Часть дипломной работы на тему Классификация фактурных форм в сонорной музыке и способы их нотации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава 1. Сонорная композиция как отражение современных тенденций
в музыке ХХ — ХХI века…………………………………………………………….6
1.1 Историко – теоретический анализ сонорной музыки………………………….6
1.2 Некоторые особенности современной нотации как следствие новаций в области музыкального языка конца ХХ начала ХХI века……………………..13
Глава 2 Научная систематика фактурных форм и приемов нотации в современной сонорной музыке.……………………………………………………………………………….30
2.1. Классификация фактурных форм в сонорной музыке и способы их нотации………………………………………………………………………………30
2.2. Вторая соната для скрипки и фортепиано А. Шнитке как образец использования новых приемов современной нотации………………………………………………………………………………42
Заключение…………………………………………………………………………..58
Список литературы…………………………………………………………………60
Приложения…………………………………………………………………………67
Введение:
Искусство музыки среди всех видов искусств занимает особое место по той причине, что именно музыка представляет собой наиболее сложное и специфическое для теоретического осмысления, понимания и освоение искусство. Музыкальное искусство имеет достаточно долгую историю, равно как и занимает значительное место в культуре, но вместе с тем, что смысл и сущность музыки и до настоящего времени остается открытой темой.
Музыкальный язык продолжает претерпевать постоянные изменения и в наше время, потому что на его формирование и развитие оказывают влияние множество факторов, и одним из этих факторов является нотная запись или нотация.
На протяжении веков происходило постоянное совершенствование нотной записи и при этом создавалось изменение и самой музыке. Европейские композиторы пытались звук на бумаге зафиксировать как можно точнее. И все это привело к тому, что в XX веке каждый из композиторов начинает придумывать свои знаки, свою систему нотации.
Актуальность данной работы заключается в том, что на сегодняшний день вопрос об нотации как отражение поиска новых выразительных средств в музыке (в том числе и инструментальной) является наиболее проблематичной. За последнее столетие современная музыка сделала гигантский прорыв на пути к исполнительскому мастерству, исполнительское мастерство совершенствуется, в связи с новыми задачами приобретает новые формы, достижениями.
Задачи возникают так как композитор расширяет фактурные формы, звуковой диапазон тем самым расширив возможности нотации – это следствие того, что композиторы начали вести поиск необычных звуков, призвуков, скрипов и даже шумов, которые, по сути, достаточно сложно вписать в пять линий нотного стана.
От музыканта это требует не только детального изучения новых приемов игры на инструменте, но и глубоких познаний непосредственно в области теории, ведь сейчас у каждого крупного композитора существует собственный метод обозначений того или иного приема игры, свой метод нотной записи.
И перед каждым сочинением подобного рода необходимо ставить пояснения того или иного приема, использовать новые символы, а в некоторых случаях- давать развернутые пояснения, которые помещаются прямо над или под нотами, и это требует немало времени, чтобы в первую очередь изучить всю партитуру со всеми непривычными символами, а уже потом браться за само исполнение сочинения.
Объектом исследования данной работы являются необычные способы записи в инструментальной музыке ХХ века, приемы и методы современной нотации, предметом – изучение знаков и символов современной нотации на примере известных произведений композиторов-классиков ХХ века, таких как «Трен» Пендерецкого, Вторая скрипичная соната Шнитке и др.
Целью данного исследования является определение современной нотации в качестве отражения новых выразительных средств в инструментальной музыке конца XX-начала XXI века.
И для достижения цели необходимо решить ряд задач:
-изучение знаков и символов современной нотации, отражающих современные тенденции в поисках новых выразительных средств музыкального языка в инструментальной музыке ХХ- начала XXI века;
— анализ новых приемов современной нотации в произведениях композиторов-классиков ХХ века;
— изучение теоретических трудов, посвященных проблемам современной нотации;
— осмысление тенденций современного искусства, нашедших отражение в способах записи музыкальных произведений современного искусства
— выявить основные социокультурные факторы, влияющие на развитие современного инструментального искусства, на формирование музыкальных вкусов слушателей, способности человека ориентироваться в обширном пространстве искусства рубежа XX-XXI веков.
Методология исследования основана на трудах таких крупных ученых нашего времени, как Адорно Т.А, Медушевский В.В., Холопов Ю.Н., Кюрегян Т. С., Корсакова И.А., Щербакова А.И., Соколова А.С., Акопян Л.О., Бонфельд М.Ш., Романовская Т.Б. и др.
Методы исследования:
— научный анализ литературы по изучаемой проблеме, также был применен
— метод синтеза в вопросе изучения выразительных средств,
— метод сравнения существовавшей нотации с современной,
— метод дедукции
— метод индукции
— системный анализ.
Данное исследование может иметь практическую значимость не только для студентов профильных вузов, но и для преподавателей, расширяющих свои знания в области современной нотации, для широкого круга музыкантов, стремящихся к исполнению музыки ХХ- начала XXI века, для широкого круга любителей музыки, интересующихся современным музыкальным искусством.
Работа состоит из введения, двух глав по два параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, важно отметить, что сонорика способствовала созданию особого художественного мира: мира прекрасного и эстетически ценного. Кроме того, примечательно, в сонорной музыке отсутствуют каких-либо эстетические стереотипы, характерные для музыки прошлых эпох, поскольку каждый автор свободен в выборе, и при этом самостоятельно создает собственную систему ценностей на основании собственных представлений о внутреннем и внешнем мире.
Современная музыка примечательная тем, что композиторы мыслят сонорными категориями, а их звуко-тембровые фантазии реализуются в особых жанровых типах сонорики, которые характеризуются как определенными образными, так и некоторыми особенными техническими характеристиками.
Из-за повышенной активности как музыкальных, так и внемузыкальных факторов, восприятие сонорной музыки остается многоаспектным. Такая музыка позволяет формировать принципиально новые возможности для эмоционального воздействия на слушателя. Современная музыка характеризуется игрой с цветом и тембром, что позволяет композиторам создавать новые художественные реалии.
Специфика современной нотации обусловлена, в первую очередь, отходом от жесткой детерминированности традиционной нотации. Современная нотация предполагает отражение на бумаге новейших доступных исполнительских методик, способов нового нестандартного использования традиционных инструментов.
Поскольку современная нотация находится на начальном этапе своего развития, она еще не обладает общей единой системой знаков и символов, и каждый композитор действует сам по себе, формируя собственный авторский стиль.
Творчество А. Шнитке в значительной степени обуславливается его принадлежностью к эстетике постмодернизма, и именно взгляд через призму постмодернизма позволяет глубже и точнее понять замысел композитора. Основный художественным явлением современной музыкальной культуры в целом и творчества А. Шнитке в частности остается полистилистика, представляющая собой яркое выражение специфичности эпохи постмодернизма. С учетом всего предыдущего контекста культурного и исторического развития человечества общий смысл художественного творчества получил новые, значительное более обширные, но при этом более тесно переплетенные между собой смыслы.
В соответствии с полистилистикой, композитору следует учитывать всю стилистическую многомерность современной культуры и отражать в своем произведении весь стилевой плюрализм современной окружающей действительности и существовавшей прежде композиторской традиции. Как правило, это достижимо только в условиях одновременного сопоставления и контрастирования сразу нескольких стилей в рамках одного произведения.
Полистилистика отличается диалогичностью и конфликтностью, и ярким примером проявления этого явления выступает Вторая скрипичная соната А.Шнитке. Кроме того, рассмотренное произведение характеризуется активным применением цитирований и аллюзий. Основная идея данного произведения — контрастное сопоставление разнородных стилевых элементов, призванное продемонстрировать ожесточенную, непримиримую борьбу. Мир дисгармонии в рассмотренной сонате проявляется во множестве музыкальных обликов: в движении без темпа, отрывочных, судорожных звуковых импульсах, «нечленораздельных» кластерах, неуправляемых глиссандо вокруг фиксированных звуков и т. п.
Рассматриваемое произведение Шнитке, не используя ни одного слова, утверждает, что даже самый прекрасный идеал, созданный в прошлом, не может в полной мере служить ответом на вызовы дня сегодняшнего, и современный человек не вправе довольствоваться некогда существовавшим покоем. Вторая скрипичная соната представляет собой способ актуализации проблем современного мира посредством музыки.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Сонорная композиция как отражение современных тенденций
в музыке ХХ — ХХI века
1.1 Историко – теоретический анализ сонорной музыки
ХХ столетие вошло в историю человечества как эпоха невиданных ранее общественных контрастов, глобальных социально-политических сдвигов, мировых войн, уникального научно-технического прогресса, сопровождавшегося стремительным развитием знаний, прорывом новых технологий не только в науку, но и во все сферы жизнедеятельности. Как следствие, дегуманизация общественного бытия, «технократическая доминанта» в мировоззрении, обесценивание личностных качеств человека, снижение социально-ролевой активности индивида, появление «синдрома отчуждения» и тому подобное. Принято считать, что XX век – сложная эпоха в развитии музыкального искусства, века контрастов, частых изменений, но, несмотря на, порой, самые глубокие отличия, все современные направления сходились в одном – в отношении к звуку. Постепенно выкристаллизовывалась совсем другая, по сравнению с традиционной, концепция музыкального звука – не как средства для выражения чего-то отдельного и связанного с психическими реакциями человека на окружающее, не как репрезентанта других сущностей, а как самостоятельной, самодостаточной ценности, как достойного объекта эстетического созерцания.
В аспекте изучения современных тенденций музыки ХХ века рассмотрим сонорную композицию как отражение современных тенденций, поскольку в сонорике новации проявились более последовательно, основательно, чем в других направлениях более того, именно в сонористике используется «музыка шумов», в которой звуки не имеют специфического музыкальной окраски и лишены тоновых элементов. Неизменно актуальной сегодня остается проблема определения композиционной сферы сонорной музыки, которая порождает специфический характерный комплекс новых выразительных средств.
Сонорика (от лат. sono – звучать, звенеть) – «музыка звучностей» или соноров, в которой единицей материала является не отдельный звук-тон, а группа звуков [2]. Понятие «musica sonora» возникло еще во времена средневековой Европы и трактовалось как аналог «musica instrumentalis» (по Боэцию). В ХХ веке произошло возрождение этого понятия, но оно уже приобрело новое, современное значение. Так, появился целый ряд близких по смыслу терминов, как: сонорика (Ю. Холопов), музыка тембров (Ц. Когоутек), Klangmusik — «музыка звучностей» (С. Фиккер, Р. Праймер), Cluster Techique – «кластерная техника» (Г. Кауэлл) и др. Сонорику принято рассматривать в отечественном музыкознании как многоаспектное явление (В. Задерацкий, В. Медушевский, Е. Назайкинский, Ю. Холопов, Д. Шульгин и др.).