Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Кооперативно-интегрированный урок как средство повышения познавательного интереса младших школьников.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Введение:

 

К. Д. Ушинский
Человек является мощным источником научно-технического и социального прогресса, поэтому без его активности, инициативности, креативности общество не способно развиваться и полноценно функционировать. Сегодня выпускнику школы недостаточно владеть определенным объемом знаний, набором навыков и умений. Современный человек должен уметь хорошо ориентироваться в потоке информации, самостоятельно добывать новые знания и эффективно ими оперировать. Поэтому важнейшими задачами образования, которые нашли свое отражение в федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС), на сегодняшний день являются: обеспечение личностного развития учащихся, развитие способности творчески мыслить, работать в коллективе, поддержание их индивидуальности и способности к творчеству и саморазвитию. Все перечисленные задачи необходимо начать осуществлять с самого первого года обучения, в период, когда у младших школьников закладываются основы личности, формируются ценности и убеждения, выявляются способности и задатки. Современным ученикам с самого младшего возраста важно самим добывать знания, совершать открытия, предлагать творческие решения. К сожалению, традиционный способ обучения не позволяет осуществлять эти задачи, лишая учащихся возможности раскрывать свой потенциал, задерживая развитие их познавательной активности. Повышение познавательной активности является важным аспектом формирования личности, т.к. ориентирует учащихся на самовоспитание и саморазвитие. Познавательный интерес – показатель результативности и эффективности обучения; проблема его развития занимает одно из ведущих мест в современных исследованиях; это актуальная проблема психологии и педагогики. Немало ученых и педагогов занимается изучением этого вопроса, например, Г. Щукина, Л. Аристова, Т. Шамова, М. Данилов, А. Савченко, Б. Есипов, Л. Калашникова, И. Лернер, В. Лозовая и многие другие.
В школьные годы, когда учебная деятельность становится главной, проблемы познавательного интереса являются особенно актуальными. Все дети, поступающие в школу, обладают природной любознательностью, тягой к знаниям. Замечено, однако, что с каждым годом познавательная активность детей снижается из-за большого объема и сложности учебного материала, требующего значительного количества времени, в том числе и свободного. Однообразным, сложным заданиям школьники часто предпочитают увлекательные компьютерные игры, телепередачи и возможности интернета. В связи с этим возникла необходимость изменить образовательный процесс таким образом, чтобы он доставлял учащимся удовольствие, вызывал интерес. Без внедрения инновационных технологий, чего и требует ФГОС, это преобразование невозможно. Мы считаем, что использование кооперативно-интегрированных уроков эффективно воздействует на активизацию познавательного интереса младших школьников, который является необходимой потребностью современного общества.
Кооперативно-интегрированный урок – это один из типов нестандартного урока, т.е. импровизированного учебного занятия, имеющего нестандартную структуру. Также к нестандартным можно отнести уроки — экскурсии, уроки — конкурсы, уроки — деловые игры, творческие уроки, компьютерные уроки, уроки — пресс-конференции, уроки — суды и т.п. Такие уроки направлены на активизацию учебно-познавательной деятельности, т.к. оказывают сильное воздействие на эмоционально-мотивационную сферу, способствуют формированию состязательного духа, развитию творческого мышления и формированию мотивации учебно-познавательной и будущей профессиональной деятельности. Вследствие этого, нестандартные уроки больше нравятся учащимся, повышают познавательную активность и стимулируют познавательный интерес. Проблема использования кооперативно-интегрированных уроков в последнее время привлекает все больше внимания исследователей. Такой тип занятия способствует усвоению материала в процессе решения практической, исследовательской задачи или проблемной ситуации; позволяет возбудить познавательный интерес школьников путем привлечения к изучаемому предмету других предметов и областей знаний; развивает коммуникативные навыки, мыслительные и интеллектуальные способности. Актуальность применения кооперативно-интегрированных уроков очевидна, однако, на практике они пока не получили широкого распространения. При анализе теоретических аспектов применения кооперативно-интегрированной формы обучения и реальной ситуации в учебных заведениях можно заметить противоречие между необходимостью повышения познавательного интереса младших школьников и малым использованием названной формы обучения. На основе выявленного противоречия может быть сформулирована проблема исследования: изучение возможностей кооперативно-интегрированных уроков как средства формирования и развития познавательного интереса у младших школьников.
Таким образом, заявленная тема «Кооперативно-интегрированный урок как средство повышения познавательного интереса младших школьников» является актуальной.
Объектом данного исследования выступает познавательная активность детей младшего школьного возраста.
В качестве предмета исследования рассматривается кооперативно-интегрированный урок как средство повышения познавательного интереса младших школьников.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и практической проверке эффективности использования кооперативно-интегративного обучения в повышении познавательного интереса учащихся младших классов.
В основу настоящего исследования положена следующая гипотеза: применение кооперативно-интегративных форм организации урока эффективно способствует развитию познавательного интереса младших школьников.
Для достижения поставленной цели исследования и доказательства гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2. Изучить психолого-педагогические аспекты развития у учащихся младшего звена познавательного интереса с помощью кооперативно-интегративного обучения.
3. Практически проверить эффективность кооперативно-интегративных уроков для повышения познавательного интереса младших школьников.
Теоретико-методологическая основа исследования.
— концепции психического развития Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, А. Бандуры, Б.Ф. Скиннера, лежащие в основе кооперативного обучения;
— научные работы А.К. Марковой, Г.И. Щукиной, К.Д. Ушинского и др. исследователей, где развиваются вопросы, связанные с познавательным интересом.
Методы исследования: анализ, сравнение, синтез, индукция, дедукция, изучение и обобщение педагогической практики преподавателей начальной школы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Процесс познания у младших школьников не всегда целенаправлен: часто он эпизодичен и неустойчив. В результате проведенного анализа мы сделали вывод, что необходимо повышать познавательный интерес, познавательную активность учащихся в различных видах деятельности. Познавательный интерес появляется не сразу, складываясь из отдельных элементов. Первоначально у младших школьников возникает любопытство, которое может быстро угаснуть. Для того, чтобы сформировать устойчивый познавательный интерес к определенному предмету, добиться того, чтобы он стал свойством личности, педагог должен проделать трудоемкую работу, применяя разнообразные методы, приемы и технологии обучения.
Стимуляция познавательного интереса младших школьников имеет различные источники. Эффективным средством является занимательность обучения. Новизна содержания, практическая необходимость в знаниях, многообразие форм самостоятельной работы, продуманное сочетание индивидуальной и групповой работы, творческий и исследовательский подход, проблемность, а также общение являются важнейшими условиями, обеспечивающими повышение познавательного интереса учеников на уроке. Всех этих условий можно достичь, грамотно применяя кооперативно-интегрированную форму организации учебной деятельности.
Элементы кооперативного обучения неотъемлемы от интегрированного урока, как полагают зарубежные исследователи, т.к. даже первые интегрированные занятия предусматривали сотрудничество учащихся и назывались «кооперированными курсами».
Такой тип урока позволяет достичь одной из важных образовательных задач современной школы – формирования у учащихся целостного представления об окружающем мире, а также развития их инициативности, творческого мышления и способности самостоятельно добывать знания.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
КООПЕРАТИВНО-ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА С ЦЕЛЬЮ
ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ
В данной главе приведен анализ психолого-педагогических аспектов формирования познавательного интереса младших школьников, а также анализ возможностей кооперативно-интегрированного урока для достижения данной цели.
1.1. Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе
Одним из постоянных сильнодействующих мотивов человеческой деятельности является интерес (лат.inter esse – «быть внутри»). Прежде чем приступить к описанию проблем, связанных с познавательным интересом (ПИ), рассмотрим некоторые трактовки этого термина, представленные в научных работах исследователей.
Рис.1. Познавательный интерес к предмету в системе интересов человека. [8]
Выдающийся чешский педагог-гуманист XVII века Я.А. Коменский стал одним из первых изучать вопрос развития и формирования познавательного интереса. Так, в «Великой дидактике», содержащей образовательные принципы Коменского, говорится: «Всеми возможными способами воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению. Метод обучения должен уменьшать трудности учения, с тем чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствие и не отвращало их от дальнейших занятий. Стремление к учению пробуждается и поддерживается в детях родителями, учителями, школой, самими учебными предметами, методом обучения и властями». [11]

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы