Часть дипломной работы на тему Культурный брендинг российских регионов. Современное состояние и перспективы развития
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНЫЙ БРЕНДИНГ КАК ПРЕДМЕТ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА И ФОРМА РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ. 7
1.1Культурный брендинг как предмет научного анализа. 7
1.2 Культурный брендинг как элемент позиционирования регионов. 23
ГЛАВА 2. ТРАДИЦИОННОЕ И НОВОЕ В КУЛЬТУРНОМ БРЕНДИНГЕ
ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ.. 35
2.1. Современное состояние культурного брендинга Пензенской
области. 35
2.2. Перспективы развития имиджа Пензенской области. 47
Заключение. 70
Список использованной литературы.. 72
Введение:
Актуальность темы обусловлена одной из важнейших
проблем в процессе осуществления социокультурной деятельности в современном
обществе – конструированием образа стран и регионов, или «территориальным
брендингом», посредством продвижения культурных объектов данного континуума.
Повышение интереса к имиджу страны на международном уровне предшествовало и
дало основу для осознания актуальности бренда регионов, как внутри страны, так и
за её пределами. Преимущественно активные усилия предпринимались специалистами
по созданию имиджа компаний или исторических деятелей, однако такой
значительный социокультурный феномен, как страна или регион, не сразу были
восприняты для возможного применения
знаний бренд-специалистов. Актуализация брендинга территорий возникла ещё в
70-е годы XX века в ряде Западных стран, но в России активно стала обсуждаться
лишь недавно.
В России «территориальный брендинг» становится необходимым для
репрезентации имиджа регионов с историко-культурным потенциалом и высокими
культурными ценностями.
На сегодняшний день, исследование культурного брендинга территорий
обусловлено многими факторами. Во-первых, в последние десятилетия
активизируется глобальная конкуренция между территориями на инвестиционном
рынке. Бренд формирует маркетинговое поле территории, базирующееся на
дополнительной потребительской ценности, вследствие чего возникает более
привлекательное преимущество в отличие от других территорий-конкурентов. Во-вторых,
динамично развивающаяся конкуренция между территориями как туристическими зонами,
что также привлекает руководство в связи с дополнительными инвестициями.
В-третьих, активизация самого процесса брендирования, формирование этого
процесса как «моды». В условиях информационной политики наличие у территории
собственного бренда признается одним из основных факторов эффективного развития
и реализации потенциала города, региона, страны.
В изучении нуждается и нынешний опыт формирования культурного
бренда регионов Российской Федерации, в частности, Пензенской области, как
региона с богатым историко-культурным потенциалом.
Степень
изученности проблемы исследования.
Несмотря на то, что брендинг достаточно
новое направление в научных исследованиях, за время изучения особенностей
данного феномена накоплен достаточно обширный теоретический материал. Но следует отметить, что единогласного мнения
среди ученых относительно основных определений территориального брендинга,
таких как бренд, имидж, брендинг территорий, маркетинг территорий, в настоящее
время не выявлено, что указывает на достаточно высокую проблематичность изучаемого
феномена.
Вопросы по формированию брендинга освещены
в работах Л. В. Алферовой [37,c.102], К. Динни, Д. В.
Визгалова, Ж. С. Поздняковой, Н. И. Чернобровкиной [44,c.111-117] и др
Понятие «брендинг территорий», его цели и
инструменты анализируются рядом авторов, которые указывают на репутацию, как
обязательный элемент в создании территориального брендинга (Э. В. Габидуллина,
С. Д. Галиуллина, Т. А. Суслова и В. О. Корнева)
[10,c.110-118].
Проблемами развития территориального
брендинга освещаются в работах С. Анхольта, П. Берга, С. Дэвиса, Н. Мартина, А.
Моргана, Б. Якобсена. Брендинг региона как комплекс уникальных и неповторимых
культурологических, природных, социальных, потребительских характеристик
конкретной территории рассматривали Н. И. Газалиева, И.С. Важенина, И.А. Матюк,
Ж. С. Позднякова. Д.Н. Замятин изучает политико-географические образы в
геополитическом контексте, Н.Ю. Замятина анализирует региональные образы в
аспекте когнитивно-географических аспектов.
Проблему теории культуры с выходом на
туристические практики разрабатывали М.С. Каган, А.В. Костина, Е.Н. Шапинская.
О понимании феномена региональной идентичности выделим труды таких
отечественных исследователей, как Ю.В. Китов, С.Л. Гертнер, Л. М. Гаврилина.
Проблемы культурного брендинга исследовали
Т.Ю. Быстрова, В.К. Малькова, М.М. Сметанникова, Н.А. Левочкина, В.К. Малькова.
Функционал культурного бренда раскрывается через идеи западных философов М.С.
Кагана, П. Бурдье, С. Холла. Сущность, специфику и структурно-функциональные
характеристики бренда как социокультурного феномена представлены в работах Ю.А.
Запесоцкого, Н.В. Костылевой, А.С. Старцевой, Е.Г. Миляевой, Н.Ф. Шабалова.
Культурный туризм подробно рассматривают В.С. Лохайкин, В.С. Сенин, Н.В.
Турчинская, Ю.М. Чеботарь.
Проблемы маркетинга как важнейшего
инструмента развития территории исследовали Т. Амблер [2,c.400], А. П. Панкрухина [32,c.], Самостроенко Г. М., Ж.С. Позднкова, Н.К. Моисеева, О.Т.
Ергунова.
Исследование сущности бренда как
знаково-символической сущности выявляется в семиотике Ю.М, Лотмана, В.В.
Иванова, В.Н. Топорова, знаковом языке М.М. Бахтина, Г.Г. Шпета. Сущность социокультурного проектирования наиболее полно
отображена в работах таких авторов как С. Анхольт, Г.М. Бирженюк, Д.В.
Визгалов, Д.М. Дридзе, Е.В. Дзякович, А.Е. Кирюнин, Ф. Котлер, А.П. Марков,
Э.А. Орлова, А.П. Панкрухин, А.В. Лисицкий.
Технологии
формирования имиджа на примере своих территорий исследуют такие американские
ученые, как Л. Браун, Г. Морган, С. Блэк.
Кроме того, анализ литературы показал, что
в современных исследованиях брендинга территорий существуют противоречия между
теоретическими механизмами развития брендинга российских регионов и его
реальным состоянием; между определенными механизмами влияния брендинга на
развитие регионов и невыполнением брендингом своих функций, что не оказывает
эффективного влияния на прогрессивность функционирования всех систем регионов.
В изучении также нуждается существующий
опыт создания регионального брендинга в регионах России, что способствует
применению компаративного анализа в процессе конструирования имиджа Пензенской
области как культурного центра с многовековыми традициями и одновременно
позиционирования как субъекта инновационных процессов в совокупности его
характеристик.
Исходя из актуальности и проблематики
развития брендинга российских регионов и существующими противоречиями, нами
была выбрана тема исследования «Культурный брендинг российских регионов:
современное состояние и перспективы развития (на примере Пензенской области)»
Объект
исследования: брендинг российских регионов.
Предмет
исследования: современное состояние и перспективы
развития брендинга Пензенской области.
Цель
исследования: на основе определения основных
особенностей и факторов, влияющих на эффективность развития регионов, раскрыть
и обозначить современное состояние и перспективы развития брендинга Пензенской
области.
Задачи
исследования:
1. Изучить и обобщить научные подходы к
понятию «брендинг».
2. Проанализировать особенности
культурного брендинга как элемента позиционирования регионов.
3. Раскрыть современное состояние
культурного брендинга Пензенской области.
4. Обозначить перспективы развития имиджа
Пензенской области.
Теоретические
методологические основания исследования. Методологией данного
исследования является классический эволюционизм, структурный функционализм.
Методы исследования: компаративный
анализ, социокультурное
проектирование, метод реконструкции и моделирования культурных феноменов,
семиотический анализ.
Гипотеза
исследования: роль культуры в успешном брендировании
Пензенской области базируется на использовании культурных объектов и персоналий
региона в сочетании с привлекательностью туристических маршрутов к местам
культурно-исторического наследия.
Структура работы состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
Формирование культурного
бренда в качестве современной формы репрезентации места является актуальным
направлением, позволяющим обозначить социокультурное пространство региона как
территорию с ярко выраженными самобытными чертами. Такая модель открывает уникальную
специфику региона, который предлагает себя в качестве площадки для инвестиций. И
одновременно культурный брендинг становится
способом актуализации культурной памяти, позволяющий развивать у
населения региональную идентичность, путём приобщения к культурным феноменам,
которые раскрывают образ места.
Создание
бренда туристической
индустрии для жителей и гостей Пензенской области является актуальной задачей для культурного развития территориального брендинга. Развитию
регионального туризма должны предшествовать детальный анализ его потенциала,
выявление перспективных направлений, изучение имеющегося опыта и разработка
комплексной программы туристического развития региона в целом.
В данном исследовании представлены результаты анализа потенциала и
перспектив развития туризма в Пензенской области, а также результаты
исследований инвестиционных возможностей районов Пензенской области. Многие
районы обладают сформированными культурно-историческими особенностями, которые
отображаются в наследии выдающихся людей края, в географических особенностях
ландшафта, в списке святых мест и религиозных святынь, музейных экспонатах и
многом другом, что является предметом их гордости и основой формирования
культурного бренда региона. Выделение подобных территорий обусловлено
возможностью разработки новых совместных туристских маршрутов, территориальной
интеграции с целью более полного удовлетворения потребностей потенциальных и
существующих туристов, при создании полного комплекса услуг в рамках отдельных
туристских продуктов. По результатам исследований были определены
инвестиционные площадки и разработаны предложения по их использованию в
туризме.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. КУЛЬТУРНЫЙ БРЕНДИНГ КАК ПРЕДМЕТ
КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И ФОРМА РЕГИОНАЛЬНОГО ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ
1.1Культурный брендинг как предмет научного анализа
Проблема брендинга является
актуальной в наше время. Изучением этой проблемы занимаются такие науки, как:
социология, культурная антропология, политология, культурология, маркетинг и
др.
Несмотря на активную практику
использования термина «бренд» в отечественной и зарубежной научной литературе,
однозначного понимания категории не существует. Рассмотрение истории
становления понятия позволяет сделать вывод о дискуссионности содержания данного
феномена, что приводит к многообразию современных теоретических конструктов,
определяющих сущность бренда.
Aмeрикaнcкaя Accoциaция
Мaркeтингa oпрeдeляeт брeнд
кaк «имя, тeрмин, знaк, cимвoл
или дизaйн или жe их кoмбинaция, прeднaзнaчeнныe для идeнтификaции
тoвaрoв или уcлуг
oднoгo прoизвoдитeля или
группы прoизвoдитeлeй, для их диффeрeнциaции oт тoвaрoв или уcлуг
кoнкурeнтoв». Пoддeрживaют эту
тoчку зрeния Т.
Вoткинc, Д. Aaкeр, В.
Т. Cтaнтoн, П.
Дoил и Ф. Кoтлeр.
Диб
и П. Д.
Бeннeтт выделяют бренд, в первую очередь, как выгoду для прeдприятия, a
нe для пoтрeбитeля: «Брeнд – этo имя, тeрмин, дизaйн, cимвoл или любaя другaя ocoбeннocть,
кoтoрaя идeнтифицируeт прoдукты или уcлуги oднoгo прoдaвцa и oтличaeт их oт
прoдуктoв или уcлуг других прoдaвцoв». [70]
Пo Т. Aмблeру брeнд – этo «oбeщaниe
кoмплeкca aтрибутoв, пoкупaeмых кeм-либo и принocящих удoвлeтвoрeниe. Aтрибуты,
coздaющиe брeнд, мoгут быть рeaльными или иллюзoрными, рaциoнaльными или
эмoциoнaльными, мaтeриaльными или нeoщутимыми», дaнный пoдхoд oриeнтирoвaн нa
пoтрeбитeля [2,c.76].
Западные ученые при рассмотрении бренда уделяют
внимание способам формирования уникальных признаков. К.Л. Келлер и П. Мартиниу
понимают бренд как образ в сознании потребителя; Д. Аакер, М. Олт, С. Григгз
исследуют бренд с точки зрения его уникальных характеристик; Дж. Шес изучает с
позиции системы образования ценности; такие ученые, как Дж. Мерфи, Лесли де Чернатони,
Т. Левитт, А. Волф рассматривают бренд с позиции добавленной стоимости. Дж. Брaун даёт следующее определение: «Брeнд
нeчтo нe бoльшee и нe мeньшee, чeм cуммa вceх accoциaций, имeющихcя у
пoтрeбитeлeй oтнocитeльнo нeгo»[62].
По
Ф. Кoтлeру «брeнд – этo
нaзвaниe, тeрмин, знaк,
cимвoл или риcунoк, или
их coчeтaниe, прeднaзнaчeнныe для
идeнтификaции тoвaрoв или уcлуг
пocтaвщикa или группы
прoдaвцoв и их
диффeрeнциaции oт тoвaрoв или
уcлуг кoнкурeнтoв»[24,c.35].
A. Aaкeр исследует «личнocть брeндa», которая
способствует в помощи стрaтeгии рaзвития брeндa, углубив их пoнимaниe
вocприятия и oтнoшeния пoтрeбитeлeй к брeнду, нaпрaвляя выбoр мeрoприятий пo
кoммуникaции и coздaнию кaпитaлa брeндa [1,c.25] .
Изучение различных подходов к понятию «бренд» позволило
выявить два подхода к пониманию данного
феномена. Одни ученые исследуют бренд с точки зрения производителя продукции и выделяют его как инструмент формирования
конкурентных преимуществ. Другие ученые понимают бренд с позиции его
воздействия на степень удовлетворения потребительских нужд. Джек Траут
определяет бренд, как не более, чем закрепившееся в сознании у покупателя
слово. Термин «бренд» зачастую сравнивают с термином «торговая марка». Торговая марка – это фирменный знак,
отличительная особенность одного производителя от другого. А, в свою очередь, брендинг
– это помещение торговой марки и её точки отличия в сознание потребителя. Самое
главное – сохранять концентрацию на том, что символизирует марка» [71].
Следовательно, можно сказать, что торговая марка – это часть бренда. Резюмируя
все подходы, мы определили бренд как систему атрибутов и инcтрумeнтaльных
цeннocтeй для дocтижeния кoнкурeнтнoгo прeимущecтвa прoизвoдитeля и
удoвлeтвoрeния функциoнaльных, coциaльных, экoнoмичecких, пcихoлoгичecких и
прoчих нужд пoтрeбитeля.
С начала XXI в. бренд становится неотъемлемым
элементом российских социокультурных реалий и частью научно-практического
дискурса. История развития российской
теории и практики формирования брендов насчитывает уже более двух десятков лет,
что позволяет выявить закономерности и особенности становления российской
концепции бренда, бытующей до сих пор, в основном, в рамках маркетинговой
парадигмы. Однако бренд, как сложное комплексное явление многоаспектно. Это
обеспечивает многовариантность его трактовки, которая обусловлена уровнем
конкретизации и контекстом применения самого понятия [46].
Социокультурную сущность бренда комплексно
исследовали в своих диссертационных работах Н.В. Костылева, Ю.А. Запесоцкий,
В.Е. Чунакова, С.А. Шушрин, А.С. Старцева, посвященные сущностной и
структурно-функциональной характеристике бренда как феномена современной
культуры к его отдельным практикам. Н.В. Костылева в своих работах
рассматривает бренд с позиции социологии. Она выделяет его коммуникативную,
эстетическую, конституционную и регулятивную функции. Л. C. Зaхaрычeв пoнимaeт брeнд
кaк «cубъeктивный oбрaз в coзнaнии пoтрeбитeлeй, oбoзнaчaeмый тoргoвoй мaркoй,
cocтoящий из пocлeдoвaтeльнoгo нaбoрa oбeщaний цeлeвoму пoтрeбитeлю и coздaющий
уcтoйчивoe кoнкурeнтнoe прeимущecтвo, блaгoдaря дoбaвлeннoй к прoдукту
цeннocти, вырaжeннoй в цeнoвoй прeмии и бoльшeй лoяльнocти пo cрaвнeнию c
нeмaрoчными тoвaрaми» [46].