Часть дипломной работы на тему Коммуникационный потенциал выставочной деятельности художественных музеев Западной Сибири
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1.1. Содержание социально-культурной деятельности художественного музея 7
1.2.Формы коммуникации с музейной аудиторией в художественных музеях 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 41
Введение:
Актуальность. В настоящее время преимущественное место в процессе реализации культуротворческих возможностей населения всех возрастов занимают различные социально-культурные институты и системы дополнительного образования. В частности, речь идет о музеях как об объекте образовательной, досуговой и эстетической области жизнедеятельности. Непосредственно для реализации социально-культурной деятельности создаются инновационно-экспериментальные площадки, которые подразумевают возможность самореализации личности в художественно-творческом аспекте.
Музей представляет собой орган общественного сознания. По сути, музей – это посредник между современным человеком и музейным предметом как частью прошлого.
И в настоящее время роль коммуникативных и образовательных форм коммуникации музеев является общепризнанной.
Музейная коммуникация сегодня производится по следующим видам деятельности: экспозиционно-выставочная, экскурсионная, лекционная, организация массовых мероприятий, учреждений, рекламно-информационная.
И важно обратить внимание на то, что коммуникационная деятельность музеев является очень тесно связанной с деятельностью музея как организации, которая непосредственно оказывает образовательные, консультационные услуги, а также занимается издательской деятельностью, изготовлением и реализацией произведений декоративно-прикладного искусства и так далее.
Эффективность коммуникационной деятельности музея и его аудитории, которая весьма широка, значительно повышает проведение разнообразных музейных мероприятий, которые имеют образовательную и просветительскую направленность.
Так, популярными являются сегодня музейные уроки, которые проводятся с той целью, чтобы углублять знания учащихся. В том числе актуальны музейные форумы и фестивали, на которых обсуждаются различные проблемы историко-культурной направленности, в частности, охраны конкретных исторических памятников и в целом сохранения историко-культурного наследия.
Мероприятия подобного рода позволяют закрепить в обществе культурный потенциал музейных экспонатов. Также музеи, с целью привлечения аудитории, активно взаимодействуют с аудиторией посредством мастер-классов, образовательных форумов, концентров и прочих интерактивных мероприятий.
Перспективным направлением и формой музейной коммуникации со всеми категориями аудитории следует считать внедрение информационных технологий, которые позволяют продвигать историко-культурные экспонаты и предметы музейных коллекций через самостоятельное ознакомление аудитории.
В частности, пользователи могут ознакамливаться с сайтом музея, читать о том, какие проходят выставки, смотреть отчеты с мероприятий и так далее.
Также создаются базы данных для самостоятельного прохождения экскурсионных маршрутов, а также виртуальные экскурсии.
В частности, активно внедряют в свою практику информационные технологии музеи Западной Сибири. Экспозиции, которые представляются в историко-культурной динамике, характеризуются непосредственно как средство музейной коммуникации, которое отражает и, вместе с тем, формирует историческую память жителей региона.
При этом важно, что можно определить факторы изменений экспонирования прошлого, которые непосредственно отражают многолетний методологический поиск музейных работников. Кроме того, в данном исследовании сопоставляется действующий опыт томских, омских, новосибирских и барнаульских музеев.
Заключение:
В ходе данного исследования решались следующие исследовательские задачи:
— представлено содержание социально-культурной деятельности художественного музея;
— рассмотрены формы коммуникации с музейной аудиторией в художественных музеях.
В ходе решения первой задачи мы рассмотрели содержание социально-культурной деятельности художественного музея. Нами было выяснено, что использование средств социально-культурной деятельности в художественном музее с позиции их комплексности обусловливает по-настоящему эффективное взаимодействие традиционных и инновационных методов культуротворческого взаимодействия, в частности, имеется ввиду формирование исторической культурной преемственности, восстановление утраченных традиций и праздников, традиционных форм отдыха и развлечений, возрождение народного творчества, ремесел, развитие творческого потенциала личности, патриотизма и гражданственности.
Это значит, что воспитательная (педагогическая) деятельность в художественном музее тоже имеет место быть, однако она является свободной и не занесенной в рамки тех или иных стандартов.
В процессе решения второй задачи, при рассмотрении возможных в современной практике форм коммуникации в музейной среде было выяснено, что в настоящее время у музеев существуют достаточно различные формы коммуникации, все они ориентированы на интерактивное взаимодействие с различными категориями аудитории: это как профессионалы в области культуры и искусства, исследователи, педагоги, так и простые граждане.
Делается акцент на том, что одной из перспективных форм музейной коммуникации является информатизация: внедрение в практику деятельности музея современных информационных технологий, который позволяют проводить дистанционные экскурсии, виртуальные экскурсии, семинары, а также создавать обширные базы данных, которые содержат в себе информацию, к примеру, по экспонатам или по экскурсионным маршрутам. Базы данных могут способствовать самостоятельному ознакомлению пользователей с интересующей их информацией.
В итоге произведенного теоретического исследования следует заключить о том, что современные формы музейной коммуникации – это достаточно продуктивная деятельность, ориентированная на вовлечение музейной аудитории в культурно-образовательное пространство.
При решении третьей задачи…
При решении четвертой задачи…
Таким образом, задачи данного исследования решены.
Цель исследования достигнута.
Фрагмент текста работы:
1.1. Содержание социально-культурной деятельности художественного музея
Социально-культурную деятельность в художественном музее представляется возможность рассматривать как деятельность научно-просветительского характера. Содержание социально-культурной деятельности в данном контексте трактуется в качестве вполне самостоятельной формы, обуславливающей интегративные процессы в ключевых направлениях.
Тем не менее, на это содержание в значительной мере влияет не только непосредственно сложившаяся социокультурная ситуация в структуре общественных отношений, а, в том числе, также процессы, которые в настоящее время представляется возможность наблюдать в системе социально-культурной деятельности.
Р.Г. Салахутдинов отмечает, что социально-культурное творчество – это сознательная, целенаправленная, активная деятельность человека или группы людей, направленная на познание, совершенствование и преобразование окружающей действительности, создание самобытных, оригинальных по замыслу духовных и материальных ценностей, полезных и необходимых человеку в его повседневной жизни и воспитании подрастающего поколения. Социально-культурное творчество – это комплексное понятие, в нем объединены уже известные виды творчества и сравнительно недавно выделенное в отдельную категорию досуговой деятельности социальное творчество.
Социально-культурное творчество направлено на самообразование, освоение социально-культурного опыта предшествующих поколений, на формирование культурной среды обитания, а также на совершенствование и создание новых форм общественных отношений.
В научных исследованиях существуют два определения социального творчества:
— обществоведческое социально-культурное творчество – это высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия;
— педагогическое: активная деятельность молодых людей в социуме и конструирование социальной среды с целью социализации и развития личности. При этом подчеркивается социальная значимость «традиционных» видов творчества.
Социально-культурное творчество проявляется в самодеятельной и творческой инициативе личности. Анализируя социально-культурное творчество, изучаются не только создаваемые культурные ценности, но и возникающие в процессе социальные отношения. Результатами социально-культурного творчества являются:
1) предметные компоненты – это культурные ценности, к которым относятся достижения в области художественного творчества, спорта и прочее; культурная среда, то есть культура быта, труда, производства;
2) воспитательные компоненты – это культура личности, то есть нравственная, эстетическая, физическая культура, экологическая, экономическая, правовая культура общения. Оба эти результата дополняют друг друга, делая процесс социализации более эффективным.
Сущностное содержание социально-культурной деятельности художественного музея можно определить, как отмечается И.А. Макеевой, тем, что имеет место быть достаточно тесный характер взаимодействия двух составляющих, среди которых следует отметить следующие:
— культурно-историческая среда;