгневать общественные массы.
Именно поэтому все ещё считается, что нам необходима профессиональная, а не
гражданская журналистика. Только образованный и всесторонне развитый человек
может посмотреть на проблему под разными углами и сформулировать её корректное
освещение, которое поможет привлечь всеобщее внимание и направить все усилия на
благополучное разрешение ситуации. Благодаря активным социальным действиям СМИ
можно говорить о формировании всесторонне развитого гражданского общества,
которое не молчит о существующих проблемах и задается конкретными путями их
решения. Именно СМИ помогают формировать активное общественное мнение,
позволяют людям высказывать о своих проблемах и переживаниях, выполняя при этом
не только информационную, но и образовательную функцию.
Полноценно эта функция раскрывается в развитии медиаобразования. Благодаря
этому феномену у общества появилась возможность стать более интегрированным в
разросшуюся информационную сеть, грамотно использовать все предлагаемые
интернетом механизмы, создавать авторский качественный медийный контент. Медиаобразование формирует сознательных участников
коммуникационных процессов, которые знают, как донести свою мысль до широкой
аудитории и в результате не боятся быть вовлеченными в любые проявления социальной
активности, будь то реклама, проекты, акции, шествия, демонстрации и
волонтерские собрания. Через участие в социальных проектах молодежь может
научиться сочувствию, взаимопомощи, раскрыть свои лучшие нравственные качества
и создать комфортную для взаимного сосуществования различных групп среду. СМИ
как главный координатор этих процессов может создавать специальные
образовательные площадки, способствующие консолидации молодежных движений и
непосредственному психологическому развитию культуры личности. Человек, живущий
в информационном вакууме, при всем желании будет неспособен развиваться наравне
со своими «собратьями», а значит и не сможет эффективно интегрироваться в
общество. Таким образом, СМИ выполняют ещё и адаптивную функцию, помогая людям
успешно взаимодействовать друг с другом.
Тем
не менее, не стоит идеализировать СМИ в вопросах решения социальных проблем,
они не всегда выступают эффективным и непредвзятым инструментом, возможны
прецеденты намеренной эскалации социальных проблем, подмена фактов и
откровенная пропаганда в том случае, если СМИ коммерческой направленности.
Поэтому следует обеспечивать неподкупность и независимость социальных СМИ и
рассмотрение социальной проблематики с разных объективных сторон, чтобы не
провоцировать нагнетания конфликта и возможного социального взрыва. На СМИ
лежит большая ответственность, тем более в условиях огромной их доступности и
массовости.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1.Основные
функции и направления развития современной российской социальной журналистики
Социальная журналистика занимается исследованием и описанием групп
конкретных людей и общества в целом, а также их взаимодействием, конфликтами и
противоречиями. Социальная журналистика в современном мире является неотъемлемой частью
публичного пространства, так как она направлена на
поддержание стабильности в обществе и раскрытие его внутренних проблем.
В
связи с этим актуальным является изучение социальных проблем, освещаемых
журналистами, и ознакомление с их социальной позицией. Понятие
«социальные проблемы» применяется в отношении разнообразных явлений, к примеру:
здоровье, преступность, бедность, расизм, перенаселенность, гендерное
неравенство, голод и т.д. Данное определение способно охватить все социальные
условия, классифицируемые как проблемные» [Ясавеев
2007, с. 275]. Е. Рубинтгон и М. Вайнберг отмечают, что «социальная проблема –
это ситуация, несовместимая с ценностями значительного числа индивидов,
утверждающих, что необходимо действовать с целью ее изменения» [Rubington, Beinberg 1995, р. 4]. Поскольку
журналистика – это один из основных инструментов взаимодействия различных
социальных групп, является вполне логичным освещение в СМИ различных
общественных проблем и предложение путей их решения.
Однако важно уточнить, что
социальная журналистика — это не только освещение проблем социальной сферы, но,
прежде всего, профессиональная идеология, противостоящая коммерческой и
PR-практике современных СМИ. Тенденции развития современного общества
показывают стремление к консюмеризму, сибаритству и желанию закрыть глаза на
неблагополучие окружающего мира. В связи с этим социальная журналистика хоть и
не всегда оказывается коммерчески востребованной, находится на острие проблем
самосохранения общества, способствуя взаимодействию и консолидации его конструктивных
сил. Освещение социальной проблематики требует от журналиста комплексных знаний
о предмете, высокого уровня владения гуманитарными технологиями, да и просто
жизненного опыта, которые у молодых журналистов ещё должным образом не
сформированы. Тем не менее, именно среди
студентов популярны социальные темы, которые активно заимствуются в период
обучения и освещаются на эмоциональном уровне, нередко в русле привычных
стереотипов, актуальных политических дискурсов, в форме стандартных житейских
историй и дебатов конфликтующих социальных групп.
Профессиональная подготовка
должна включать в себя овладение навыками оперативного сбора, классификации,
архивирования, высокого уровня достоверности социальной информации: студенты
учатся находить значимые для социальной сферы события, оценивать и накапливать
сведения о социальных явлениях и процессах, определять оптимальную форму
освещения событий на каждом из этапов их развития. Разумеется, должен быть и
высокий уровень психологической устойчивости и подготовки, ведь социальная
тематика нередко является противоречивой, болезненной и требует осторожного
освещения во избежание призывов к экстремизму и агрессии.
Обучающиеся должны владеть
актуальными творческими технологиями работы журналиста с социальной проблематикой,
оценивать компетентность источника социальной информации, владеть навыками
сбора такой информации посредством диалога (интервью), работы в актуальных
диалогических жанрах, используемых при освещении социальных событий,
использовать полученные профессиональные практики в общении с «социальным»
героем.
Социальной сфере в СМИ
посвящено много исследований как отечественных (М.А. Бережная, Р.Г. Иванян, Т.И.
Фролова, И.Г. Ясавеев и др.), так и зарубежных ученых (Ч. Боск, К. Киник, Д. Кругман,
Г. Камерон, С. Хилгартнер, М. Фишман и т.д.) [Ясавеев
2000, с. 217].
Надо
заметить, что иногда средства массовой информации сами предоставляют доступ и
создают социальные проблемы для большого числа потребителей во всем мире, и, в
свою очередь, сами же становятся социальной проблемой. Средства массовой
информации обвиняются широким спектром теоретиков и критиков в пропаганде
насилия и сексизма, расизма, гомофобии, эйджизма и других репрессивных
социальных явлений. Социальные проблемы, связанные со средствами массовой информации,
также предполагают вредное влияние средств массовой информации на детей и
молодежь через пропаганду, повышения уровня подростковой распущенности и
сексуальности с помощью рекламных манипуляций и поощрения чрезмерного
потребления и материализма.
Второй точкой
зрения является мнение о том, что СМИ — один из наиболее эффективных
инструментов постановки, а зачастую и решения социальных проблем. Они не только
показывают действительную картину происходящего, различные мнения и точки
зрения, которые существуют в обществе, отношения между социальными группами и
людьми, но и стремятся оказать позитивное влияние на отображаемую
действительность и повлиять на социальные институты, управляющие различными
сферами жизни с помощью призывов к справедливости, просьбам к власть имущим, а
иногда и прямым созданием благотворительных фондов и организаций. Именно СМИ
позволяют кооперироваться людям по интересам, объединяться под эгидой той или
иной точки зрения и отстаивать свои взгляды и убеждения.
С помощью конкретных методов и новых технологий средства
массовой информации берут на себя функцию организатора площадки для решения
социальных проблем, выступают одним из основных источников получения людьми
информации о социальной сфере. Где ещё людям узнавать о том, что их угнетают и
что им нужно с этим делать? СМИ могут
Фрагмент текста работы:
. МЕДИАОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Основные функции и направления развития современной российской социальной журналистики
Социальная журналистика – это вид журналистики, объектом которой выступают конкретные люди, их группы и общество в целом, а также их взаимодействие и противоречия внутри общества. Социальная журналистика в современном мире является неотъемлемой частью публичного пространства, так как ее основной целью является поддержание стабильности в обществе.
В связи с этим актуальным является изучение социальных проблем, освещаемых журналистами, и социальной позиции журналистов. Понятие «социальные проблемы» применяется в отношении таких «разнообразных явлений, таких как здоровье, преступность, бедность, расизм, перенаселенность и т.д. Данное определение способно охватить все социальные условия, классифицируемые как социальные проблемы» [Ясавеев 2007, с. 275]. Е. Рубинтгон и М. Вайнберг отмечают, что «социальная проблема – это ситуация, не совместимая с ценностями значительного числа индивидов, утверждающих, что необходимо действовать с целью ее изменения» [Rubington, Beinberg 1995, р. 4]. В связи с этим интерес исследователей вызывает сопоставление особенностей освещения социальной проблематики на страницах разных изданий СМИ.
Социальной сфере в СМИ посвящено много исследований как отечественных (М.А. Бережная, Р.Г. Иванян, Т.И. Фролова, И.Г. Ясавеев и др.), так и зарубежных ученых (Ч. Боск, К. Киник, Д. Кругман, Г. Камерон, С. Хилгартнер, М. Фишман и т.д.) [Ясавеев 2000, с. 217].
Средства массовой информации должны отображать социальные проблемы (с нацеленностью на их дальнейшее устранение), так как в задачи СМИ входит не только информирование аудитории, но и улучшение ее жизни. Оказавшись на передовых позициях и имея огромную значимость в жизни общества, эта тема стала постоянной составляющей «повестки дня» в СМИ. Публикации о социальных проблемах составляют значительную долю контента, активно заполняя его новостные, аналитические и развлекательные части [Прохоров 2018, с. 25].
Для того чтобы проблема была решена своевременно и результативно, средства массовой информации зачастую берут на себя роль исследователя, опирающегося на технологии мониторинга настроений, позиций, предпочтений населения и анализа собранной информации [Ясавеев 2000, с. 217].
СМИ являются одним из эффективных инструментов постановки, а зачастую и решения социальных проблем. Они не только показывают реальную картину происходящего, различные мнения и точки зрения, которые существуют в обществе, отношения между социальными группами и людьми, но и стремятся оказать позитивное влияние на отображаемую действительность и повлиять на социальные институты, управляющие различными сферами жизни.
С помощью определенных методов и современных технологий средства массовой информации берут на себя функцию организации решения социальных проблем, выступают одним из основных источников получения людьми информации о социальной сфере. Их действия направлены на активизацию конструктивных сил общества, в том числе и на побуждение населения к активным действиям для преодоления социальных проблем. Используя все средства оповещения аудитории, СМИ призывают население «не проходить мимо» и участвовать в устранении негативных факторов, которые препятствуют развитию общества, приводят к дисбалансу общественных, коллективных и личных интересов, а также к разрушению ключевых социальных ценностей. Кроме того, СМИ заставляют население анализировать сложившуюся ситуацию, делать выводы и предотвращать дальнейшее появление подобных проблем, так как, по мнению М.И. Дзялошинской, «информация помогает принимать осмысленные решения, опирающиеся на знание состояния дел и объяснений происходящего» [Дзялошинская 2015, с. 365].
Предметный потенциал социальной проблематики в СМИ огромен. Он включает в себя отдельные элементы социальной сферы и их постоянно меняющуюся актуальную проблематику, становление современных институтов, общественную экспертизу новых законов и решений, интересы социальных, национальных и прочих групп, неисчерпаемую проблематику отдельных личностей. Предметом могут стать факты, ситуации, события, процессы или явления ‒ то есть актуальная, достоверная, оперативная информация о структурном и функциональном состоянии общества или его отдельных групп, которая поддерживает баланс интересов о социальной динамике и характере ее протекания, а также это информация, которая позволяет своевременно устранить критические ситуации.
Однако, несмотря на огромный предметный потенциал социальной проблематики и многообразные формы подачи этой информации в СМИ, не стоит забывать о других формах воздействия на аудиторию. Сегодня из-за огромных потоков информации, ежедневно обрушивающихся на общество, недостаточно «выводить в массы» социальные темы, ограничиваясь традиционными способами. Это связано с тем, что многочисленные материалы в СМИ на социальные темы постепенно «приедаются», и население спустя время игнорирует или «бегло просматривает» подобные новости, не обращая на них должного внимания. Поэтому, чтобы привлечь население и решить проблему результативно, в практике СМИ в настоящее время принято, например, персонализировать социальные проблемы через призму отдельных личностей, известных персон, присваивая конкретной проблеме «человеческое лицо», тем самым вызывая колоссальный интерес публики к социальной проблематике [Ясавеев 2000, с. 217].