Часть дипломной работы на тему Логопедическая помощь при фонетико-фонематическом недоразвитии речи в условиях дошкольного логопункта.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение………………………………………………………………………………………………………
Глава I. Теоретические аспекты
логопедической помощи детям с ФФН в дошкольном
логопункте………………………………………………………………………………
1.1. Определение, классификация,
причины ФФН………………………………………………..
1.2. Характеристика детей с
ФФН…………………………………………………………………..
1.3. Организация
коррекционно-педагогической работы с детьми с ФФН в дошкольном
логопункте………………………………………………………………………………………………………
Глава II. Логопедическое
обследование детей с ФФН в дошкольном логопункте….
2.1. Цель, задачи и методическая
разработка обследования детей с ФФН………….
2.2. Обследование дошкольников с
ФФН и результаты коррекционно-логопедической работы……………………………………
2.3. Эффективность
обследования……………………………………………………………………..
2.4. Рекомендации к организации и
планированию коррекционного обучения….
Заключение……………………………………………………………………………………………………
Приложения………………………………………………………………………………………………….
Список использованной литературы и
статей……………………………………………
Введение:
Воспитание правильной и
четкой речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития
личности, успешной адаптации в обществе. Известно, что у детей дошкольного
возраста наиболее распространенным речевым нарушением являются недостатки звуковой
стороны речи, которые очень часто сочетаются с проблемами восприятия фонем. Об
этом писали такие авторы, как Р.Е. Левина, О.В. Правдина, Ф.Ф. Рау, Т.Б.
Филичева и другие. Фонематическим
восприятием называется специальные умственные действия по дифференциации фонем
(звуков речи) и установлению звуковой структуры слова.
Фонематический слух — это способность правильно слышать и узнавать
звуки. У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии
устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в
соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и
обобщаются различные признаки фонем. Фонетико-фонематическое
недоразвитие речи (ФФН)— это нарушение процессов формирования произношения у
детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и
произношения фонем. Преодоление
фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной
логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического
недоразвития. Актуальность
темы работы заключается в том, что своевременное выявление детей с нарушениями
речевого развития, проведение специально организованного обучения позволяют не
только исправить первичный дефект, но и подготовить детей к овладению грамотой.
Особенного внимания требуют дошкольники с фонетико-фонематическим недоразвитием
речи, так как имеющиеся у них речевые нарушения негативно отразятся на обучении
чтению и письму, приведут к проблемам овладения всеми дисциплинами на первых
этапах обучения в школе. Кроме того, фонетико-фонематические нарушения у данной
категории дошкольников снижают коммуникативное развитие детей, способствуют
появлению замкнутости и, в целом, социальной дезадаптации. Целью
работы является рассмотреть особенности коррекционно-педагогической работы по
преодолению речевых нарушений у дошкольников с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи.
Объект исследования: речевые
нарушения у старших дошкольников с ФФН. Предмет
исследования: особенности коррекционно-педагогической работы по преодолению
речевых нарушений у старших дошкольников с ФФН. Задачи исследования:
1. Выполнить теоретический обзор
источников по проблеме особенностей нарушений речи у детей дошкольного возраста
с фонетико-фонематическим недоразвитием.
2. Провести практическое исследование
и выявить уровень и особенности развития фонетико-фонематических процессов у
старших дошкольников с ФФН.
3. Разработать рекомендации по
совершенствованию логопедической работы по коррекции нарушений речи у детей
старшего дошкольного возраста с ФФН. Гипотеза исследования:
коррекционно-логопедическая работа по преодолению речевых нарушений у
дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием будет эффективна при:
— использовании дифференцированного
подхода;
— включении игр и игровых упражнений. Методы исследования:
1. Методика Е.Ф. Архиповой.
2. Методика Т.С. Хлебниковой, О.А.
Шириковой.
3. Методика О.Б. Иншаковой.
4. Методика Н.М. Трубниковой.
5. Методика Г.А. Волковой. Структура работы: дипломная работа
состоит из введения, двух глав, последовательно раскрывающих тему работы,
заключения и списка используемых источников. В 1 главе излагаются теоретические
аспекты логопедической помощи
дошкольникам с ФФН, во 2 главе приводятся результаты практического
исследования изучения речевого развития дошкольников с ФФН. Базой исследования являются дети
старшего дошкольного возраста в возрасте 5-6 лет в количестве 10 человек. Место проведения исследования:
МДОУ №32 «Березка».
Заключение:
Фонематическое восприятие определялось Элькониным Д. Б. как
«слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы
слов во внутреннем их проговаривании».
Фонематическое восприятие звуков речи происходит в ходе
взаимодействия поступающих в кору слуховых и кинестетических раздражений.
Постепенно эти раздражения дифференцируются и становятся возможным вычленением
отдельных фонем. При этом большую роль играют первичные формы
аналитико-синтетической деятельности, благодаря которым ребенок обобщает
признаки одних фонем и отличает их от других. Важно то, что развитие
фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической
стороны речи, в том числе, слоговой структуры слов. При планомерной работе по развитию
фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания
слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при стечении
согласных звуков и т.п.
Несформированность фонематических процессов у детей негативно
влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление
диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при
относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного
аппарата.
У детей с ФНН восприятие фонем отличается незаконченностью
процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся
тонкими акустико-артикуляционными признаками. Состояние фонематического развития
детей влияет на овладение звуковым анализом. В устной речи недифференцированность
фонем ведет к заменам и смешениям звуков. Такое состояние развития звуковой
стороны речи мешает овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова
и нередко приводит к вторичному (по отношению к недоразвитию устной речи)
дефекту, нарушениям чтения и письма. Важно преодолеть фонематическое
недоразвитие речи путем целенаправленной логопедической работы.
Нами было проведено обследование
десяти дошкольников.
Обследование проводилось с помощью
следующих методик: Методика обследования фонематического слуха Архиповой Е.Ф;
Методика обследования дошкольников с ФФН Хлебниковой Т.С., Шириковой О.А.;
Методика О.Б. Иншаковой; Методика Н.М. Трубниковой; Методика Г.А. Волковой.
1. Результаты обследования до
коррекционной работы:
Методика обследования фонематического
слуха Архиповой Е.Ф; Методика обследования дошкольников с ФФН Хлебниковой Т.С.,
Шириковой О.А.
В ходе исследования до коррекционной работы по развитию
фонематических процессов, по методикам Архиповой Е.Ф. и Хлебниковой Т.С,
Широковой О.А., 30% обследуемых показали низкий результат, так как при выполнении
некоторых заданий допускались ошибки, и несколько заданий дети выполнили
наполовину. 70% обследуемых показали средний результат, так как дети при
выполнении заданий допускали негрубые ошибки. Больше всего затруднений вызвали
задания на дифференциацию слогов, фонем, также возникали трудности при
исследовании навыков элементарного звукового анализа. Меньше всего допускалось
ошибок при выполнении заданий на различение высоты, силы, тембра голоса и
узнавание неречевых звуков.
Методика О.Б. Иншаковой.
Исследование показало, что дети 5-ти лет имеют средний
уровень (5-7 баллов), а дети 6-ти лет — низкий уровень (0-11 баллов).
Методика Н.М.
Трубниковой.
Анализируя данные результата обследования можно сделать вывод
о наличии у 80% (8 детей) полиморфных нарушений, а у 20% (2 детей) –
мономорфные нарушения. При этом антроофоничекие (54%) в общем количестве
преобладают над фонологическими (46%). Чаще всего у детей встречаются –
ротацизм и сигматизм (шипящих и свистящих) звуков. Ротацизм имеется у 9 ребят
из 10 обследованных.
Методика Г.А. Волковой.
Дети в возрасте 5-х лет не улавливают разницу между
правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи, т.е.
у них отмечается ослабленный слухового контроль; ощущают затруднения при
воспроизведении слоговых сочетаний па-бапа. У таких детей чувствуются
затруднения при воспроизведении из-за неправильного восприятия слогов с
противоположными звуками; дети не выделяют хорошо звук [с] из цепочки звуков
[т], [ц], [ч], [с], [з], [ш], [р]; не выделяют слог [са] из ряда слогов [за],
[ша], [са], [ша]; не определяют наличие звука [с] в словах: санки, зонт, нос,
щука; испытывают затруднение при повторении в заданной последовательности 2
слогов [са-ша]; не уверенно показывают названные логопедом картинки, названия
которых отличаются друг от друга только одним из дифференцируемых звуков: кит и
кот, кот и ком.
В целом каждый ребенок этого возраста по предложенным
заданиям набрал от 1 до 5 баллов из 14 максимальных, что говорит о достаточно
низком уровне состояния фонематического слуха.
Дети в возрасте 6-ти лет более активно справились с
предложенными заданиями. Но некоторых дети ощущают затруднения при
воспроизведение слоговых сочетаний па-ба-па, им сложно определять разницу между
правильным и неправильным произношением звука в собственной и чужой речи,
сложно повторять в определенной последовательности 2 слога [са-ша]; Каждый
ребенок набрал от 5 до 14 баллов, что говорит о хорошем уровне состояния
фонематического слуха у детей данной группы.
2. Результаты обследования после
коррекционной работы:
Методика обследования
фонематического слуха Архиповой Е.Ф; Методика обследования дошкольников с ФФН
Хлебниковой Т.С., Шириковой О.А.
Результат исследования после коррекционной работы по развитию
фонематических процессов показал то, что 30% обследуемых показали средний
результат, так как при выполнении некоторых заданий допускались ошибки. 70%
обследуемых показали высокий результат, так как дети при выполнении заданий
практически не допускали ошибок. Таким образом, мы видим, что после проведения
коррекционно-логопедической работы по развитию фонематических процессов, получены
положительные результаты. Методика
О.Б. Иншаковой. Методика
Н.М. Трубниковой. Методика Г.А. Волковой. Коррекционная работа в логопедической
группе показала, что улучшение в показателях можно добиться с помощью правильно
подобранных специальных игр и упражнений для развития фонематических процессов.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические аспекты
логопедической помощи детям с ФФН в дошкольном логопункте 1.1.
Определение, классификация, причины
ФФН Фонетико-фонематическое
недоразвитие речи — это нарушение процессов формирования произношения у детей с
различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения
фонем.
Дети с ФФНР — это дети с
ринолалией, дизартрией, дислалией акустико-фонематической и
артикуляторно-фонематической формы.
Р. Е. Левина, Н. А.
Никашина, Р. М. Боскис, Г. А. Каше отводят большую роль формированию
фонематического восприятия, т. е. способности воспринимать и различать звуки
речи (фонемы).
По данным Т. А. Ткаченко,
развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей
фонетической стороны речи и слоговой структуры слов.
Несомненна связь в
формировании лексико-грамматических и фонематических представлений. При
специальной коррекционной работе по развитию фонематического слуха дети намного
лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки в одноко-ренных
словах, общие суффиксы, предлоги, слова сложной слоговой структуры.
Без достаточной
сформированности фонематического восприятия невозможно становление его высшей
ступени — звукового анализа. Звуковой анализ — это операция мысленного
разделения на составные элементы (фонемы) разных звукокомплексов: сочетаний
звуков,слогов и слов.
Р. Е. Левина писала, что
«узловым образованием, ключевым моментом в коррекции речевого недоразвития
является фонематическое восприятие и звуковой анализ».
У детей с сочетанием
нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов
формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся акустико-артикуляционными
признаками.
Р. М.Боскис, Р.Е.Левина,
Н. X. Швачкин, Л.Ф. Чистович, А.Р.Лурия считают, что при нарушении артикуляции
слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.