Часть дипломной работы на тему Коррекция апраксических нарушений у детей с моторной алалией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Заключение:
В соответствии с требованиями социального
заказа государства одна из ведущих задач модернизации образования является
формирование национально сознательной личности, которая отличается высокой
культурой общения, осознанным отношением к русскому языку, речевой
компетентности в различных сферах общения, способностью к творчеству,
мобильности, развития профессионального потенциала. Чрезвычайную роль в
детерминации процесса становления личности играет речь, в которой отражается
восприятие национальной картины мира конкретным человеком, конкретной языковой
личностью. Культуру родной речи необходимо воспитывать еще на этапе дошкольного
детства и от того. Итак, актуальным является вопрос по формированию речи у детей
дошкольного возраста.
Проблема алалии сегодня
ещё недостаточно изучена. Алалия – системное недоразвитие речи, при котором
нарушаются все её стороны: фонематическая, морфологическая, лексическая и
синтаксическая. Она выражается в сложном комплексе речевых и неречевых
симптомов.
Апраксия – одно из
речевых симптомов алалии. У детей с моторной алалией отмечаются кинестетическая
или кинетическая апраксия. При кинетической апраксии нарушается
последовательность, переключаемость артикуляционных движений, несмотря на то,
что изолированные звуки могут произноситься правильно. При кинестетической
апраксии не формируются тонкие артикуляционные движения.
Апраксии можно
рассматривать с точки зрения различных наук: психологии, физиологии,
нейропсихологии и педагогики, с точки зрения которых она является нарушением
целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных
действий.
Анализ научной литературы
по проблеме коррекции апраксических нарушений у детей с моторной алалией
позволило нам провести экспериментальное исследование детей, выявить
специфические нарушения и организовать комплекс мероприятий по коррекции
апраксических нарушений у детей с моторной алалией.
Так, для проверки
теоретических положений было организовано и проведено исследование орального и
артикуляционного праксиса у детей с моторной алалией.
В выборку исследования
вошли 10 детей в возрасте от 3 до 7 лет с заключением «Общее недоразвитие речи
(I и II уровень речевого развития). Моторная алалия». На констатирующем этапе
исследования были выделены три группы детей: 1) с высоким уровнем развития
орально-артикуляционного праксиса – у 1 ребенка (10%); 2) со средним
уровнем развития орально-артикуляционного праксиса – 4 детей (40%); 3) с низким
уровнем развития орально-артикуляционного праксиса – 5 детей (50%).
На формирующем этапе на
основе полученных результатов диагностики был разработан комплекс коррекционных
занятий по коррекции апраксических нарушений у детей с моторной алалией.
Подборе комплекса
коррекционных занятий основывался на основе методик С.В. Большаковой, Е.Ф.
Соботович, а также комплексов упражнений М.И. Лынской и Л.Б. Клепацкой.
Коррекционная работа проводилась
в несколько этапов: 1) подбор методики коррекционно-логопедической работы на
основе полученных данных в ходе констатирующего эксперимента; 2)
экспериментальная работа по коррекции выявленных нарушений орального и
артикуляционного праксиса у детей с моторной алалией; 3) анализ полученных в
ходе экспериментальной работы результатов с помощью повторного контрольного эксперимента
и определение эффективности предложенной методики.
Фрагмент текста работы:
Коррекция апраксических нарушений у детей
с моторной алалией
2.3.
Комплекс коррекционных занятий по коррекции апраксических нарушений у детей с
моторной алалией
Опираясь на результаты
констатирующего эксперимента, был проведен комплекс логопедических занятий по
коррекции нарушений орально-артикуляционного праксиса у детей с моторной
алалией. Эксперимент проходил на базе СОГБОУ «Центр диагностики и
консультирования» города Смоленска, в течение 3-х месяцев (январь – март 2020
г.). Формирующий эксперимент проводился совместно с логопедами учреждения. В
логопедической работе участвовала группа детей – 5 человек.
Целью
формирующего эксперимента являлась систематизация методов и приемов
логопедической работы, направленных на выявление положительной динамики коррекции
апраксических нарушений у детей с моторной алалией.
Коррекционная
работа строилась на основе дифференциированного подхода. На этой основе коррекция
апраксических нарушений при моторной алалии овладение звуковым строением речи
происходит в двух взаимосвязанных направлениях. Дети усваивали артикуляцию (то
есть движения и позиции речевых органов, необходимых для воспроизведения
звуков) и одновременно с этим – систему дифференциальных признаков, необходимых
для их различения. Восприятие речевых звуков формировалось в процессе активного
артикуляторного опыта.
Таким
образом, коррекция апраксических нарушений у детей с моторной алалией зависит,
в основном, от степени сформированности кинестетического и фонематического
восприятия, а также их взаимодействия между собой в речевой практике.
Лексическое,
синтаксическое, морфологическое значение языка передается с помощью звуковых
единиц в устной форме. Роль звуковых единиц в образовании языковых значений
описывается: а) с позиции функционального подхода, то есть артикуляция и
восприятие; б) с позиции фонетического подхода, то есть их звучание.
Организации успешной и результативной
коррекционно-развивающей работы будут способствовать следующие условия:
− речевые и познавательные задачи, которые должны
предлагаться ребенку с моторной алалией, в процессе дифференцированной
коррекции нарушений произносительной стороны речи и профилактики вторичных
отклонений, должны быть адекватными его возрасту и иметь для него личностный
смысл;
− индивидуальная речевая задача должна соотноситься с
коллективными задачами группы сверстников;
− ребенок должен иметь возможность выбора индивидуального
варианта решения речевой задачи;
− получение положительного результата
коррекционно-развивающей работы должно обеспечить сформированность мотивации к
самостоятельному решению предложенного речевого задания;
− в процессе комплексной коррекции апраксических нарушений у
детей с моторной алалией необходимо создать для каждого ребенка ситуацию успеха
и уверенности в собственных силах.
Коррекционная
работа состояла из нескольких этапов:
1) подбор
методики коррекционно-логопедической работы на основе полученных данных в ходе
констатирующего эксперимента;
2)
экспериментальная работа по коррекции выявленных нарушений орального и
артикуляционного праксиса у детей с моторной алалией;
3) анализ
полученных в ходе экспериментальной работы результатов с помощью повторного
контрольного эксперимента и определение эффективности предложенной методики.
При подборе
комплекса коррекционных занятий были использованы методики С.В. Большаковой,
Е.Ф. Соботович, а также комплексы упражнений М.И. Лынской и Л.Б. Клепацкой.
На начальных
этапах (в течение одного месяца) логопедические занятия проводились
индивидуально и длились 15 минут. Затем, в последующие два месяца работы время
занятий увеличилось до 20-25 минут. Занятия проводились два раза в неделю. Вся
коррекционная работа опиралась на следующие принципы: комплексности,
системности, постепенного перехода от простого к сложному, ведущей
деятельности, наглядности.
Вся работа состояла из 2-х этапов:
1 этап – подготовительный.
Целью подготовительного
этапа являлось установление доброжелательных отношений с детьми, формирование
кинестетических ощущений органов артикуляционного аппарата.