Лингвокультурология Часть дипломной работы Гуманитарные науки

Часть дипломной работы на тему Концепт «морская держава» в современном масс-медийном дискурсе России, Великобритании и Испании

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПТА «МОРСКАЯ ДЕРЖАВА» В ДИСКУРСЕ СМИ

2.1. Фрейм «морская держава»
Морская деятельность любого государства была и остается одной из наиболее важных составляющих экономического роста и обеспечения национальной безопасности.
Военно-морские силы могут эффективно применяться как в мирное, так и в военное время. С учетом современного состояния и планируемых к внедрению революционных концепций формирования облика кораблей XXI века, ВМС содержат в себе основу для постоянной стратегической угрозы любому региону мира. Это связано с тем, что в пределах досягаемости высокоточных средств поражения ВМС (на удалении до 500 км) проживает около 70% населения мира и сосредоточено около 80% его экономического потенциала и средств управления государствами в особый период.
Тем более важным на текущий момент становится учет сложившегося в приморской стране морского потенциала, компонентами которого являются: транспортный, промысловый, военно-морской и научно-исследовательский флоты, наука об океане, различные отрасли промышленности, система базирования, кадры ученых, конструкторов, инженеров, техников, моряков и т.д.
Анализ этих факторов важен еще и потому, что возможности военно-стратегического использования океанов продолжают расширяться, обеспечивая и дополняя друг друга. Морское хозяйство все более превращается в сложный многоотраслевой комплекс, все виды производства и защиты которого взаимосвязаны и взаимодействуют, будучи объединенными Мировым океаном.
Большинство ведущих морских государств мира проводят активную морскую политику и достигают значительных успехов в освоении морского пространства. Посредством собственной морской политики они реализуют национальные интересы и приоритетные направления экономического развития, в частности, в сфере освоения Мирового океана. Морская политика указанных государств направлена, в частности, на формирование особенного режима для хозяйственно-морской деятельности – прямых субсидий, дешевых кредитов, государственных заказов.
Параллельно в специальной литературе и публицистике употребляется понятие «морская сила», служащее для обозначения возможности государства осуществлять эффективное использование морского пространства, как в военных, так и в гражданских целях. Данное понятие претерпело эволюцию в мировой геополитической мысли. Его исследование является особенно важным в наше время, поскольку именно в современном морском пространстве зачастую сталкиваются интересы различных государств, что в дальнейшем служит причиной возникновения вооруженных конфликтов и внешнеполитических кризисов.
Фрейм «морская держава» активно реализуется в отечественных и зарубежных СМИ. Обострение международной военно-политической обстановки обусловливает интерес журналистов и потребителей журналистского продукта к вопросам вооружения и обороны, составляющим компонентом которых является проблема ведения боя на море. Впрочем, речь здесь должна идти не только о военно-морском флоте – не менее важной частью могущества государства на море является его торговый флот, занимающийся доставкой необходимых грузов по всему миру. Однако в контексте проанализированных журналистских материалов российских СМИ необходимо говорить, прежде всего, о военно-морском флоте.
В состав указанного фрейма можно включить такие ключевые смысловые объединения, характеризующие всю лексику, относящуюся к анализируемой тематике:
– морские активы;
– свойства морских активов, которые способствуют активизации морской деятельности;
– отношения, в которых данные свойства проявляются, то есть реализуется активная морская политика.
Структура смыслового объединения «морские активы», в свою очередь, может быть разделена на такие составляющие, как:
– материальные морские активы;
– нематериальные морские активы.
К первой группе принадлежат, в частности, такие смысловые группы, как:
– природные ресурсы морей, омывающих государство. В составе экосистемы морской акватории и побережья можно выделить следующие виды природных ресурсов: территориальный ресурс акватории, водные ресурсы, биологические ресурсы, рекреационные ресурсы, минеральносырьевые и топливно-энергетические ресурсы дна: территориальный ресурс акватории, приливные ресурсы, волновые ресурсы, химические ресурсы морской воды, ассимиляционный потенциал акватории, источник поддержания газового состояния атмосферы, побережья, акватории, флора и фауна суши, флора и фауна вод, охотопромысловая деятельность, рыбное хозяйство, воспроизводство и охрана морских биоресурсов, марикультура, промышленное рыболовство, добыча морского зверя и морепродуктов, их переработка, охраняемые природные территории, естественные экосистемы.
– морской флот (включая военно-морской и торговый флот, а также частные суда) – это все корабли, находящиеся в подчинении определенного государства, ходящие под его флагом: морской конвой, морской десант, морская операция, эскадра, штаб флота, военно-морские базы, учебные заведения по подготовке кадров для флота, катера, линкоры, авианосцы, буксиры, тральщики, яхты, дрендоуты, ледоколы, паром.
– морские и речные порты. Порт – это место, расположенное вблизи берега моря или реки, устроенное для стоянки кораблей и судов. Согласно докладу, подготовленному рабочей группой по портам для комиссии Европейских сообществ морской порт определяется, как «участок суши и часть водной площади, обустроенные и оборудованные таким образом, чтобы они могли использоваться для приема судов, их загрузки и разгрузки, хранения грузов, получения этих грузов от операторов внутреннего водного транспорта и передачи им таких грузов и может включать также деятельность предприятий, связанных с морскими перевозками» [3]: внешний рейд, внутренний рейд, карантин, якорная стоянка, мол, волнолом, шлюз, внутренний бассейн, причальная линия, причал, грузовые устройства (краны, рампы), площади и помещения для складирования грузов и перегрузки их в автомобильный или железнодорожный транспорт, инфраструктура портовых автомобильных и железных дорог, комплекс административных и производственных зданий, судоремонтная зона, плавучий док, сухой док, служба безопасности порта, сектор грузовых операций, буксир, портовый флот, швартовка, причал, бокс, гидрографическая служба порта, аварийно-спасательная служба порта, капитан порта, терминал, ролкер, кран, сухой порт, сухопутный порт.
– береговая инфраструктура – это совокупность объектов инфраструктуры, расположенных на специально отведенных территории и акватории и предназначенных для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота, обслуживания пассажиров, осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, и других услуг, обычно оказываемых в порту, а также взаимодействия с другими видами транспорта: маяк, склад, сигнальные огни, латеральные знаки, кардинальные знаки, лоцманская служба, служба управления движением на акватории порта, пожарное подразделение берегового базирования, пожарное подразделение водного базирования, водолазное подразделение, медицинское подразделение.
Нематериальные морские активы, в свою очередь, делятся на:
– нематериальные морские активы (группа А)
– нематериальные морские активы (группа Б).
В состав группы А входят такие смысловые группы, как:
– экономико-географическое положение государства вид географического положения, определяемый как «совокупность пространственных отношений предприятий, населенных пунктов, ареалов, районов, отдельных стран и их групп к внешним объектам, имеющим для них экономическое значение» [1]. Или отношение объекта (города, района, страны) к вне его лежащим данностям, имеющим то или иное экономическое значение, — все равно, будут ли эти объекты природного порядка или созданные в процессе истории (по Н.Н.Баранскому)[2]. Иными словами, ЭГП — это положение в экономическом пространстве, которое определяется по отношению и к природным элементам окружающей среды, и к созданным человеком элементам искусственной среды, и к размещению самого населения: выход к морю, отсутствие выхода к морю.
– морская генетика (наличие морского следа, морской памяти, морского мировоззрения): предки-моряки, морские сражения, победы в морских сражениях, преемственность поколений на флоте.
К числу нематериальных морских активов группы Б принадлежат:
– морской научно-технический потенциал – это обобщенная характеристика уровня развития науки, инженерного дела и техники на море (наука и образование): научное присутствие, исследовательская экспедиция, гидрографирование, картографирование, добыча на море.
– потенциал обеспечения национальной безопасности государства в морском направлении (военно-морской флот, пограничная служба): военно-морское присутствие, надводные силы, подводные силы, морская авиация, береговая авиация, палубная авиация, береговые войска флота, морская пехота, береговые ракетные и артиллерийские войска.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы