Часть дипломной работы на тему Изучение ценностно-смысловой сферы личности в студенческом возрасте.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. 3
Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ исследование
молодежных ценностей у студентов.. 7
2.1
Методики и процедура исследования ценностных ориентаций молодежи 7
2.2
Анализ полученных данных психологического исследования. 9
2.3. Рекомендации. 23
Заключение.. 34
Список литературы… 39
Приложение. 44
Введение:
Известно, что социальный ресурс и интеллектуальный
капитал общества — это ценности, которые впоследствии становятся важной
составляющей самосознания человека и регулятором его поведения. На их основе
формируются жизненные установки и разрабатываются жизненные программы человека.
Следует сказать, что в современных условиях студенческая молодежь представляет
собой элитную и социально мобильную часть общества. Повышенный интерес к нему
определяется не только демографическими показателями, но и социокультурными
особенностями. Кроме того, процесс формирования современной студенческой
молодежи происходит в несколько иной социальной реальности, «генетически» не
связанной с советским менталитетом. Сегодня студенческая молодежь признана
стратегическим резервом современного общества благодаря развитию интеллекта и
социальной мобильности в контексте трансформационных процессов, где ей
отводится основная роль в производстве и трансляции ценностно-нормативных
структур общества.
Использование интеллектуального потенциала молодых
студентов, как правило, связано с ценностными предпочтениями. Кроме того, не
следует забывать, что система ценностных ориентаций амбивалентна и весьма
противоречива. Кроме того, на систему ценностей влияют различные социальные
субъекты, которые действуют как носители и трансляторы взаимоисключающих норм и
ценностей. Это подтверждает чуткую реакцию сферы жизненных ценностей школьников
на происходящие изменения в обществе, что актуализирует необходимость глубокого
изучения этого социального явления, теоретического понимания социальных
процессов. Все это приобретает научное и практическое значение.
Особенности формирования и функционирования
ценностных ориентиров в студенческой среде остаются актуальными и сегодня.
Известно, что именно в юности активизируется процесс формирования системы
ценностных ориентаций студентов. Юные студенты стремятся сформировать активную
внутреннюю позицию как по отношению к себе, так и к социальной среде. Процесс
формирования мировоззрения, определения жизненных перспектив, проектирования
направлений деятельности продолжается динамично.
Эта система, сформированная из ценностных ориентаций,
комплексно влияет на профессиональную деятельность аспирантов. Основные подходы
к изучению ценностей, их возможностей формирования и трудностей восприятия
структурированы в научной работе Э. Дюркгейм, считавший, что «на основе идеалов
фундаментальных ценностей происходит формирование целых цивилизаций».
Ученый считает, что «любое значение предполагает
оценку, проводимую субъектом в тесной связи с определенным состоянием чувств».[1] Согласно Энвери Л.А.,
через ценности человек переживает свою принадлежность к социальному целому,
поскольку система ценностных ориентаций определяет качественный аспект
содержания личности.[2] Я. Т. Тощенко утверждает,
что «ценностные ориентации представляют собой многомерное образование,
состоящее из трех компонентов: когнитивного элемента, связанного с процессом
познания, эмоционального элемента, который является эмоциональным компонентом, и
поведенческого элемента, отвечающего за реализацию ценностных ориентаций. в
процессе жизни человека».[3]
Актуальность работы заключается в том, что при всем
многообразии научных изысканий в теоретическом и эмпирическом плане проблема
формирования жизненных перспектив остается не до конца изученной, а в
определении рассматриваемой научной категории до сих пор нет логической
четкости, ясности, раскрывающей в полной мере ее содержание.
Цель
исследования: разработка рекомендаций по психолого-педагогическому
сопровождению развития ценностно-смысловой сферы в студенческом возрасте в
контексте их профессионального становления.
Объект
исследования: ценностно-смысловая сфера личности.
Предмет
исследования: особенности ценностно-смысловой сферы
личности студентов.
Задачи
исследования:
1. Рассмотреть подходы к определению
понятий «ценность» и «ценностные ориентации».
2. Изучить практическое значение
формирования ценностных ориентаций в студенческой среде.
3. Разработать программу эмпирического
исследования ценностных ориентаций студентов.
4. Провести анализ данных эмпирического
исследования.
5. Сформулировать выводы и разработать
рекомендации.
Гипотезы
исследования:
1. Ценностные ориентации студентов
(девушек) 4 курса превосходят ценностные ориентации студентов (девушек) 1 курса
(«Активная деятельная жизнь», «Интересная работа», «Общественное признание»,
«Продуктивная жизнь», «Здоровье», «Мудрость», «Познание», «Счастье других», «образованность»,
«широта взглядов», «ответственность», «рационализм», «эффективность».) по U-критерию Манна-Уитни в контексте их
профессионального становления.
2. В мотивации профессиональной помощи
психологов преобладает конструктивная мотивация у студентов 4 курса.
В
данном исследовании мы опирались на работы как зарубежных, так и отечественных
исследователей. В частности, на современные исследования в рамках
структурно-функционального подхода (К. В. Архипочкина, А. А. Бердникова, Л. А
Власова, Д. А. Волкова, С. И. Дудин, В. М. Дронов, Р. В. Ершова, Н. А.
Жемчугова, М. Н. Зуева, А. Б. Крючкова, И. В. Кулишевская, Н.Э. Ленюшкин, Е. С.
Матюкина, М. Ю. Хламов, Е. Б. Шалонько, Н. Ф. Шляхта).
Эмпирическая база исследования состоит из
студентов и психологов РГУ имени С. А. Есенина.
Выборка
исследования: молодежь (девушки) в возрасте от 17 до
24 лет в количестве 40 человек (20 студенток 1-ого курса и 20 студенток 2-го
курса); 3 – е психологов.
Методы и методики исследования:
I. Теоретические
методы: анализ литературы по исследуемой теме.
II.
Эмпирические методы: тестирование с применением следующих
методик:
Методики:
1.Тест смысло-жизненных ориентаций
Д.А.Леонтьева (СЖО)
2. Тест ценностных ориентаций М. Рокича по
терминальным и инструментальным ценностям.
3. Опросник профессиональной мотивации
психологов (методика К. Замфир в модификации А. А. Реана).
III.
Методы математической обработки данных: среднестатистические данные
по корреляции U-критерия
Манна Уитни.
Теоретическая
и практическая значимость работы состоит в том, что
материалы исследования могут использоваться в дальнейшем изучении ценностных ориентаций
студенческой молодежи и, что материалы
исследования могут использоваться в практических исследованиях ценностной
ориентации молодежи в качестве статистических показателей данной проблемы.
Структура
работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав,
выводов, заключения, списка литературы и приложения. [1] Василюк, Ф. Е. Психотехника выбора //
Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской
психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М.: Смысл, 1997. — С.
284—314. [2] Журавлева,
Н. А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе. — М.: ИП
РАН, 2006. — 335 с. [3] Динамика ценностей
населения реформируемой России / Отв. ред. Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. М.:
Едиториал УРСС, 2016. 224 с.
Заключение:
Вначале работы было сказано, что при всем
многообразии научных изысканий в теоретическом и эмпирическом плане проблема
формирования жизненных перспектив остается не до конца изученной, а в
определении рассматриваемой научной категории до сих пор нет логической
четкости, ясности, раскрывающей в полной мере ее содержание.
Цель
исследования: разработка рекомендаций по психолого-педагогическому
сопровождению развития ценностно-смысловой сферы в студенческом возрасте в
контексте их профессионального становления.
Объект
исследования: ценностно-смысловая сфера личности.
Предмет
исследования: особенности ценностно-смысловой сферы
личности студентов.
Задачи
исследования:
1. Рассмотреть подходы к определению
понятий «ценность» и «ценностные ориентации».
2. Изучить практическое значение
формирования ценностных ориентаций в студенческой среде.
3. Разработать программу эмпирического
исследования ценностных ориентаций студентов.
4. Провести анализ данных эмпирического
исследования.
5. Сформулировать выводы и разработать
рекомендации.
Гипотезы
исследования:
1. Ценностные ориентации студентов
(девушек) 4 курса превосходят ценностные ориентации студентов (девушек) 1 курса
(«Активная деятельная жизнь», «Интересная работа», «Общественное признание»,
«Продуктивная жизнь», «Здоровье», «Мудрость», «Познание», «Счастье других», «образованность»,
«широта взглядов», «ответственность», «рационализм», «эффективность».) по U-критерию Манна-Уитни в контексте их
профессионального становления.
Во второй главе было проведено
социологическое исследование студенческой молодежи и психологов РГУ
имени С. А. Есенина и проанализированы его результаты.
1. выявить
ценностно-смысловую сферу студенческой молодежи;
2. выявить
мотивацию профессиональной помощи психологов.
Эмпирическая база исследования состоит из
студентов и психологов РГУ имени С. А. Есенина.
Выборка исследования: молодежь (девушки) в
возрасте от 17 до 24 лет в количестве 40 человек (20 студенток 1-ого курса и 20
студенток 2-го курса); 3 – е психологов.
Эмпирическоеﹸ исслеﹸдованиеﹸ будет
включать в сеﹸбя три этапа:
1 этап – определение
круга молодежи; определение круга психологов;
2 этап – изучеﹸниеﹸ ценностных
ориентаций молодежи; определение профессиональной мотивации психологов;
3 этап – количеﹸствеﹸнный и качеﹸствеﹸнный анализ
связи ценностных ориентаций с механизмом регуляции поведения; аналиу
профессиональной мотивации психологов.
Методики:
1.Тест смысло-жизненных ориентаций
Д.А.Леонтьева (СЖО)
2. Тест ценностных ориентаций М. Рокича по
терминальным и инструментальным ценностям.
3. Опросник профессиональной мотивации
психологов.
Ценности
возникают на этапе первичной социализации в возрасте 18–20 лет и достаточно
устойчивы в будущем, хотя могут претерпевать определенные изменения в связи с
кризисными периодами жизни человека и социальной среды, в которой он живет.
Мы
имеем в виду изменение не столько состава ценностей, сколько их структуры,
иерархического упорядочения в сознании индивида, группы или общества в целом:
одни ценности оказываются более значимыми, другие, наоборот, менее важными.
2. Изучено практическое
значение формирования ценностных ориентаций в молодежной среде.
Система деления ценностных ориентаций, предложенная А.В. Рябовым и
Е.Ш. Курбангалеевой, определяет ряд «мужских» и «женских» ценностей. В
частности, в число «мужских» ценностей по результатам их исследования попали:
законность, могущество, независимость, природа, профессионализм, равенство,
родина, свобода, сотрудничество, труд, убеждения и удовольствие.
К «женским» оказалось возможным отнести: веру, внимание к людям,
здоровье, милосердие, мир, надежду, образование, покой, порядочность и семью.
Но более интересным, в рамках данного исследования, является выделение
ценностей, которые можно было бы отнести к «молодежным» группам: дружба,
известность, любовь, могущество, независимость, образование, профессионализм,
развитие, свобода, смысл жизни, сотрудничество, удовольствие и успех.
1. Рассмотрены
методики и процедура исследования ценностных ориентаций молодежи.
-Теоретические методы: анализ литературы по исследуемой теме.
-Эмпирические методы: тестирование с
применением следующих методик:
2. Проведен
анализ данных эмпирического исследования.
Так,
28 % опрошенных считают важными утверждения, характеризующие важность и
значение целям жизни. Придают жизни осмысленность, направленность и временную
перспективу.
Эмоциональные
и поведенческие аспекты насыщенности жизни были определены как важные для себя
у 7% испытуемых. Значение, важность для человека процесса своей жизни как
интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, не вызывает
сомнений.
Результативность
жизни или удовлетворенность самореализацией была отмечена высоким баллом у 28%
студенток. То есть удовлетворенность пройденным отрезком жизни, ощущение того,
насколько продуктивна и осмысленна ее прожитая часть, не вызывает у них сомнения.
Таким
образом, суждения, характеризующие локус-контроль «Я» (представление человека о
себе в моральном, нормативно-волевом и информационно-культурном аспектах)
отмечены высоким баллом у 9% испытуемых.
Локус
контроль – жизнь или управляемость жизни (человеку дано контролировать свою
жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь) было отмечено высоким
баллом у 28% студентов.
4. Выявлены различия между ценностными ориентациями девушек
1и 4 курсов.
Для психологов, участвующих в исследовании характерна
конструктивная мотивация профессиональной помощи. Это подтверждает нашу
гипотезу том, что конструктивная мотивация преобладает над неконструктивной
мотивацией у психологов РГУ
имени С. А. Есенина.
На 1-ом курсе преобладают такие ценности как
здоровье, развлечения, наличие хороших и верных друзей, любовь и свобода. Это
свидетельствует том, что у подростков нет доминирующей направленности
ценностных ориентаций, это говорит о несформированности жизненной позиции.
Наиболее важными ценностями для учащихся 4-го курса (девушек) являются:
здоровье, жизненная мудрость, развитие, активная деятельная жизнь и познание.
Это говорит о том, что старшим курсам свойственны ценности профессиональной
самореализации и интеллектуальные ценности, что свидетельствует о
сформированности жизненной позиции испытуемых.
Наиболее важными инструментальными
ценностями для учащихся (девушек) 1-го курса являются: независимость,
жизнерадостность, смелость в отстаивании мнения, высокие запросы и
непримиримость к недостаткам в себе и других. Что свидетельствует о том, что
подросткам свойственны ценности самоутверждения. То есть достижение жизненных
целей происходит через утверждение самого себя. Наиболее важными ценностями для
учащихся 4-го курса (девушек) являются: образованность, широта взглядов,
ответственность, рационализм, эффективность. Что говорит о том, что старшим
курсам свойственны ценности профессиональной самореализации, а также
интеллектуальные ценности, что свидетельствует о сформированности выбора
достижения жизненных целей.
5. Даны рекомендации по формированию
ценностных ориентаций у молодежи.
Рекомендации учащимся состоят в следующем:
Стремиться более углубленно понять себя, разобраться в
своих чувствах, настроениях, мнениях, отношениях.
Стремиться заполнить жизнь какими-то содержательными
отношениями, интересами, переживаниями.
Стараться сформировать определенный круг интересов,
который постепенно приобретет известную устойчивость, что в свою очередь
является психологической базой ценностных ориентаций.
Развивать интерес к вопросам мировоззрения, религии, морали, эстетики,
психологическим переживаниям других людей и к своим собственным.
Стараться закреплять в своем сознании и поведении
позитивные тенденции общественного развития.
Перенос сознания во внутренний план, становление
самосознания.
Формировать соответствующее отношения к общепринятым
нормам приличия. К ним относятся: уважение и почитание старших,
скромность, вежливость, сдержанность в жизни, в том числе семейной, уважение
к труду и продуктам труда, гостеприимство.
Таким образом, все поставленные в ВКР задачи,
были выполнены.
Фрагмент текста работы:
Глава 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ исследование
молодежных ценностей у студентов 2.1 Методики и процедура исследования ценностных ориентаций
молодежи Цель
исследования: разработка рекомендаций по психолого-педагогическому
сопровождению развития ценностно-смысловой сферы в студенческом возрасте в
контексте их профессионального становления.
Объект
исследования: ценностно-смысловая сфера личности.
Предмет
исследования: особенности ценностно-смысловой сферы
личности студентов.
Задачи
исследования:
1. Рассмотреть подходы к определению
понятий «ценность» и «ценностные ориентации».
2. Изучить практическое значение
формирования ценностных ориентаций в студенческой среде.
3. Разработать программу эмпирического
исследования ценностных ориентаций студентов.
4. Провести анализ данных эмпирического
исследования.
5. Сформулировать выводы и разработать
рекомендации.
Гипотезы
исследования:
1. Ценностные ориентации студентов
(девушек) 4 курса превосходят ценностные ориентации студентов (девушек) 1 курса
(«Активная деятельная жизнь», «Интересная работа», «Общественное признание»,
«Продуктивная жизнь», «Здоровье», «Мудрость», «Познание», «Счастье других»,
«Уверенность в себе) по U-критерию
Манна-Уитни в контексте их профессионального становления.
2. В мотивации профессиональной помощи
психологов преобладает конструктивная мотивация у студентов 4 курса.
В
данном исследовании мы опирались на работы как зарубежных, так и отечественных
исследователей. В частности, на современные исследования в рамках
структурно-функционального подхода (К. В. Архипочкина, А. А. Бердникова, Л. А
Власова, Д. А. Волкова, С. И. Дудин, В. М. Дронов, Р. В. Ершова, Н. А.
Жемчугова, М. Н. Зуева, А. Б. Крючкова, И. В. Кулишевская, Н.Э. Ленюшкин, Е. С.
Матюкина, М. Ю. Хламов, Е. Б. Шалонько, Н. Ф. Шляхта).
Эмпирическая база