Часть дипломной работы на тему Конструирование из бумаги как средство развития мелкой моторки рук у детей 5-6 лет
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики
рук у детей 5-6 лет. 2
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по
проблеме исследования. 2
1.2. Особенности развития мелкой моторики рук у детей 5-6
лет. 7
1.3. Возможности конструирования из бумаги для развития
мелкой моторики рук у детей 5-6 лет 14
Список литературы 24
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики рук у
детей 5-6 лет
1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
исследования
Мелкая моторика выступает
как составная часть двигательной сферы человека и оказывает важное влияние на
психофизическое развитие ребенка [3].
В педагогической и
психологической литературе встречается термин моторики в широком и узком
смысле. В первом случае под моторикой понимают двигательную сферу и
телесно-двигательные проявления психики человека. В узком понимании моторику
считают внешними движениями человека, которые не принято рассматривать вместе с
сопутствующими смысловыми компонентами. Данное понимание моторики встречается
во многих психологических подходах к диагностике развития ребенка [18].
Принято различать крупную
и мелкую моторики. Крупная моторика выступает как основа, которая предполагает
постепенное наращивание более сложных и тонких движений мелкой моторики. Что
касается мелкой моторики, то она включает в себя достаточно большое
разнообразие движений, которые начинаются с примитивных жестов в виде захвата
объектов и заканчиваются очень мелкими движениями, от которых зависит подчерк
индивида [14].
Такой исследователь как Л.А. Венгер указывал, что навыки мелкой моторики
необходимы человеку для того чтобы выполнять точные действия, среди которых
манипулирование небольшими объектами, рисование и вырезание, письмо,
застегивание пуговиц и завязывание узлов, игра на музыкальных инструментах и
т.п. [6]. Также он отмечал, что от развития мелкой моторики напрямую зависит
развитие познавательных способностей ребенка, она связана с развитие речи и
письма.
Далее мы перейдём к рассмотрению психофизиологических основ движений.
Необходимо отметить, что психофизиологическая структура движений
характеризуется сложным устройством. Так, Н.А. Бернштейн указывал, что
координация тонких движений пальцев рук является преодолением избыточной
степени свободы движущегося органа. Другими словами, его превращение в
управляемую систему. При этом он предлагал понимать координацию как организацию
управляемости двигательного аппарата.
Исследователь подробно разработал теорию уровней организации движений,
которая дает возможность распределить сложные двигательные акты на различные
компоненты, вместе с тем, чтобы определить значение мозговых уровней в
регуляции движений и действий.
Так, Н.А. Бернштейн предлагает выделять следующие этапы:
Первый этап характеризуется осуществлением восприятия и оценкой ситуации
самим индивидом, который включен в конкретную ситуацию.
Второй этап предполагает определение индивидом двигательной задачи, когда
он выявляет, что ему необходимо превратить эту ситуацию, что при помощи его
активности должно получиться вместо того, что есть сейчас. Автор указывает, что
определить двигательную задачу – это означает создание образа того, что должно
получиться. Выяснение индивидом образа будущего движения выступает как
основание для формирования задачи и предположения ее решения.
Третий этап заключается в совершении программирования решения конкретной
и определившейся задачи, когда индивид, имея цель и содержание, осуществляет
действия и средства, из тех двигательных ресурсов, которые имеются у него в
наличии, и посредством которых он может решить двигательную задачу.
Четвертый этап предполагает осуществление фактического выполнения самого
движения, когда индивид, преодолевая все избыточные степени своих двигательных
органов, ставит их в управляемую систему и выполняет тем самым необходимое
целенаправленное движение [4].
Важно отметить, что такое положение становится возможным, если индивид
имеет сформированную координацию движений, так как центральной звено движения
заключается именно в координации.
Координация способствует обеспечению точности, соразмерности и плавности
выполнения того или иного движения. А нарушение какого-либо компонента
координации приводит к нарушениям движения. Важно понимать, что координация
движений развивается постепенно и основывается на опыте и упражнениях,
поскольку представляет собой сложный моторный акт, который начинается с
афферентного потока и заканчивается адекватным центральным ответом [19].
Так же исследователь отмечает, что с целью правильно выполнения движения
необходима полная и согласованная работа таких систем:
· Кинетическая;
· Кинестетическая;
· Зрительно-пространственная афферентация [4].
Таким образом, теория Н.А. Бернштейна предполагает, что анатомическое
развитие уровня построения движений начинается с первых месяцев жизни ребенка,
а заканчивается в возрасте двух лет. Дальше уже идет длительный процесс
приспособления друг к другу всех уровней построения движения [4] .
Следует отметить, что деятельность человека предполагает наличие
определенного уровня развития двигательных качеств. Такой уровень возможностей
человека учитывает качества, которые представляют собой сочетание врожденных
психологических и морфологических возможностей, вместе с полученными в течении
жизни и при помощи тренировок, опытом использования таких возможностей. Чем
выше развитие двигательных качеств, тем большую эффективность будет проявлять
работоспособность индивида. При этом, двигательные качества представляют собой
отдельные качественные стороны двигательных возможностей индивида и его
отдельных действий [10].
Это говорит о том, что уровень развития указанных
двигательных