Часть дипломной работы на тему Изучение полупустынь и пустынь в школьном курсе физической географии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …….3
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДНЫХ ЗОН В
ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРФИИ……………………………………
1.1. Понятия «полупустыня» и «пустыня»…………………………….10
1.2. Виды пустынь и их особенности…………………………………..19
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЙ «ПОЛУПУСТЫНЯ» И «ПУСТЫНЯ» В
ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ……………………………….38
2.1. Анализ программ и учебников географии с целью
определения места и содержания материала по изучению природных зон «пустынь» и «полупустынь» в
школьном курсе географии………………………………..38
2.2. Методы и методические приемы, применяемые при
изучении природных зон «пустынь» и « полупустынь»……………………………….40
Глава 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАТЕРИАЛА ВКР В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ
ГЕОГРАФИИ………………………………………………………..…
3.1.
Формируемые компетенции на уроках географии…………………
3.2. Урок по географии в 7 классе по теме: «Тропические пустыни
Африки»……………………………………………………………….
3.3. Урок по географии в 8 классе по теме: «Природная зона –
пустыни»………………………………………………………………….……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………..…………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..53
Введение:
Актуальность. Без географических знаний житель нашей
страны не способен ориентироваться в динамично меняющемся мире, быть активным
патриотом своей родины, объективно оценивать информацию, поступающую со страниц
газет, радио– и телевидения. Без географических знаний человек не имеет
возможности представить окружающий мир как целостную систему и принимает
разрушительные для себя и природы решения. Изучение закономерностей окружающей
среды, её загадок и проблем значительно углубляет и расширяет мировоззренческие
знания школьника. Дети всегда активно интересовались изучением пустынь, их
особенностей. Причинами являются большой объём информации о проблемах и
загадках в пустынях.
Вместе с тем на изучение пустынь и полупустынь в школе отведено
недостаточно много времени. Учитывая это, тема данной работы является
актуальной для преподавания географии в школе. Необходимо добавить, что
увеличение площадей, занятых пустынями, проблема опустынивания для мирового
сообщества – одна из основных глобальных проблем человечества на сегодняшний
день. Это отражено в документах Генеральной Ассамблеи ОНН, которая
провозгласила период 2010–2020 гг. десятилетием ООН, посвященным пустыням и
борьбе с опустыниванием.
Для того, чтобы проанализировать понятия, место и содержание,
особенности характеристик пустынь в школьном курсе географии, были выбраны
следующие линии учебников: линия классических учебников авторов Т. П.
Герасимовой, Н. П. Неклюковой, В. А. Коринской, И. В. Душиной, В. А. Щенева, И.
И. Бариновой, В. П. Дронова и В. Я. Рома; линия учебников «Дрофы» под редакцией
А. А. Климановой и А. И. Алексеева; линия учебников «Дрофы» под редакцией В. П.
Дронова (авторы И. В. Душина, В. А. Коринская и В. А. Щенев, В. П. Дронов, И.
И. Баринова, В. Я. Ром, А. А. Лобжанидзе); линия «Полярная звезда», авторский
коллектив которой насчитывает шесть человек; линия учебников издательства
«Сфера» авторов А. А. Лобжанидзе. А. П. Кузнецов, Л. Е. Савельева и В. П.
Дронов; линия учебников издательства «Вентана-Граф» авторов И. В. Душина, А. А.
Летягин, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя; линия издательства «Русское слово»
авторов Е. М. Домогацких и Н. И. Алексеевского.
В работе проанализирован и разработан методический материал, необходимый
для изучения природных зон пустынь и полупустынь на уроках географии. Автором составлены
конспекты уроков для изучения этой темы. Творческие уроки помогут
активизировать деятельность учащихся.
Целью данной работы является анализ материала по изучению полупустынь и
пустынь в школьном курсе физической географии.
Задачами данной работы выступают:
1. Изучить и сопоставить понятия «полупустыня» и «пустыня» в учебниках
по географии и в словарях по физической географии.
2. Рассмотреть виды пустынь, их особенности в учебниках по географии
различных линий.
3. Проанализировать современные линии учебников по географии с целью
определения места тем, посвященных изучению пустынь и полупустынь в школьном
курсе географии.
4. Систематизировать методы и методические приемы, применяемые при
изучении природных зон « полупустынь» и «пустынь» в школьном курсе географии.
5. Показать возможность использования материала выпускной
квалификационной работы на уроках географии.
Объект исследования: природные зоны полупустынь и
пустынь.
Предмет исследования: особенности изучения тем « полупустыни» и «пустыни» в школьном курсе
физической географии.
В работе
использованы следующие методы:
литературный, аналитический, картографический.
Источниками
при написании данной работы выступили школьные учебники по географии за 5–8
классы, пособия по методике преподавания географии, научные монографии и
статьи, интернет-ресурсы.
Объем
работы составляет ? страниц, рисунков, таблицы, список литературы содержит
наименований.
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Глава 1.
Теоретические основы изучения природных зон в школьном курсе географии
1.1. Понятия «полупустыня» и «пустыня» Рассмотрим определение зон пустыни и полупустыни, данное в словарях
терминов по физической географии. Пустынные зоны – это географические зоны
умеренного, субтропического и тропического поясов, характеризующиеся крайней
засушливостью и континентальностью климата, исключительно разреженным
растительным покровом и засоленными почвами [29].
Согласно М. П. Петрову, к пустыням относятся территории с предельно
засушливым климатом; с осадками менее 250 мм в год, испаряемостью, превышающей
количество осадков во много раз; земледелие без искусственного орошения
невозможно, преобладает перемещение водорастворимых солей и концентрация их на
поверхности, в почве мало органических веществ [30].
Пустынная зона характерна как для арктического, так и для умеренного,
субтропического и тропического климатических поясов. Так, на территории Южного
Казахстана и Средней Азии располагается зона пустынь умеренного пояса, которая
на юге Туркмении переходит в пустынную зону субтропического климатического
пояса [29]. Осадки в этой зоне (количество от 100 до 250 мм в год и менее)
характеризуются чётко выраженным весенним максимумом. Климатические особенности
пустынной зоны выражаются в кратковременности весеннего и осеннего периодов
года, существенными суточными и годовыми колебаниями температур воздуха и
почвы. Лето в пустыне чрезвычайно жаркое (средняя температура июля достигает
25–35°С и более, а максимальная зарегистрированная температура составляет до
40°C), преобладают солнечные дни, зима холодная, со слабым и неустойчивым
снеговым покровом [29].
Речная сеть в пустынной зоне очень редкая, имеются только транзитные
реки, область питания которых приурочена к достаточно влажным географическим
зонам или к горам. Грунтовые воды здесь
настолько сильно минерализованы, что в основном не годятся для
обеспечения питьевой водой, да и для хозяйственных нужд также непригодны.
В формировании рельефа пустынной зоны первое место принадлежит процессам
физического выветривания, а также деятельности ветра. Среди специфических форм
рельефа пустынной зоны выступают песчаные гряды и барханы, островные горы,
бессточные котловины, сухие русла рек.
Почвы пустынной зоны содержат малое количество питательных веществ,
являются малогумусными, в них присутствует большое количество легкорастворимых
солей. Это является причиной частого распространения солончаков,
карбонатно-гипсовых и гипсовых почв. Основной тип почв в этой зоне, зональный
тип почв – это бурые пустынно-степные почвы, серо-бурые почвы, а также
сероземы.
В редком растительном покрове этой природной зоны главную роль играют
травы – эфемеры и эфемероиды, которые активно развиваются в весенний период, а
также ксерофитные полукустарники. По причине высокой засоленности почв часто
встречаются галофиты (солянки различных видов).
В пустынной зоне растительный и почвенный покров достаточно сильно
изменяется в зависимости от субстрата. Исходя из этого, выделяют несколько
типов пустынь: песчаные, каменистые, глинистые [29].
Животный мир рассматриваемой природной зоны достаточно многообразен. Встречается
большое количество грызунов (песчанки, заяц-толай, суслики, тушканчики),
копытных млекопитающих (куланы, антилопы), пресмыкающихся (ящерицы, змеи).
Природная зона пустынь является территорией чрезвычайно небольшой биологической
продуктивности. Количество фитомассы составляет от 2,5 т/га (характерно для
глинистой полынной пустыни) до 50 т/га (наиболее увлажненные части пустынь).
Территория пустынь используется человеком в качестве пастбищ,
растениеводство возможно только при условии орошения в оазисах. На этих
территориях в настоящее время возделывают большое количество
сельскохозяйственных культур (это хлопчатник, финиковая пальма и многие
другие).
Понятие «пустыня» несколько отличается от понятия «пустынная природная
зона». Пустыня понимается не как природная зона, а как тип ландшафта. «Пустыня
– зональный тип ландшафта, характеризующийся резко континентальным климатом,
крайне недостаточным увлажнением, разреженной растительностью с широким
участием галофитов на засоленных почвах» [29].
Пустыни, в отличие от пустынной природной зоны, как тип ландшафта
характерны для всех географических поясов, находящиеся в пределах равнинного
рельефа и в горах. В полярных климатических поясах (Антарктида, Арктика), а
также высоко в горах располагаются холодные пустыни, в которых особенности
этого типа ландшафта связаны с дефицитом тепла. Пустыни распространены в
основном во внутренних частях материков, однако при специфических условиях они
могут существовать и на западных побережьях континентов (Сахара, Намиб, Атакама).
Между терминами «полупустынная природная зона» и «полупустыня»
существуют такие же различия, как между терминами «пустынная природная зона» и
«пустыня». Полупустынные зоны – географические зоны умеренного, субтропического
и тропического поясов с господством в плакорных условиях полупустынного типа
ландшафта [29].
Большая часть территории полупустынь приурочена к умеренному
климатическому поясу материков Евразии и Северной Америки. Климат данной
природной зоны резко континентальный. Лето жаркое, длительное и солнечное.
Средняя температура самого жаркого месяца июля достигает 23–25°С. Зима в
полупустынной зоне холодная и малоснежная. Средняя температура января на
большей части её территории колеблется от -12 до -16°С. Мощность снегового
покрова составляет от 10 до 30 см. Осадков в год выпадает от 150 до 300 мм, а
испаряемость превышает количество осадков в 3–4 раза.
Гидрографическая сеть является слаборазвитой или может вовсе
отсутствовать. Количество фитомассы зелени (а для полупустынь характерен редкий
полынно-злаковый травостой) невелико: от 5 до 12,5 т/га. Для полупустыни
характерно наличие солонцов, их продуктивность еще меньше. «Светло-каштановые
почвы являются зональным типом почв полупустыни. Этот тип почв беден гумусом,
обладает небольшим плодородием» [29].
Территория пустынной природной зоны в основном используется под
пастбища. Земледелие может существовать только в условиях лиманного или
искусственного орошения.