Часть дипломной работы на тему Культурно-просветительская деятельность литературных клубов библиотеки (на примере библиотек Томской области за последние 3 года)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
БИБЛИОТЕК КАК ФОРМА РАБОТЫ С ЧИТАТЕЛЕМ 6
1.1. Культурно-просветительская
деятельность библиотек как одна
из главных ее функций. 6
1.2. Сущность
и задачи клубной деятельности в областной библиотеке. 13
1.3. Работа литературных клубов в
библиотеке. 22
ГЛАВА 2. РАБОТА ЛИТЕРАТУРНЫХ КЛУБОВ
НА ПРИМЕРЕ БИБЛИОТЕК ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ.. 29
2.1. Организация литературных клубов
Томской области и их функционирование. 29
2.2. Работа литературных клубов в
Томской областной универсальной научной библиотеке им. А.С. Пушкина (ТОУНБ) 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 44
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ… 47
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 52
Введение:
Библиотеки выполняют одни из важнейших функций культуры:
культурно-просветительскую и информационную. Они занимаются не только
сохранением культурного наследия, но и познают прошлое, показывают тенденции
нового и прослеживают этапы развития общества. Осуществление данных функций
невозможно без работы с читателями.
Такая функция библиотеки как работа с читателем, возникла не сразу. С
древних времен библиотекарь носил функцию «переписчика». Когда же библиотекарь
стал активно взаимодействовать с читателем, то силы библиотеки стали
аккумулироваться на различного рода интересные способы привлечения новых
посетителей. В библиотеках стали проводиться мероприятия различного рода. Одним
из главных видов работой с читателем является клубная деятельность. Подобного
рода кружки существовали еще в античности, люди собирались в определенном месте
и обсуждали культуру, искусство и другие темы. Позднее такие клубы вступали
посредством взносов, и чтобы быть полноправным участником клуба, требовалось
уважать интересы других членов клуба и соблюдать определенный ряд правил. С
развитием общества клубы стали создаваться повсеместно, цели данных клубов уже
были более конкретными и преследовали именно задачу объединения по интересам,
нередко в качестве локации сборов использовали читальные залы библиотек.
Клубы по интересам в
областной библиотеке, пожалуй, являются наиболее востребованными. Классическим
примером клуба по интересам является литературный клуб. Он в свою очередь,
является и самым популярным на сегодняшний момент. Работа таких клубов
развивает человека как личность, пополняя его культурный багаж знаний.
Литературный клуб в
библиотеках уже является чем-то устоявшимся, привычным и
логически-обоснованным.
Актуальность. Актуальность темы обусловлена тем, что
литературные клубы — это не только клубы, которые призваны образовывать и
просвещать. Литературные клубы становятся местом, объединяющим людей по
интересам, позволяющим им самореализоваться и максимально проявить свои
творческие способности.
Говоря о литературных клубах, нужно заметить, что такие клубы, как
правило, функционируют в каждой современной библиотек.
Помимо прочего, литературные клубы могут и раскрывать потенциал в
человеке, например, поэтический. Данная тема не может устареть, так как литературные
клубы —являются классической
составляющей библиотеки.
Степень изученности проблемы. Теоретико-методологические,
технологические и организационные аспекты библиотечного обслуживания привлекают
внимание многих исследователей.
Технологи
культурно-досуговой деятельности библиотек рассматривают в своих работах Е.Г.
Болтенкова и О.Ю. Мурашко[1], С.И. Головко[2],
Е.В.
Домаренко[3], А.Д. Жарков[4], Г.К. Олзоева[5] и др.
В рамках изучаемой темы особое
внимание заслуживают работы, освещающие тему клубной деятельности библиотек — В. Баюжева[6], С.Д. Бородина[7],
Л.А. Дмитриева[8], С.И. Истрашкина[9], А. Кашкаров[10], Г.К. Олзоева[11], Г.В. Красилина[12] и др.
Внедрение новых форм
работы по продвижению чтения рассматривается в работах исследователей: Н.Н.
Мисиной[13],
Л.Н Постниковой[14],
И.П. Смирновой [1] Болтенкова Е.Г., Мурашко О.Ю.
Культурно-досуговая деятельность детских библиотек: Вопросы оптимизации //
Наука и образование: новое время. 2018. № 5 (28). С. 780-784. [2] Головко С.И.
Культурно-просветительская деятельность библиотеки : актуальные аспекты / С. И.
Головко. — М. : Литера, 2014. — 168 с. [3] Домаренко Е.В. Культурно-досуговая
деятельность библиотеки: научно-практическое пособие / Е. В. Домаренко. —
Москва: «Либерея-Бибинформ», 2006. — 80 с. [4] Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой
деятельности библиотеки: Учеб.- метод. пособие / А.Д.Жарков — М. :
Либерея-Бибинформ, 2008. — 240 с. [5] Олзоева Г.К. Массовая работа
библиотек: учеб.-метод. пособие. М.: Либерея-Бибинформ, 2006. — 120 с. [6] Баюжева В. Возраст не помеха для
творчества : организация работы с пожилыми людьми // Библиополе. — 2016. — № 1.
— С. 49—51. [7] Бородина С. Д. Коммуникационная
культура библиотек: научно-практическое пособие / С. Д. Бородина, Г. М.
Кормишина. — М.: Либерея-Бибинформ, 2008. — 127 с. [8] Дмитриева Л.А. Библиотека и
клубная деятельность. История и современность // Первые Ермаковские чтения.
«Сибирь: Вчера. Сегодня. Завтра»: материалы регион. науч. конф. — Новосибирск,
изд-во СО РАН, 2009. — С. 342-344. [9] Истрашкина, С.И. Клубы как одна из
форм доступного пространства библиотек / С. И. Истрашкина, О. В. Суетина //
Библиотечное дело. — 2018. — №22. — С. 44. [10] Кашкаров А. Вам в «Клуб»? Нет — в
«зал»… / А. Кашкаров // Библиотека : общероссийский массовый профессиональный
журнал. — 2011. — N 10. —
С. 8—9. [11] Клубы по интересам // Олзоева Г.К.
Массовая работа библиотек. Учеб.-метод. пособие / Г.К. Олзоева. — М. : Либерея,
2006. — С. 70—78. [12] Красилина Г. В. Клуб пожилых людей
/ Г. В. Красилина // Современная библиотека : научно — практический журнал о
библиотеках, чтении и книге. — 2012. — N 2. — С. 64—65. [13]
Мисина Н.Н., Балкова
И.В. Библиотеки и продвижение чтения: технологии ХХI века // Труды ГПНТБ СО РАН. 2017. N 12-2. С. 201-206. [14]
Постникова Л.Н.
Путешествие с гением: опыт проведения литературных игр-квестов // Библиотечное
дело. 2013. N 15. С. 41-44.
Заключение:
1980-е — 90-е годы привели к переосмыслению социально-культурной
роли библиотек. Появляются новые формы работы библиотек наряду с возникновением
новой терминологии «пользователь», «библиотечная услуга». Наряду с появлением
новой терминологии создаются библиотеки нового типа: библиотека-интернет-кафе,
библиотека-клуб. Появилась возможность выделять клубы по интересам по разным
признакам: по тематике, по ведущей проблематике, в соответствии с групповыми
интересами читателей. Наибольшее количество клубов, действующих на этом этапе,
были посвящены эстетической проблематике — музыкальные клубы, театральные,
литературные, поэтические. Программы клубов включали беседы, круглые столы,
тематические вечера, часы поэзии. Возникающие при библиотеках клубы выполняли
воспитательную, просветительскую функции, организовывали межличностное общение,
отдых и развлечения. Появилась возможность выбирать формы работы в зависимости
от конкретных условий, социально-психологических особенностей аудитории,
материальной базы участников клуба.
Главным признаком клубов
сегодня является наличие аудитории, с которой в течение определенного времени
ведется работа. Инициатива создания клуба может исходить как от сотрудников
библиотеки, так и от пользователей библиотеки. Как отмечают специалисты,
практика показывает, что инициаторами создания клубов чаще всего выступают
сотрудники библиотек, но самыми жизнеспособными оказываются те клубы,
инициатива создания которых исходит непосредственно от населения.
В рамках таких объединений проходят круглые столы, диалоги, литературно-познавательные
игры, занимательные конкурсы. Приоритетным направлением в работе библиотек
всегда было и остается краеведение. Среди общих задач, которые ставят перед
собой руководители краеведческих клубов и читательских объединений, следует выделить
привитие местным жителям уважения к памяти предков, гордость за своих
талантливых земляков, пополнение знаний об историческом и культурном наследии
родного края.
Значительный интерес представляют сегодня клубы,
ориентированные на юношеский возраст. Молодежи адресуются дискуссионные клубы,
клубы конкурсного характера, самодеятельного творчества, патриотического
воспитания. При многообразии тематики есть общие цели работы таких клубов:
привить читателям культуру чтения, способствовать их нравственно-эстетическому
и интеллектуальному развитию, найти свое место в жизни.
Возрождение традиции семейного чтения способствовало открытию
клубов семьи, которые объединяют сегодня представителей разных поколений.
Консолидация семьи, духовное единение «отцов» и «детей», улучшение
взаимопонимания, диалог между поколениями — таковы насущные задачи клубов.
Многие библиотеки предоставляют сегодня свои помещения для
различных неформальных объединений, которые выполняют самообразовательные
функции, рекреационные, коммуникативные, творческие (функция самовыражения),
гедонистические (получение эстетического наслаждения).
Таким образом,
формирование клубных объединений в библиотеке позволяет найти пути
взаимодействия с молодежью, обращение к информационным технологиям делает работу
более привлекательной, построенной на активном общении. Практически каждая
библиотека решает эти вопросы индивидуально. В настоящее время основная цель
клубов — общение пользователей. Именно в общении реализуются все остальные
функции деятельности клубов. Общение людей со схожими увлечениями, где все
готовы выслушать, понять и принять друг друга, позволяет пользователям испытать
чувство человеческой сопричастности и солидарности. В клубы ходят ради
свободного обсуждения наболевших тем, Здесь важен не столько предмет дискуссии,
сколько сам процесс коммуникации. Библиотечные клубы доступны для населения,
они способствуют созданию нового имиджа библиотек, обеспечивают культурную
занятость населения, индивидуальный подход к пользователям.
При планировании работы в клубе необходимо четко
придерживаться его тематической направленности, что также является одной из
характерных особенностей клубов по интересам. Количество членов клуба по
интересам может быть различным, оптимальный вариант — десять человек. Данное
количество помогает поддерживать работоспособность в клубе.
В целом, анализ опыта работы литературных клубов на примере
библиотек Томской области позволяет нам сформулировать ряд методических
рекомендаций по организации любительских клубных объединений:
1. Организаторам необходимо прежде всего учитывать интересы и
пожелания членов клуба.
2. Намечая направления клубной деятельности, для начала следует
спланировать работу на 1 год, а затем можно составлять перспективный план на 3 —
5 лет.
3. Годовой план работы клуба по интересам должен представлять
собой тематический план занятий, их названия, содержание, форму проведения и
домашнее задание.
4. Деятельность клуба обязательно должна отражается в годовом
плане и годовом текстовом отчете библиотеки.
5. Библиотекарь обязательно ведет дневник занятий, в котором
записывает план каждого занятия, литературу для подготовки и проведения,
анализирует проведенное мероприятие.
6. Всю документацию по клубной деятельности лучше хранить в
отдельных папках.
7. Рекомендуем вести летопись клуба для сохранения информации о
событиях и результатах деятельности библиотечного объединения.
8. На сайте библиотеки рекомендуем создать и постоянно вести
свою Web-страницу (группу в социальных сетях)
— электронное досье клуба по интересам, организованного на её базе.
9. Атрибутика и традиции клуба по интересам могут быть
представлены необычно, а фоторепортажи проводимых занятий — весело, с шутливыми
комментариями.
10. Можно выпускать
клубную газету, оформлять специальные выпуски стенгазет к знаменательным и
памятным датам, стенды — фотоотчеты об интересных событиях и клубных
мероприятиях. Кроме того, альбомы, стенгазеты, стенды, информация на сайте
являются хорошей рекламой клуба по интересам и привлекают в него новых членов.
Особая ценность клубов по интересам заключается в том, что
они оперативно шагают в ногу со временем, дают возможность общения людям,
объединенным одной идеей, помогают соединить чтение с творческой деятельностью
и разнообразить досуг. Тем самым подчеркивается социальная значимость
библиотек, их информационно-коммуникативная роль в наш сложный век новых
информационных технологий.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1.
КЛУБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК КАК ФОРМА РАБОТЫ С ЧИТАТЕЛЕМ 1.1. Культурно-просветительская
деятельность библиотек как одна из главных ее функций Библиотека, на
современном этапе, все время меняется. Библиотеки сейчас переживают тот период,
когда они должна отвечать новым потребностям информационного общества.
Более конкретным целям и
задачам соответствуют различные библиотеки, которые могут делиться как по
возрастным, так и территориальным критериям.
Говоря об областной
библиотеке, мы говорим о том, что она, в свою очередь, выполняет роль
социального института. Потому как именно она является навигатором культурной
образованности той или иной области страны[1]. Областная библиотека
является передовой для читателей и ориентирована на разные слои населения, туда
приходят, как ученные-исследователи, так и обычные читатели для проведения
своего досуга. Стало быть, именно эта библиотека рассчитана и на разные
возрастные категории, и должна соответствовать данным требованиям. Сущностью
библиотеки является предоставление доступа к информации, помогая в поиске
информации читателям, выполняя общественную миссию по гуманизации граждан.
Причем сейчас библиотека предоставляет доступ к более широкому спектру
информации по различным вопросам. Она работает с совершенно разными читателями,
включая различные слои населения, также людей попавших в беду. В связи с этими
задачами появилась и «Библиотерапия», которая активно развивается в рамках
общества на данном этапе. Ее программы рассчитаны на нахождение путей решения
своих проблем через синтезирование прочитанного материала. Таким образом, библиотека
сейчас присутствует во всех сферах деятельности человека.
Спектр работы библиотеки
очень широк, соответственно и задачи ее тоже велики. Культурно просветительская
детальность, в свою очередь, осуществляется посредством обслуживания читателей.
Именно обслуживание, по мнению Ю.Н. Столярова, выполняет одну из сущностных
функций библиотеки[2].
Просвещение, в широком смысле этого слова, является распространением культуры в
социум. В более узком смысле просвещение, по мнению Н.В. Гоголя скрывает
знаниевую трактовку: «Просветить не значит научить, или наставить, или
образовать, или даже осветить, высветлить человека во всех его силах, а не в
одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь»[3].
Культурно-просветительская
деятельность представляет собой «совокупность информационно-образовательных
мероприятий по пропаганде и целенаправленному распространению научных знаний и
иных социально значимых сведений, которые формируют общую культуру человека,
его основы его мировоззрения и комплекс интеллектуальных способностей к
компетентному действию, стремление к передаче и получению необходимых знаний»[4].
Естественно, что такой
социальный институт как библиотека занимается организацией подобного рода мероприятий.
К основным задачам
культурно просветительской детальности областной библиотеки относится[5]:
1. содействие нравственного и эстетического
развития читателей;
2. обеспечение многообразия содержания
образовательного процесса через оперативное и качественное комплектование
библиотечного и информационно-библиотечного обслуживания читателей;
3. воспитание информационной культуры чтения.
Библиотека, с этой точки
зрения, выполняет задачи просветительской и информационных функций.
Культурно-просветительская
деятельность библиотеки, прежде всего, определяет ее социальную значимость.
Данного рода деятельность включает в себя культурно-просветительские
мероприятия и способы их реализации.
Как известно, с помощью
различного рода мероприятий можно привлечь все больше потенциальных читателей,
в особенности в настоящее время, когда значимость библиотеки ставят под
вопросом.
С развитием общества
клубы стали создаваться повсеместно, цели данных клубов уже были более
конкретными и преследовали именно задачу объединения по интересам, нередко в
качестве локации сборов использовали читальные залы библиотек.
Сейчас читательские
кружки и клубы могут быть совершенно различной тематической направленности,
такие как, поэтические клубы, клубы риторики, клубы ораторства и другие.
Читательские клубы сейчас
представляют собой более усложненную структуру, в них люди могут делиться по
социальному статусу, возрастному критерию и интересам. В таком клубе должен
быть председатель и постоянный список членов читательского клуба.
Читательские кружки, которые
функционируют в библиотеке, преимущественно отличаются от клубов тем, что они
нацелены на приобретения каких-то определенных знаний, как правило, в кружок
записывают на весь период обучения[6].
Литературные и
литературно-музыкальные вечера. В широком смысле литературные и
литературно-музыкальные вечера проводятся с целью формирование духовного мира
человека, в раскрытии творческих способностей, расширения кругозора знаний и
культурного воспитания человека. Несогласованное предложение. В библиотеке подобные
вечера проводятся с той же целью, но акцентируя внимание на определенную
тематику. Наибольшую популярность литературные и литературно-музыкальные вечера
приобрели в период после Октябрьской революции 1917 года[7]. Их тематика может быть
самого различного рода. Так как может зависеть от разных факторов: вечера могут
быть приурочены к определенной дате, к примеру, 8 марта; не редкостью является
то, когда вечера организуются в связи с юбилеем даты жизни известного поэта или
писателя. Так же, литературные вечера могут быть посвящены как одному, так и
нескольким авторам в рамках одной темы «Спасибо, что мы живы». Вечера могут
быть посвящены и политической, общественной, научно-популярной, краеведческой
литературе.
На вечерах общественной и
политической литературы уделяется внимание проблемам внутри общества, в том
числе каким-либо историческим событиям.
Вечера
научно-популярной, сельскохозяйственной и др. литературы знакомят читателей с
достижениями в научной сфере. Такие вечера также называют «лекториями», «просветительскими
выставками». На таких вечерах помимо лекции, могут быть показаны различные
опыты, презентации, кинофильмы, книжные выставки. На такие вечера библиотека
приглашает ученых, агрономов, учителей, врачей и других [1] Бородина С. Д. Коммуникационная
культура библиотек: научно-практическое пособие / С. Д. Бородина, Г. М.
Кормишина. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 127 с. [2] Столяров Ю. Н. Библиотека :
структурно-функциональный подход / Ю. Н. Столяров. – М. : Книга, 1981. – 255 с. [3] Макаренко А.С. Некоторые выводы из
педагогического опыта // Соч. в 7-ми т. Т. V. – М., 1958. – 558 с. С. 112 [4] Богданова И.А. Библиотечный
диалог: аспекты речевого общения: учеб.-методическое пособие / И. А. Богданова.
– Москва: «Либерея-Бибинформ», 2006. – 120 с. С. 56 [5] Головко С.И.
Культурно-просветительская деятельность библиотеки : актуальные аспекты / С. И.
Головко. – М. : Литера, 2014. – 168 с. [6] Домаренко Е.В. Культурно-досуговая
деятельность библиотеки: научно-практическое пособие / Е. В. Домаренко. –
Москва: «Либерея-Бибинформ», 2006. – 80 с. [7] Васильев И. Г. Социологические
исследования в библиотеках : практическое пособие / И. Г. Васильев, М. Е. Илле,
Д. К. Равинский. – СПб. : «Профессия», 2003. – 176 с.