Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Изучение психических состояний сотрудников отдела охраны УИС и их коррекция

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения психических состояний сотрудников отдела охраны УИС в отечественной и зарубежной психологии

1.1. Теоретический анализ основных подходов к изучению психических состояний

Психическое состояние представляет собой целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, которая показывает своеобразие протекания психических процессов. При этом необходимо отметить прямую зависимость от отражения предметов и явлений действительности, состояний, которые предшествовали данному моменту, а также совокупности психических свойств личности [2, c. 54].
На этом основании можно говорить о психическом состоянии как о самостоятельном проявлении человеческой психики, которое всегда сопровождается рядом внешних признаков, имеющих преходящий динамический характер. Данные признаки не являются психическими процессами или свойствами личности. Психическое состояние находит свое отражение в эмоциях, которые окрашивают всю психическую деятельность индивида и могут быть связаны с познавательной деятельностью, волей или личностью в целом [16, c. 37].
Под эмоциональным состоянием понимают психическое явление, которое возникает у человека в результате реакции на какой-либо объект или ситуацию. Эмоциональные состояния характеризуют по валентности, интенсивности и стеничности. Выделяют пять категорий эмоциональных состояний: настроение, фрустрацию, аффективные и стрессовые состояния, эмоциональные состояния страсти [36, c. 192].
Можно выделить три общих измерения любого психического состояния. Исследователи говорят о мотивационно-побудительном, эмоционально-оценочном и активационно-энергетическом измерениях. Первое измерение является определяющим. При смене возникающих психических состояний не наблюдается скачкообразной одномоментной смены. В большинстве случаев можно говорить о плавном течении и смене психических состояний [38, c. 92].
В смешанных психических состояниях находятся одновременно черты нескольких психических состояний. По продолжительности времени данные психические состояния могут быть достаточно протяженными [23, c. 43].
В структуру психических состояний входят множество компонентов на самом разном системном уровне: от физиологического до когнитивного. Психические состояния человека можно классифицировать по таким основаниям:
— в зависимости от роли личности и ситуации в возникновении психических состояний – личностные и ситуативные;
— в зависимости от доминирующих (ведущих) компонентов (если таковые явно выступают) – интеллектуальные, волевые, эмоциональные и т. д.;
— в зависимости от степени глубины — состояния (более или менее) глубокие либо поверхностные;
— в зависимости от времени протекания – кратковременные, затяжные, длительные и т. д.;
— в зависимости от влияния на личность – положительные и отрицательные, стенические, повышающие жизнедеятельность, и астенические;
— в зависимости от степени осознанности – состояния более или менее осознанные;
— в зависимости от причин, их вызывающих;
— в зависимости от степени адекватности вызвавшей их объективной обстановки [27, c. 283].
Для психических состояний характерны различные функции [11, c. 10].
Важнейшей функцией психических состояний является функция регулирования. Также большую роль играет интегративная функция. В рамках реализации этой функции отдельные психические состояния интегрируются, в результате чего образуются функциональные единицы. В качестве таких функциональных единиц выступают процесс, состояние и свойство. Данные единицы состоят из иерархически организованных в целую систему процессов психики и свойств психологического характера [22, c. 28].
Реализация адаптивной функции психических состояний связана с установлением соответствий между конкретной актуализированной потребностью человека и совокупностью возможностей и ресурсов, которые характерны для конкретных условий существования, особенностей деятельности и поведения. Реализация этой функции способствует сохранению на максимально возможном уровне здоровья, способностей к успешной деятельности и адекватному поведению, а также возможностей полноценного развития личности [41, c. 74].
В качестве факторов развития различных психических состояний выступает совокупность потребностей, желаний и стремлений человека, его возможностей (здесь учитываются также способности и скрытые потенциалы), а также непосредственные условия окружающие среды. Соотношение указанных факторов развития психических состояний определяет характеристики конкретного состояния отдельного человека в определенный отрезок времени.
В качестве характеристик психических состояний выступают целостность, подвижность, относительная устойчивость данных состояний, взаимосвязь с психическими процессами и психологическими свойствами, индивидуальное своеобразие, типичность, крайнее многообразие и полярность [6, c. 67].
Человек всегда осознает свое психическое состояние, если обратит на него внутринаправленное внимание. Но далеко не всегда понимает причины его возникновения, хотя без причин, как известно, ничего не бывает.
В конкретных условиях практической деятельности причинами того или иного психического состояния могут быть: состояние здоровья; ожидание приятного или неприятного; хорошее или плохое впечатление от окружающего; радостные или печальные воспоминания; настроение окружающих (руководителя или товарищей); характер работы (темп, ритм, усилия и т.д.); успешность или безуспешность работы; тон общения с окружающими. Но все эти конкретные причины сводятся к трем основным: в каком состоянии находится организм человека; удовлетворяются или не удовлетворяются его потребности; как переживает он воздействия среды [34, с. 65].
От внутреннего состояния человека, воздействий среды и потребностей зависит, будет ли психическое состояние оптимальным, стрессовым, депрессивным или внушенным [7, c. 132].
В многочисленных исследованиях, проведенных в разное время различными авторами отмечалось, что кратковременные психические расстройства (исключительные состояния) – тот вид патологии, который чаще всего определяет совершение особо агрессивных деяний [9, c. 54].
Психические состояния являются одним из важнейших механизмов интеграции человека в целостную структуру. Именно за счет психических состояний обеспечивается единство духовной, психической и телесной организации индивида. Психические состояния являются значимыми для различных сфер деятельности человека, в том числе и для его профессиональной деятельности. В этой связи представляется интересным изучение психических состояний людей определенной профессиональной принадлежности в целях выявления общих закономерностей и предложения вариантов по их коррекции [18, c. 192].
Психические состояния сотрудников отдела охраны УИС тесно связаны с большим уровнем ответственности и нагрузкой, которую сотрудники несут в психоэмоциональном плане.
К тому же у сотрудников отдела охраны УИС присутствуют проблемы социально-бытового характера, которые могут влиять не только на их психическое состояние, но и на морально-психологический климат в семье, члены которой испытывают дефицит внимания на фоне ненормированного рабочего графика сотрудника.
Если психическое состояние сотрудника отдела охраны УИС характеризуется долгим отрицательным эмоциональным фоном, в том числе наличием вины, тревогой, ожиданием, неудовлетворенностью, жестокостью, агрессивностью, злостью, неуверенностью, то ему сложно справиться с неблагоприятными воздействиями переживаний. Это чревато разрушительным воздействием в отношении психического самочувствия и соматического состояния организма.
Подобные затруднительные ситуации способствуют изменению психического состояния сотрудника отдела охраны УИС, что ведет к постепенным психофизическим изменениям личности и ухудшению самочувствия. Сотрудник отдела охраны УИС с подобными психическими состояниями не может нормально трудиться, теряет профессионализм и может даже уйти из профессии [24, c. 236].
В результате наблюдения за поведением сотрудников отдела охраны УИС сделан вывод о том, что они не могут регулировать свое психическое состояние. Вследствие этого появляется негатив во взаимоотношениях с близкими и друзьями, снижается качество выполняемой работы. Между тем, существует множество факторов, которые неблагоприятным образом воздействуют на психические состояния сотрудников отдела охраны УИС. Речь идет, в частности, о напряжении, тревоге, фрустрации, аффекте и стрессе, которые рассматриваются с точки зрения психологии в качестве эмоционально-волевых реакций. Подобные реакции имеют предвестники. Их развитие осуществляется незаметно. Проявление этих процессов можно наблюдать в негативизме, брюзжании, различных степенях выражения жестокости в отношениях с людьми, агрессивности [5, c. 16].
Выраженность у сотрудников отдела охраны УИС перечисленных выше эмоционально-волевых реакций при изменении психических состояний определяется интенсивностью и частотой стрессогенных факторов окружающей их профессиональной и бытовой среды.
Наличие гетероагрессии, аутоагрессии, жестокости, раздражительности и негативизма становится признаком проявления невежества и недостатка знаний. Подобные психоэмоциональные состояния сотрудников отдела охраны УИС устраняются во время обучения и психокоррекционных мероприятий. Наиболее частое проявление этих реакции характерно для адаптации сотрудников отдела охраны УИС на начальном этапе их профессионального становления, а также в периоды накопления усталости.
В отделах охраны УИС необходимо осуществлять профилактику негативных психических состояний, поскольку ее отсутствие может привлечь к необратимым последствиям как для конкретных сотрудников отдела, так и для всей системы. Практике известны случаи, когда неблагоприятные психические состояния сотрудников отделов охраны УИС становились причиной печальных результатов [21, c. 240].
Появление негативных психических состояний у сотрудников отдела охраны УИС обостряется при употреблении спиртных напитков или других допингов. Возможна коррекция неблагоприятных психических состояний, в том числе путем обучения и тренингов.
Характер труда сотрудников отдела охраны УИС предъявляет особые требования к личности сотрудников. При стечении определенных обстоятельств возможна дезорганизации психики. Своевременное обнаружение неблагоприятных психических состояний возможно на основе проведения специальной диагностики, в том числе в тестовой форме.
Личностные качества и ценностные установки сотрудников отдела охраны УИС становятся призмой для прохождения знаний, умений и навыков, когда они начинают использоваться в сфере профессиональной деятельности [20, c. 251]. Личностные свойства сотрудников отдела охраны УИС в данном случае включают в себя не только классические элементы в виде характера, темперамента, когнитивно-эмоциональных качеств, способности нестандартного взгляда на проблему, умения использования междисциплинарных знаний для решения задач профессионального характера, а также способности видения себя в системном ракурсе. Личностные свойства сотрудников отдела охраны УИС также включают в себя и инстинкты [33, 234]. Агрессия  один из «большой четверки» инстинктов (голод, секс, страх). Она свойственна всем животным и человеку, но в той или иной мере: природа таким способом позаботилась о всесторонней самозащите человека и животных. Один и тот же набор знаний, умений, навыков может приводить к возникновению различных форм и стилей поведения (в зависимости от выраженности агрессии как формы психологической защиты). У сотрудников отдела охраны УИС эта форма, казалось бы, инстинктивной психологической защиты усиливается в каждодневной и однообразно тяжелой работе.
Сотрудники правоохранительных органов в целом часто являются мишенью для критики и обвинений со стороны граждан, средств массовой информации, системы правосудия, прокуратуры, собственной администрации. Эти моменты, критические инциденты, экстремальные ситуации накапливаются и закрепляются в их сознании в виде определенного психотравмирующего опыта, а в некоторых случаях ведут к развитию неблагоприятных психических состояний и хронических форм посттравматического стрессового расстройства [19, c. 66].
В этих условиях у многих сотрудников отдела охраны УИС свойственные им качества в виде смелости, активности, решительности сменяются инертностью и чувством вины как реакцией на профессиональный стресс. Это ведет к появлению противоречивых тенденций, порождает внутренний конфликт. Помимо стрессов, связанных со спецификой работы и социальным давлением, негативное воздействие на сотрудника оказывает ухудшение домашних и служебных отношений, что усугубляет совокупный эффект накопления усталости, который изнашивает защитные механизмы организма, делая его более уязвимым при экстремальных ситуациях [39, c. 53].
Более того, профессия как социальная функция предъявляет сотруднику отдела охраны УИС противоречивые требования. С одной стороны, диктуется необходимость подчинения, жесткая иерархия, обусловливающая авторитарный стиль управления, нивелирующая индивидуальность. С другой стороны, даются властные полномочия, требующие способности самостоятельно мыслить, принимать решения. Умение сочетать способности властвовать и подчиняться требует от человека не только определенного запаса знаний и эрудиции, но наличия мыслительной гибкости, опыта.
Таким образом, в результате теоретического анализа основных подходов к изучению психических состояний в отечественной и зарубежной психологии выявлено, что психическое состояние является целостной характеристикой психической деятельности за определённый период времени, которая показывает своеобразие протекания психических процессов. Структура психического состояния может рассматриваться в мотивационно-побудительном, эмоционально-оценочном и активационно-энергетическом измерениях. Характеристиками психических состояний являются целостность, подвижность, относительная устойчивость данных состояний, взаимосвязь с психическими процессами и психологическими свойствами, индивидуальное своеобразие, типичность, крайнее многообразие и полярность. Вклад авторов данной концепции обусловлен рассмотрением тесной связи психических состояний сотрудников отдела охраны УИС с большим уровнем ответственности и нагрузкой, которую сотрудники несут в психоэмоциональном плане, и поэтому нуждаются в изучении. В частности, в этих условиях могут возникать некоторые явления в виде уверенности в собственной непогрешимости, склонности обвинять во всем окружающих людей, правовом нигилизме, правовом ригоризме, стереотипе закрытости и переносе своей служебной роли во внеслужебную деятельность. Проявление влияния работы на личность и психические состояния сотрудников отдела охраны УИС может заключаться в усвоении элементов криминальной субкультуры, упрощении делового общения, ориентация на властные методы воздействия на граждан, излишнем формализме и педантичности. Кроме того, можно выделить и внутренние проявления специфики психических состояний сотрудников отдела охраны УИС в профессиональной деятельности, которые заключаются в потере инициативы, имитации активной деятельности и ориентации исключительно на текущие задачи, пренебрежении использованием инновационных методов работы, формализованности профессиональной деятельности, а также профессиональных эгоизме и эгоцентризме.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы