Библиотечное дело Часть дипломной работы Гуманитарные науки

Часть дипломной работы на тему Культура речи руководителя библиотеки

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛАВА I. Речевая культура в социально-историческом и теоретическом аспектах 3
1.1 Понятие «речевая культура» и основные ее составляющие 3
1.2 Культура речи в социально-историческом контексте 14
1.3. Руководитель библиотеки как лидер………………………………………19
1.4. Культура речи руководителя библиотеки…………………………………34
Выводы по 1 главе 38

Список использованной литературы 40

 

  

Введение:

 

Актуальность работы. Искусство общения, знание психологических особенностей и применение психологических методов крайне необходимы.
Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужно каждому. Это умение лежит в основе жизненного и профессионального успеха.
Проблемой общения занимались: Акишина А.А., Формановский Н.И. Антонова Н.А. Зарецкая Е.Н. Каменская Е.Н. Караулов Ю.Н. Лавриненко В.Н. Мальханова И.А.
Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательным условием любого делового общения.
Деловые люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне, и уметь обращаться со словом.
У представителей любой профессии есть свои нормы и правила поведения. Деловой этикет сформировался в течение длительного времени как результат постоянного отбора правил и форм наиболее целесообразного делового поведения, которое способствует достижению успеху в деловых отношениях. Свой деловой этикет есть у каждой профессии, в нём отражаются стандарты поведения, принятые для этой профессии, особенности взаимоотношений с людьми в условиях функционирования данной профессии и многое другое — все то, что определяет и регулирует человека как представителя определенной профессии.
Следует подчеркнуть, что в каждой профессии имеются свои моральные нормы и законы профессионального поведения, которые нельзя нарушать. Основой любой профессии являются честность, обязательность, профессиональная взаимопомощь. Профессия библиотекаря также не является исключением.
Основная задача библиотеки — воспитание книжной культуры, т. к. через книгу ребенок постигает ценности, выработанные мировой цивилизацией. Детская библиотека — это место, где интересы детей, их потребности приоритетны интересам взрослых. А библиотекари делают всё возможное, чтобы оправдать такую читательскую оценку: «Библиотека — сказочный мир. Это лучшее место, куда я прихожу».
Сегодня многие библиотеки сочетают традиционные библиотечные формы своей работы с несвойственными им ранее (клубными формами, художественно-выставочной работой, проведением массовых праздников, акций, гуляний и т. п.). Это: Праздник улицы (им. Кошевого), Выставки профессиональных и самодеятельных авторов в Выставочном центре (им. Барто), Шествия от школы до библиотеки (им. Драгунского), Затонские праздники (им. Фадеева), городские праздники и фестивали детского творчества в Парке и ДК, Форум (ЦГДБ) и т.д.
Одним из наиболее перспективных направлений развития работы в последние годы считается социальное партнерство. Выбор определенного направления, привлечение заинтересо¬ванных партнеров, создание проекта, программы, объединение усилий и финансовых средств – вот путь к успешной деятельности.
Программа «Все дети талантливы» с целью развития творческих способностей читателей, которая включает в себя конкурсы детского творчества:
– на лучшую экологическую сказку;
– конкурс юных поэтов;
– конкурс художественного чтения стихов и рассказов;
– на лучший экологический плакат и т. п.
Таким образом, возрождаются формы, требующие развития читательских навыков и техники чтения, привития любви к книге. Чему сегодня нужно уделять должное внимание в работе.
Среди новых тенденций в организации работы можно отметить комплексность, использование в рамках одного мероприятия различных форм и методов: День профессии, Неделя пропаганды правовых знаний, Недели молодежной книги и т. п.
Когда библиотека выходит за рамки чисто библиотечной деятельности и пытается освоить новую аудиторию, как правило, возникает проблема привлечения этой новой аудитории к участию в мероприятии.
В последние годы у молодых читателей библиотеки возникла тенденция обращения в библиотеку после просмотра фильма – экранизации художественного произведения непосредственно за первоисточником. Библиотекарю необходимо отреагировать на это и разработать читательскую конференцию «Экранизация – «за» и «против».
Ее вопросами могут стать:
1) Что вас заставило после просмотра фильма обратиться к книге?
2) Темы выступлений: «Сопоставление книги и фильма», «Что понравилось больше и почему?» и т. д.
3) Выводы: Основным выводом должен стать ответ на вопрос: может ли экранизация для вас заменить книгу? («Гарри Поттер», «Властелин колец», «Сумерки», Стайн и классика).
Обсуждение – массовое мероприятие, которое носит дискуссионный характер. Обсуждение книг, как правило, готовится заранее, но может начаться и спонтанно. Библиотекарь руководит обсуждением, готовит вопросы.
Диспут — публичный спор. Обычно диспут посвящается обсуждению политических или нравственных проблем. Главное при подготовке диспута: учесть интересы, особенности конкретной аудитории; правильно выбрать тему и четко сформулировать основные вопросы; организовать мероприятие по пропаганде соответствующей литературы.
Например, диспуты по следующим темам:
1) «Компьютер и книга – враги или друзья?»;
2) «Быть здоровым – это модно или необходимо?»;
3) «Культура: сближение или разделение народов?».
Близко по духу диспуту — дискуссия — это спор единомышленников, мнения которых столкнулись в поисках выбора решения какой-либо проблемы. Дискуссия рассчитана на подготовленную аудиторию. Основа дискуссии — различие в понимании толкования. Цель ее — прийти к единой точке зрения. Ведение дискуссии требует глубокого знания предмета.
Презентация книг. Презентация – представление чего-то нового. В библиотеке данная форма работы предполагает представление новой книги, нового автора, новой серии, нового журнала. Нет жестких рамок ограничения в проведении подобного мероприятия, но, тем не менее, оно подразумевает праздничную атмосферу, интересные находки в представлении. Например, Презентация новой серии может проходить по следующей схеме:
1. специальное оформление зала в стиле жанра серии;
2. приглашение издателя, автора (по возможности);
3. костюмированное шествие героев;
4. обязательный элемент – краткий яркий рассказ о Презентанте.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. Речевая культура в историческом и теоретическом аспектах
1.1. Понятие «речевая культура» и основные ее составляющие

Речевая культура (культура речи) представляет собой отрасль языкознания, в которой устанавливаются и обосновываются нормы устного и письменного литературного языка.
Речевая культура — один из компонентов общей культуры человека.
Совершенной можно назвать лишь такую речь, которая отличается следующими коммуникативными качествами: правильностью, точностью, логичностью, чистотой, действенностью и выразительностью.
По мнению Б.Н. Головина, культура речи — это:
• а) совокупность и система ее коммуникативных качеств;
• б) учение о совокупности и системе коммуникативных качеств речи.
С.И. Ожегов в одной из последних работ писал: «Высокая культура речи — это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка <…>. Но высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти нс только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т.е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное.
Известный ученый-лингвист Л.И. Скворцов предлагает говорить о «правильности речи» и «культуре речи» как двух ступенях освоения литературного языка и двух способах владения им.
Первой, низшей, ступенью оказывается правильность речи. О правильности мы говорим при овладении литературной речью и ее нормами. Оценки вариантов на уровне правильности речи: правильно — неправильно, по-русски — не по-русски и т.п. < … >
Второй, высшей, ступенью освоения литературного языка является культура речи в собственном смысле. О культуре речи можно говорить в условиях владения литературной речью, в условиях правильности (то есть владения литературными нормами). Оценки вариантов на уровне культуры речи иные: лучше — хуже, точнее, уместнее и т.п.
Культура речи — сложное и многоаспектное понятие.
В основе его лежит существующее в сознании человека представление о «речевом идеале», образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь, правильная с точки зрения ее соответствия современным языковым нормам.
Культура речи предполагает не только правильное, но и уместное (как теперь говорят, оптимальное) использование языковых средств в определенной речевой ситуации.
Видный отечественный ученый М.Р. Львов считает, что «культура речи — владение нормами устного и письменною литературного языка (орфоэпия, ударение, словоупотребление, орфография, морфология, синтаксис), а также умение использовать выразительные возможности языка в соответствии с целями высказывания, с коммуникативной целесообразностью, с условиями общения…»
Культура речи как наука о языке занимается выработкой и упорядочением разнообразных правил, норм.
Академик В.В. Виноградов подчеркивал, что анализ типичных для современной речевой практики случаев нарушения или искажения литературных норм в области произношения, образования форм, сочетаний слов, …употребления слова — это только подготовка к постановке вопросов изучения культуры речи.
Говоря о культуре речи как лингвистической науке, В.Г. Костомаров отмечает, что ее особенностью является как раз то, что она «вовлекает в свое исследование и те факты, и социально-стилистические сферы речевого общения, которые находятся за пределами литературной речи».
В рамках проводимого нами исследования представляет интерес точка зрения Е.Н. Ширяева: «…задачи, решаемые культурой речи, разные, но все они связаны общей задачей или, сверхзадачей — обеспечить эффективность общения. Разные задачи предопределяют основные компоненты культуры речи. Их три: нормативный, коммуникативный и этический».
Совершенствование культурно-речевых навыков и коммуникативной компетенции студентов является важным условием для решения психолого-педагогических и методических задач, которые базируются на прочных знаниях основных компонентов речевой культуры: нормативного, коммуникативного, этического.
Для выступления перед аудиторией важен не столько громкий, звучный, выразительный голос, но и умение владеть им — дикция. Хорошая дикция необходима каждому библиотекарю для выступления перед аудиторией. Правильная дикция создает условия для других необходимых речевых качеств — темпа речи, её громкости, ритмичности, благозвучного тона. Одно дело подготовить хорошее выступление, другое — суметь донести его содержание до ума и сердец слушателей. Четкость дикции достигается при исполнении артикуляционной гимнастики, упражнений для губ, языка, мышц нижней челюсти, частом произнесении скороговорок. Для совершенствования дикции необходимо также изучать образцы для подражания — выступления выдающихся ораторов.
Красивая речь привлекает внимание и помогает донести мысль говорящего доступными словами. В коммуникативном процессе важное место отводится языковым нормам и этике общения. Человек с высокой культурой речи имеет изобильный словарный запас, его речь отличается чистотой, выразительностью, ясностью и правильностью.
О культуре речи нельзя говорить изолированно от культуры языка, хотя между ними и существует терминологическое разграничение. Чем богаче и многограннее будет культура языка, тем лучше будет речевое воздействие. Появится больше вариантов для построения речевых структур.
Внесём немного ясности в эти два понятия. Рассмотрим, что является языком и речью, чтобы лучше разбираться в их взаимосвязи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы