Часть дипломной работы на тему Логопедическая работа по коррекции моторной алалии у детей дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Моторная алалия как предмет
научного анализа. 6
1.1. Алалия как нарушение языка и речи. 6
1.2. Технологии работы с детьми по коррекции моторной алалии. 13
1.3. Методические аспекты лингводидактической работы с детьми
дошкольного возраста 4-5 лет. 19
Глава 2. Экспериментальное исследование речемыслительной
деятельности дошкольников с моторной алалией. 27
2.1. Организация и методика исследования. 27
2.2. Анализ и
интерпретация результатов
констатирующего этапа исследования 31
2.3. Система логопедической работы по коррекции моторной
алалии у детей дошкольного возраста. 38
2.4. Проверка эффективности проведенной работы. Анализ и
интерпретация результатов контрольного этапа исследования. 47
Глава 3. Методические рекомендации по коррекции моторной
алалии у детей дошкольного возраста. 49
3.1. Рекомендации для педагогов и родителей по коррекции
моторной алалии у детей дошкольного возраста. 49
Заключение. 55
Литература. 57
Приложение 1. Тестовые задания к методике диагностики
речевого развития дошкольников 5-6 лет. 61
Введение:
Актуальность исследования. На сегодняшний день российская
сфера образования проходит этап реформирования. Это выражается в переориентации
традиционных концепций и форм обучения, способствуя переходу на новые
педагогические направления в работе с детьми, которые имеют особые
образовательные потребности. При этом перед дошкольными образовательными
организациями стоит вопрос о создании благоприятных условий, которые будут
способствовать развитию детей с разными образовательными возможностями,
учитывая их возрастную, типологическую и индивидуальную особенность, тем самым
обеспечивая социализацию детей. В рамках социализации приоритетным направлением
выступает познавательное и речевое развитие дошкольников, которое является
важным условием для вхождения ребенка в социум.
Речевое
развитие является одним из средств формирования личности ребенка, что и
определяет актуальность этой проблематики. Общая тенденция возрастания речевых
отклонений в развитии у детей нацеливает педагогов дошкольной организации на
овладение более широким арсеналом диагностических и коррекционных технологий. Моторная
алалия представляет собой системное недоразвитие экспрессивной речи,
центрального органического характера, вызванное поражением речевых зон коры
головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития речи. Это
нарушение обусловлено несформированностью языковых операций процесса порождения
речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных
операций.
Проблемой развития речи, причиной и
формой ее нарушения, а также способами коррекции занимались, и занимаются
многие известные ученые, например, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Л.Н.
Ефименкова, А.В. Ястребова, Г.В. Чиркина, Т.Б. Филичева и мн. др.
В 1951 году Р. Е. Левина описала формы алалии у детей
с точки зрения психолого-педагогической типологии, В. К. Орфинская в 1963 году
представила в своих работах психолингвистический аспект изучения алалии. С. Ю.
Штиль предлагает нетрадиционные виды коррекционной работы с детьми-алаликами.
Роль пассивного голосообразования в коррекционно-логопедической работе с детьми
с моторной алалией определяет в своих работах К. А. Зелинская-Любченко. Ю.В.
Рибцун представлены критерии дифференциальной диагностики моторной и сенсорной
алалии и других видов речевых и неречевых нарушений.
Цель исследования заключается в изучении особенностей усвоения
родного языка детьми дошкольного возраста с моторной алалией, разработке соответствующих
коррекционно-развивающих технологий.
Объектом исследования выступает процесс усвоения родного языка
и развития речи у детей с моторной алалией.
Предметом исследования содержание логопедической работы по
коррекции моторной алалии у детей 4-5 лет.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучение литературных источников по проблеме
исследования.
2. Проведение сопоставительного анализа технологий
работы с детьми по коррекции моторной алалии.
3. Разработка методических рекомендаций лингводидактической
работы по коррекции моторной алалии.
Для решения поставленных задач были использованы
следующие методы исследования:
1. Теоретические
(анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы по
вопросам, связанным с проблемой исследования);
2. Эмпирические
(диагностика).
3. Методы
обработки и интерпретации результатов.
Экспериментальная база исследования: ООО «Территория
речи».
Структура выпускной квалификационной работы состоит
из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
В результате проведенного
исследования на констатирующем этапе были определены следующие уровни речевого
развития: 1) среди дошкольников с моторной алалией и нарушением интеллекта:
низким уровнем обладают 2 дошкольника; уровень ниже среднего выявлен к 1
дошкольника; 2) среди дошкольников с моторной алалией без нарушений
интеллекта: уровень ниже среднего выявлен у 1 дошкольника; средний уровень
показали 2 дошкольника.
На формирующем этапе исследования
была разработана и апробирована система логопедической работы по коррекции
моторной алалии у детей дошкольного возраста. Реализация данной системы
состояла из 2-х этапов: 1 этап – подготовительный, целью которого являлось установление
доброжелательных отношений с детьми, формирование кинестетических ощущений
органов артикуляционного аппарата; 2 этап – основной – представлен тремя
направлениями: 1. Общее методическое обеспечение структурных компонентов устной
речи детей с моторной алалией. 2. Дифференцированная коррекция устной речи
детей с алалией.3. Обеспечение индивидуальной траектории развития устной речи
ребенка с моторной алалией.
На контрольном этапе исследования
была повторно проведена диагностика уровня речевого развития дошкольников с
моторной алалией. Сравнив результаты исследования, полученные на констатирующем
и контрольном этапах исследования, была определена положительная динамика в
речевом развитии дошкольников с моторной алалией: 1) дошкольники с моторной
алалией с нарушением интеллекта: низкий уровень речевого развития не выявлен по
сравнению с 2 дошкольниками на констатирующем этапе исследования; уровень ниже
среднего выявлен у 2 детей по сравнению с 1 дошкольником на констатирующем
этапе исследования; средний уровень выявлен у одного ребенка в то время, как на
констатирующем этапе исследования таких детей обнаружено не было; 2)
дошкольники с моторной алалией без нарушений интеллекта показали: уровень ниже
среднего не выявлен по сравнению с 1 дошкольником на констатирующем этапе
исследования; средний уровень свойственен 2 дошкольникам, как и на
констатирующем этапе исследования; высокий уровень показал 1 дошкольник в то время,
как на констатирующем этапе исследования таких детей обнаружено не было.
Также, для педагогов и родителей была
разработаны рекомендации по коррекции моторной алалии у детей дошкольного
возраста, состоящие в учете педагогами системного характера нарушений,
использовании логоритмических занятий. Рекомендации для родителей состояли в
том, что работу с детьми необходимо проводить постоянно, ненавязчиво,
необходимо создавать положительный эмоциональный фон и пр.
Таким образом, полученные результаты
исследования свидетельствуют об эффективности проведенной работы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Моторная алалия как предмет научного
анализа
1.1. Алалия как
нарушение языка и речи Теория и практика речевого развития понимает
под общим недоразвитием речи такую форму речевой патологии, в которой
происходит нарушение формирования каждого компонента речевой системы, среди
которых – словарный запас, грамматический строй, звукопроизношение, при
нормальном слухе и относительно сохранном интеллекте [1].
Независимо от разной природы дефектов, дети с ОНР имеют типичные
проявления, которые указывают на системное нарушение речевой деятельности,
среди которых следующие:
1. Позднее появление экспрессивной речи;
2. Ограниченный словарный запас;
3. Выраженный аграмматизм;
4. Дефекты произношения и
фонемообразования;
5. Нарушения фонематического слуха и
фонематического восприятия;
6. Специфические нарушения слоговой
структуры слова;
7. Неразвитая связная речь [31].
Следует
заметить, что речевое недоразвитие ребенка в дошкольном возрасте может
выражаться в различной степени, начиная от полного отсутствия речевых средств
коммуникации до развернутых форм связной речи с нарушениями в
фонетико-грамматическом строе.
Отмечается,
что при нарушениях артикуляционной интерпретации слышимого звука в различной
степени происходит нарушение его восприятия. Так, у детей с общим недоразвитием
речи можно заметить незаконченность процессов формирования артикулирования и
восприятия звуков, которые отличаются тонкими акустико-артикуляционными
признаками. В свою очередь это приводит к тому, что состояние фонематического
развития ребенка оказывает влияние на овладение звуковым анализом.
Алалия представляет собой тяжелое
нарушение развития речи, возникающее в «доречевой» период, имеющее системный
характер и обусловленное, как правило, последствиями гипоксически-ишемического
поражения ЦНС. Сводится к отсутствию речи или ее значительной ограниченностью.
Выражается в отсутствии/нарушении либо экспрессивной речи – моторная алалия,
либо в нарушении понимания устной речи и грубым нарушением фонетического строя
собственной речи — сенсорная алалия. Разделение алалий на сенсорную и моторную
основано на выделении дефицита в работе определенного анализатора: либо
двигательного, либо слухового анализаторов, либо смешанного типа [11].
В этиологии данного
нарушения речи выделяются различные факторы биологического, психологического и
социального характера. К биологическим факторам могут быть отнесены: инфекции
или интоксикации матери во время беременности, несовместимость крови матери и
ребенка по резус-фактору или групповой принадлежности, патология натального
периода, постнатальные заболевания и травмы мозга в первые годы жизни ребенка и
др. В то же время, по данным различных исследователей, такое нарушение речи
может быть обусловлено неблагоприятными условиями воспитания и обучения,
связанными с психической депривацией в сенситивные периоды развития речи.
В большинстве случаев
алалия является следствием комплексного взаимодействия различных факторов:
отягощенной наследственности, органической недостаточности ЦНС и
неблагоприятного социального окружения [4].
За годы изучения проблемы было
предложено множество классификаций алалии, зависящих от степени недоразвития
речи и проявлений недуга.
Сегодня в логопедии применяется
классификация алалии по В.А. Ковшикову, по которой выделяются три типа алалии:
1. моторную алалию;
2. сенсорную алалию;
3. смешанную (сенсомоторную или
мотосенсорную алалию с преобладанием нарушения развития импрессивной или
экспрессивной речи) [15].
При моторной алалии, прежде всего,
наблюдается задержка формирования всех двигательных умений. У ребенка достаточная
мышечная сила, равномерные рефлексы. И в то же время прослеживается неуклюжесть,
такой ребенок плохо усваивает новые навыки, ему трудно научиться даже таким
простым вещам, как умение есть ложкой, мыть руки, одеваться, застегивать пуговицы,
что указывает на наличие нарушений двигательных умений и навыков.
Особенно нарушена моторика
артикуляционного аппарата. Это выражается в таких действиях как: ребенок не
умеет целовать (ребенок сначала чмокнет, а затем приложит губки, или сначала
прикладывает губки, затем забирает их от щеки и чмокает), плохо дует, не умеет
выдвинуть язык, не может поднять язык и сделать губы «трубочкой». Важно
отметить, что неумение дуть, чмокать, двигать языком встречается у большинства
детей с моторной алалией, хотя они выражены не у всех детей одинаково [6].