Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Кооперативный интегрированный урок как средство повышения познавательного интереса младших школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ГЛОССАРИЙ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КООПЕРАТИВНОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………………
1.1 Понятие «познавательный интерес», характеристика и особенности его развития у детей младшего школьного возраста……………………………………………………………..
1.2 Кооперативные формы обучения младших школьников……….
1.3 Интеграция уроков в начальной школе…………………………..
1.4 Анализ возможностей кооперативно-интегрированного урока в
повышении познавательной активности младших школьников (на примере УМК «Перспективная начальная школа»)………………….
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ КООПЕРАТИВНОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ…………………………………
2.1. Первичная диагностика уровня познавательного интереса у детей младшего школьного возраста…………………………………………
2.2. Методика проведения кооперативных интегрированных уроков
2.4. Анализ результатов исследования………………………………..
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ………………………………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………….

  

Введение:

 

«Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем неволить».
К. Д. Ушинский
Человек является мощным источником научно-технического и социального прогресса, поэтому без его активности, инициативности, креативности общество не способно развиваться и полноценно функционировать. Сегодня выпускнику школы недостаточно владеть определенным объемом знаний, набором навыков и умений. Современный человек должен уметь хорошо ориентироваться в потоке информации, самостоятельно добывать новые знания и эффективно ими оперировать. Поэтому важнейшими задачами образования, которые нашли свое отражение в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), на сегодняшний день являются: обеспечение личностного развития учащихся, развитие способности творчески мыслить, работать в коллективе, поддержание их индивидуальности и способности к творчеству и саморазвитию. Все перечисленные задачи необходимо начать осуществлять с самого первого года обучения, в период, когда у младших школьников закладываются основы личности, формируются ценности и убеждения, выявляются способности и задатки. Современным ученикам с самого младшего возраста важно самим добывать знания, совершать открытия, предлагать творческие решения. К сожалению, традиционный способ обучения не позволяет осуществлять эти задачи, лишая учащихся возможности раскрывать свой потенциал, задерживая развитие их познавательной активности. Повышение познавательной активности является важным аспектом формирования личности, т.к. ориентирует учащихся на самовоспитание и саморазвитие. Познавательный интерес – показатель результативности и эффективности обучения; проблема его развития занимает одно из ведущих мест в современных исследованиях; это актуальная проблема психологии и педагогики. Немало ученых и педагогов занимается изучением этого вопроса, например, Г. Щукина, Л. Аристова, Т. Шамова, М. Данилов, А. Савченко, Б. Есипов, Л. Калашникова, И. Лернер, В. Лозовая и многие другие.
В школьные годы, когда учебная деятельность становится главной, проблемы познавательного интереса являются особенно актуальными. Все дети, поступающие в школу, обладают природной любознательностью, тягой к знаниям. Замечено, однако, что с каждым годом познавательная активность детей снижается из-за большого объема и сложности учебного материала, требующего значительного количества времени, в том числе и свободного. Однообразным, сложным заданиям школьники часто предпочитают увлекательные компьютерные игры, телепередачи и возможности интернета. В связи с этим возникла необходимость изменить образовательный процесс таким образом, чтобы он доставлял учащимся удовольствие, вызывал интерес. Без внедрения инновационных технологий, чего и требует ФГОС НОО, это преобразование невозможно. Мы считаем, что использование кооперативного интегрированного урока эффективно воздействует на активизацию познавательного интереса младших школьников, который является необходимой потребностью современного общества.
Кооперативный интегрированный урок – это один из типов нестандартного урока, т.е. импровизированного учебного занятия, имеющего нестандартную структуру. Также к нестандартным можно отнести уроки — экскурсии, уроки — конкурсы, уроки — деловые игры, творческие уроки, компьютерные уроки, уроки — пресс-конференции и т.п. Такие уроки направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности, т.к. оказывают сильное воздействие на эмоционально-мотивационную сферу, способствуют формированию состязательного духа, развитию творческого мышления и формированию мотивации учебно-познавательной и будущей профессиональной деятельности. Вследствие этого нестандартные уроки больше нравятся учащимся, повышают познавательную активность и стимулируют познавательный интерес. Проблема использования кооперативного интегрированного урока в последнее время привлекает все больше внимания исследователей. Такой тип занятия способствует усвоению материала в процессе решения практической, исследовательской задачи или проблемной ситуации; позволяет возбудить познавательный интерес школьников путем привлечения к изучаемому предмету других предметов и областей знаний; развивает коммуникативные навыки, мыслительные и интеллектуальные способности. Актуальность применения кооперативного интегрированного урока очевидна, однако, на практике он пока не получил широкого распространения. При анализе теоретических аспектов применения кооперативной интегрированной формы обучения и реальной ситуации в учебных заведениях можно заметить противоречие между необходимостью повышения познавательного интереса младших школьников и малым использованием названной формы обучения. На основе выявленного противоречия может быть сформулирована проблема исследования: изучение возможностей кооперативного интегрированного урока как средства формирования и развития познавательного интереса у младших школьников.
Таким образом, заявленная тема «Кооперативный интегрированный урок как средство повышения познавательного интереса младших школьников» является актуальной.
Объектом данного исследования выступает познавательная активность детей младшего школьного возраста.
В качестве предмета исследования рассматривается кооперативный интегрированный урок как средство повышения познавательного интереса младших школьников.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и практической проверке эффективности использования кооперативного интегративного обучения в повышении познавательного интереса учащихся младших классов.
В основу настоящего исследования положена следующая гипотеза: повышение познавательного интереса младших школьников при помощи кооперативного интегрированного урока будет эффективным, если:
Учитывать возрастные психологические особенностей школьников.
Формировать у учащихся современные представления о целостности развития окружающего мира, понимании использования полученных знаний в практической жизненной ситуации;
Вовлекать обучающихся в самостоятельную практическую деятельность, развивать исследовательские навыки и умения принимать самостоятельное решение.
4. Продуманно сочетать индивидуальные и групповые формы работы.
Для достижения поставленной цели исследования и доказательства гипотезы необходимо решить следующие задачи:
Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
Изучить психолого-педагогические аспекты развития у учащихся младшего звена познавательного интереса с помощью кооперативного интегрированного обучения.
Практически проверить эффективность кооперативного интегрированного урока для повышения познавательного интереса младших школьников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
КООПЕРАТИВНОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА С ЦЕЛЬЮ
ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес (лат.inter esse – «быть внутри»). Прежде чем приступить к описанию проблем, связанных с познавательным интересом (ПИ), рассмотрим некоторые трактовки этого термина, представленные в научных работах исследователей.
Рис.1. Познавательный интерес к предмету в системе интересов человека. [8]
Выдающийся чешский педагог-гуманист XVII века Я.А. Коменский стал одним из первых изучать вопрос развития и формирования познавательного интереса. Так, в «Великой дидактике», содержащей образовательные принципы Коменского, говорится: «Всеми возможными способами воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению. Метод обучения должен уменьшать трудности учения, с тем чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствие и не отвращало их от дальнейших занятий. Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами, методом обучения и властями» [11,ст ].
Русский педагог и писатель К.Д. Ушинский также считал, что обучение, лишенное всякого интереса, отбивает желание учиться. Основным внутренним механизмом успешного, эффективного обучения он называл именно интерес. Тем не менее, полагает педагог, процесс обучения не должен превращаться в развлечение, забаву, не должен исключать работу с усилием, а наоборот – способствовать ей.
По мнению Г.И. Щукиной, познавательный интерес является важнейшим образованием личности, складывающимся в процессе жизнедеятельности человека, формирующимся в социальных условиях его существования и не принадлежащем никому от рождения [23]. Автор считает, что познавательный процесс можно определить как избирательную направленность личности, обращенную к области познания, ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. С точки зрения Г.И. Щукиной, такой интерес всегда направлен на определенный предмет либо предметную область, которую учащийся желает глубже изучить. Когда познавательный интерес постоянно присутствует в деятельности обучающегося, он закрепляется и, взаимодействуя с определенными формами поведения, становится, наконец, чертой характера.
Многообразие психологических трактовок данного понятия позволяет судить о том, насколько оно сложно и значимо. Интерес рассматривается как:
— проявление умственной и эмоциональной активности (С.Л. Рубинштейн);
— избирательная направленность внимания индивида (Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо);
— специфический сплав интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов, которые повышают активность сознания и деятельности индивида (Л.А. Гордон);
— активное познавательное отношение личности к окружающему миру (В.Н. Мясищев, В.Г. Иванов);
— особое отношение человека к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью (А.Г. Ковалев);
— эмоционально-познавательное отношение человека к миру (Н. Г. Морозова);
— ведущий мотив деятельности человека (М. В. Демин).
А.К. Маркова называет познавательный интерес важной личностной характеристикой учащегося, а также его познавательно-эмоциональным отношением к обучению. Интерес отражает сложные процессы, которые происходят в деятельности и ее мотивационной сфере [15, с.23].
В.Б. Бондаревский считает интерес средством активизации познавательной деятельности учащихся и эффективным инструментом учителя, позволяющим делать процесс обучения привлекательным, притягивать внимание школьников к поставленным задачам [5].
В данном исследовании мы будем понимать термин «познавательный интерес» как избирательную направленность личности, обращенную к предмету познания, а также самому процессу овладения знаниями.
Источниками формирования познавательного интереса, по мнению В.Б. Бондаревского, являются: содержание учебного материала, всесторонний процесс учебной деятельности и общение между участниками данного процесса. [5]
Как уже было сказано, интерес, приобретая устойчивость, может стать чертой характера человека. Б. Г. Ананьев полагает, что это происходит во время общего становления личности, в процессе воспитания и обучения. Познавательный интерес превращается в один из основных побудительных факторов поведения и умственного развития. [1, с.50] Это становится силой, побуждающей познавательную активность, инициативу в постановке целей обучения, по мнению Г. И. Щукиной. Кроме того, познавательный интерес, являясь одним из основных мотивов деятельности, формирует внутреннюю позицию человека, т. е. определяет общественную направленность личности. Основной деятельностью школьников является их учебная деятельность, поэтому проблемы познавательных интересов оказывают большое влияние на формирование личности именно в эти годы, «когда учение становится фундаментальной основой жизни, когда к системообразующему познанию ребенка, подростка, юноши привлечены специальные учреждения и педагогически подготовленные кадры». [23, с.16]
Психолого-педагогические исследования показывают, что познавательные интересы младших школьников есть интересы с выраженным эмоциональным отношением к объекту познания. По словам Л.С. Выготского, «педагогический закон гласит: прежде чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам; преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность». [7] Советский психолог полагал, что интерес есть естественный двигатель поведения ребенка, что необходимо учитывать детские интересы во всей воспитательной системе.
У детей тяга ко всему впечатляющему, и развитие интереса связано во многом с тем, насколько ярко обстоятельства учения и учитель позволяют раскрыть тему. Наблюдение, практическая деятельность (например, действия с растениями, животными) в еще большей мере способствуют формированию интереса, расширению кругозора, т.к. мотивируют обучающихся еще сильнее вглядываться в причины тех или иных явлений. В познавательных интересах происходят изменения благодаря расширению кругозора школьников. [23] С точки зрения А.В. Лебедевой, именно в начальной школе сильнее всего развивается познавательный интерес, связанный с жаждой знаний, любознательностью детей. 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы