Часть дипломной работы Педагогика/Психология Общее недоразвитие речи

Часть дипломной работы на тему Коррекция нарушений вербальной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1. Теоретические основы исследования нарушений вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи 6
1.1 Особенности речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи 6
1.2 Специфика нарушений речевого общения детей с общим недоразвитием речи 13
1.3 Методические подходы к преодолению нарушений речевого общения у детей с общим недоразвитием речи 19
Выводы по главе 1 24
Список литературы 26

 

  

Введение:

 

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (ФГОC ДО) включает требования к структуре и содержанию примерной общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержание ее обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей, в том числе и детей с общим недоразвитием речи (ОНР), в различных видах деятельности с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения собственных мыслей, чувств и желаний, способен к построению речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки к грамотности.
Одна из основных проблем детей, у которых диагностировано общее недоразвитие речи, заключается в том, что речь не может выполнять полноценную функцию средства общения, а именно обеспечивать продуктивное протекание процессов общения и коммуникации. Между тем именно в общении, в диалоге со взрослым и сверстниками происходит значительная часть процессов развития ребенка: накопление его знаний об окружающем мире, социализация, развитие умения формулировать собственные мысли, вопросы и утверждения, умение продуктивно взаимодействовать с окружающими и др. Однако наличие недоразвития речи в той или иной степени ограничивает коммуникативные возможности ребенка.
В логопедии выделяются различные уровни недоразвития речи, которые приводят к разной степени коммуникативных нарушений. Так, общее недоразвитие речи I и II уровня делает общение с помощью речи практически невозможным, либо значительно ограничивает его возможности. Общее недоразвитие речи III и IV уровня приводит к определенным отклонениям либо сложностям в процессе коммуникации, однако возможности его осуществления сохраняются. В качестве еще одной проблемы в этом направлении можно выделить то, что понимание детьми дефекта собственной речи, критическое отношение к нему может приводить к различным проявлениям речевого негативизма, сознательного избегания или даже отказа от речевой коммуникации. Таким образом, возникает проблема создания такой стратегии коррекционно-развивающей деятельности, которая бы на только позволяла преодолеть имеющиеся дефекты речи, но и стимулировать ребенка к осуществлению активной речевой коммуникации, устранения негативного отношения к речевому общению.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрываются в научных трудах Л. C. Выготского, A. A. Леонтьева, C. Л. Рубинштейна. Проблема развития связной речи у детей с ОНР отражены в трудах В. К. Воробьевой, В. П. Глухова, Л. Н. Ефименковой, Т. A. Ткаченко, Т. Б. Филичевой.
Цель исследования: проанализировать и определить особенности коррекции нарушений речевой коммуникации детей с общим недоразвитием речи.
Объект исследования: процесс вербальной коммуникации старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи.
Предмет исследования: специфика коррекции нарушений вербальной коммуникации старших дошкольников, имеющих общее недоразвитие речи.
Задачи исследования:
1. Описать особенности речевой деятельности старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
2. Проанализировать особенности нарушения речевой коммуникации старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
3. Изучить основные методики, направленные на преодоление нарушений речевой коммуникации старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы, анализ, систематизация и обобщение полученной информации.
Теоретическая значимость исследования: систематизация существующих научных представлений об особенностях нарушения и коррекции нарушений вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость исследования: создание комплекса коррекционных мероприятий по преодолению нарушений вербальной коммуникации у детей с общим недоразвитием речи, который может применяться в практической деятельности логопедов и дефектологов.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Дошкольники с общим недоразвитием речи представляют собой достаточно неоднородную группу по тяжести имеющихся у них дефектов. Так, спектр нарушений представлен от практически полного отсутствия речи до незначительных нарушений в виде неправильного произношения 1-2 звуков и т.д. Общее недоразвитие речи дошкольников сопровождается разнообразными вторичными нарушениями, одним из которых является нарушение коммуникативной деятельности таких детей. Это связано с двумя аспектами: во-первых, недостатки развития речи, которые не позволяют ей выполнять полноценно функцию средства общения, а также, собственное восприятие детьми существующих у них дефектов, что приводит к речевому негативизму и нежеланию участвовать в общении с окружающими.
Подобные нарушения коммуникации, в свою очередь, становятся причиной нарушений процессов социализации, развития психических процессов и т.д. Это обуславливает необходимость развития коммуникативного аспекта речевой деятельности, навыков речевого общения и коммуникации.

   

Фрагмент текста работы:

 

Теоретические основы исследования нарушений вербальной коммуникации детей с общим недоразвитием речи
1.1 Особенности речевого развития дошкольников с общим недоразвитием речи

Своевременное и качественное освоение речи служит первичным существенным фактором формирования у дошкольника полноценной психики и в последующем ее адекватного развития.
Давно установлено, что к старшему дошкольному возрасту проявляются существенные различия в уровне развития речи детей. Главной задачей развития речи ребёнка в данном возрасте является совершенствование связной речи. Связная речь предполагает овладение богатейшим словарным запасом языка, усвоение языковых законов и норм, т.е. овладение грамматическим строем, а также практическое их применение, практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, связно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста или самостоятельно составить связный рассказ [2].
Нарушение связной речи – один из симптомов общего недоразвития речи. Проблему изучения связной речи у дошкольников с ОНР исследовали многие авторы: В. К. Воробьева, В. П. Глухов, Р.Е Левина, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Л. С. Волкова, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Н. А. Никашина, Т. А. Ткаченко и другие. Г. Р. Шашкина выделяет две группы недочётов, характеризующих несформированность связной речи:
1) недочёты в понимании самих текстовых сообщений (импрессивный аграмматизм) или в понимании наглядного материала, служащего содержательной основой для порождения таких высказываний;
2) недочёты в последовательном связном изложении [21].
О. С. Ушакова считает, что для развития связной речи у дошкольников с ОНР необходимо решение тех задач, которые влияют на построение связного высказывания.
1. Формирование интонационного чутья, дикции, темпа речи.
2. Работа над смысловой стороной слова, его оттенков.
3. Работа над грамматической формой слова и предложения в тесной связи со словарной работой и развитием связной речи.
4. Работа над синтаксисом.
5. Обучение умению составлять тексты [18].
Таким образом, у дошкольников с ОНР связная речь характеризуется следующими показателями: ограниченный словарный запас и грамматический строй языка, несформированность грамматического структурирования, при пересказе текста дошкольники ошибаются в передаче логической цепочки, отмечаются затруднения в передаче замысла рассказа.
Связная речь представляет собой самое сложное образование речевой системы, которая страдает у дошкольников с разнообразными формами дизонтогенеза. Понимание дошкольниками связной речи взрослых, осознание воспринимаемой звуковой информации потока предваряет овладение отдельными фразами, словосочетаниями, словами и их частями, т.е. предваряет возможность выделять их из потока речи. Освоение связной речи не произойдет без формирования возможности выделять ее элементы.
Специфика развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи является актуальным, теоретически и практически важным вопросом. С точки зрения Р.Е. Левиной, при достаточно развернутой речи у дошкольников с общим недоразвитием речи отмечается некорректное использование значительного количества лексических значений [17].
Связной речи в норме присуща некоторая специфика: развернутость, произвольность, логичность, непрерываемость и программированность. Детей с несформированностью связного предложения характеризуют: низкий уровень навыки отображения причинно-следственных взаимосвязей между событиями, узкое восприятие реальности, недостаток речевых приемов, сложности планирования высказывания [13].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы