Кафедра Языкового и Литературного образования ребенка Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Изучение игровой поэзии, как средство литературного развития младшего школьника

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1. Литературное развитие младшего школьника как психолого-педагогическая проблема 6
1.2. Игровая поэзия как средство литературного развития младшего школьника 12
Выводы по главе 1. 22
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Диагностика уровня литературного развития младшего школьника 24
2.1. Условия реализации литературного развития младших школьников средствам игровой поэзии 31
Выводы по главе 2. 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЯ 42

  

Введение:

 

Одним из важных направлений Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения [1] является развитие творческих и познавательных способностей личности, формирование потребности в систематическом чтении, воспитание эстетического отношения к искусству слова.
Формирование всесторонне развитой, гуманистически направленной личности – важная задача, которая стоит перед школой. Читательская культура проявляется не только в стремлении работать с текстовым материалом, но и в эстетическом мировоззрении человека, его художественных вкусах, читательских интересах и круге общения, в умении подобрать литературное произведение, которое оставит в душе эстетически насыщенное впечатление.
Поэтическое творчество, как словесный вид искусства является важным средством формирования и развития личности ребенка, его мировоззрения, приобщение к духовно-нравственным, эстетическим ценностям. Поэзия выполняет коммуникативно-эстетическую функцию, влияет на развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, образного мышления, творческого воображения, обогащает его духовным, творческим опытом.
На протяжении всей истории человечества игра, как феноменальное действие человека, привлекала к себе внимание выдающихся мыслителей (Я. Коменский, Дж. Локк, Ф. Фребель, Ф. Шиллер и др.); зарубежных и отечественных педагогов, психологов, культурологов (В. Акслайн, Ф. Бонтейдайк, В. Вундт, К. Гросс, Д. Мид, М. Монтессори и др.) большое внимание уделяется исследованиям социально-психологической роли и культурно-функционального поля игры. Научные исследования игровой поэзии, как метода обучения и воспитания, находим в наследстве О. Богдановой, Л. Беленькой, М. П. Воюшиной, М.С. Костюхиной, В. Левина, Т. Рыжковой, Т. С. Троицкой и др.
Активные исследования природы игровой поэзии и возможности ее использования в учебно-воспитательном процессе обучения литературе в начальной школы встречаются в современных трудах таких ученых как Н. Багичева, Н.Бершадская, М. Васильева, М. Кусова, В. Маранцмана, Е. Плотникова и др.
В то же время, как показывает анализ литературных источников, в педагогике отсутствуют системные исследования, посвященные игровой поэзии, как средству литературного развития младших школьников, не представлена модель использования игровой поэзии в процессе развития литературно-творческого потенциала младших школьников.
Учитывая недостаточную теоретическую разработку и практическую значимость решения этой проблемы, темой выпускной квалификационной работы избрана «Изучение игровой поэзии как средство литературного развития младшего школьника».
Объект исследования – процесс литературного развития (л. р.) младших школьников (м. ш.)
Предмет исследования – динамика л. р. в процессе изучения игровой поэзии (и. п.)
Цель исследования: выявить методические условия, при которых изучение и. п. становится эффективным стимулом л. р. м. ш.
Гипотеза: изучение игровой поэзии становится эффективным стимулом литературного развития младших школьников при соблюдении следующих методических условий:
1. Тексты, которые будут привлекаться для работы, должны вызывать у школьников положительную эмоциональную реакцию, однако не все элементы игры могут быть восприняты младшим школьником при первичном восприятии текста;
2. В процессе изучения необходимо создавать проблемную ситуацию, побуждающую к поиску комического эффекта;
3. Элементы художественной формы, освоенные в игре, затем обнаруживаются при изучении не игровой поэзии.
Методы исследования:
— теоретические: анализ литературы по теме исследования;
— эмпирические:
— анкетирование младших школьников;
— аналитическая обработка материалов;
— разработка методик работы с игровой поэзией.
Цели и гипотеза обусловили задачи исследования:
1. Изучить научную литературу, посвященную специфике игровой поэзии.
2. Изучить методическую литературу, касающуюся изучения игровой поэзии в школе: историю вопроса и современные тенденции.
3. Проверить, насколько ученики младших классов способны полноценно воспринимать игровую поэзию: могут уловить настроение стихотворения, увидеть предмет литературной игры и его роль в создании комического эффекта – конкретнее уточним в ходе эксперимента.
5. Разработать серию занятий с использованием игровой поэзии, направленных на литературное развитие младших школьников.
Практическая значимость:
Практическая значимость состоит в том, что результаты могут быть использованы педагогами для повышения уровня литературного развития школьников на уроках литературы.
Объем и структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, теоретической и практической, выводов к каждому разделу, заключения, списка использованной литературы, приложений. Полный объем составляет 56 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, в результате исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, философской и художественной литературы показал, что основная цель обучения младших школьников родному языку – обучение сознательному чтению, сущность которого основывается на принципе: все что прочитано, должно быть понято учащимися. Различают три направления чтения: учебное, дополнительное, свободное чтение. Для каждого из видов характерны свои принципы: учебное проводится в аудитории, дополнительное чтение – чтение произведений по выбору педагога, свободное чтение – чтение произведений по самостоятельному выбору ребенка с учетом интересов, возрастных запросов и т.д.
2. Литературное развитие – это трехсторонний психолого-педагогический процесс, который включает совершенствование читательской деятельности, развитие литературно творческих способностей и расширение культурного кругозора и культурного опыта школьников.
3. Произведения игровой поэзии доступны для детского восприятия, легко запоминающиеся, колоритны и тесно связаны с явлениями окружающей действительно: фольклор, музыкальное и изобразительное искусство, явления природы, животный и растительный мир и пр. В практике игровая поэзия подразделяется на: игра с ритмом, игра со словами, игра со звуком, игра с сюжетом и т.д. Игровая поэзия сочетает в себе познавательную, эстетическую и развивающую функции, что способствует эффективному всестороннему развитию личности.
4. Проведенный констатирующий эксперимент, который проводился нами в два этапа, позволил сделать выводы, что в начальной школе преобладает низкий уровень (4 класс) и средний уровень (1 класс) литературного развития школьников, что предусматривает необходимость работы в повышении литературной компетенции учащихся.
5. На основании полученных результатов разработаны условия реализации литературного развития школьников средствами игровой поэзии, как формирующий эксперимент:
 внедрение этапов формирующего эксперимента необходимо разработать с учетом особенностей возраста младших школьников, в которых игровое поэтическое творчество развивается на основе синтеза искусств и реализуется в форме игры, которая у учащихся является основой творчества;
 формирующий эксперимент целесообразно проводить в три этапа экспериментального процесса: когнитивный, сенситивный, креативный. Каждый из этапов – это логическое продолжение предыдущего, которое развивает и совершенствует определенные качества и свойства личности, интеллектуально-творческие способности сенситивного, когнитивного и креативного компонентов в динамике от простого к сложному.
6. Необходимо определить индивидуальные направления деятельности учителя в литературном развитии школьников, что предполагает создание зоны ближайшего развития в процессе реализации модели изучения игровой поэзии в начальной школе.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИТЕРАТУРНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
1.1. Литературное развитие младшего школьника как психолого-педагогическая проблема
Литературное развитие младших школьников определяется потребностями общества, личными мотивами, интересами и эмоциями учащихся, их пониманием смысла и значения полученных знаний, умений и навыков. Новое социально-экономическое, правовой, народнохозяйственное, культурное состояние, что формируется в нашем обществе, требует и воспитания нового человека, который мог бы свободно ориентироваться во всех перипетиях жизни.
Перед школой стоит важная задача – формирование всесторонне развитой, гуманистически направленной личности. Формирование личности – сложный и многофакторный процесс, который осуществляется в системе определенных социально-деятельных отношений, что определяют пути развития человека, как гражданина своей страны, что непосредственно связано с его мировоззрением. Одним из характерных показателей сформировавшейся всесторонне развитой личности является уровень ее читательской культуры, которая проявляется в ежедневной потребности общения с литературно-художественными произведениями. Читательская культура проявляется не только в стремлении работать с текстовым материалом, но и в эстетическом мировоззрении человека, его художественных вкусах, читательских интересах и круге общения, в умении подобрать литературное произведение, которое оставит в душе эстетически насыщенное впечатление. Общеизвестно, что художественная литература является неисчерпаемым источником постоянного обогащения и развития духовной сферы человека.
Известный педагог К. Ушинский огромную роль в воспитании подрастающего поколения придавал чтению книг. Для К. Ушинского чтение книг было не просто изучением текста, а искусством его понимания, что явилось результатом становления такого метода изучения литературы, как объяснительное чтение. Современные исследователи методологических подходов к изучению литературы связывает возникновение метода объяснительного чтения с появлением учебников-хрестоматий К. Ушинского «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), рядом его работ «О первоначальном преподавании русского языка» (1864), «Руководство к преподаванию по «Родному слову» (1864). Основная цель в преподавании родного языка, которая стояла перед К. Ушинским – обучать сознательному чтению детей 8-9-ти лет, сущность которого основывается на принципе: все что прочитано, должно быть понято учащимися. Как утверждал К. Ушинский, обучение родному языку, чтение – это тесная связь речи и мышления, мышления и наблюдения окружающего мира. Педагог указывает на то, что надо «учиться не только думать, но и созерцать, и прежде даже созерцать, чем думать» [38, С. 13].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы