Часть дипломной работы Педагогика/Психология Логопедия

Часть дипломной работы на тему Коррекция речевого развития детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата при помощи ИКТ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Теоретическое обоснование
использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с детьми
с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) младшего школьного возраста с
нарушениями речи. 7

1.1
Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного
аппарата (НОДА) 7

1.2
Особенности звукопроизношения и фонематического слуха детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата (НОДА) младшего школьного возраста. 18

1.3
Особенности применения компьютерных технологий при обучении детей с детей с нарушениями
опорно-двигательного аппарата (НОДА) младшего школьного возраста с речевыми
нарушениями. 28

1.4. Обзор
компьютерных программ, используемых для детей младшего школьного с речевыми
нарушениями. 34

Вывод по первой главе. 43

Глава 2. Экспериментальное изучение
использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с детьми
с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) младшего школьного возраста с
нарушениями речи в школе-интернате. 45

2.1 Методика
исследования. 46

2.2 Описание
результатов исследования. 50

2.3
Рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в
работе с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата НОДА младшего
школьного возраста с нарушениями речи в школе-интернате  68

Вывод по второй главе. 70

Заключение. 73

Список используемой литературы   76  

Введение:

 

Актуальность
исследования.
На современном этапе развития образования существует
потребность в специальной организации коррекционно-развивающей работы в
процессе обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, имеющих
речевые проблемы.

У большинства современных детей,
особенно детей с ограниченными возможностями, есть проблемы в развитии
восприятия, внимания, памяти, умственной деятельности, двигательной сферы,
недостаточного формирования пространственных представлений, особенно приема и
обработки информации. У этих ребят наблюдается снижение интереса к учебе,
нежелание посещать дополнительные занятия, нестабильное психоэмоциональное
состояние, снижение работоспособности, повышение тонуса тела. Учитывая эти
особенности психофизического развития детей, процесс представления материала
при организации логопедической терапии должен быть несколько другим, более
индивидуализированным. Эта проблема может быть решена с помощью
информационно-коммуникационных технологий. Так, при работе с компьютером дети
получают эмоциональный и когнитивный заряд, который заставляет их хотеть
видеть, играть, возвращаться к этой деятельности снова. Этот интерес лежит в
основе формирования таких важных структур, как когнитивная мотивация, непроизвольная
память и внимание, предпосылки для развития логического мышления[1].

Повышенные
требования к образованию детей с нарушениями речи обуславливают необходимость
модернизации содержания образования с точки зрения применения современных
педагогических технологий, в том числе, коммуникативно-деятельностного,
личностно-ориентированного подхода к обучению. (Л.А. Головчиц, Т.С. Зыкова,
М.И. Никитина, Л.П. Носков, Г.Н. Пенин, Е.Г. Речицкая, И.А. Шаповал и др.).
Большую роль в развитии детей играют информационные и компьютерные технологии
(ИКТ) (Т.И. Галишникова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, С.В. Сацевич и др.).

Использование
информационных и компьютерных технологий в специальном (коррекционном) образовании
детей с различными образовательными потребностями основано на ведущих
положениях исследований, проводимых отечественными и зарубежными учеными в
области общей педагогики (А.П. Ершов, И.В. Роберт, Е.И. Машбитц, В.В. Рубцов,
Р. Уильямс, Г.М. Клейман и др.); результатах исследований отечественных (Б.И.
Эйзенберг, О.П.П. Белоножко, В.И. Голод, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина)
и зарубежных ученых (Дж. Саго, Мурс Д., Стронг Левитт Х., Паперт С.)[16].

Однако в
исследованиях, которые имеют непосредственное отношение к детям с нарушениями
речи, возможности коррекции речи с помощью информационных и компьютерных
технологий изучены недостаточно. Не изучено, в частности, влияние использования
обучающих компьютерных программ для коррекции речевого развития, не определены
до настоящего времени психолого-педагогические условия, способствующие развитию
речи у детей младшего школьного возраста с нарушениями речи с помощью
информационных и компьютерных технологий, в связи с чем, наше исследование
является актуальным[68].

Таким
образом, актуальность исследования определяется противоречием между важностью коррекции развития речи у детей с
ограниченными возможностями, как одной из важных задач учебного процесса,
востребованности знаний и речевых навыков с помощью информации и компьютера и
отсутствием современной модели использования информационно-коммуникационных
технологий в работе с детьми с НОДА.

Объект исследования:
особенности речевого развития детей младшего школьного возраста с нарушением
опорно-двигательного аппарата.

Предмет исследования:
информационно-коммуникативные технологии как средство коррекции речевого
развития детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного
аппарата.

Цель исследования:
определить возможности использования информационно-коммуникативных технологий в
процессе коррекции речевого развития детей младшего школьного возраста с
нарушением опорно-двигательного аппарата.

Гипотеза исследования:
использование информационно-коммуникативных технологий в процессе коррекции
речевого развития детей младшего школьного возраста с нарушением
опорно-двигательного аппарата будет результативным при соблюдении следующих
условий:

— при
учете начального уровня развития фонематического слуха и звукопроизношения детей
младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата;

— при
использовании цикла комплексных занятий по использованию
информационно-коммуникационных технологий;

— при
соблюдении соответствующих рекомендаций по использованию
информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с нарушением
опорно-двигательного аппарата младшего школьного возраста в школе-интернате.

Объект,
предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения
следующего перечня задач:

1.               
Представить психолого-педагогическую характеристику
детей
с
НОДА.

2.               
Рассмотреть особенности звукопроизношения
и фонематического слуха детей с НОДА младшего школьного возраста.

3.               
Определить особенности применения
компьютерных технологий при обучении детей с детей с НОДА младшего школьного
возраста с речевыми нарушениями и выполнить обзор соответствующих программ.

4.               
В ходе беседы изучить специфику организации
коррекционно-образовательной деятельности учителем-логопедом посредством ИКТ
для детей с НОДА младшего школьного возраста с
нарушениями речи
.

5.               
Посредством анкетирования определить
возможности использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе
учителя-логопеда с детьми с НОДА младшего
школьного возраста с нарушениями речи.

6.               
Разработать цикл
комплексных занятий по использованию ИКТ
в работе с детьми с НОДА
и определить его результативность при помощи педагогического эксперимента.

7.               
Сформулировать рекомендации
по использованию ИКТ в работе с детьми с НОДА.

Решение поставленных задач осуществлялось с
использованием комплекса методов
исследования:

— анализ научно-методической литературы;

— беседа;

— анкетирование;

— изучение педагогической документации;

— обобщение
полученных данных;

— педагогический
эксперимент;

— качественный и
количественный анализ эмпирических данных.

База
исследования:
Бюджетное
стационарное учреждение социального обслуживания Орловской области
«Болховский
детский дом-интернат для детей с физическими недостатками».

Структура
выпускной квалификационной работы.
Выпускная
квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на
параграфы и снабженных выводами, заключения, списка используемой литературы и
приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения
выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели
работы, что позволило
определить возможности использования
информационно-коммуникативных технологий в процессе коррекции речевого развития
детей младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Для достижения поставленной цели были решены
следующие задачи:

— была представлена психолого-педагогическая
характеристика детей
с НОДА;

— были рассмотрены особенности
звукопроизношения и фонематического слуха детей с НОДА младшего школьного
возраста;

— были определены особенности
применения компьютерных технологий при обучении детей с детей с НОДА младшего
школьного возраста с речевыми нарушениями и выполнен обзор соответствующих
программ;

— в ходе беседы была
изучена
специфика
организации коррекционно-образовательной деятельности учителем-логопедом
посредством ИКТ для детей с НОДА младшего
школьного возраста с нарушениями речи
;

— посредством анкетирования были определены возможности
использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с
НОДА младшего школьного возраста с нарушениями
речи;

— был разработан цикл комплексных
занятий по использованию ИКТ
в работе с детьми с НОДА и определена
его результативность при помощи педагогического эксперимента;

— были сформулированы рекомендации по использованию ИКТ в работе
с детьми с НОДА.

Качественный и
количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность гипотезы
исследования о том, что
использование информационно-коммуникативных
технологий в процессе коррекции речевого развития детей младшего школьного
возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата будет результативным при
соблюдении следующих условий:

— при
учете начального уровня развития фонематического слуха и звукопроизношения детей
младшего школьного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата;

— при
использовании цикла комплексных занятий по использованию
информационно-коммуникационных технологий;

— при
соблюдении соответствующих рекомендаций по использованию
информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми с нарушением
опорно-двигательного аппарата младшего школьного возраста в школе-интернате.

Таким
образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в
полном объеме.

В
заключение отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и
практическую значимость.

Теоретическая
значимость исследования заключается в детализации психолого-педагогической
характеристики
детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата; в выявлении особенностей их
звукопроизношения и фонематического слуха; в выполнении обзора компьютерных
программ, используемых для детей младшего школьного с речевыми нарушениями.

Практическая
значимость исследования состоит в возможности использования материалов работы
следующими категориями лиц:


логопедами и педагогами-дефектологами, работающими с младшими школьниками с
НОДА, с целью оптимизации их деятельности в отношении стимулирования речевого
развития воспитанников;

— студентами,
обучающимися по логопедическим и дефектологическим направлениям, с целью
самоподготовки к тематическим семинарским и практическим занятиям;


молодыми учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с
целью систематизации и обобщения эмпирических данных и педагогического опыта.

Разработанный
в рамках выпускной квалификационной работы цикл комплексных занятий по
использованию информационно-коммуникационных технологий может быть рекомендован
к внедрению в учебно-воспитательный процесс коррекционных (вспомогательных)
школ и общеобразовательных школ, реализующих инклюзивную практику.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое обоснование использования
информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в работе с детьми с нарушением опорно-двигательного
аппарата (НОДА) младшего школьного возраста с нарушениями речи

 

 

1.1 Психолого-педагогическая
характеристика детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)

 

Понятие
«нарушение функций опорно-двигательного аппарата» (НОДА) носит собирательный
характер и включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое
центральное или периферическое происхождение[14].

Степень тяжести двигательных нарушений варьируется в большом
диапазоне, где на одном полюсе находятся грубейшие нарушения, на другом –
минимальные. Психические и речевые расстройства, также как и двигательные имеют
различную степень выраженности, и может отмечаться целая гамма различных
сочетаний.

Двигательные нарушения у детей с НОДА имеют всевозможную степень
выраженности.

Рассмотрим классификацию уровней выраженности НОДА по степени
сложности, предложенную Л.М. Шипицыной и И.И. Мамайчук[71].

Тяжелая. Дети не овладевают манипулятивной деятельностью и навыками
ходьбы. Они не могут себя обслуживать.

Средняя. Дети овладевают ходьбой, но передвигаются с помощью
ортопедических приспособлений (канадских палочек, костылей и т.п.) Навыки
самообслуживания у них сформированы не полностью из-за нарушения манипулятивной
функции.

 

Легкая. Дети ходят самостоятельно. Они могут себя обслуживать, у них
достаточно развита манипулятивная деятельность. Тем не менее, у больных могут
отмечаться неправильные патологические позы и положения, нарушения походки,
движения недостаточно ловкие, замедленные. Имеются недостатки мелкой моторики,
снижена мышечная сила.

При легком и среднем уровне поражения (более 70%) дети могут посещать
коррекционно-образовательные и общеобразовательные детские учреждения. Наиболее
тяжелые больные воспитываются и обучаются в специальных учреждениях
интернатского типа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата[71].

Известно, что развитие представлений о своем теле отрывается в тесной
взаимосвязи с формированием зрительных, тактильных, двигательных функций,
соответствия движений и кинестетических в течение каковых постигается
расположение частей тела – схемы тела.

Многие дети, страдающие НОДА, как бы «забывают» употреблять свои
пораженные конечности, они пренебрегают своей пораженной рукой даже в случае
умеренного поражения. Данная информация подробно освещена в трудах З.Х. Манович[43].

Сдерживание деятельности кинестетического анализатора затрудняет, а в
отдельных случаях, по всей вероятности, и исключает формирование тех
условно-рефлекторных связей, на основании которых основывается чувство позы,
чувство собственно тела и тонкая моторика. Отсюда и компоненты апраксии, в
основном – в движении пальцев рук.

Таким образом, все вышесказанное доказывает стойкий и сложный характер
патологии двигательной функции у детей, страдающих разными формами НОДА, и
свидетельствует о том, что данные нарушения характерны для той или иной формы.

Тем не менее, познавательная деятельность детей с НОДА расстраивается
и в связи со спецификами их психического развития. Многие авторы причисляют
нарушение психического развития у детей с НОДА к патологическому
психическому развитию и апробируют, что данные нарушения в настоящей степени
зависят от времени поражения и от локализации головного мозга.

У ребенка с НОДА в силу двигательной недостаточности развитие всех
видов восприятия может быть расстроено на самых ранних периодах его
формирования.

Фактором прибывают такие причины, как недоразвитие статокинетических
рефлексов, нарушение моторного аппарата глаз, способствующее ограничению полей
зрения у данной категории детей. Известно, что формирование полей зрения близко
связано с развитием всех видов восприятия и произвольного внимания, в том числе
и пространственного.

У детей с НОДА при недостаточности предметных действий мало
сформировано предметное восприятие, а предметные действия невозможны без
формирования и улучшения общей моторики. Вследствие предметной деятельности
проистекает формирование осязания[67].

Кроме того, как отмечает М.Н. Гончарова[21], двигательная недостаточность
мешает не только обычному кинестетическому и зрительному восприятию и их
формированию, но и мешает развитию интерсенсорных условных связей, в
особенности зрительно-моторных. Известно, что практическая деятельность, а
также движение имеет немалое значение в формировании ряда высших корковых
функций, в особенности пространственных. Этим объясняются часто замечаемые
пространственные патологии у детей с НОДА.

Многие дети с НОДА ощущают затруднение в восприятие формы, в
соотнесении в пространстве плоских и объемных величин.

К.А. Семенова[57] пишет, что довольно часто ребенок с НОДА не
разбирается в частях своего тела; формирование схемы тела тесно связано с
развитием пространственного восприятия.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы