Часть дипломной работы на тему Исследование и формирование мотивации к обучению в процессе учебной и внеурочной деятельности у школьников (на примере девятых классов)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ
МОТИВАЦИИ В РАМКАХ ПРЕДМЕТНОЙ УЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 6
2.1 Цель и задачи
педагогического эксперимента. 6
2.2 Содержание
педагогического эксперимента: этапы, методики, обоснование методологии. 6
Выводы по главе 2. 12
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ ФАКТОВ
МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ НА ПРИМЕРЕ ДЕВЯТЫХ КЛАССОВ В УЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО МАТЕМАТИКЕ. 13
3.1 Организация и
проведение педагогического эксперимента. 13
3.2 Анализ и
интерпретация результатов педагогического эксперимента. 18
3.3 Методические
рекомендации к содержанию занятий по формированию мотивации к обучению в
учебной и внеурочной деятельности по математике. 25
Выводы по главе 3. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.. 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 35
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 39
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 48
Введение:
Актуальность
исследования. В настоящее время в современной школе достаточно остро стоит
задача повышения эффективности педагогического процесса. Каждый учитель хочет,
чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В
этом заинтересованы и родители обучающиеся. Но подчас и учителям, и родителям
приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно
заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика
не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Проблема
учебной мотивации является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной
психологии. Среди всех понятий, которые используются в психологии для
объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими,
основными являются понятия мотивации и мотива. Слово «мотивация» используется в
современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов,
детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели,
намерения, стремления и многое другое),так и как характеристика процесса,
который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном
уровне.
Исследование
учебной мотивации особенно важно в школьном возрасте. Переход от младшего
школьного возраста к старшему сопровождается противоречиями и ломкой привычных
жизненных представлений. Возникают различные конфликты эмоциональной и волевой
сферы школьника, которые отражаются на учебном процессе в целом. Поэтому
организация мотивации учебной деятельности должна быть направлена в большей
мере на успех, самостоятельное преодоление трудностей и, что наиболее важно,
одобрение. С помощью мотивации одобрения осуществляется выработка чувства
уверенности, интереса по отношению друг к другу, к предмету, к стремлению
самоутвердиться, риск получить плохую отметку.
Получение качественного
образования с возможностью самостоятельного повышения его уровня по окончании
учебного заведения невозможно без высокой внутренней учебной мотивации, значит
педагог должен уметь организовывать работу по её усилению у обучающихся
Гипотеза исследования
заключается в том,что внеурочная деятельность является эффективной формой
формирования мотивации к обучению школьников.
Объект исследования: процесс
обучения математике учащихся 9-х классов при помощи мотивационной системы.
Предмет исследования –
мотивация учения 9-х классов.
Цель исследования:
изучить особенности мотивации учебной деятельности старших школьников.
Для достижения цели
исследования и подтверждения гипотез были поставлены следующие задачи:
1…… (задачи первой главы)
2. Обосновать
исследование формирования мотивации в рамках предметной учебной и внеурочной
деятельности;
3. Изучить факты
мотивации к обучению на примере девятых классов в учебной и внеурочной
деятельности по математике;
Заключение:
Объяснительного
объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение,
продолжительность, устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной
цели, предварительная настройка на будущие события, повышение эффективности,
адекватности или смысловой целостности одного акта поведения. При этом на
уровне познавательных процессов их избирательность подлежит мотивационному
объяснению; эмоционально специфичная окраска.
Изучение мотивационной
структуры школьников на этапе обследования показало, что мотивы
самоопределения, мотивы самосовершенствования и мотивы престижа оказались
непосредственно побудительными мотивами их учебной деятельности.
На основании полученных
данных мы разработали развивающий комплекс занятий по формированию учебных
мотивов по предметам и внедрили его в учебный процесс.
Результаты
заключительного этапа исследования показали, что создание условий для развития
учебной мотивации на формирующем этапе способствовало положительной динамике
мотивационной структуры.
В данной работе были
рассмотрены мотивы учения школьников при переходе в общеобразовательную школу,
особенности их динамики. Выявлена смена доминирующих мотивов с внешних на
внутренние в процессе начального школьного обучения. Внутренние мотивы также преобладают
в общей массе учеников.
В заключение хотелось бы
указать, что искусство воспитания все-таки состоит в создании правильного
сочетания мотивов «понятых» и «действительно действующих» и в то же время в
умении придавать большее значение успешному результату. индивидуальная жизнь.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 2. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ
ПРЕДМЕТНОЙ УЧЕБНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 2.1
Цель и задачи педагогического эксперимента
Экспериментальное
исследование проходило на базе МБОУ СОШ №39 г. Рязань. в период с октября 2021
года по апрель 2022 года. В нем принимали участие учащиеся 9А и 9Б классов в
возрасте 14-15 лет, в количестве 24 человек (в каждом классе).
Цель исследования –
разработка комплекса занятий по математике для развития мотивации процессе
учебной и внеурочной деятельности у школьников а также проверка эффективности
разработанного комплекса занятий.
Задачи исследования:
1. установить интенсивность познавательных
потребностей.
2. разработать «Комплекс занятий по
математики для формирования мотивации учащихся на учебных и внеурочной
деятельности у школьников»
3. проверить эффективности разработанного
комплекса занятий. 2.2
Содержание педагогического эксперимента: этапы, методики, обоснование
методологии
В исследование были
включены ученики 9А (экспериментальная группа) и ученики 9Б (контрольная
группа, не участвовавшая в эксперименте). Два класса были включены для
сравнения результатов до и после исследования.
Как уже было сказано,
учеба проходила в средней школе МБОУ №1. 39 в Рязани с октября 2021 года по
апрель 2022 года.
Работа включала 3 этапа:
1 этап — исследование
формирования мотивации школьников.
На первом этапе
эксперимента в октябре 2021 г. группа изучалась на предмет мотивации к обучению
с помощью опросника А.А. Реана для определения уровня мотивации к обучению у учеников
(приложение 2). Цель методики — определить уровень учебной мотивации
школьников.
Далее определение
внутренней учебной мотивации учащихся, через выявление уровня развития её у
каждого ученика изучалось с помощью опросника М.И.
Лукъянова, Н.В. Калинина (приложение
3)
Цель методики — выявить мотивацию обучения школьников через выявление
уровня развития её у каждого ученика.
2 этап – Создание комплекса
занятий (табл.1)