Часть дипломной работы на тему Коррекционно- педагогическая работа по развитию пространственных представлений у дошкольников с ЗПР с применением нейропсихологических подходов.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Заключение:
Итак, обобщим результаты проведенного экспериментального исследования развития пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития посредством реализации нейропсихологического подхода.
Проведенное исследование предполагало три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
В экспериментальной исследовании участвовали 28 детей дошкольного возраста с диагнозом ЗПР, которые были разделены на две группы:
‒ экспериментальную группу (ЭГ) составили 14 детей;
‒ контрольную группу (КГ) составили 14 детей.
Критериями для отбора были определены следующие: все дети одной возрастной группы с 5,5 до 6 лет, все дети адаптированы к условиям дошкольной образовательной организацией, все дети с диагнозом ЗПР церебрально-органического генеза.
Предложенный нами диагностический инструментарий опирается на ряд известных методик: определение времени на часах, ориентировка в схеме географической карты, квартиры, палаты рассматривание группы фигур и сложных изображений, пересчет точек, деление линии, пространственный праксис, рисунок, копирование и другие, изложенные в классической нейропсихологической литературе.
На этапе констатирующего исследования было установлено, что у детей с ЗПР уровень сформированности пространственных представлений является недостаточным: достаточный уровень выявлен у 2 дошкольников с ЗПР экспериментальной группы (14%) и 3 дошкольников с ЗПР контрольной группы (21%); средний уровень выявлен у 6 дошкольников ЭГ (43%) и 7 дошкольников КГ (50%); низкий уровень ‒ у 2 дошкольников ЭГ (14%) и 1 дошкольника КГ (7%); очень низкий уровень ‒ у 4 дошкольников ЭГ (29%) и 3 дошкольника КГ (21%).
Полученные результаты диагностики послужили основанием для проведения коррекционно-педагогической работы по формированию и развитию у них пространственных представлений на этапе формирующего эксперимента.
Участниками формирующего эксперимента были дети с ЗПР экспериментальной группы.
В процессе коррекционно-педагогической работы реализовывались следующие условия:
‒ использовании нейропсихологических методов работы с детьми;
– использовании поэтапной работы, построенной по принципу «от простого к сложному»;
– применении комплексного подхода (использование в работе внешних ориентиров, направленных на формирование представления о «схеме собственного тела»; графическое моделирование окружающего пространства; словесное сопровождение ориентировочных действий в пространстве и др.);
– учета ведущей деятельности дошкольников – игровой;
– системности и последовательности в коррекционной работе.
Работа была направленна на развитие:
‒ пространственных представлений в собственном теле;
‒ пространственных представлений во взаимоотношении тела по объектам окружения;
‒ уровня вербализации пространственных представлений;
‒ понимание лингвистических конструкций: движения тела.
Большое внимание в работе с детьми с ЗПР уделялось дидактическим играм и игровым упражнениям, направленным на развитие пространственных представлений.
На этапе контрольного эксперимента в исследовании принимали участие дети экспериментальной и контрольной групп. Была проведена повторная диагностика, которая показала, что в контрольной группе динамика уровней сформированности пространственных представлений отсутствует. В экспериментальной группе была выявлена положительная динамика.
Итак, по результатам диагностики в экспериментальной группе были выявлены следующие уровни сформированности пространственных представлений: достаточный уровень выявлен у 4 дошкольников (29%) по сравнению с 2 дошкольниками с ЗПР (14%) на этапе констатирующего эксперимента; средний уровень ‒ у 5 дошкольников (38%) по сравнению с 6 дошкольниками (43%) на этапе констатирующего эксперимента; низкий уровень ‒ у 4 дошкольников (29%) по сравнению с 2 дошкольниками (14%) на этапе констатирующего эксперимента; очень низкий уровень ‒ не выявлен по сравнению с 4 дошкольниками (29%).
Полученные результаты исследования свидетельствуют об эффективности проведенной коррекционно-педагогической работы по развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР с использованием нейропсихологического подхода. Поэтому следует сказать, что нейропсихологический подход в работе с детьми с ЗПР по развитию у них пространственных представлений является эффективным и обладает большим потенциалом.
Таким образом, гипотеза исследования подтверждена.
Полученные результаты исследования и предложенную систему коррекционно-педагогической работы могут быть использованы педагогами ДОУ в работе с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Фрагмент текста работы:
Коррекционно-педагогическая работа по развитию пространственных представлений у дошкольников с ЗПР с применением нейропсихологических подходов
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Понятие пространственных представлений и их развитие в онтогенезе
1.2. Характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.3. Особенности развития пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕЕНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента
2.2. Оценка результатов констатирующего эксперимента
Выводы по главе 2
ГЛАВА3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В ЦЕЛЯХ КОРРЕКЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
3.1. Организация и методика формирующего эксперимента
3.2. Оценка результатов контрольного эксперимента
Выводы по главе 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента
Для проверки гипотезы исследования была проведена диагностика пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития.
Цель исследования состояла в выявлении уровня сформированности пространственных представлений у дошкольников с задержкой психического развития для дальнейшего их развития.
Достижению поставленной цели способствовало решение ряда задач исследования:
‒ проведен анализ литературы по проблеме исследования;
‒ определена выборка исследования;
‒ определены методы и методики исследования;
‒ проведен констатирующий эксперимент;
‒ проведена работа по использованию нейропсихологических методов в целях коррекции пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;
‒ проведен контрольный эксперимент;
‒ на основе сравнения результатов констатирующего и контрольного экспериментов определена эффективность проведенной работы по коррекции пространственных представлений у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Исследование проходило в три этапа, характеристика которых представлена в Таблице 1.
Экспериментальная база исследования: ДОУ «Детский сад комбинированного вида «Радуга» г. Москва.
Выборку исследования составили 28 детей дошкольного возраста с диагнозом ЗПР:
‒ экспериментальную группу (ЭГ) составили 14 детей;
‒ контрольную группу (КГ) составили 14 детей.
В детском саду 7 групп (4 группы для нормально развивающихся обучающихся – одна средняя, одна старшая и две подготовительных, и три группы для обучающихся с задержкой психического развития: две средних и одна старшая). В детский сад принимаются дети с такими диагнозами, как: задержка психического развития, ранний детский аутизм, нарушение интеллекта. В учреждении детям оказываются профессиональная помощь дефектологов. С родителями проводятся консультации по вопросам воспитания и обучения детей.
Отбор детей для экспериментального исследования был произведен совместно с педагогом-дефектологом дошкольной образовательной организацией по следующим критериям: все дети одной возрастной группы с 5,5 до 6 лет, все дети адаптированы к условиям дошкольной образовательной организацией, все дети с диагнозом ЗПР церебрально-органического генеза.
Исследование по предложенным методикам происходило индивидуально. Обработка данных производилась по каждому ребенку в отдельности.
Изучение медико-психолого-педагогической документации (личного дела на ребенка, протоколы ПМПК, данные из медицинской карты), беседы со специалистами образовательной организации позволило составить характеристику на детей с ЗПР. В целях конфиденциальности имена детей были изменены. Приведем примеры данного анализа на некоторых детей.
Александр (5,5 лет, ЗПР церебрально-органического генеза). Саша воспитывается в полной семье, является единственным ребенком. Семья социально и финансово благополучна. Оба родителя имеют высшее образование. В контакт со сверстниками вступает избирательно. В детском коллективе чувствует себя неуверенно. Обращенную к себе речь понимает, инструкции выполняет.
Кирилл (6,5 лет, ЗПР церебрально-органического генеза). Активный словарь ребенка не соответствует возрасту. В речи использует простые предложения, стоящие из 2-3 слов, предложения однотипны, мало распространенные. Предложенные задания экспериментатором выполняет после одобрения. Самостоятельно игру не организовывает. Внимание неустойчивое. Слабая концентрация и замедленное переключение. Все виды памяти нарушены. Требуется неоднократное повторение инструкций. Отгадывает знакомые загадки. Моторика нарушена. Движения рук неловкие, несогласованные. В рисовании закрашивает предметы, выходя за контур. В лепке делит кусочек пластилина без учёта количества частей и величины предмета, использует приемы раскатывания, сплющивания, присоединения. Навыки самообслуживания на стадии формирования.
Дарья (6 лет, ЗПР церебрально-органического генеза). Воспитывается не в полной семье мамой и бабушкой. Отношения с детьми ровные, не конфликтна, охотно вступает в контакт. Самостоятельно игру не организовывает. Внимание неустойчивое. Все виды памяти нарушены. Проявляет интерес к заданиям. Отгадывает простые описательные загадки. Моторики и зрительно-двигательная координация недоразвиты. Движения рук неловкие, несогласованные.
Виталий (6,5 лет, ЗПР церебрально-органического генеза). В рисовании изображает предметы путём сочетания знакомых форм, пропорции не соблюдает. Закрашивает предметы, выходя за контур. Цвета для изображений подбирает самостоятельно. В лепке делит кусочек пластилина на количество частей предмета без учёта величины. Навыки самообслуживания сформированы на среднем уровне.
Михаил (6 лет, ЗПР церебрально-органического генеза). Мальчик воспитывается в полной семье. Родители уделяют большое внимание воспитанию и обучению сына. Со сверстниками охотно вступает в контакт. Самостоятельно игру не организовывает.
Елена (6,5 лет, ЗПР церебрально-органического генеза). Внимание неустойчивое. Концентрация и переключение с одного вида деятельности на другой замедленны. Все виды памяти нарушены. Требуется неоднократное повторение инструкций. Проявляет интерес к заданиям. Отгадывает знакомые загадки. Моторика и зрительно-двигательная координация недоразвиты. Движения рук неловкие, несогласованные. В рисовании закрашивает предметы, выходя за контур. В лепке делит кусочек пластилина на количество частей предмета без учёта величины. Использует в лепке приёмы раскатывания, сплющивания, присоединения. Навыки самообслуживания в стадии формирования.
Артемий (5,7 лет, ЗПР церебрально-органического генеза). Воспитывается в полной благополучной и многодетной семье. Родители имеют средне специальное образование. Имеет сопутствующие заболевания – энурез. В контакт с детьми группы не вступает.
Алиса (6,5 лет, ЗПР церебрально-органического генеза). Может проявить агрессию. Работоспособность на низком уровне, безинициативен, плохо ориентирован на совместную работу. Активный словарь очень мал. Внимание неустойчивое, память кратковременная механическая. Недостаточно владеет трудовыми навыками, к результатам деятельности не критичен. В работе не последователен, не самостоятелен. Ребенку требуется постоянная помощь взрослого.