Часть дипломной работы на тему Концепт дом в русском языковом сознании
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 4
1. КОНЦЕПТ «ДОМ» В АСПЕКТЕ
ФОРМИРОВАНИЯ АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ 7
1.1. Концепт как основа
языковой картины мир. 7
1.2. История изучения концепта «Дом» в
отечественном языкознании. 14
1.3. Структура концепта «Дом»: лексикографический анализ. 19
2.
Ассоциативный потенциал ключевой единицы дом в языковом сознании студентов
крымских вузов.. 32
2.1. Ассоциативный эксперимент как метод
выявления концепта «дом» в русском языковом сознании. 32
2.2. Метафорическая репрезентация
концепта «Дом». 36
2.3. Ассоциативное поле концепта «Дом» в
русском языковом сознании. 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 57
Введение:
ВВЕДЕНИЕ Формирование
национально-языковой картины мира активно исследуется в современных
исследованиях. В частности З.Д. Попова определяет национально-языковую картину
мира как «выраженное этносом средствами определенного языка мироощущение и
миропонимание, вербализованная интерпретация языковым социумом окружающего мира
и себя самого в этом мире» [47].
Процессы
получения, хранения и передачи знаний о мире осуществляются в типичных для
определенного языка концептах. Характерен для языка способ концептуализации
действительности имеет национальную специфику, поскольку, как известно,
носители разных языков по-разному видят мир.
По
мнению В. Карасика и Γ. Слишкина, лингвокультурный концепт составляет условную
ментальную единицу, направленную на комплексное изучение языка, сознания и
культуры [1].
В.
Маслова соотносит культурные концепты с названиями абстрактных понятий, в
которых культурная информация прикрепляется к понятийному ядра[38].
И.П.
Михальчук в считает, что лингвокультурный концепт является семантическим
образованием высокой степени абстрактности, то есть является продуктом
абстрагирования семантических признаков, принадлежащих определенному количеству
значимых языковых единиц[39].
Итак,
лингвокультурные концепты — это базовые единицы языковой картины мира, в
которых зафиксированы ценности как отдельной языковой личности, так и
лингвокультурного сообщества в целом. Концепт, как известно, состоит из
компонентов, то есть концептуальных признаков, и, по определению Ю. Степанова,
имеет ярусное строение [60].
Каждый
концепт как сложный ментальный комплекс, кроме содержания, выражает и оценочное
отношение человека, объекта отражения, поэтому при
Заключение:
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Исследование вербализации концепта дом в современном
русском языке проводилось на лингвокогнитивном и лингвокультурном подходах.
1. Анализ различных подходов к определению термина «концепт»
дал возможность выяснить, что его считают универсалией, которая обобщает
признаки вещей, содержит важную и актуальную информацию и создана человеческим
интеллектом для внутреннего использования. За лингвокогнитивного подхода
концепт понимается как многоаспектный феномен, многомерное ментальное
образование в сознании индивида. При лингвокультурологическом подходе концепт
рассматривают как специфический компонент языковой и концептуальной картин мира,
выражающий этнонациональную специфику. В связи с тем, что концепты являются
многоаспектными и характеризуются своей неоднородностью, существуют различные
подходы к их классификации и структуры. Большинство ученых придерживаются
мнения, что концепт является трехмерным образованием и состоит из ядра,
приядерной зоны и периферии. Также была выяснена позиция лингвистов по
вербализации концепта. По мнению некоторых ученых, концепт имеет невербальную
природу, тогда как большинство лингвистов считает его полностью
вербализованным.
В своей работе мы опираемся на ту точку зрения, что
концепт может быть не полностью выражен в языке, поскольку, как результат
индивидуального познания, он нуждается в комплексе средств для полного
воплощения. В ходе исследования было установлено, что концепты объективируются
в языке прежде всего лексемами, так называемыми вербализаторами концептов, в
частности ключевыми словами-репрезентантами и их синонимами.
2. При изучении
концептов важное значение имеет методика их анализа. В современной
лингвоконцептологии общепринятой является методика концептуального анализа, а
наиболее распространенными подходами концептуального анализа – отсистемный и
оттекстовый. В нашей работе мы
Фрагмент текста работы:
1. КОНЦЕПТ «ДОМ» В АСПЕКТЕ ФОРМИРОВАНИЯ
АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЛИНГВИСТИКИ 1.1. Концепт
как основа языковой картины мир Одним
из свидетельств развития современной гуманитарной мысли является широкое
применение термина концепт в различных сферах научного знания.
Концепт
является базовым понятием лингвокультурологии и когнитивистики. Кроме того, это
понятие широко используется в психолингвистике, в частности в трудах,
посвященных исследованию различных ассоциативных, образных представлений.
Несмотря на широкое употребление термина концепт в различных научных
дисциплинах, в своем лингвальном наполнении и лингвистической маркированности
он продолжает оставаться причиной «чрезвычайной напряженности» [27].
Еще
довольно недавно концепт отождествлялся с понятием. По одной из версий, слово
концепт является калькой с латинского conceptus («понятия»). По мнению Ю.
Степанова, концепт и понятие – это явления одного порядка. Однако они
принадлежат к понятийно-терминологического аппарата различных наук: «понятие»
главным образом употребляется в логике и философии, а «концепт» – в
математической логике, а в последнее время и в культурологии. Если понятие как
категория эпистемологии отмечается четко определенной структурой, то концепт,
кроме смыслового ядра, включает «тот «пучок» представлений, понятий, знаний,
ассоциаций, переживаний, который сопровождает слово» [60].
Общепринятым
является мнение, согласно которому «понятие – это рациональный, логически
осмысленный концепт», оно формируется путем выделения и осмысления только
существенных характеристик предметов и явлений и является результатом
теоретического познания, в отличие от