Часть дипломной работы на тему Конкурентоспособность продукции предприятия АО «БАЗ»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 7
1 Сущность и основные показатели конкурентоспособности предприятия 8
1.1 Понятие и факторы конкурентоспособности предприятия. 8
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия………..13
1.3 Особенности конкурентоспособности металлургической отрасли………………………………………………….……………..26
2 Анализ эффективности деятельности предприятия
АО «БАЗ» 29
2.1 Общая характеристика предприятия АО «БАЗ» 29
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия АО «БАЗ» 35
2.3 Анализ конкурентоспособности предприятия и продукции предприятия АО «БАЗ» 40
3 Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия АО «БАЗ»………………………………………………51
3.1 Характеристика предлагаемых мероприятий повышения конкурентоспособности АО «БАЗ» 51
3.2 Экономическое обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия АО «БАЗ» 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Введение:
Основной целью любого предприятия в условиях рыночной эконо-мики является сохранение и расширение своих позиций на рынке (или его сегменте), рост или, по крайней мере, стабильное получение прибыли. Это возможно только при ориентации на максимизацию прибыли, главным средством достижения которой выступает обеспечение высокой конкурен-тоспособности.
Для поддержания своей конкурентоспособности предприятие должно тщательно прогнозировать свою деятельность, проводить анализ своего хозяйственного портфеля. Без определенных конкурентных преимуществ, соответствующих профилю предприятия, невозможно достичь высокой конкурентоспособности на современном рынке.
Объект исследования является АО «Благовещенский арматурный за-вод».
Предмет исследования повышение конкурентоспособности предпри-ятия в металлургической отрасли.
Цель данной работы заключается в разработке мероприятий по по-вышению конкурентоспособности предприятия.
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие зада-чи:
1.Иследовать основные факторы и методы оценки конкурентоспо-собности предприятия.
2.Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предпри-ятия АО «БАЗ».
3.Провести анализ конкурентоспособности предприятия АО «БАЗ».
4.Разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия АО «БАЗ» и провести их экономическое обоснование.
Исходя из целей и задач представляется следующая структура: вве-дение, три главы, заключение и список использованной литературы.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, определены цель и задачи исследования.
В первой главе описана теоретическая составляющая ВКР, в ней описывается сущность и основные показатели конкурентоспособности предприятия.
Во второй главе проводится анализ эффективности деятельности предприятия.
В третьей главе представлены предложения по разработке меропри-ятий по развитию повышения конкурентоспособности предприятия АО «БАЗ».
Заключение содержит выводы проделанной работы.
Заключение:
По результатам проведенного исследования можно сделать следую-щие основные выводы.
Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность пред-приятия продукции соотносятся между собой как часть и целое. Возмож-ность предприятия конкурировать на определённом товарном рынке непо-средственно зависит от конкурентоспособности товара и совокупности ме-тодов деятельности предприятия, оказывающих воздействие на результаты конкурентной борьбы.
Конкурентоспособность продукции организации представляет собой ее преимущество относительно других фирм конкретной отрасли как в масштабах одной страны, так и на мировом уровне. Повышение конку-рентной позиции — это очень трудоемкий и ресурсоемкий процесс. Не-прерывное повышение конкурентной позиции продукции организации может быть обеспечено только при условии долгосрочного, непрерывного и поступательного усовершенствования всех факторов конкурентоспособ-ности. Исходя из этого, следует четко планировать конкурентную страте-гию.
АО «БАЗ» производит широкий спектр трубопроводной арматуры – клапаны предохранительные пружинные, устройства переключающие, блоки предохранительных клапанов с переключающими устройствами, задвижки клиновые литые, затворы обратные поворотные – номинальным диаметром от 25 до 900 мм и номинальным давлением от 0,6 МПа до 25,0 МПа.
Доля рынка АО «БАЗ» составляет 6,1%.
Основными конкурентами предприятия являются: ЗАО «Саратов-ский арматурный завод», ООО «ИННОТЕХ», ПАО «Аскольд», ООО «Уралнефтемаш».
Проанализировав результаты конкурентоспособности, следует сразу подчеркнуть, что у АО «БАЗ» имеются два основных конкурента на рынке производства трубопроводной арматуры: «Иннотех» и «Аскольд». Эти компании уже давно работают на данном рынке и успели завоевать дове-рие покупателей. Наибольший балл набрал «Аскольд», он выигрывает фактически по всем параметрам, а именно по широте ассортимента про-дукции, имеет хорошую рекламную кампанию и узнаваемость бренда, также отличается преимуществом в издержках производства. Предприятие использует качественного сырье для производства продукции.
АО «БАЗ» уступает конкурентам в области ценовой политики, имеет высокие издержки в сравнении с основными конкурентами, имеет высокий уровень бракованной продукции. Также отмечается низкая доля персона-ла, прошедшего обучение и аттестацию в соответствии с установленными на предприятии требованиями.
Основными причинами брака продукции в АО «БАЗ» являются: сколы; трещины; недокат; зазубрины; рванина на кромках; несоответствие размеров; несоответствие металлических свойств; вкатанная окалина; вкатанные металлические частицы; волнистость. В 2018 году максимальная доля брака на предприятии АО «БАЗ» получена по причине дефекта «несоответствие механических свойств» (27,9%). Так же стоит обратить внимание на такие дефекты как: «вкатанные металлические частицы» (20,2%), «вкатанная окалина» (16,1%), «волнистость» (14,2%) и «несоответствие размеров» (11,8%). Необходимо так же отметить, что количество бракованной продукции на предприятии возрастает.
На предприятии АО «БАЗ» систематически проводится анализ рекламаций. Исследование поазало, что количество рекламаций с каждым годом снижается. Все сообщения, поступившие на предприятие, были проработаны, на основании расследований составлены протокола и приняты корректирующие и предупреждающие действия. Вместе с тем, данные показывает, что из года в год от потребителей поступают одни и те же жалобы, что говорит о ненадлежащем качестве проведенных мероприятиях и низкой заинтересованности рабочего персонала в добросовестном исполнении этих мероприятий.
В ходе исследования были выявлены следующие основные пробле-мы:
– из-за поступления от поставщиков некачественного сырья в про-дукции предприятия возникают дефекты «несоответствие механических свойств», что снижает качество продукции и соответственно ее конкурен-тоспособности;
– имеется брак продукции, в виде сколов и царапин. Данные повре-ждения появляются в ходе погрузки и разгрузки продукции. Бракованная продукция, которая была отгружена снижает конкурентоспособность не только товара, но и в целом предприятия;
– низкая доля персонала, прошедшего обучение и аттестацию в соот-ветствии с установленными на предприятии требованиями. Отсутствует стандарт качества по управлению персоналом.
Для устранения выявленных проблем были предложены следующие мероприятия:
– с целью улучшения работы с поставщиками необходимо: усовершенствовать договорную работу; найти новых поставщиков; внедрить штрафные санкции при обнаружении некачественного сырья;
– перейти на стеллажное хранение продукции. Для этого необходимо приобрести складские и производственные системы хранения пиломатериалов;
– разработать стандарт качества «Управление персоналом: обучение и повышение квалификации персонала». Особое внимание необходимо уделить обучению персонала.
Фрагмент текста работы:
1. Сущность и основные показатели конкурентоспособности предприятия
1.1 Понятие и факторы конкурентоспособности предприятия
Конкурентоспособность является важнейшей характеристикой для оценки эффективности промышленного предприятия.
Конкуренция в переводе с латинского означает сталкивание. Она яв-ляется формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики. Состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односто-ронне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответ-ствующем рынке.
Конкурентоспособность предприятия — это относительная характе-ристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потреб-ности людей и по эффективности производственной деятельности. Конку-рентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.
Оценка уровня конкурентоспособности предприятия учитывает по-нятия факторов, воздействующих на взгляд потребителей о предприятии и его продукции и как итог — изменение доли рынка предприятия. Все фак-торы, которые влияют на конкурентоспособность предприятия, подразде-ляются в зависимости от формирующей их среды на внешние и внутрен-ние.
Факторы обеспечения конкурентоспособности предприятия — это те процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и со-циально-экономической жизни общества, которые оказывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, и в итоге изменение уровня конкурентоспособности предприятия .
Совокупность факторов конкурентоспособности предприятия подразделяют на внешние и внутренние.
Внутренние факторы — это объективные критерии, которые учиты-вают преимущества предприятий по обеспечению собственной конкурен-тоспособности. К ним относят:
— технологические факторы;
— производственные факторы;
— маркетинговые факторы;
— управленческие факторы;
— экологические факторы;
— информационные факторы;
— факторы восприятия.
Внешние факторы — те факторы, на которые предприятие-производитель продукции не может воздействовать. К ним относят:
— международные факторы;
— политические факторы;
— экономические факторы;
— социально-демографические факторы;
— правовые факторы;
— научно-технические факторы;
— культурные факторы.
Следует выделить, что различают конкурентоспособность товаров, товаропроизводителей, отраслей и стран. Между всеми этими уровнями присутствует тесная взаимосвязь: страновая и отраслевая конкурентоспо-собность в результате зависят от способности конкретных производителей выпускать конкурентоспособные товары. В конечном итоге, в основе всех остальных уровней конкурентоспособности лежит «конкурентоспособ-ность товара», то есть эта категория является базовой.
Под конкурентоспособностью продукции подразумевается совокуп-ность его качественных и стоимостных характеристик, которая обеспечи-вает удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.
Конкурентоспособность товара — способность продукции быть бо-лее интересной в сравнении с другими изделиями подобного вида и назначения вследствие лучшему соответствию своих характеристик требо-ваниям конкретного рынка и потребительским оценкам.
Конкурентоспособность продукции обеспечивается конкурентными позициями, которые занимают фирмы, производящие и распространяю-щие товар.
Факторы, определяющие конкурентоспособность товаров и услуг:
1. Качество. Товар может стать конкурентоспособным, то есть занять заслуженное место в ряду аналогов и субститутов только в том случае, ес-ли он будет отвечать такому трудноуловимому и многозначительному по-нятию, как качество. Качество – главное свойство товара. Это способность фирменного товара выполнять свои функции. В определение качества вхо-дят долговечность, надежность, точность, простота эксплуатации, ремонт и прочие ценные свойства, отсутствие дефектов или брака. Более строгое требование – соответствие стандартам. Однако и этого недостаточно. То-вар должен соответствовать потребности потребителей: физически, техни-чески, эксплуатационно, эстетически, по цене.
Проблема качества влечет сегодня повышенный интерес и потреби-телей и организаций. Некоторые фирмы уже реагируют на этот растущий интерес к качеству, тем не менее в этом направлении можно сделать еще очень много.
Обеспечение контроля качества продукции на всех стадиях его про-изводства также представляет собой не столько технической проблемой, сколько организационно-управленческой. На рынке есть консультацион-ные компании, успешно оказывающие услуги по подготовке предприятия и внедрению систем управления качеством.
2. Вторым фактором, определяющим уровень конкурентоспособно-сти товаров и услуг, является цена.