Библиотечное дело Часть дипломной работы Гуманитарные науки

Часть дипломной работы на тему Клуб как форма работы по приобщению младших подростков к чтению научно-популярной литературы.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Глава 1. Обзор литературы по
проблематике приобщения к чтению младших подростков

1.1. Особенности младших
подростков как читателей.

1.2. Формы групповой работы
с подростками в библиотеке.

1.3. Чтение
научно-популярной литературы в подростковом возрасте.

1. 4. Клубная форма работы с
подростками в библиотеке.

Глава 2.
Апробация программы клубной работы с младшими подростками

2.1. Программа

2.2. Анализ
результатов апробации программы

Заключение

Список литературы

  

Введение:

 

Подростковый  возраст – это период, в котором определяются
читательские интересы.

В современном образовании
формирование читательских интересов рассматривается в Федеральном
Государственном Образовательном Стандарте Начального Общего Образования, как
планируемый результат обучения. В требованиях к освоению общей образовательной
программы начального общего образования указывается, что к завершению ступени
основного образования у подростков будет сформировано осознание значимости
чтения научной литературы  для личного
развития, формирование представлений о мире, истории и культуре, первоначальных
этических представлений, нравственности, успешности обучения по всем учебным
предметам, потребность в систематическом чтении.

При этом умение самостоятельно
выбирать интересующую литературу рассматривается как особое достижение
подросткового возраста.

Кроме того круг читательских
интересов является одним из инструментов формирования их ценностных ориентиров
и духовно-нравственной позиции, обеспечивает социализацию подростков.

По словам В.А. Сухомлинского «чтение
— это окошко, через которое дети видят, познают мир и самих себя». Чтение и
круг читательских интересов – это неисчерпаемый источник обогащения знаниями,
универсальный способ развития познавательных и речевых способностей, его
творческих сил, мощное средство воспитания нравственных качеств и развития
эстетических чувств.

Задачи защиты чтения детей, поддержки
интереса к нему, формирования круга читательских интересов подростков стали в
ряд задач государственной важности перед угрозой бездуховности и роста
деструктивных социальных явлений.

Приобщая к чтению, взрослый не только
открывает путь к одному из важных источников информации, но и защищает его
душу, питает ум и сердце, побуждает к самосознанию, содействует творческой
самореализации личности, её жизнестойкости.

Кризис детского чтения проявил себя
более всего в утрате интереса подростков к этому виду занятий. Для значительной
части детей чтение – всего лишь ординарная учебная деятельность, не вызывающая
радости.

Однако следует признать, что реалии
развития современного общества оказывают свое влияние на круг читательских интересов
обучающихся.

Проблема исследования: развитие
эффективной клубной формы работы в библиотеке по приобщению младших подростков
к чтению научно-популярной литературы.

Данные обстоятельства обусловливают
внимание исследователей к проблеме читательского интереса подростков, делают
рассматриваемую тему актуальной в теоретическом, исследовательском и
практическом значениях.

В решении этого важного вопроса
большое значение отводится развитию интереса подростков к чтению, процессу
познания. Именно в первые годы обучения, благодаря психологическим особенностям
детей младшего подросткового  возраста, у
них активно развивается познавательная активность, интерес.

Изучив психолого-педагогическую
литературу по проблеме читательских интересов младших подростков, мы выяснили,
что работали над этой темой такие отечественные психологи: А.Н. Леонтьев, В.Я.
Пропп, Л.С. Выготский, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, О. Кабачек, И.В. Вачков. Вели
работу по формированию интереса к чтению педагоги: А.В. Луначарский, Н.К. Крупская,
В.Г. Давидович, Е.Р. Левина, Д.Б. Эльконин, З.И. Романовская, Н.Н. Светловская
и др. Однако можно отметить, что исследователями не достаточно изучены вопросы
читательских интересов, их влияние на развитие ребёнка.

Именно в это время необходима кропотливая
и систематизированная работа по развитию у них интереса к чтению
научно-популярной литературы.  Для
решения этих задач был разработан проект клуба по интересам «Чудеса науки» как
форма работы по приобщению младших подростков к чтению научно-популярной
литературы».

Клуб по интересам «Чудеса науки» —
это открытая структура по:

— вовлечению детей в читательскую
среду и воспитанию самостоятельного читателя;

— развитию подростков, готовых к
самопознанию и самореализации;

— созданию максимально комфортных
условий для совместной деятельности подростков, сотрудников библиотеки и всех
заинтересованных лиц;

— обобщению и распространению опыта
работы.

Актуальность и практическая
значимость проблемы исследования читательских интересов подростков послужила
основанием для  определения цели,
объекта, предмета, задач, а также выбора методов исследования.

Актуальность: в современном
образовательном пространстве важной научно-педагогической задачей является
формирование читательских интересов научно-популярной литературы у учащихся. Ее
актуальность обусловлена необходимостью неуклонно возрастающей ролью
начитанности, приемами овладения информацией и способами ее переработки,
которые служат универсальным средством общения, мощным каналом
интеллектуального, духовного становления личности, важным условием социальной
активности каждого человека.

Объект: читательские интересы младших
подростков.

Предмет: выявить условия
эффективности такой формы работы с младшими подростками в библиотеке, как клуб.

В соответствии с целью исследования
были поставлены следующие задачи:

 1.  Обобщить
литературу по теме работы и рассмотреть особенности младших подростков
как читателей.

2. Обобщить
литературу по теме работы и представить формы
групповой работы с подростками в библиотеке.

3. Рассмотреть значимость чтения
научно-популярной литературы в подростковом возрасте.

4. Описать
клубную  форму  работы с подростками в библиотеке.

5. Разработать проект
клуба по интересам «Чудеса науки».

6. Проанализировать
результаты апробации программы.

Практическая значимость: определение эффективных методов работы Клуба по
приобщению к чтению детей 11-13 лет.

Методологической основой исследования
явились научные труды выдающихся отечественных педагогов, социологов, ученых,
библиотековедов, методистов. Публикации о библиотеке и чтении, о чтении
подростков, о новых методах работы с данной читательской группой.

Структура работы: данная работа
состоит из введения, двух глав (теоретической и практической), заключения,
приложения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Читательские интересы – это избирательно-положительное
отношение читателя к чтению книги, произведения печати, приобретающие для него значимость
и эмоциональную привлекательность в меру соответствия его духовным потребностям
и особенностям читательской психологии.

Читательский интерес – это выделение
из огромного мира литературы определенной книги, т.е. выбор книги, но не любой,
а той, которая имеет для конкретного читателя значимость в меру соответствия
его потребностям, чтение которой приносит читателям эмоциональное наслаждение,
доставляет ему радость, вызывает положительное отношение к себе.

Выявленные условия организации
деятельности, направленной на развитие читательских интересов:

— Учет индивидуальных интересов
учащихся.

— Расширение круга чтения младших подростков.

Проведенное исследование развития
читательских интересов младших подростков позволяет констатировать следующее:

— картина развития читательского интереса
показала значимость этого явления для младших подростков. Установлено, что
читательский интерес влияет на развитие деятельностной активности, читательского
интереса и читательского кругозора;

— читательские интересы начинают
выступать в функции действенных мотивов учебной деятельности, существенно влияя
на познавательную активность;

Учитель должен учитывать особенности развития
читательского интереса школьников и использовать интересные формы работы,
различные методические приемы, которые ставили бы учащихся перед необходимостью
поиска путем самостоятельного решения учебных задач.

Проведенное теоретическое исследование
не является исчерпывающим в отношении формирования читательских интересов
младших подростков, и многие вопросы требуют дальнейшей разработки и уточнения.
Однако даже в предъявленном виде результаты настоящей работы могут быть использованы
для решения аналогичных проблем. Считаем в дальнейшем целесообразным
разработать и использовать в воспитательной деятельности школы программу,
включающую цикл мероприятий, направленных на развитие читательского интереса
младших подростков, так как в этом возрасте закладываются основные черты
формирования личности.

Таким образом, в ходе исследования,
нами обнаружен разрыв между интересующей младшего подростка литературой и
рекомендациями педагога. Что и подтверждает гипотезу нашего исследования.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1. Особенности
младших подростков как читателей

В современном обществе
вопросы, связанные с изучением детского и юношеского чтения, находятся в центре
внимания многих исследований в литературоведении [43], педагогике [9; 10;34],
социологии [28; 45; 46], психологии [11;18], культурологии [12], библиотековедении[1;
2; 3; 4; 38]. Чтение рассматривается как жизнеохраняющая функция
культуры, технология интеллектуального воспроизводства в обществе [28, с. 46], как одна
из культурных практик и «сложноорганизованная система, особым образом
выполняющая социально организующую функцию культуры [28, с. 87], как
национальный ресурс развития общества [2, с. 42], как ключ к жизни
в информационном
обществе [46, с. 5], подчеркивается его связь с воспитанием, нравственностью и
духовностью нации [38, с. 20].

Понимание чтения как
социокультурного феномена и его важнейшей роли в развитии личности
актуализируется в Федеральном государственном образовательном стандарте
начального общего образования (далее – ФГОС НОО), где оно рассматривается как универсальное учебное
действие, инструмент успешного освоения учебных предметов, средство
эстетического и духовно-нравственного развития, сохранения и трансляции нравственных
ценностей и традиций [41, с. 8]. В данном
документе обозначены личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
основной образовательной программы начального общего образования, и многие из них
напрямую связаны с процессом чтения. Так, при освоении предмета «Литературное
чтение» развитие этических чувств, доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств другого человека и
сопереживание ему определяется как доминирующее личностное качество [41, с. 8].
Это может быть
достигнуто путем овладения навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров [41, с. 9].
Ведущим же предметным
результатом можно считать осознание значимости чтения для личного развития, совершенствования
этических представлений,
становления основ гражданской идентичности и мировоззрения, формирования потребности в
систематическом чтении [41, с. 10-11].

В соответствии с
требованиями ФГОС НОО в российской системе образования цель уроков литературного
чтения и внеклассного чтения – формирование квалифицированного читателя, то
есть такого, для
которого чтение является творческим процессом взаимодействия с
автором посредством художественного текста. Такой читатель способен осмыслить
сложную, в том числе
и противоречивую информацию, заложенную в тексте, понять
позицию автора, его цели, нравственно и духовно совершенствоваться [18, с. 58].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы