Часть дипломной работы на тему Книжка-игрушка и ее методические возможности в современной начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1. Сущность
читательского интереса и специфика его формирования в младшем школьном возрасте
1.2. Характеристика
учащихся 1-х классов как читателей
ГЛАВА 2.
Опытно-экспериментальная проверка системы работы с книжкой-игрушкой в начальных
классах
2.1. Книжка-игрушка,
как учебный материал для обучения младших школьников чтению
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
Введение:
Чтение –
достаточно сложное явление, и формирование правильной читательской деятельности
является важной научно-педагогической проблемой. В узком смысле слова
правильная читательская деятельность – это желание и потребность читателя
адекватно воссоздать смысл чужой речи в ее письменной форме, то есть
способность читателя переводить печатные знаки в звуковые комплексы,
составляющие текст литературного произведения.
При
правильном целенаправленном обучении это занятие интересно любому начинающему
читать ребенку, который, открывая букварь или глядя в книгу, очень хочет уметь
понимать смысл сгруппированных печатных знаков, переводить их в слова.
Первоклассник, только что освоивший процесс расшифровки отдельных слов и
простых предложений, кроме того, хочет продемонстрировать свои навыки перед
окружающими.
В широком
смысле слова правильное чтение – это способ воспитания у читателя активного
отношения к человеческому опыту, содержащемуся в книгах, и к его способности
самостоятельно извлекать этот опыт из книг. В то же время читатель должен
проявлять умственную и эмоциональную активность для того, чтобы целенаправленно
ориентироваться в книжной среде, в книге как средстве чтения, в тексте как
главном компоненте книги, который хранит и передает этот опыт читателю, при
условии, что текст читается профессионально.
Формирование
интереса к чтению привлекало внимание многих ученых (К. Д. Ушинский, С.П.
Редозубов, Н.П. Каноныкин, Н.А. Щербакова, Н.Н. Щепетова, М.А. Рыбникова, Д.Б.
Эльконин, О.И. Никифорова, Н.Д. Молдавская, М.И. Оморокова, Л.Ф. Климанова, В.Г.
Горецкий и др.), но как научная проблема этот феномен разрешен Н.Н. Светловской
в 70-е годы ХХ века. Однако в плане переучивания вопрос о формировании интереса
к чтению почти не ставился, хотя в практике обучения актуальность этой проблемы
по-прежнему высока.
В современных
условиях развития общества проблема массового детского чтения стоит особенно
остро. Наукой доказано, что вдумчивое чтение книг, размышление над книгами —
несомненное, общепризнанное и общедоступное средство развития и
совершенствования всех качеств личности. Поэтому целенаправленная и правильная
организация детского чтения должна выдвигаться в ряд первоочередных задач
работы современной школы и главным образом начальной. А между тем уже
общепризнано, что интерес к книге и к чтению у младших школьников ослабевает.
Это обусловлено, в частности, тем, что на уроках обучения грамоте у
первоклассников отрабатывается навык чтения, а слушание литературных
произведений и работа с детской книгой отодвигаются на второй план или не
проводятся вовсе, а книжки-игрушки вообще не входят в круг учебных материалов,
необходимых для начала обучения детей чтению.
Тем не менее
игра в школьном возрасте — это один из ведущих видов деятельности детей 6-7
лет. Игра пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному
здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и
воспитания ребёнка. С её помощью создаются условия для развития творческих способностей
и всестороннего развития ребёнка.
В то же время
в детской литературе существует особый род книг (книжки-игрушки), который
отвечает игровым потребностям дошкольников и младших школьников. По наблюдениям
специалистов, книжка-игрушка вызывает у детей глубокий эмоциональный отклик,
что очень важно па самых первых порах становления ребенка читателя. Она
позволяет сделать утомительный прием много чтения занимательным и желанным, а,
следовательно, содержит в себе значительный потенциал для всестороннего
совершенствования навыка чтения. Повышенная эмоциональная отзывчивость ребенка
на книжку-игрушку, которая, кроме текста и иллюстраций, привлекательна своей
конструкцией, побуждающей к игровому действию, а игры с книжками-игрушками,
периодически повторяющимся и необходимым элементом которых является чтение, бывают
у детей желание поскорее овладеть грамотой, чтобы самостоятельно конструировать
подобные игровые издания, а значит, укрепляют интерес к книге и творчески
развивают обучаемых, Однако для использования книжки-игрушки как одного из
мотивационных резервов обучения первоклассников правильной читательской деятельности
учителю надо знать книжки-игрушки как возможный учебный материал, а также
освоить систему работы, соответствующую особенностям этого учебного материала и
своему контингенту учащихся. Это объясняется выбор темы исследования.
То, что
книжка-игрушка представляет собой своеобразное синтетическое явление, совмещая
в себе и книгу, и игру, доказано кандидатом педагогических паук, доцентом
Литературного института им. А.М. Горького Е.В. Дьячковой. Ею же впервые решена
проблема продуктивного включения книжки-игрушки в круг детского чтения,
Изучив
диссертацию этого исследователя и ее публикации, мы убедились, что
книжка-игрушка вбирает в себя всё лучшее, что несёт детская книга, дополняя
чтение увлекательной умной игрой. Поэтому эффективность использования такой
книги в начальной школе неоспорима. В то же время следует отметить и тот факт,
что за истекшие 24 года исследования подобного рода в интересующем нас аспекте
практически не проводились, хотя к настоящему времени изменились и дети и
книжки-игрушки.
Итак,
недостаточность данных о книжке-игрушке как возможном учебном материале для современных
первоклассников и необходимость скорректировать учебный процесс в 1 классе в
период обучения чтению детей, приходящих в школу уже знающих буквы, но
отрицательно настроенных к обучению правильной читательской деятельности и
обуславливают актуальность, выбранной темы дипломной работы.
Итак,
проблемой настоящего исследования мы считаем ответ на вопрос, какие
методические возможности открывают книжки-игрушки как учебный материал для
учителя при обучении современных первоклассников правильной читательской
деятельности.
Исходя из
всего вышесказанного, объектом исследования является процесс обучения
первоклассников правильной читательской деятельности.
Предмет исследования:
книжка-игрушка как учебный материал и ее методические возможности при работе с
первоклассниками современной начальной школе.
Цель
исследования: определить влияние книжки-игрушки на общее и специальное развитие
первоклассников-читателей при работе с книжками-игрушками.
В основу
дипломной работы была положена следующая гипотеза:
Если во
внеурочной деятельности в 1 классе использовать книжки-игрушки, то это усилит формирование
у учащихся интереса к книге и процесс обучения чтению будет проходить для
первоклассников менее утомительно. При этом мы предполагаем, что такое
воздействие осуществимо, если процесс обучения будет основан на работе с
книжками-игрушками, которые по своему содержанию, оформлению и конструкции
соответствуют потребностям современных младших школьников в игре, а методика
работы с книжкой-игрушкой будет максимально нацелена использование, как ее
художественного потенциала, так и игровых возможностей, которые заложены в
конструкции каждого издания.
Для
реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования
требовалось решить следующие задачи:
1.
Изучить
специальную литературу по теме исследования.
2.
Освоить
методические особенности работы с книжкой-игрушкой, предложенные еще Е.В.
Дьячковой.
3.
Отобрать те книжки-игрушки, которые, по нашему мнению,
доступны и интересны первоклассникам.
4.
Разработать программу опытно-экспериментального обучения
правильной читательской деятельности при включении в учебный материал
книжки-игрушки .
4.
Провести
и проанализировать ход учебно-воспитательного процесса с целью проверку:
влияния книжки-игрушки как нового учебного материала, а также методов и приемов
работы с ним при обучении современных первоклассников правильной читательской
деятельности.
5.
Выявить
и объяснить полученные результаты.
Методы исследования:
анализ психолого-педагогической и методической литературы; наблюдения;
индивидуальные и фронтальные беседы с учащимися; анкетирование; педагогические
констатирующий и формирующий эксперименты; количественное и качественное
описание результатов опытно-экспериментальной работы.
В опытно-экспериментальной
работе приняли участие 12 учащихся в возрасте лет 6-7. Эксперимент проводился в
1 классе школы №1370 г. Москвы.
Содержание дипломной
работы строится по типовому плану: введение, где обоснован выбор темы,
определены цели, задачи и методы исследования, поставлены вопросы, на которые
мы старались дать ответ в процессе опытно-экспериментальной работы, а также
выдвинута гипотеза, подтверждение которой соответствующими данными описано в работе
и в заключении.
Заключение:
Успешное
формирование читательского интереса у младших школьников возможно лишь на
основе понимания чтения как одного из видов речевой деятельности.
Формирование
читательских интересов – это важная научно-педагогическая проблема. Её
актуальность обусловлена неуклонно возрастающей ролью речи в жизни человека,
которая служит универсальным средством общения, мощным каналом интеллектуального,
духовного становления личности.
Внеурочная
деятельность по развитию читательского интереса в современной начальной школе
это составная часть учебно-воспитательного процесса, совокупность различных
форм, видов деятельности и одна из форм организации досуга младших школьников,
организованная после уроков с целью развития читательского интереса, расширения
читательского кругозора и литературного образования и развития учащихся.
Книжки-игрушки
позволяют решать разнообразные дидактические задачи: развивать и обучать детей,
причём делать это в игровой форме, незаметно для самого ребёнка. Они
стимулируют исследование свойств предметов, развивают восприятие ребёнка, его
анализаторы и мелкую моторику, внимание и память, мышление и воображение,
побуждают творческую мысль и страсть к исследованию мира.
Опытно-экспериментальная
работа была проведена на базе школы с №1370 города Москвы. В соответствии с
задачами опытно-экспериментальной работы были определены три этапа. На первом
подготовительном этапе, проходило констатирующее исследование. Составлялись
анкеты для первоклассников, было организовано наблюдение по выявлению у них
читательских интересов и отношения учащихся к чтению книг. Второй этап —
формирующий. Третий этап опытно-экспериментальной работы — обобщающий, на этом
этапе определился конечный результат эксперимента.
В опытно-экспериментальной
работе принимали участие 12 детей, учащихся 1 класса. В группе 10 мальчиков и 2
девочки. Результаты констатирующего исследования убедили в необходимости
разработки содержания и проведения формирующего исследования по организации
внеклассной работы по литературному чтению в классе.
Анкетирование
показало, что у учеников 1 класса повысился интерес к чтению. Дети предпочитают
читать книги разнообразные по тематике, но наиболее любимыми являются
произведения о животных и растениях, о приключениях, о детях и школе.
В ходе
анкетирования выяснилось, что учащиеся знают о читательских предпочтениях своих
друзей. Это значит, что дети беседуют друг с другом о книгах.
Анализ результатов
диагностики по итогам опытно-экспериментальной работы показал, что уровень
читательского интереса у детей повысился: 6 детей предпочитают читать книжки
(50%), 2 человека (17%) предпочитают интернет, но зачастую ищут информацию о
сказочных сюжетах и только 1 ребенок предпочитает чтению просмотр ТВ (8%). Все
также 2 ребенка предпочитают играть с друзьями (17%).
Таким
образом, анализ полученных результатов достоверно показывает, что работа по
формированию читательских интересов у учащихся дала положительные результаты.
Цель работы
достигнута, задачи решены. Гипотеза: если во внеурочной деятельности в 1 классе
использовать книжки-игрушки, то это приведет к формированию у учащихся интереса
к книге и процесс чтения будет проходить менее заметным для ребенка доказана
полностью.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. Методические
основы читательской деятельности младших школьников при работе с
книжкой-игрушкой во внеурочное время
1.1. Сущность читательского интереса и специфика его
формирования в младшем школьном возрасте
Проблем
определения понятия «интерес» рассматриваются многими отечественными и
зарубежными исследователями, но до сих пор нет четкого определения этого
понятия. На сегодняшний день существует множество его интерпретаций. Большая
часть ученых сходится во мнении, что интерес является мотивом, побуждающим
человека заниматься познавательной деятельностью.
Можно
выделить некоторые параметры и характеристики данного явления:
¾
в
соответствии с содержанием: личные, учебные, деловые, общественные и другие;
¾
в
соответствии с целью: непосредственные и опосредованные. Одни возникают из-за
эмоциональной привлекательности важного объекта, другие появляются в связи с
совпадением значимости объекта и его реальным значением для человека;
¾
в
соответствии с широтой. У людей бывают узкие интересы, которые касаются одной
области, а бывают интересы, направленные на разные объекты, при этом все они
имеют устойчивую значимость для человека;
¾
в
соответствии со степенью устойчивости. Высокая устойчивость определяется, если
интенсивный интерес человека происходит длительное время; низкая степень
выражается в кратковременном интересе.
Одной из
основных характеристик интереса является то, что он характеризуется
положительно окрашенной и избирательной ориентацией на сам объект интереса.
Также интересу присуще стремление узнавать новое, самостоятельно выявлять
информацию, концентрировать внимание. Все вышесказанное указывает на то, что
интерес имеет ярко выраженную волевую составляющую, а также его отличительной
особенностью является высокое проявление психической активности. Поэтому
интерес – это комплекс интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлений
человека. Он объективен и сознателен.
В процессе
индивидуального развития, постепенного формирования знаний, умений и навыков, в
процессе обучения и воспитания младшие школьники социализируются в обществе.
Они выстраивают отношения с окружающим миром, постепенно формируя универсальные
учебные действия. Интересы являются стимулом к обучению и его результатом, так
как чаще всего обучение базируется на интересах учащихся, а также формирует их.
Поступая в
первый класс, учащиеся сталкиваются с новыми условиями для развития своих
интересов, на которые большое влияние оказывает преподавание различных школьных
дисциплин. Отечественные и зарубежные исследователи считают, что на качество
обучения влияет умение читать и интерес к прочитанному тексту. Однако часто
компьютер, телефон, телевизор и другие цифровые носители информации заменяют
книги. В настоящее время многие ученики читают исключительно на уроках и при
выполнении домашних заданий. Это сказывается на недостаточной самостоятельности
читателя, трудностях анализа текста и неспособности выявить важные детали. Здесь
возникает цепная реакция, если у школьника возникают серьезные проблемы при
чтении, то его устная речь недостаточно развита и лексико-семантический
компонент языковой способности слабо сформирован. Поэтому важно не только
научить правильно читать, но и показать мир книг, их многообразие, научить школьников
бережно относиться к книге, заинтересовать их в процессе чтения. Таким образом,
младшие школьники будут развивать свою читательскую самостоятельность.
Значение
литературы и чтения в формировании личности младших школьников неоспоримо.
Художественная литература обогащает человека, наполняет его эмоционально и
является средством развития. Учебный предмет «литературное чтение» направлен на
формирование мировоззрения, нравственности, развитие эстетических чувств,
образного мышления, речи. Эта дисциплина занимает особое место в системе
образования, но интерес школьников к ней зачастую невысок.