Часть дипломной работы на тему Коллективная творческая деятельность в формировании коммуникативной компетенции младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
1
Теоретические основы формирования
коммуникативной компетенции младших школьников в процессе коллективно-творческой
деятельности……..6
1.1. Понятие коммуникативной компетенции
младших школьников……6
1.2. Коллективно-творческая деятельность как
средство формирования ученического коллектива младших школьников…………………..……………..9
2
Методические основы формирования коммуникативной компетенции младших школьников
в процессе коллективно-творческой деятельности…….16
2.1. Психологические особенности
организации взаимодействия в коллективно-творческой деятельности младших
школьников………………….16
2.2. Методы и приемы формирования
коммуникативной компетенции посредством организации коллективно-творческой
деятельности……………..18
3 Опытно-практическая работа по формированию
коммуникативной компетенции младших школьников посредством организации
коммуникативно-творческой деятельности…………………………………………………………..24
3.1.
Первичная диагностика по выявлению уровня
коммуникативной компетенции младших школьников………………………………………………24
3.2 Организация
работы по формированию коммуникативных компетенций младших школьников
посредством коллективной творческой деятельности………………………………………………………………………..32
3.3 Итоговая диагностика по выявлению уровня коммуникативной компетенции младших
школьников………………………………………………36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………….………………………………………..44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..47
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………53
Введение:
Современное
состояние общественной жизни требует от каждого индивида высокий уровень
профессионализма и таких качеств личности как предприимчивость, способность
ориентировать в различных ситуациях, быстро и точно принимать правильные
решения, которые не могут реализоваться без полноценной базовой подготовки
учащихся. Развитие языковой личности ребенка в рамках реализации ФГОС
осуществляется через формирование коммуникативных универсальных учебных
действий, которые обеспечивают социальную компетентность, умение слушать и
вступать в диалог, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со
сверстниками и взрослыми [1]. Все это способствует тому, что от педагога
требуется организация учебно-воспитательного процесса таким образом, чтобы
развитие каждого ученика было не только интеллектуальным, но и способствовало
полноценному развитию коммуникативных навыков, что подчеркивает актуальность
исследования. Формирование коммуникативной компетенции
во многом зависит от реализации развивающей функции образовательного процесса в
начальных классах. Одним из факторов, влияющих на становление личности, готовой
к жизни в социуме, является участие младшего школьника в коллективной
творческой деятельности.
Проблема
исследования заключается в определении
психолого-педагогических условий формирования коммуникативной компетенции обучающихся
младшего школьного возраста посредством организации коллективно-творческой
деятельности.
Цель
исследования: изучение методов и приемов
формирования коммуникативной компетенции у младших школьников посредством
коллективно творческой деятельности.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативной компетенции у обучающихся
младшего школьного возраста посредством
организации коллективно-творческой деятельности.
Предмет исследования:
коммуникативная компетенция младших школьников, формируемая посредством
организации коллективно-творческой деятельности.
Гипотеза исследования: систематическое привлечение младших школьников к коллективной-творческой
деятельности будет способствовать формированию коммуникативной компетенции.
Задачи исследования:
–
изучить понятие коммуникативной компетенции младших школьников,
–
раскрыть психологические особенности организации взаимодействия младших школьников
в коллективно-творческой деятельности,
– рассмотреть
коллективно-творческую деятельность как средство формирования ученического
коллектива младших школьников,
– изучить
формы и методы организации коллективно-творческой деятельности для формирования
коммуникативной компетенции младших школьников,
– провести
первичную диагностику по выявлению уровня коммуникативной компетенции младших
школьников,
– организовать
опытно-практическую работу по формированию коммуникативной компетенции
младших школьников посредством коллективной творческой деятельности
–
провести итоговую диагностику по выявлению уровня
коммуникативной компетенции младших школьников
Методологическая
и теоретическая основа исследования состоит из трудов следующих ученых:
– деятельностный
подход в работах Л.С. Выготского, Р.И. Жуковской,
Д.В. Менджерицкой, Н.Я. Михайленко, А.П. Усова.
Д.Б. Эльконина;
– личностный
подход в работах Л.И. Божович, Л.С. Выготского, С.А. Козловой,
А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна;
–
системный подход в работах А.Н. Асмолова, Ю.К. Бабанского, М.И. Лисиной.
Методы исследования:
– теоретические
методы (анализ, сравнение, классификация, обобщение), методы работы с
литературой; изучение опыта работы;
– эмпирические
методы исследования (диагностические методики, методы математической статистики
и обработки материала (количественная и качественная обработка результатов
исследования, графические способы представления результатов исследования).
Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты
работы могут применяться учителями начальной школы для формирования знаний о правилах формирования коммуникативной
компетенции младших школьников посредствам использования коллективно творческой
деятельности.
Апробация исследования проводилась
на базе Муниципального автономного учреждения «Средней общеобразовательной школы
№ 3 городского округа Щелкино».
Структура исследования состоит из трех разделов: теоретического,
методического и опытно-практического. В первом разделе рассматриваются
теоретические основы формирования коммуникативной компетенции младших
школьников, понятие коммуникативной компетенции младших школьников, а также психологические особенности организации
взаимодействия младших школьников. Второй раздел посвящен методике формирования коммуникативной
компетенции младших школьников посредством коллективно-творческой деятельности.
Третий
раздел посвящён опытно-практической работе по формированию коммуникативной
компетенции младших школьников посредством коллективно-творческой деятельности.
Он предполагает проведение диагностических работ по выявлению особенностей
организации коллективно творческой деятельности в процессе формирования
коммуникативной компетенции младших школьников.
Заключение:
Итак,
младший школьный возраст является благоприятным для развития коммуникативных
универсальных учебных действий. В целях реализации этого положения современная
теория и практика учебного сотрудничества предполагает, что основная часть
обучения должна строиться как групповое обучение. Это позволит создать в
начальной школе реальные условия для преодоления эгоцентрической позиции, свойственной
младшим школьникам.
Овладение
коммуникативными навыками на уроках приводит к формированию способности
самостоятельно и эффективно усваивать новые знания, умения и компетенции, в том
числе и самостоятельную организацию процесса усвоения материала. Коммуникативные
навыки обеспечивают формирование способности аргументировать свою позицию,
используя при этом грамотно построенную речь, правильно ориентироваться в
различных ситуациях общения с одноклассниками или взрослыми, а также
способствуют более эффективному самовыражению.
Результаты экспериментальной работы показали
эффективность использования предложенных заданий для развития коммуникативной
компетенции у младших школьников, и мы можем утверждать, что цель работы
достигнута, выявлены эффективные условия формирования
коммуникативной компетенции у младших школьников с использованием коллективно
творческой деятельности. Следующие задачи были решены в ходе исследования:
–
изучено понятие коммуникативной компетенции младших школьников,
–
раскрыты психологические особенности организации взаимодействия младших
школьников,
–
рассмотрена коллективная творческая деятельность как средство формирования
ученического коллектива младших школьников,
–
изучены формы и методы организации коллективной творческой деятельности для
формирования коммуникативной компетенции младших школьников,
– проведена первичную
работу по выявлению уровня коммуникативной компетенции младших школьников,
–
организована работу по формированию коммуникативных компетенций младших школьников
посредством коллективной творческой деятельности
–
проведена итоговую работу по выявлению уровня коммуникативной компетенции
младших школьников.
КТД – это такое взаимодействие взрослых и детей, которое опирается на
коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников,
формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива. Что
касается формирования коммуникативных навыков посредством коллективных
творческих дел, то они обеспечивают социальную компетентность и сознательную
ориентацию учащихся на позиции других людей. Другими словами, умение слушать и
вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем и строить
продуктивное взаимодействие и сотрудничество как со сверстниками, так и со
взрослыми.
В рамках работы было организовано
исследование с детьми младшего школьного возраста. Целью данного исследования
стало изучение уровня сформированности коммуникативной компетенции у младших
школьников, а также ее развитие в ходе организации КТД.
Исследование было проведено с помощью
методик, которые позволили изучить такие критерии коммуникативной компетенции у
младших школьников как: рефлексивно-коммуникативный; аффективно-регулятивный;
когнитивно-речевой. Полученные результаты на констатирующем этапе позволили
сделать вывод, что для большинства детей ЭГ и КГ характерным является наличие
невысокого уровня сформированности у них коммуникативной компетенции.
Основываясь на результатах первичного
этапа, были разработаны занятия КТД, которые направлялись на формирования
умений у детей ЭГ находить общий язык, строить эффективную работу в кооперации,
тем самым развивать коммуникативную компетенцию.
Для определения эффективности данной
работы было проведено итоговое исследование по тем же методикам, которые
использовались на констатирующем этапе эксперимента. Полученные результаты
доказывают успешность проведенной работы, поскольку у всех детей ЭГ улучшились
показатели, характеризующие уровень развития коммуникативной компетенции, а у
детей КГ, с которыми не проводилась дополнительная работа, показатели
сформированности коммуникативной компетенции не изменились.
Фрагмент текста работы:
1 Теоретические основы формирования
коммуникативной компетенции младших школьников в процессе
коллективно-творческой деятельности 1.1 Понятие
коммуникативной компетенции младших школьников Существование
человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности. Независимо от пола,
возраста, образования, социального положения, территориальной и национальной
принадлежности и многих других данных, характеризующих человеческую личность,
мы постоянно запрашиваем, передаем и храним информацию, т.е. активно занимаемся
коммуникативной деятельностью. Другими словами,
общение будет эффективно лишь тогда, когда люди, взаимодействующие друг с
другом, компетентны в данной ситуации.
В самом общем плане компетентность в общении предполагает
развитие адекватной ориентации человека в самом себе собственном
психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации и задачи.
Человек всегда дан в контексте с другим — партнером
реальности, воображаемым, выбранным и т.п., поэтому с этой точки зрения трудно
переоценить вклад компетентного общения в качество человеческой жизни, в судьбу
в целом.
Развитие
коммуникативных возможностей человека в современном обществе становится
чрезвычайно актуальной проблемой. Совершенствование научных технологий привело
к возрастанию потребностей общества в людях, которые могли бы ставить и решать
задачи, относящиеся не только к настоящему, но и к будущему [11, стр. 36].
Поскольку
наш проект связан с формированием коммуникативных компетенций, следует уточнить
видение таких основных понятий, как компетенция и коммуникативная компетенция.
Компетенция – совокупная характеристика знаний, умений и навыков,
формируемых в процессе обучения, и проявляемых, как способность