Часть дипломной работы на тему Использование технологии дифференцированного обучения на уроках обществознания в 10-11 классах.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава
2. Внедрение технологии дифференцированного обучения на уроки обществознания в
10-11 классах. 3
2.1.
Педагогические проблемы, возникающие при
использовании технологии дифференцированного обучения. 3
2.2. Дифференцированное обучение как средство подготовки к
ЕГЭ по обществознанию.. 13
2.3. Результативность использования технологии
дифференцированного обучения на уроках обществознания в 11 классе. 19
Глава 3. Описание опытно-педагогической работы по теме
исследования. 24
3.1 Описание результатов исследования. 24
3.2 Методические рекомендации по реализации технологии
дифференцированного обучения на уроках обществознания в 10-11 классах. 28
Заключение. 52
Список использованных источников. 56
Приложения. 59
Введение:
Заключение:
Дифференциация обучения достигается путем обеспечения каждого
ученика нагрузкой, соответственно с его индивидуальными возможностями,
практикуется различными способами: дифференцированные домашние задания,
необязательные задания, дополнительные индивидуальные задания. Учебный процесс
должен не просто приспосабливаться, подстраиваться под свой уровень знаний и
умений учащихся, меняя содержание и методы, а ориентироваться на достижение
максимально важных результатов каждым учеником и, что не менее важно, на
развитие мышления, познавательных возможностей, интересов. Следовательно,
организация дифференцированного подхода к обучению является одним из сложных
вопросов, в котором связаны теоретические, чаще не до конца решены вопросы, и
практические требования их реализации на конкретном предмете, в конкретных
классах. Для организации индивидуального подхода учителю необходимо следующее: иметь
представление об особенностях умственной деятельности равных групп учащихся, о
путях развития мышления, уметь оценивать уровень развития учащихся, уметь
оказывать помощь разной степени, если ученики наталкиваются на трудности,
владеть формами организации индивидуального подхода с учетом необходимости
развития мышления.
Реализовать в практике преподавания принципы дифференциации
возможно, используя различные методы и формы обучения, различные приемы работы
с учащимися. При этом данная технология не ограничивает учителя в выборе
методов, средств и форм обучения — все это находится полностью в компетенции
учителя. Вместе с тем следует помнить, что те или иные педагогические решения
учителя не должны перечеркивать основных принципа технологии, основой которой
является уровневая дифференциация.
Проведенный
анализ генезиса проблемы дифференцированного обучения показал, что с 1995 года
начался новый — интегрирующий — этап, который характеризуется взаимно-обратными
связями между индивидуализацией и дифференциацией их взаимодополнением, охватом
различных предметов и видов учебной деятельности, введением задач
дифференциации и индивидуализации обучения в ранг первоочередных проблем
современного образования. В целом существующее состояние разработки проблемы
охарактеризовано как таковое, когда имеются необходимые методологические и
теоретические основы для дальнейшего развития этой проблемы, а в обществе имеются
необходимые предпосылки: гуманизация и демократизация общественных отношений,
готовность субъектов образовательного процесса к внедрению соответствующих
технологий.
Вместе
с тем в ходе теоретического анализа доказано, что технологизация этого
процесса, которая способствовала бы широкому внедрению идеи дифференциации в
практику работы общеобразовательных школ, еще не состоялась. Ни один из
существующих подходов к решению проблемы дифференцированного обучения на уроке
не позволяет в полной мере соединить теорию с практикой работы школы.
Сделан
вывод о необходимости применения системно-технологического подхода к решению
проблемы дифференцированного обучения на уроке путем создания системы
педагогических условий дифференцированного обучения и соответствующей
педагогической технологии, которая обеспечивает ее реализацию в учебном
процессе.
Выявленные
типичные процессуально-организационные, процессуально-содержательные и
управленческие недостатки в организации дифференцированного обучения на разных
этапах урока и объективные причины, мешающие широкому внедрению
дифференцированного обучения в практику работы школы. Определена система
педагогических условий, которая обеспечивает возможность и эффективность
дифференцированного обучения на всех этапах урока. Она состоит из следующих
компонентов: применение системно-технологического подхода к организации
дифференцированного обучения; осуществление трехуровневой типологизации
учащихся по психолого-педагогическим, психофизиологическим и ситуативно-обусловленным
критериям; варьирование и дозирование видов самостоятельной работы и форм ее
контроля в соответствии с определенными индивидуально-типологическими особенностями
учащихся на всех этапах урока; введение инвариантных и вариативных форм
организации дифференцированной групповой учебной деятельности на разных этапах
урока; технологизация учебного процесса, соответствие технологии
дифференцированного обучения определенным индивидуально-типологическим
особенностям учащихся.
Основными
направлениями модернизации урока, технологии его проведения, закладываемых в
теоретической модели, является модификация организационной структуры урока
путем приспособления его этапов к темпу обучения учащихся разных типологических
групп; применение самостоятельной работы на всех этапах урока не только как
метода обучения, но и как технологического средства «компенсации» различий в
темпе обучения учащихся разных типологических групп; рассмотрение
типологической группы как совокупного субъекта учебного процесса, который имеет
свою собственную траекторию познавательной деятельности; наличие
дифференцированных средств обратной связи для соотнесения результатов
познавательной деятельности на каждом этапе урока; оптимизация управления
дифференцированной познавательной деятельностью путем применения графических
технологических карт, организации такого взаимодействия типологических групп,
которая не допускает деструктивного влияния на личностное развитие.
Технология
дифференцированного обучения учащихся позволяет эффективно решать не только
дидактические задачи по укреплению знаний, умений, навыков и развития
учебно-познавательной деятельности, но и осуществляет косвенное влияние на
формирование положительных мотивов учения, познавательного интереса,
самоорганизации, самостоятельности как черты личности, волевых качеств и тому
подобное.
Экспериментально
подтверждено, что предложенная технология (теоретическая модель, совокупность
условий, методическое обеспечение дифференцированного обучения учащихся)
является инвариантной дидактической основой частично-предметных методик
преподавания. Положительный результат ее применения на частично-предметном
уровне (в деятельности привлеченных к эксперименту учителей) доказывает ее
эффективность и практическую значимость.
Полученные
результаты дают право утверждать, что исходная методология исследования
правильная, определены задачи реализовано, цель достигнута, совокупность
научных выводов имеет важное значение для теории и практики дифференцированного
обучения учащихся общеобразовательной школы. Диссертационное исследование
открывает возможности для дальнейшего изучения дифференциации как интегративной
основы других технологий обучения.
Фрагмент текста работы:
name=»_Toc55650911″>color:windowtext’>Глава 2. Внедрение технологии дифференцированного обучения на
уроки обществознания в 10-11 классахstyle=’font-family:»Times New Roman»,serif’>name=»_Toc55650912″>»Times New Roman»,serif;color:windowtext’>2.1. Педагогические проблемы, style=’background:white’>возникающие при использовании технологии
дифференцированного обученияstyle=’font-size:14.0pt;line-height:150%;font-family:»Times New Roman»,serif;
background:white’>150%’>border:none windowtext 1.0pt;mso-border-alt:none windowtext 0cm;padding:0cm;
mso-fareast-language:RU’>В современном мире в связи с трансформациями, которые
встречаются как в обществе, так и в самой системе образования, требования к
профессии учителя значительно возросли. Это подразумевает серьезные перемены в
работе учителя. Модернизация образования требует от него подготовки
разноплановой личности с необходимыми знаниями, навыками и умениями,
обязательными и нужными в жизни, а также воспитания высокоморального человека,
любящего свою Родину и способного творчески подойти к какому бы ни было делу.
Внедрение педагогами современных образовательных технологийstyle=’mso-spacerun:yes’>  в учебный процесс поможет воспитать такого
человека. Подробнее остановимся на технологии дифференцированного обучения.150%’>border:none windowtext 1.0pt;mso-border-alt:none windowtext 0cm;padding:0cm;
mso-fareast-language:RU’>Данная технология имеет как достоинства, так и
недостатки. Некоторые из ключевых преимуществ включают:150%’>border:none windowtext 1.0pt;mso-border-alt:none windowtext 0cm;padding:0cm;
mso-fareast-language:RU’>•  У
каждого ученика есть возможность обучаться на том уровне, который полностью
соответствует его способностям.150%’>border:none windowtext 1.0pt;mso-border-alt:none windowtext 0cm;padding:0cm;
mso-fareast-language:RU’>•  Грамотное
деление класса на группы позволяют учителю продумать урок таким образом, чтобы
разработать форму помощи для каждого ученика индивидуально.150%’>border:none windowtext 1.0pt;mso-border-alt:none windowtext 0cm;padding:0cm;
mso-fareast-language:RU’>•  В
традиционных методах обучения акцент делается на сильных учеников. При
дифференцированной технологии обучения слабые дети получают больше возможностей
для самовыражения, а также с большим желанием вовлекаются в образовательный процесс.150%’>border:none windowtext 1.0pt;mso-border-alt:none windowtext 0cm;padding:0cm;
mso-fareast-language:RU’>•  Для
сильных детей появляются условия для полного раскрытия их творческих
способностей, творческого мышления, решения задач высокого уровня сложности, и
это в дальнейшем способствует развитию имеющихся навыков.150%’>border:none windowtext 1.0pt;mso-border-alt:none windowtext 0cm;padding:0cm;
mso-fareast-language:RU’>•  Посредством
использования технологии дифференцированного обучения ученикам становится проще
добиться высоких результатов. При этом становится интересным сам процесс
усвоения материала.150%’>border:none windowtext 1.0pt;mso-border-alt:none windowtext 0cm;padding:0cm;
mso-fareast-language:RU’>•  У более
сильных учеников происходит рост мотивации, а это способствует более глубокому
усвоению материала, а это в свою очередь, увеличивает темп работы.150%’>border:none windowtext 1.0pt;mso-border-alt:none windowtext 0cm;padding:0cm;
mso-fareast-language:RU’>Если с преимуществами данной технологии всё понятно,
то какие же могут быть недостатки? Рассмотрим лишь два аспекта этой проблемы:
трудности дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем успешности и
трудности работы со смешанными (разнополыми) ученическими коллективами.style=’font-size:14.0pt;line-height:150%;font-family:»Times New Roman»,serif;
mso-fareast-language:RU’>150%’>border:none windowtext 1.0pt;mso-border-alt:none windowtext 0cm;padding:0cm;
mso-fareast-language:RU’>Напомним, что эти трудности могут осознавать только
учителя, чувствительные к психологическим нюансам педагогических событий.
Многие учителя работают, даже не замечая этих проблем. Однако это не означает,
что игнорирование проблемы автоматически приводит к ее решению. Непонимание
учителем тонкостей организации соответствующих направлений работы создает
новые, побочные проблемы, которые нередко решаются неоптимальным путем.style=’font-size:14.0pt;line-height:150%;font-family:»Times New Roman»,serif;
mso-fareast-language:RU’>