Часть дипломной работы на тему Культура и быт коренных народов Севера ненцы, ханты и селькупы.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
Введение 3
1. Общая характеристика коренных народов севера 6
2. Ненцы 19
2.1. Происхождение ненецкого народа 19
2.2. Традиционные занятия ненцев: охота, рыбная ловля, оленеводство 23
2.3. Традиционная одежда ненцев 26
2.4. Ненецкие религиозные представления 31
Заключение 36
Список использованной литературы 39
Введение:
Актуальность традиционных социокультурных исследований зависит от сочетания социально-политических, идеологических и внутренних теоретических факторов. Эти факторы, в основном, следующие: общество срочно нуждается в осознании и восстановлении традиции как важной движущей силы социальной стабильности; активность религиозного фундаментализма угрожает Весь мир; необходимость критического переосмысления традиционалистских идеологий как оправдания межэтнической и межкультурной ненависти.
Кроме того, на поздней стадии социализма интерес к традиционным вопросам был вызван растущим социальным и культурным вакуумом. В обществе, где историческая жизнь начинается с нуля, природа уничтожает все культурные воспоминания, кроме революционных. Но на самом деле он все больше отклоняется от «революционного» стандарта.
Изучение традиций коренных малочисленных народов Севера охватывает широкий спектр областей, от общих областей, таких как мифология, основные повествования о различных культурах и ритуалах, до общих этнографических местных обычаев и ритуальных практик.
До сих пор традиция «чистой формы» сохранилась мало. Он был изменен под влиянием инноваций и существует в новой традиционной новой традиционной форме. Это реальность, которая также отражает преемственность, социальное наследие, инновации и изменения. Социальная и культурная анимация — это просто средство для демонстрации единства, традиций и инноваций. Если эта мера нарушается, и одна из сторон начинает доминировать, то возникает традиционное сохранение, превращение ее в музейную выставку или навязывание внешнего опыта, неприемлемого для конкретной этнокультурной общности. В обоих случаях разрушается «жизненная» традиция и утрачивается преемственность социального опыта.
Отличительной чертой социальной и культурной анимации является то, что она тесно связана с семьей, повседневной жизнью и этнической культурой конкретной этнической группы. Однако также важно заново признать, что вся традиция и церемонии — это не только каникулы, драмы, но и важная часть реальной жизни этнических культурных сообществ, помогающая им успешно адаптироваться к современным условиям.
По всем причинам, упомянутым выше, необходимо искать формы, средства и методы социальной и культурной деятельности как первоочередную задачу сохранения традиций коренных малочисленных народов Севера, поскольку необходимо конструктивно использовать положительный опыт социальной и культурной деятельности.
Объектом исследования выступают коренные малочисленные народы Севера.
Предметом исследования является культура и быт народов Севера.
Степень научного объяснения проблемы. Изучение сущности, содержания, исторических изменений и перспектив социокультурных традиций имеет долгую и богатую историю. Это происходит и происходит на нескольких уровнях: философское понимание, теория культуры, этносоциология и возникающие традиционные традиции, история и теории религии, а также исследования в рамках этнографии и фольклора. В настоящее время существует большое количество отечественных и зарубежных документов, изучающих сущность традиционных концепций, динамику их исторических изменений и взаимосвязь между традициями и инновациями.
Методологические основы исследования психологии народов содержатся в трудах Н.А.Бердяева, Л.И. Божович, И.С. Кона, Н.О.Лосского,B.С.Соловьева, Г.Г.Штепа, К.Г.Юнгаи др.
Изучению этнических отношений и межэтнического взаимодействия посвящены работы А.О.Бороноева, Ю.В.Бромлея, Л.Н.Гумилева.
Источниковую базу исследования составляют полевые материалы научных сотрудников: этнографов, историков и фольклористов, занимающихся проблемой сохранения и развития этнокультурного наследия коренных малочисленных народов Севера Ю. В. Попкова, JI. В. Анжигановой, Н. Н. Тюреневой, В. Я. Шатровой.
В данной работе были использованы такие ресурсы как: Декларация ООН о правах коренных народов, Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, © КонсультантПлюс, Гаврилова И.Н. «Проблемы малочисленных народов севера России», Голотвин Ж, Хмара Н, « Борьба за выживание народов Севера» , Котляков В. М., Агранат Г. А. «Российский Север — край больших возможностей», Кряжков В.А. «Коренные малочисленные народы Севера в российском праве», Николаев М.Е. «Российский Север — Регион Нового Развития, Российский статистический ежегодник и т.д.
Заключение:
Выжить в экстремальных условиях арктической тундры всегда сложно. Ненецкий народ веками жил на полуострове Ямал, на крайнем севере Сибири. Основа жизни кочевников — их олени. Животные являются их источником пищи и одежды, а уход за ними в суровые зимы и теплое лето — это одновременно работа и ритуал.
Образ жизни ненцев находится под угрозой, поскольку традиционные пастбища для оленей находятся на одном из самых значительных месторождений природного газа в России. Менее чем за всю жизнь по всему полуострову появились буровые установки, которые бурили глубоко под землей для добычи газа, необходимого для растущей экономики России. Трубопроводы, которые сейчас пересекают тундру, пересекают древние пути миграции оленей, что делает их ежегодные путешествия более опасными.
С момента открытия запасов нефти и газа в 1970-х годах ненцы все больше контактируют с внешним миром, и инфраструктура на полуострове Ямал быстро расширяется. Сейчас в тундре расположено несколько деревень газовых рабочих, здесь расположены тысячи площадок геологоразведочного бурения и проходит новая железная дорога, соединяющая Россию с Западом. Строительство инфраструктуры на полуострове, состоящем из вечной мерзлоты, болот и озер, имеет серьезные последствия для коренного образа жизни ненцев, существующего в этой среде. Злоупотребление служебным положением было признано в регионе, и сегодня люди осознают опасность. Скотоводы также увидели выгоду от нефти и газа, например, с нефтяниками можно торговать, получая свежее мясо и рыбу в обмен на рис / макароны и бесплатный проезд на транспорте газовиков.
Эти отношения превратили некоторых местных газовиков в «экспертов по тундре», которые знают детали летней миграции пастухов. Ненецкие жители стали более уверены в том, что нефть и газ могут существовать вместе с их образом жизни, и что консультации улучшили положение. Тем не менее, прошлый ущерб остается, и есть опасения, что в будущем он будет еще больше. 8-я бригада (с которой путешествует Племя) потеряла пять важнейших летних лагерей из-за газодобычи за последние восемь лет. Пастухи также заметили, что рыбы, которая имеет решающее значение для летнего рациона пастухов, в озерах гораздо меньше. Это спорный вопрос, который все еще обсуждается. Сами пастухи при поддержке ученых недавно попытались активизировать эти дебаты, составив список вопросов, которые, по их мнению, должны решить администрации.
Программы добычи нефти и газа будут иметь решающее значение в формировании будущего ненца, но в нынешнем виде будущее далеко не мрачное. Население Ямало-ненца стабильно росло на протяжении ХХ века. Огромная часть молодых ненцев решает остаться в тундре, поскольку они могут получить больший доход, чем в деревнях, и могут свободно вести кочевой образ жизни в тундре. В какой-то момент специалисты догадались, что чрезмерный выпас привел бы к краху оленеводства, но поголовье стад и людей все еще растет. Это указывает на недоверие экспертов к ненецкому мастерству землеустройства и непонимание того, насколько адаптируемыми могут быть бригады. Спорно, как и большинство других северных стран всего, Россия решила не подписывать соглашение о племенных правах и национальном законодательстве пока не требует всесторонней оценки социального воздействия промышленных проектов, таких как добыча нефти и газа. Похоже, что существует общее игнорирование политики в отношении коренных народов.
С положительной стороны существуют законы, относящиеся к «традиционному природопользованию», и за последние 15 лет ситуация значительно улучшилась. Однако на бумаге такие законы выглядят хорошо, но вряд ли дошли до стадии практического применения. Земля становится все более дефицитной для ненцев, и они прекрасно понимают, что пастбища не бесконечны. Давление усиливается увеличением присутствия газовой промышленности, что привело к обсуждению приватизации земли среди пастухов и бюрократов. Приватизация полностью противоречит общему ненецкому принципу общинной земли. Сегодня на севере России большинство руководителей преследуют краткосрочные интересы, а коренные народы не входят в список их приоритетов. Пытаясь решить эту проблему, администрация Ямала составляет «земельный кадастр пастухов», не передавая им права собственности на землю. Этот реестр призван предоставить обеим сторонам прочную платформу для обсуждения. Еще неизвестно, насколько эффективной будет такая система.
Перед лицом распространенной мысли о сокращающемся состоянии глобальных кочевых групп ямало-ненцы продолжают вести активный и активный культурный образ жизни. Они адаптировались к окружающему их социальному, политическому и природному миру, и, хотя нефть и газ представляют огромную угрозу, у них все еще есть надежда. Все полезные ископаемые Ямала будут добыты к концу 21 века или быстрее, и для того, чтобы выжить даже в этот период, кочевникам нужен свободный доступ к пастбищам и здоровая окружающая среда. Если бы это было так, у ненцев был бы шанс продолжить свою жизнь в будущем, где нефть и газ — не что иное, как далекое воспоминание.
Фрагмент текста работы:
1. Общая характеристика коренных народов севера
Русский Север простирается через евразийский континент. Европейский север страны простирается от Кольского полуострова до Уральских гор. Сибирь как географический термин обычно используется для обозначения всей России к востоку от Урала и иногда, в более узком смысле, включает Дальний Восток . В этой работе основное внимание уделяется тем частям России, которые расположены выше 60 ° северной широты, но формальное определение «севера» в России может быть проблематичным.
Если углубиться в историю, то можно отметить, что в царской России конца девятнадцатого и начала двадцатого веков постепенная ассимиляция многих нерусских народов в Империи была официально согласованной и широко принятой политикой. Идею поддержали как политическая оппозиция, так и проправительственные круги.
Поскольку основной целью была культурная и языковая ассимиляция, национальную политику России того времени можно охарактеризовать как аккультурацию .
Следует отметить, что Россия достигла колонизации Крайнего Севера и Сибири в целом без использования подавляющей военной мощи (Куприянова, 1954). Действия казачьих частей на пути «к солнцу» несопоставимы с масштабами конфликтов между испанскими конкистадорами и индейцами в Центральной Америке.
Царское правительство, местная администрация и торговцы не были заинтересованы в уничтожении или даже порабощении коренных народов; скорее, они хотели сделать их хорошими плательщиками дани (Арутюнов, 2002).