Часть дипломной работы на тему Материнский (семейный) капитал: проблемы и практика правоприменения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Материнский (семейный) капитал: понятие и его значение 6
1.1. Понятие материнского (семейного) капитала и распоряжение его средствами 6
1.2. Правовое регулирование материнского капитала 16
1.3. Порядок и условия оформления материнского капитала 21
1.3.1. Документы, необходимые для подачи заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала 27
1.3.2. Порядок рассмотрения заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала 31
1.3.3. Основания лишения права на материнский (семейный) капитал 33
Глава 2.Характеристика и анализ современного состоянии практики правоприменения в сфере использования материнского(семейного) капитала (на примере Свердловского областного суда) 37
2.1. Характеристика современного состоянии практики правоприменения в сфере использования материнского(семейного) капитала в Российской Федерации 37
2.2. Анализ современного состояния практики правоприменения в сфере использования материнского (семейного) капитала (на примере Свердловского областного суда) положительные и отрицательные стороны. 39
Заключение 48
Список использованных источников 51
Приложения 55
Введение:
Актуальность темы исследования. Семья – одна из главных ценностей человечества. Семья считается естественной частью жизни людей, поскольку в любом возрасте и на любом этапе своего становления и развития так или иначе человек напрямую связан с семьей.
В нашем государстве законодательство в своих положениях отмечает и закрепляет принцип поддержки семьи, материнства и отцовства, детства со стороны государства. Это отображается, прежде всего, в Основном законе государства. Так, в соответствии со ст. 38 материнство, детство и семья находятся под защитой со стороны государства. Более того, забота о детях и их воспитание является в равной мере правом и обязанностью родителей .
В конце XX — начале XXI века появляется ряд негативных явлений: изменился демографический и социальный состав общества, резко сократилась рождаемость и средняя продолжительность жизни населения, ослабла такая важная ячейка общества, как семья. В связи с этим государственная политика была вынуждена принять ряд социальных мер для урегулирования данных проблем. Одной из таких мер была системы мер социальной защиты и поддержки семьи, материнства и детства, создания благоприятных условий для их жизнедеятельности. С 2007 года вступила в действие такая программа, которая существует по сегодняшний день, — материнский капитал, направленная на стимулирование рождаемости.
К реализации Закона приковано внимание самых широких слоев общества, от отдельных российских семей до конкретных представителей среднего бизнеса, от пенсионных учреждений до высших органов государственной власти. Все они через названный Закон принимают самое непосредственное участие в реализации государственной политики в сфере демографии и освоении выделенных для этих нужд бюджетных средств.
Исследование системы социальной защиты и мер государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства всегда являлось одной из самых изучаемых проблематик в общественных науках. Значительное внимание проблемам современного института семьи, репродуктивным установкам и поведению россиян, демографическому прогнозу уделяется в работах А.И. Антонова, С.И. Голод, В.И. Козлова, В.А. Борисова, В.Е. Клочко, А.А. Митринас, В.А. Борисова, А.А. Пахомова, О.Г. Исуповой, А.И. Кравченко.
Непосредственно проблемам материнского капитала посвящено незначительное количество работ, притом они посвящены юридическим аспектам правоприменения (К.В. Бубон, А.Н. Ахмедшина). Социальные эффекты реализации права семей на материнский капитал представлены в исследованиях А.А. Быстрова, П. Сидибе, В.В. Тяжевой, В.В. Петрова.
Таким образом, недостаточная разработка и определила выбор цели темы исследования – выявить эффективность и особенности реализации права на материнский капитал.
Задачи темы исследования:
— рассмотреть понятие материнского (семейного) капитала и распоряжение его средствами;
— изучить правовое регулирование материнского капитала;
— рассмотреть порядок и условия оформления материнского капитала;
— рассмотреть характеристику Свердловского областного суда;
— проанализировать современное состояние практики правоприменения в сфере использования материнского (семейного) капитала (на примере Свердловского областного суда) положительные и отрицательные стороны;
— выделить направления совершенствования законодательства в сфере использования материнского(семейного) капитала.
Объектом темы исследования являются общественные отношения, возникающие по поводу реализации социальной защиты и обеспечения материнства и детства в РФ.
Предмет темы исследования составляют нормы права, практика их применения, а также научные труды, освещающие вопросы теории и практики получения материнского (семейного) капитала.
Теоретической основой исследования послужили труды ученых права социального обеспечения: Авдеев В.А., Маслова Т.А., Подшивалова А.К., Ростова О.С., Ушакова А.А. и др., представленными в специальной отечественной литературе, аналитические статьи отраслевых журналов.
Методологической основой исследования служит совокупность общенаучных и частно-научных методов научного познания, система правовых знаний, определяющая принципы и предпосылки изучения гражданского права.
Нормативной основой исследования послужили нормы федеральных законов, имеющих значение для рассматриваемых вопросов исследования: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 29 декабря
2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» , Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» , Указ Президента РФ
от 9 октября 2007 года № 1351«Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года» и другие.
Эмпирическая основа исследования заключается в использовании материалов судебной практики по данному вопросу, а также статистических данных и материалов социологических опросов.
Структура работы представлена введением, тремя главами, содержащими семь параграфов, заключением, списком используемых источников и материалами приложения.
Заключение:
Одной из серьезных проблем развития нашей страны за последние 20 лет стало катастрофическое снижение рождаемости. Причин тому множество: неуверенность в завтрашнем дне; недостаточно высокий уровень благосостояния большинства граждан; финансово-экономический кризис, регулярно захлестывающий экономику страны.
Тем не менее, государство не оставляет без внимания данный аспект и регулярно принимает самые различные меры для стимулирования рождаемости в нашей стране. Одна из последних и наиболее эффективных мер – это ввод в действие с 1 января 2007 года так называемого «материнского капитала».
Указанная мера поддержки урегулирована Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Как следует из положений указанного закона, материнский капитал – это средства федерального бюджета, которые передаются в ПФР РФ для реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей.
Материнский капитал – это определенная сумма средств, которую имеющая детей семья имеет право использовать на строго обозначенные законом цели.
По состоянию на 1 января 2018 года правом на получение материнского капитала обладают: женщины, родившие или усыновившие второго ребенка с 1.01.2007 года, а также женщины, родившие или усыновившие третьего и последующих детей после 1.01.2007 года; мужчины, которые являются единственными усыновителями второго или последующих детей при условии, что судебный акт об усыновлении вступил в силу после 1.01.2007 года и ранее они не воспользовались этим правом, а также несовершеннолетний ребенок или дети (обязательно в равных долях, а также лицо, обучающееся по очной форме обучения (до 23 лет).
Средства материнского капитала в конце 2017 году составили 453 026 рублей. Указанные средства, могут быть использованы на:
1. Оплату расходов на улучшение жилищных условий;
2. Получение ребенком или детьми образования;
3. Формирование накопительной пенсии для женщин в перечисленных законом случаях;
4. Покупку специальных товаров или оплату услуг, необходимых для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;
5. ежемесячная выплата из материнского капитала.
Во исполнение Указа Президента России «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации» развивается система материальной поддержки семей с детьми за 6 лет действие программы материнского (семейного) капитала продлевалось дважды: — до 31 декабря 2018 года; до 31 декабря 2021 года.
Средства материнского (семейного) капитала разрешено использовать на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов.Гражданам предоставлена возможность направлять средства материнского капитала на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования.
В 2015 и 2016 годах за счёт средств материнского (семейного) капитала производились единовременные выплаты на текущие расходы в размере 20 тыс. (в 2015 году) и 25 тыс. (в 2016 году) рублей.
Анализ судебной практики по делам, связанным с использованием средств материнского (семейного) капитала, показал, что подавляющее количество спорных ситуаций возникает при использовании указанных средств в целях улучшения жилищных условий.
Данное направление использования средств материнского (семейного) капитала является наиболее востребованным и актуальным в правоприменительной практике и соответственно вызывает большое количество спорных ситуаций и правовых коллизий.
Несмотря изменения, вносимые законодательство о материнском капитале, федеральный закон, по – прежнему требует доработок, с целью обеспечения добросовестного использования средств материнского капитала по целевому назначению, без вреда финансовым и социальным интересам получателей средств.
Во-первых, насколько эффективной мерой является материнский капитал. Если рассматривать его как стимулирующую меру, то понятен тот факт, что он имеет затухающий эффект.
Поэтому меры по стимулированию рождаемости должны быть постоянно обновляемыми как по своему составу, так и по условиям своей реализации.
При этом демографическая политика в целом должна иметь долгосрочный характер, намного дольше, чем 2025 год.
Во-вторых, необходимо рассматривать материнский капитал не только как «рычаг» для управления демографический политикой государства: безусловно, многодетные семьи являются тем самым субъектом, который нуждается в материальной поддержке не только во время демографического спада, а регулярно, зачастую являясь еще и малообеспеченной семьей.
И, в-третьих, материнский капитал, являясь показательным опытом в экономической и демографической политике государства, может стать хорошим примером для внедрения схожего института в меры социальной поддержки малообеспеченных семей, семей с детьми-инвалидами, неполных семей.
Считаем необходимым в целях повышения эффективности реализации института защиты жилищных прав детей дополнить Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ положениями, предусматривающими обязанность Пенсионного фонда при перечислении средств направлять информацию по объекту недвижимости в управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии для наложения ограничений на отчуждение объекта без оформления положенной доли детей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. МАТЕРИНСКИЙ (СЕМЕЙНЫЙ) КАПИТАЛ: ПОНЯТИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
1.1. Понятие материнского (семейного) капитала и распоряжение его средствами
Установлением всеобщих международных стандартов, среди которых выделяются Всеобщая декларация прав человека , Конвенция о правах ребенка , Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей , разные страны мира приняли на себя обязательства по защите прав ребенка и семьи.
Конечно, вместе с иными государствами, механизм государственно-правовой политики России на сегодняшний день также основывается на всеобщих международных началах и положениях названных документов, тем не менее, в тексте Конституции Российской Федерации и национального законодательства, что не мешает Российской Федерации выполнять важнейшее значение в мировом политическом пространстве.
Таким образом, учитывая предусмотренный ст. 7 Конституции РФ социальный характер Российского государства, одним из приоритетных направлений ее государственно-правовой политики является охрана семьи, материнства, отцовства, забота о детях и их воспитание .
Для реализации политики в сфере защиты семьи и прав ребенка государство осуществляет поддержку вышеуказанных категорий граждан посредством установления форм социального обеспечения.
Под дополнительными мерами государственной поддержки семей, имеющих детей понимают меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования или повышения уровня пенсионного обеспечения.
Отметим, что материнский капитал — это дополнительная мера поддержки семей, имеющих детей со стороны государства, в целях формирования предпосылок, которые обеспечивали бы данным семьям достойную жизнь. Указанное определение выводится из преамбулы Федерального закона от 29 декабря 2006 года №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Заметим, что одним из обязательных условий для формирования права на материнский капитал выступает момент рождения либо усыновления второго, третьего либо последующих детей. Таким моментом является 1 января 2007 года.
Данный факт связан с признанием на официальном уровне демографического кризиса, который произошел в 2006 году.
В этой связи Президент Российской Федерации В. Путин в Послании Федеральному Собранию официально обозначил демографическую проблему в как одну из самых важных , и уже 9 октября 2007 г. Указом Президента Российской Федерации №1351 была создана Концепция демографической политики Российской Федерации до 2025 года.
Как видно, материнский капитал явился главной мерой, которая стимулирует преодолеть социально-демографический кризис в Российской Федерации.
Из этого следует, что формула явилась довольно несложной – сначала граждане окажут поддержку государству, затем государство окажет помощь гражданам.
Итак, несмотря на то, что проблема социального обеспечения многодетных семей есть независимо от скорости рождаемости, на сегодняшний день значимость их материальной поддержки прямо сопряжена с решением демографических вопросов.
Изначальный размер материнского капитала был установлен в размере 250 000 рублей. Впоследствии он подлежал ежегодной индексации, и на начало 2018 года составляет 453 026 рублей (Приложение 1).
В соответствии с данными, представленными в Приложении 1, можно отследить изменение размера сертификата на материнский капитал по годам реализации программы, при этом: за прошедшие 10 лет (с 2007 по 2017 годы) сумма материнского капитала выросла с 250 до 453 тыс. рублей (рост на 81,2%); общая инфляция за тот же период относительно уровня потребительских цен 2007 года только по официальным данным составила 139,6% (что соответствует общему подорожанию товаров народного потребления в 2.4 раза за 10 лет).
Следует сказать о том, что в первый год появления закона ярко выделялось одно проблемное положение: распоряжаться средствами материального капитала можно было не сразу после рождения, а по истечении трех лет.
Издалека может показаться, что страна осуществляет заботу о будущем детей: спустя три года после рождения ребенок идет в детский сад, соответственно родители уже могут начать расходовать денежные средства на его обучение, в этот период мать выходит из отпуска по уходу за ребенком.
Но при ближайшем рассмотрении можно сделать вывод, что государство не доверяет полностью тому социальному слою, на который рассчитан закон – представляется, что после рождения ребенка и получения права на материнский капитал, ребенок может быть брошен родителями, то есть допускается мысль, что ребенок может быть рожден родителями из корыстных побуждений. В Минэкономразвития отметили, что предоставление материнского капитала не увеличивает число детей, а лишь «сдвигает календарь рождений»: семьи просто решаются на рождение ещё одного ребёнка раньше, чем планировали .
Тем самым, в Минэкономразвития полагают, что, прекратив выдачу материнского капитала, государство сэкономит до 300 миллиардов рублей в год.