Часть дипломной работы на тему Коррекционной-развивающая работа по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих младших школьников в условиях образовательной организации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Лингвистический аспект интонационной выразительности речи 5
1.1.1. Темп 6
1.1.2. Ритмический рисунок 6
1.1.3. Высота и сила голоса 7
1.1.4. Интонационная окраска речи 8
1.1.5. Логическое ударение во фразе 9
1.2. Специфика просодической стороны речи младших слабослышащих школьников 10
1.3. Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы по формированию интонационной выразительности просодической стороны речи слабослышащих младших школьников в условиях образовательной организации 18
1.3.1. Работа над темпом 18
1.3.2. Работа над ритмическим рисунком 19
1.3.3. Работа над высотой и силой голоса 20
1.3.4. Работа над интонационной окраской речи 21
1.3.5. Работа над логическим ударением во фразе 22
1.4. Средства формирования интонационной выразительности речи слабослышащих младших школьников в условиях образовательной организации 26
Введение:
Одна из актуальных и важных проблем сурдопедагогики является проблема формирование устной речи, в том числе навык восприятия устной речи и правильного воспроизведения.
Проблема интонирования речи у учащихся с нарушением слуха привлекает внимание многих педагогов и психологов в стране и за рубежом.
Дети с нарушением слуха имеют ряд аномалий и недостатков в развитии речи, которые не только затрудняют понимание их речи окружающими, но и отрицательно влияют на эффективность их обучения, воспитания, социальной реабилитации и развития их творческого потенциала. Одной из важных задач школ для детей с нарушением слуха является успешное развитие интонации в устной речи.
Впервые исследования в этой области были выполнены отечественным сурдопедагогом Ф. Ф. Pay, определившим интонацию как «изменение громкости и темпа произнесения, модуляции высоты голоса и распределение пауз». Исследователь включал в это понятие «специфические изменения тембра голоса и речи, связанные с намерением, эмоциональным состоянием говорящего. Исследования сурдопедагогов (Ф.Ф. Рау, Р.М. Боскис, В.И. Бельтюкова, Л.В. Неймана и др.) показали, что слуховое восприятие и уровень развития речи тесно взаимосвязаны: чем выше уровень развития речи, тем лучше слуховое восприятие ребенка, тем больше возможностей для развития речи [1, 2-5]. Развитие слухового восприятия можно рассматривать с точки зрения системообразующего фактора учебного процесса, который связан не только с развитием слухового восприятия речи, произносительной стороны устной речи, но и интенсификацией всего образовательного процесса в целом [6].
В исследованиях (И.Г. Багрова, В.И. Бельтюков, Р.М. Боскис,Л.В. Нейман, Ф.Ф. Рау, Е.П. Кузьмичева, Л.П. Назарова, Э.И. Леонгард и др. ) определены возможности и особенности восприятия речи на слух детьми с нарушением слуха. Также охарактеризованы особенности произносительной стороны устной речи детей с нарушением слуха разного возраста (К.А. Волкова , Р.М. Боскис, Ф.Ф. Рау, Ж.И.Шиф, С.А. Зыков, А.Г. Зикеев, Е.З. Яхнина). Это, в свою очередь, обусловило необходимость экспериментального изучения коррекционной работы по устранению нарушения произношения свистящих звуков у слабослышащих младших школьников.
Произношение основано на сложном взаимодействии голосообразования, звукообразования, сегментирования механизмов дыхания, интонирования и ритмической организации речи, которые включаются в момент порождения высказывания.
Коррекционно-развивающая работа по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих младших школьников в условиях образовательной организации занимает важное место в теории и практики обучения, поэтому данная тема современна и актуальна.
Объект исследования: коррекционно-развивающая работа по формированию интонационной выразительности речи
Предмет исследования: анализ коррекционно-развивающей работы по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих младших школьников в условиях образовательной организации.
Целью работы является анализ коррекционно-развивающей работы по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих младших школьников в условиях образовательной организации.
Задачи:
1. Проанализировать основные характеристики интонационной выразительности речи слабослышащих младших школьников в условиях образовательной организации.
2. Проанализировать коррекционно-развивающую работу по формированию интонационной выразительности речи слабослышащих младших школьников в условиях образовательной организации.
3. Разработка методических рекомендаций по совершенствованию интонационно-выразительной стороны речи школьников с нарушением слуха.
Методы исследования: анализ литературы по теме исследования, историографический метод.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОСОДИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Лингвистический аспект интонационной выразительности речи
Интонацией (от латинского intonare — громко произносить) – ритмико – мелодическая сторона речи, которая служит средством выражения смысла и эмоциональной окраски речи. Интонация бывает повествовательная, восклицательная и вопросительная. По-другому, интонация – это изменение голоса.
В лингвистике существуют различные способы интерпретации понятия интонации. Например, В. А. Белошапкова, Е. А. Брызгунова и другие авторы считают, что интонация входит в систему языковых средств наряду с фонемами и словесным ударением [2].
Интонация — это выразительное средство в речи, с помощью которого говорящий и слушающий распределяют предложение и его семантические элементы в потоке речи, противопоставляют предложения по их назначению и передают субъективное отношение к предложению. Интонация и звук имеют одни и те же акустические компоненты: основу, тембр, интенсивность и длительность.
Некоторые из характеристик и изменений этих компонентов необходимы для звуков, другие — для интонации.
Л. А. Горбушина утверждает, что совокупность звуковых элементов в разговорной речи, действующих совместно и определяемых содержанием и целью высказывания, называется интонацией [3]. Она считает, что научиться интонации невозможно, потому что это то же самое, что научиться плакать, смеяться, грустить или радоваться. На самом деле интонация речи в той или иной жизненной ситуации происходит спонтанно, о ней не нужно думать или заботиться, она в некотором смысле непроизвольна. Речь — это выражение внутреннего состояния человека, его мыслей, чувств и нервной системы, и когда он говорит, он не думает об этом. Таким образом, интонация речи рождается непосредственно.
1.1.1. Темп
Ф.Ф, Рау и Н.Ф.Слезина отмечают, что с обладающими значительными остатками слуха детьми следует вести работу над элементарной интонацией. Их можно научить воспроизведению повествовательной, вопросительной и восклицательной интонации предложения, а также интонации, связанной с логическим ударением. Работу над интонацией лучше всего проводить с применением звукоусиливающей аппаратуры. Хорошим пособием для работы над интонацией, особенно с детьми, не имеющими значительных остатков слуха, может служить интонограф [12].
Хорошим помощником при работе с интонацией является – фонетическая ритмика.
Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений. В которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).
Ребенок пытается повторить положение рук и речь взрослого, копирует выражение лица, и соответственно, интонацию речевого высказываний.
1.1.2. Ритмический рисунок
Конечной целью воспитания и обучения детей с нарушением слуха является социальная адаптация, способность детей к самостоятельному общению. Учитывая исключительную роль устной речи, как средства общения глухого и слабослышащего ребенка со слышащими, наиболее важным является формирование у него внятной, понятной для окружающих речи. Огромное влияние на внятность речи оказывает ее ритмико – интонационная сторона.
Ритмико – интонационной стороной речи мы называем такие качества голоса как ритм, темп, слитность, логическое и словесное ударение, высота и сила голоса.
Слышащие дети овладевают словом как ритмико – интонационной структурой к шести годам, это происходит благодаря постоянному речевому общению. У глухого же ребенка обязательно будет нарушение этой стороны. Речь глухих обычно резко отличается от речи нормального человека. Ей недостает внятности, выразительности, благозвучности: она монотонна, часто неестественно груба [15].
Причины, влияющие на выразительность речи неслышащего ребенка таковы:
— нарушение звукопроизношения;
— нарушение состояния голоса, интонации, орфоэпии;
— нарушение словесного и логического ударения;
— нарушение паузального членения фраз.
Работу над ритмико – интонационной стороной речи неслышащего ребенка следует начинать уже в раннем возрасте и продолжать на протяжении всего процесса школьного обучения.
1.1.3. Высота и сила голоса
Полетностью отличается голос, который хорошо поставлен. У звука появляется способность лететь вдаль и распространяться на фоне других звуков.
Кроме силы, высоты и длительности звучание голоса различается еще по окраске голоса – тембру. Тембр, т.е. звуковая окраска голоса, так же, как и сила звука, его мягкость может улучшиться с помощью специальных упражнений, которые индивидуально подбираются для данного голоса.
Четкая и ясная речь должна быть у каждого учителя. Хорошее произношение зависит от устройства речевого аппарата и правильности его работы. Губы, язык, челюсти, зубы, твердое и мягкое небо, маленький язычок, гортань, глотка и голосовые связки относятся к органам произношения [16].
В повседневной жизни часто можно услышать небрежную речь, при которой отдельные звуки при беглом произношении могут теряться, а окончания слов «проглатываться», также некоторые звуки произносятся непонятно или бывает, что заменяются другими. Все эти недочеты делают речь трудно воспринимаемой, неразборчивой.
1.1.4. Интонационная окраска речи
Мелодика речи тоже входит в интонацию: голос движется то вверх, то вниз по разной высоте. Являясь самым выразительным средством устной реи, мелодика раскрывает эмоциональную сторону, облегчает понимание произведения, влияя на слушателя.
Очень разнообразна и богата мелодика речи. Точки, запятые, вопросительные и восклицательные знаки указывают не только на паузы, но и на мелодические рисунки предложения. По-другому их можно назвать фигурами мелодии.
Мелодические фигуры многообразны:
• нисходящая фигура требуется понижения голоса при завершении фразы и окончания мысли;
• восходящая фигура требует повышения голоса при развитии мысли совместно с развитием высказывания;
• одно предложение может содержать в себе нисходящую и восходящую фигуру, например, мелодия может быть сначала в качестве восходящей, а дальше – в качестве нисходящей, или наоборот;
• монотонная мелодия фразы также возможна.