Часть дипломной работы на тему Карельский танцевальный фольклор конца 20 — начала 21 века
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1. ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР: ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ
1.1. Танцевальный фольклор как жанр народного творчества 6
1.2. История карельского фольклора 20
Выводы по главе 1. 28
ГЛАВА 2. КАРЕЛЬСКИЙ ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР: ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ
2.1. Традиции карельского танцевального фольклора 30
2.2 Карельский танцевальный фольклор в современной хореографии 39
Выводы по главе 2. 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Введение:
Любой фольклорный танец рассказывает историю своего народа. И энергичные движения в народной хореографии Карелии появились не просто так. Праздники, молодежные гуляния, игрища проходили весело, с размахом. Своим многообразием и своеобразностью танцевальный фольклор карелов обязан географическому положению Карелии. На его характер повлияли и финские народы, и русские.
В настоящее время карельский танцевальный фольклор заметно теряет свою популярность и уже не практикуется на народных праздниках. Тем не менее, традиционная хореография шагнула на большую сцену. Такие процессы – результат появления все новых и новых направлений в танцевальной сфере, которые все больше заинтересовывают молодежь. А к собственному танцу интерес карельского народа не пропадет никогда. Ведь это не только история, это душа и характер карелов.
Исследованиями особенностей танцевального фольклора занимались такие фольклористы, как В. Э. Баглай, К. Я. Голейзовский, О. В. Иванникова, А. В. Лопухов, А. В. Ширяев и др. Характерные черты танцев народа мира рассматривали В. Е. Баглай, Л. Н. Богаткова, О. В. Иванникова и др. В научно-исследовательской и методической литературе много работ о русском народном танце, его характерных особенностях, истории возникновения и развития (Н. М. Бачинская, Н. И. Бочкарева, Н. А. Заикина, А. А. Климов и др.). Самобытность и неповторимость северного танцевального фольклора исследовали М. С. Бордовский, Н. И. Заикин, В. Н. Нилов, Л. Г. Тимошенко и др. Тем не менее, несмотря на обширные исследования народной хореографии, в научных источниках практически отсутствуют теоретические подходы к изучению карельского танцевального фольклора. Так, в исследованиях карельского фольклора Н. А. Лавонен о танцевальном творчестве карелов информация практически отсутствует. Другие фольклористы и хореографы (Т. Коски, Т. В. Краснопольская, В. В. Мальми, В. Д. Рягоев) в своих книгах представляют названия, описания танцев, народных песен, но они бессильны передать то, что для народного танца и песни очень важно, – манеру исполнения, которая складывается из многих тонкостей, уходящих из жизни вместе с исполнителями. Кроме того, в источниках практически отсутствует информация о танцевальном фольклоре Карелии в наше время, то, как он формировался и трансформировался в современную жизнь на рубеже 20 и 21 ст.
Таким образом, практическое отсутствие теоретических исследований истории становления, характерных особенностей и современные тенденции развития народного танца Карелии натолкнуло на выбор темы исследования «Карельский танцевальный фольклор конца 20 — начала 21 века».
Объект исследования: танцевальный фольклор.
Предмет исследования: особенности танцевального фольклора Карелии конца 20 — начала 21 века.
Цель исследования: проанализировать и раскрыть особенности карельского танцевального фольклора конца 20 — начала 21 века.
Задачи исследования:
— проанализировать и обобщить теоретические аспекты танцевального фольклора;
— обосновать особенности танцевального фольклора прошлого и его трансформация в современном мире;
— исследовать историю карельского народного танца и раскрыть его особенности;
— на основе проведенного исследования раскрыть введение танцевального фольклора в хореографическую культуру конца 20 — начала 21 века.
Методы исследования: сравнительно-описательный, историко-типографический, историко-описательный, структурно-функциональный.
Практическая значимость исследования состоит в структурировании историографических особенностей формирования карельского танцевального фольклора на основе развития карельского эпоса, интеграции танцевальных традиций других народов; сравнительно-описательном обосновании хореографических тенденций отдельных районов Карелии, раскрытии и описании интерпретации карельского танцевального фольклора конца 20 — начала 21 века.
Материалы исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности педагогов-хореографов для разработки танцевальных постановок, основанных на карельском танцевальном фольклоре.
Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов к каждой главе, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы расположен на 81 стр. Основной текст расположен на 50 стр.
Заключение:
Таким образом, анализ научно-практической литературы показал, что одним из самых неиссякаемых источников народного творчества с давних времен считается народных танец, зарождение которого относится к глубокой древности. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что человечество исполняло танцевальные движения с незапамятных времен.
Также было исследовано, что древнее искусство народов неразрывно связано с музыкально-художественными звуками, словом, танцем. танец всегда связывался с песней, с сопровождением движений словами, чтобы было более понятно не только людям, но и небесам, о чем думают люди.
Было выяснено, что истоки фольклорного танца уходят своими корнями в далекое прошлое и связаны с культурным развитием и бытом народов, племен, которые населяли определенный регион планет. Кроме того, особенности формирования и развития фольклорного танца своими истоками уходят в древние времена развития истории. Было определено, что народные танцы обычно танцуют на общественных мероприятиях, которые могут быть организованы спонтанно или во время ежегодных праздников, которые могут, но не обязаны иметь определенную танцевальную сцену, и почти всегда настолько просты в своем хореографическом рисунке, что начинающим танцорам и любителям рекомендуется начинать танцевать со всеми остальными.
Также, в процессе исследования мы выявили, что особенности формирования и развития фольклорного танца своими истоками уходят в древние времена развития истории. Было определено, что народные танцы обычно танцуют на общественных мероприятиях, которые могут быть организованы спонтанно или во время ежегодных праздников, которые могут, но не обязаны иметь определенную танцевальную сцену, и почти всегда настолько просты в своем хореографическом рисунке, что начинающим танцорам и любителям рекомендуется начинать танцевать со всеми остальными.
Тем не менее, как и в русском танцевальном творчестве, танцевальном творчестве европейских народов, народные танцы. несмотря на то, что карелы переняли многие свои танцы, они подстроили их под свои обычаи, привычки, манеры, и сделали их самобытными. Позаимствовав многие основы русской хореографической культуры, карелы не изменили свою уникальную размеренную и четкую манеру исполнения. Для рук есть несколько определенных движений в танце, а расправленные плечи и поднятая голова добавляют исполнению строгости и лаконичности. Скромность и достоинство девушки в ее уверенности и собранности, ее взгляд прямой, а в танце нет пустого жеманства. Честность, прямота и бескомпромиссность, присущие народу Карелии, проявляются и в их четких и отточенных танцевальных движениях. Карел никогда не станет использовать в танце новый шаг, если не уверен в нем, зато мастерски исполнит доведенное до автоматизма танцевальное движение. У соседней Финляндии северные карелы переняли хороводы и некоторые игры, которые все равно исполняли в своей уникальной манере, отчего танцы воспринимаются как оригинальные.
Фрагмент текста работы:
1.1. Танцевальный фольклор как жанр народного творчества
Одним из самых неиссякаемых источников народного творчества с давних времен считается народных танец, зарождение которого относится к глубокой древности. Зарождение и развитие народных плясок практически невозможно. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что человечество исполняло танцевальные движения с незапамятных времен. Это и серебряные фигурки пляшущих человечков, которые были найдены на территории Древней Руси, это и изображения на стенах египетских пирамид, это и предания народных ритуалов на берестяных грамотах. Все это говорит о том, что музыкально-изображающее движение, как культурный феномен зародилось еще в те времена, когда человек не был цивилизованным, но стремился к красоте, к пластике, к музыкальности и старался все это передавать через творчество.
Древнее искусство народов неразрывно связано с музыкально-художественными звуками, словом, танцем. Среди народов бытовали такие выражения как «играть песню», то есть, проигрывать своеобразные сценки из жизни с использованием рифмованно-ритмического текста:
По полю-полю, по полю-полю,
По широкому полю, по широкому полю.
В этих словах видится именно игра-танец молодых хлопцев и девчат, которые инсценируют в движениях под музыку свою жизнь, игры. Они играют песню, проигрывают каждый ее момент, каждый фрагмент . Кроме того, в танцах передается образ природы, отношения человека к природе, что связано с поклонением наших предков силе Высшего Совершенства.
Исследования фольклористов показывают, что еще с давних времен танец всегда связывался с песней, с сопровождением движений словами, чтобы было более понятно не только людям, но и небесам, о чем думают люди. Так передавались все переживания, мысли, чувства, которые каждый переживал во время прожитого дня, праздника или горя .
Особое очарование испокон веков народному творчеству придавала связь танца с пением. Исследователь русской культуры, писатель, музыкальный художник Я. Штелин так писал в своих записках о российском народном быте: «Во всем государстве среди простого народа издавна существует обычай петь на полях и под пение девушек и женщин танцевать русские танцы. Во всем танцевальном искусстве Европы не сыскать такого танца, который мог бы превзойти русскую деревенскую пляску, если она исполняется красивой девушкой-подростком или молодой женщиной, и никакой другой национальный танец в мире не сравнится по привлекательности с этой пляской» .
Истоки фольклорного танца уходят своими корнями в далекое прошлое и связаны с культурным развитием и бытом народов, племен, которые населяли определенный регион планет. Становление фольклорного танца тесно связано с географическим положением, с климатическими условиями, с окружающей природой и, наконец, с теми племенами, которые поживали рядом. Формирование и развитие фольклорного танца продвигалось параллельно историческому развитию местности, где проживает нард, который его сочинил и исполняет. Как и история, фольклорный танец, переходя из эпохи в эпоху, видоизменяется, совершенствуется, дополняется, что связано с политическими, экономическими, административными и религиозными условиями, которые отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве.
Исторические реформации вносили в быт людей новые веяния моды, стили, предпочтения, что накладывало своеобразный отпечаток и на народный фольклор. В связи с этим происходила трансформация современных веяний в устоявшийся народный танец. Народный танец, сохраняя свои прежние уставы, немного видоизменялся, обогащался, то есть в привычные и уже устоявшиеся элементы танца вводились новые, более современные, которые удовлетворяли зрителей определенного временного периода.
Прослеживая особенности формирования и развития фольклорного танца, можно увидеть его периоды становления от язычества и до современности, отсканировать элементы древних танцев в проекции современности.
С каждым годом обычаи и верования групп людей постепенно формируются, день да днем, со временем превращаясь в традиции. Народные танцы представляют собой один из самых сильных способов демонстрации зрителям этих, порой действительно очень древних, традиций стран и регионов. Хотя многие традиционные танцы носят название этнического танца, не все они остаются народными танцами, но все они пытаются подчеркнуть культурные корни конкретного танца. Некоторые из них со временем трансформировались в религиозные танцы, и поэтому они в основном используются не для демонстрации традиций, а для усиления религиозных церемоний и верований. Такие танцы часто называют религиозными или ритуальными танцами.