Методики и технологии начального обучения языку детей с нарушением слуха Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Коррекционной-развивающая работа по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих младших школьников в условиях образовательной организации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 2

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5

1.1. Лингвистический аспект интонационной выразительности речи 5

1.1.1. Темп 6

1.1.2. Ритмический рисунок 6

1.1.3. Высота и сила голоса 7

1.1.4. Интонационная окраска речи 8

1.1.5. Логическое ударение во фразе 9

1.2. Специфика просодической стороны речи младших слабослышащих школьников 10

1.3. Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы по формированию интонационной выразительности просодической стороны речи слабослышащих младших школьников в условиях образовательной организации 18

1.3.1. Работа над темпом 18

1.3.2. Работа над ритмическим рисунком 19

1.3.3. Работа над высотой и силой голоса 20

1.3.4. Работа над интонационной окраской речи 21

1.3.5. Работа над логическим ударением во фразе 22

1.4. Средства формирования интонационной выразительности речи слабослышащих младших школьников в условиях образовательной организации 26

  

Введение:

 

Одна из актуальных и важных проблем сурдопедагогики является проблема формирование устной речи, в том числе навык восприятия устной речи и правильного воспроизведения.

Проблема интонирования речи у учащихся с нарушением слуха привлекает внимание многих педагогов и психологов в стране и за рубежом.

Дети с нарушением слуха имеют ряд аномалий и недостатков в развитии речи, которые не только затрудняют понимание их речи окружающими, но и отрицательно влияют на эффективность их обучения, воспитания, социальной реабилитации и развития их творческого потенциала. Одной из важных задач школ для детей с нарушением слуха является успешное развитие интонации в устной речи.

Впервые исследования в этой области были выполнены отечественным сурдопедагогом Ф. Ф. Pay, определившим интонацию как «изменение громкости и темпа произнесения, модуляции высоты голоса и распределение пауз». Исследователь включал в это понятие «специфические изменения тембра голоса и речи, связанные с намерением, эмоциональным состоянием говорящего. Исследования сурдопедагогов (Ф.Ф. Рау, Р.М. Боскис, В.И. Бельтюкова, Л.В. Неймана и др.) показали, что слуховое восприятие и уровень развития речи тесно взаимосвязаны: чем выше уровень развития речи, тем лучше слуховое восприятие ребенка, тем больше возможностей для развития речи [1, 2-5]. Развитие слухового восприятия можно рассматривать с точки зрения системообразующего фактора учебного процесса, который связан не только с развитием слухового восприятия речи, произносительной стороны устной речи, но и интенсификацией всего образовательного процесса в целом [6].

В исследованиях (И.Г. Багрова, В.И. Бельтюков, Р.М. Боскис,Л.В. Нейман, Ф.Ф. Рау, Е.П. Кузьмичева, Л.П. Назарова, Э.И. Леонгард и др. ) определены возможности и особенности восприятия речи на слух детьми с нарушением слуха. Также охарактеризованы особенности произносительной стороны устной речи детей с нарушением слуха разного возраста (К.А. Волкова , Р.М. Боскис, Ф.Ф. Рау, Ж.И.Шиф, С.А. Зыков, А.Г. Зикеев, Е.З. Яхнина). Это, в свою очередь, обусловило необходимость экспериментального изучения коррекционной работы по устранению нарушения произношения свистящих звуков у слабослышащих младших школьников.

Произношение основано на сложном взаимодействии голосообразования, звукообразования, сегментирования механизмов дыхания, интонирования и ритмической организации речи, которые включаются в момент порождения высказывания.

Коррекционно-развивающая работа по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих младших школьников в условиях образовательной организации занимает важное место в теории и практики обучения, поэтому данная тема современна и актуальна.

Объект исследования: коррекционно-развивающая работа по формированию интонационной выразительности речи

Предмет исследования: анализ коррекционно-развивающей работы по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих младших школьников в условиях образовательной организации.

Целью работы является анализ коррекционно-развивающей работы по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих младших школьников в условиях образовательной организации.

Задачи:

1. Проанализировать основные характеристики интонационной выразительности речи слабослышащих младших школьников в условиях образовательной организации.

2. Проанализировать коррекционно-развивающую работу по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих младших школьников в условиях образовательной организации.

3. Разработка методических рекомендаций по совершенствованию интонационно-выразительной стороны речи школьников с нарушением слуха.

Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, историографический метод.

Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Лингвистический аспект интонационной выразительности речи

Интонацией (от латинского intonare — громко произносить) – ритмико – мелодическая сторона речи, которая служит средством выражения смысла и эмоциональной окраски речи. Интонация бывает повествовательная, восклицательная и вопросительная. По-другому, интонация – это изменение голоса.

В лингвистике существуют различные способы интерпретации понятия интонации. Например, В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова и другие авторы считают, что интонация входит в систему языковых средств наряду с фонемами и словесным ударением [2].

Интонация — это выразительное средство в речи, с помощью которого говорящий и слушающий распределяют предложение и его семантические элементы в потоке речи, противопоставляют предложения по их назначению и передают субъективное отношение к предложению. Интонация и звук имеют одни и те же акустические компоненты: основу, тембр, интенсивность и длительность.

Некоторые из характеристик и изменений этих компонентов необходимы для звуков, другие — для интонации.

Л. А. Горбушина утверждает, что совокупность звуковых элементов в разговорной речи, действующих совместно и определяемых содержанием и целью высказывания, называется интонацией [3]. Она считает, что научиться интонации невозможно, потому что это то же самое, что научиться плакать, смеяться, грустить или радоваться. На самом деле интонация речи в той или иной жизненной ситуации происходит спонтанно, о ней не нужно думать или заботиться, она в некотором смысле непроизвольна. Речь — это выражение внутреннего состояния человека, его мыслей, чувств и нервной системы, и когда он говорит, он не думает об этом. Таким образом, интонация речи рождается непосредственно.

1.1.1. Темп

Ф.Ф, Рау и Н.Ф.Слезина отмечают, что с обладающими значительными остатками слуха детьми следует вести работу над элементарной интонацией. Их можно научить воспроизведению повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации предложения, а также интонации, связанной с логическим ударением. Работу над интонацией лучше всего проводить с применением звукоусиливающей аппаратуры. Хорошим пособием для работы над интонацией, особенно с детьми, не имеющими значительных остатков слуха, может служить интонограф [12].

Хорошим помощником при работе с интонацией является – фонетическая ритмика.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений. В которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).

Ребенок пытается повторить положение рук и речь взрослого, копирует выражение лица, и соответственно, интонацию речевого высказываний.

1.1.2. Ритмический рисунок

Конечной целью воспитания и обучения детей с нарушением слуха является социальная адаптация, способность детей к самостоятельному общению. Учитывая исключительную роль устной речи, как средства общения глухого и слабослышащего ребенка со слышащими, наиболее важным является формирование у него внятной, понятной для окружающих речи. Огромное влияние на внятность речи оказывает ее ритмико – интонационная сторона.

Ритмико – интонационной стороной речи мы называем такие качества голоса как ритм, темп, слитность, логическое и словесное ударение, высота и сила голоса.

Слышащие дети овладевают словом как ритмико – интонационной структурой к шести годам, это происходит благодаря постоянному речевому общению. У глухого же ребенка обязательно будет нарушение этой стороны. Речь глухих обычно резко отличается от речи нормального человека. Ей недостает внятности, выразительности, благозвучности: она монотонна, часто неестественно груба [15].

Причины, влияющие на выразительность речи неслышащего ребенка таковы:

— нарушение звукопроизношения;

— нарушение состояния голоса, интонации, орфоэпии;

— нарушение словесного и логического ударения;

— нарушение паузального членения фраз.

Работу над ритмико – интонационной стороной речи неслышащего ребенка следует начинать уже в раннем возрасте и продолжать на протяжении всего процесса школьного обучения.

1.1.3. Высота и сила голоса

Полетностью отличается голос, который хорошо поставлен. У звука появляется способность лететь вдаль и распространяться на фоне других звуков.

Кроме силы, высоты и длительности звучание голоса различается еще по окраске голоса – тембру. Тембр, т.е. звуковая окраска голоса, так же, как и сила звука, его мягкость может улучшиться с помощью специальных упражнений, которые индивидуально подбираются для данного голоса.

Четкая и ясная речь должна быть у каждого учителя. Хорошее произношение зависит от устройства речевого аппарата и правильности его работы. Губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, глотка и голосовые связки относятся к органам произношения [16].

В повседневной жизни часто можно услышать небрежную речь, при которой отдельные звуки при беглом произношении могут теряться, а окончания слов «проглатываться», также некоторые звуки произносятся непонятно или бывает, что заменяются другими. Все эти недочеты делают речь трудно воспринимаемой, неразборчивой.

1.1.4. Интонационная окраска речи

Мелодика речи тоже входит в интонацию: голос движется то вверх, то вниз по разной высоте. Являясь самым выразительным средством устной реи, мелодика раскрывает эмоциональную сторону, облегчает понимание произведения, влияя на слушателя.

Очень разнообразна и богата мелодика речи. Точки, запятые, вопросительные и восклицательные знаки указывают не только на паузы, но и на мелодические рисунки предложения. По-другому их можно назвать фигурами мелодии.

Мелодические фигуры многообразны:

• нисходящая фигура требуется понижения голоса при завершении фразы и окончания мысли;

• восходящая фигура требует повышения голоса при развитии мысли совместно с развитием высказывания;

• одно предложение может содержать в себе нисходящую и восходящую фигуру, например, мелодия может быть сначала в качестве восходящей, а дальше – в качестве нисходящей, или наоборот;

• монотонная мелодия фразы также возможна.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы