Часть дипломной работы на тему Классификация фразеологизмов с точки зрения их происхождения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Заключение:
Фразеология обязательно изучается в школьном курсе русского языка с 1 по 11 класс. Процесс обучения фразеологии в настоящее время состоит из трех частей: начальная школа, средняя школа и старшая школа. В начальной школе фразеология русского языка изучается практически, в средней школе вводится теория по теме фразеологии. В 5-9 классах фразеология изучается в рамках раздела «Лексикология», что закономерно. Лексикология и фразеология занимаются изучением значения лексических единиц. Недостатком такого подхода является то, что учащиеся обычно не понимают, в чем состоит оригинальность фразеологизмов, в чем их отличие от обычных словосочетаний, для чего их нужно использовать в речи.
Также в учебниках предлагаются упражнения, которые должны помочь ученикам закрепить знание фразеологии русского языка. Можно перечислить следующие типы упражнений, как поиск фразеологизмов в тексте, поиск синонимов фразеологизма, и другие. Недостаточно творческих заданий, в которых нужно было бы использовать фразеологию в своей собственной речи. Поэтому учащиеся знают фразеологизмы, но не используют их, и это обедняет их речь.
В работе была представлена методическая разработка урока русского языка на тему: «Фразеологизмы. Источники фразеологизмов» для 6 класса. Задачами урока было обобщить и систематизировать знания по теме «Русская фразеология» и сформировать умение находить фразеологизмы в тексте, определять их значение и источник происхождения, употреблять в своей речи. В разработке мы попытались дать учащимся систематизированные знания об источниках происхождения фразеологии русского языка.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА III. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
3.1 Изучение фразеологизмов в школьном курсе
Фразеология изучается в школьном курсе русского языка. Процесс обучения фразеологии в настоящее время состоит из трех частей: начальная школа, средняя школа и старшая школа. В начальной школе фразеология русского языка изучается практически, то есть не вводится терминология, дети не знают слов «фразеологизм», «фразеологический оборот». Но они знакомятся с рядом простых фразеологизмов.
В средней школе фразеология изучается систематически. В старших классах фразеология изучается уже как часть стилистики, как часть средств выразительности русского языка
Мы рассмотрим только программу для средней школы (5-9 классы). Сегодня фразеология является частью УМК по русскому языку всех авторов. Это неудивительно, так как всеми учеными признается важность знания фразеологии, ее роль для понимания русской культуры [Бакирова, 2018].
Также считается, что фразеология украшает речь. Поэтому тема фразеологизмов представлена и в УМК В.В. Бабайцевой «Вертикаль», и в УМК под редакцией Т.А. Ладыженской. Это наиболее распространенные в современном образовании УМК, и мы рассмотрим только их.
В УМК В.В. Бабайцевой фразеологизмы изучаются в 5 классе. Раздел называется «Лексика. Фразеология». В классах с 6 по 9 присутствует фразеологизмы, но они изучаются уже в рамках других тем.
В УМК под редакцией Т.А. Ладыженской фразеологизмы начинают изучаться, начиная с 6 класса. В 6 классе есть отдельный раздел «Фразеология», в котором дается определение фразеологизмов, присутствуют факты по истории изучения фразеологии и даются сведения о происхождении фразеологизмов русского языка.
Вся теории по теме «фразеология» простая. Как известно, фразеология является сложной наукой, до сих пор нет единой классификации фразеологизмов. Нет даже общепринятого определения, что такое «фразеологизм». Но в 6 классе составители учебника не углубляются в сложности теории фразеологии. Учащимся просто объясняется, что фразеологизм – это словосочетание, которое имеет устойчивую форму, и приводятся распространенные фразеологические единицы русского языка. В частности, приводятся фразеологизмы «кашу маслом не испортишь», «как об стенку горох», «сказано – сделано», «воду в ступе толочь» и другие.
В 6, 7, 8 и 9 классах в УМК под редакцией Т.А. Ладыженской уже нет раздела «Фразеология». Однако фразеологизмы изучаются в классах с 7 по 9, просто это происходит в рамках других тем и разделов русского языка. Из-за этого учащимся сложно составить себе целостное представление о фразеологизмах как части русского языка.
В УМК под редакцией Т.А. Ладыженской фразеология изучается в рамках раздела «Лексикология», и это закономерно. Лексикология и фразеология занимаются изучением значения лексических единиц, в том числе словосочетаний и устойчивых словосочетаний (фразеологизмов).
Также в учебниках предлагаются упражнения, которые должны помочь ученикам закрепить знание фразеологии русского языка.
Можно перечислить следующие типы упражнений:
— поиск фразеологизмов в тексте;
— поиск синонимов фразеологизма;
— поиск слова, которым можно заменить фразеологизм.
Среди недостатков программы можно назвать то, что учащимся недостаточно рассказывают о том, откуда в русском языке берутся фразеологизмы. Хотя тема происхождения устойчивых словосочетаний интересна, и она позволяет учащимся лучше понять, откуда у фразеологизмов такой смысл. Кроме того, все упражнения относительно бессистемные. Мало творческих заданий, в которых детям нужно было бы использовать фразеологию в своей речи. Поэтому дети знают фразеологизмы, но не используют их в своей речи, и это обедняет их речь.
По нашему мнению, процесс изучения фразеологии русского языка можно улучшить. Для этого нужно чаще систематизировать знания учащихся по теме фразеологизмов. В программе 5-9 классов тема фразеологизмов возникает только изредка, и дети не успевают понять, чем фразеологизмы отличаются от устойчивых словосочетаний, какие источники происхождения фразеологизмов.
Поэтому далее в работе представлена методическая разработка урока русского языка.