Часть дипломной работы на тему Использование различных форм проведения уроков математики, как средство формирования познавательного интереса младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ 6
1.1. Формирование познавательного интереса младших школьников 6
1.2. Методика формирования познавательного интереса младших школьников в процессе изучения математики 15
1.3. Формы проведения уроков математики 18
Выводы из первой главы 24
ГЛАВА 2. ОПЫТНО–ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ 26
2.1. Выявление уровня сформированности познавательного интереса 26
младших школьников 26
2.2. Разработка и реализация серии уроков по математике, направленных на формирование познавательного интереса младших школьников 30
2.3 Анализ результатов опытно–экспериментальной работы 36
Выводы по второй главе 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
ПРИЛОЖЕНИЕ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 49
Введение:
Современное общество требует воспитание интеллектуальных смелых людей, самостоятельных, оригинально мыслящих, творческих людей, умеющих принимать эффективные решения в нестандартных ситуациях. Очевидно, что эти способности личности формируются в школьном возрасте. На уроках математики, например, формируется логическое, критическое и нестандартное мышление. Однако, современная школа столкнулась с проблемой потери познавательного интереса к изучаемому предмету. И появляется эта проблема уже в начальной школе.
Познавательная активность учащегося состоит из множества факторов, на нее оказывают влияние, как внешние обстоятельства, так и внутренние условия. Познавательная деятельность, а также в частности познавательные интересы, несомненно, формируются под влиянием внешних факторов. Однако с течением времени, а также в соответствии с взрослением учащихся их действия становятся более осмысленными и осознанными, соответственно, внутренние факторы с большей степенью будут влиять на познавательную активность. К числу внутренних факторов можно отнести: взгляды на мир, жизненный опыт, заинтересованность в чем-либо, определенные нужды. Перечисленные обстоятельства формируют направления деятельности учащихся, а также воздействуют на их психическое состояние.
Познавательная активность, несомненно, является движущей силой. Поэтому на основе данной силы учащиеся формируют свою систему ценностных ориентаций. Интересы и потребности каждого учащегося являются приоритетом в области образования на сегодняшний день. Успешность обучения каждого учащегося в школе и успешность его в целом зависит от того насколько у ребенка сформированы познавательные способности. Познавательные способности учащегося тесно связаны с его интеллектуальным развитием. Учащийся с хорошо развитыми познавательными способностями будет всегда стремиться к чему-то новому, и будет стремиться узнать что-то новое для себя. В свою очередь это будет положительно сказываться на интеллектуальном развитии учащегося.
Изучением познавательных способностей детей их развитием занимались многие авторы, исследователи, педагоги и психологи: А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконин, Н.Н. Поддъяков, Б.М. Теплов, Л.С. Выготский, Г.И. Щукина, Ю.К. Бабанский. Однако, несмотря на множество различных исследований, данная проблема остается все такой же актуальной и на сегодняшний день.
Значительное количество исследований посвящено проблеме познавательного интереса обучающихся, его формированию и развитию. Например, анализируются уровни и проявления формирования интереса в работах у В.В. Давыдова, условия и факторы, влияющие на формирование и развитие познавательных интересов у Ю.К. Бабанского. Несмотря на то, что познавательный интерес психологами и педагогами изучен достаточно полно, развитие устойчивого познавательного интереса остается проблемой, продолжающей волновать педагогов сегодня.
Много исследований посвящено изучению психологии познавательных интересов Е.В. Карповой, Н.А. Погореловой, Т.В. Ситникова и других. Ряд исследователей рассматривает познавательный интерес в качестве мотива (О.Е. Лебедева, Н.Г. Морозов, Т.А. Шамова и Г.И.Щукина).
Одна из главных причин нежелания учащихся учиться заключается в потере интереса к самой информации и способам ее получения. Мы предполагаем, что использование различных форм проведения уроков математики в начальной школе будет способствовать эффективному развитию познавательного интереса младших школьников. Этим обусловлена актуальность темы работы.
Целью исследования является описание и апробация различных форм проведения уроков математики, которые способствуют эффективному развитию познавательного интереса младших
Заключение:
Познавательный интерес представляет собой особое отношение человека к реальности, где выражено его желание многогранного, углубленного изучения, познания её существенных свойств. Познавательные интересы связаны с волевым стремлением личности к плодотворной деятельности. В младшем возрасте развитие познавательного потенциала важно для всего учебного процесса. Любовь, любопытство и познавательные способности являются основными основами успешного обучения. Наличие познавательных интересов в процессе, в частности, позволяет детям развить логику, анализ, сравнение и т.д.
Познавательный интерес формируется на основе нескольких составляющих. К числу таких составляющих можно отнести: интеллект, эмоции, волю. Центральным организующим звеном для развития познавательного интереса можно назвать мышление. Наличие познавательного интереса у ученика формирует благоприятную основу для обучения, которая нужна для педагога. А также важно отметить, что появление интереса способствует дальнейшему исследованию, формирует поисковую деятельность.
При обучении математике в начальной школе возможно использование следующих приемов: математических игр, викторин, разгадка математического кроссворда и ребуса, составление математических сказок, исследований, проектов и т.д. Поэтому наиболее эффективные методы и приемы формирования познавательных интересов детей при обучении математике в начальной школе – включение детей младшего школьного возраста в творческие задания, использование теоретических материалов на основе связи с практическими знаниями в реальной жизни, развитие умственных способностей с помощью загадок по математике, использование ребусов, сочинений, групповых форм работы.
Было определено, что возможности различных нетрадиционных форм уроков велики: они являются средством формирования познавательной деятельности школьников, активизации учащихся в процессе учебной работы, а также одним из способов стимулирования и развития интереса к учению. Но в то же время они должны реализовывать обучающие, развивающие и воспитательные задачи, которые ставятся на каждом уроке. Опыт работы показывает, что проведение нетрадиционных уроков возможно на любом этапе работы над учебным материалом, как во время проведения урока приобретения новых знаний, так и на уроках формирования умений и навыков, обобщения и систематизации знаний, на уроках повторения, контроля.
Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного интереса детей младшего школьного возраста в процессе подготовки к математике проводилась в МБОУ Одинцовская Гимназия №13.
В эксперименте на констатирующем этапе было выявлено, что контрольная и экспериментальная группы имеют средние и низкие уровни познавательных интересов в процессе подготовки к математике. Таким образом, мы разработали серию уроков с целью формирования познавательного интереса младшего школьного возраста в процессе подготовки по математике с учетом образовательных условий, заложенные в гипотезе исследования. На этапе формирования знаний, на формирующем этапе исследования на уроках математики мы проводили игры, в том числе урок-экскурсию, а также урок-викторину, разгадку кроссвордов и уроки-исследования, которые учитывают развитие познавательного интереса учащихся в процессе подготовки к математике.
Школьники сами определяли, формулировали задачи и цели занятий, проявляли свою фантазию и творческое мастерство по математике. Выполняли креативные задания, сочиняли ребусы, кроссворд. Эта серия занятий активизировала образовательную деятельность ребят. С удовольствием ребята выполняли предложенные нами разные задачи. На контрольном этапе проводилась повторная проверка уровня познавательного интереса учащихся при изучении математики, показавшая преобладание высокого и среднего уровня в экспериментальной группе. Мы можем заключить, что уроки, которые мы разработали и реализовали с учетом формирования познавательного интереса детей младшего школьного возраста в процессе подготовки математики, эффективны и значимы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
1.1. Формирование познавательного интереса младших школьников
Суть познавательной деятельности, а также познавательного интереса учащихся раскрывается во многих педагогических работах и трудах по психологии. Проанализируем данные источники.
Интерес к процессу обучения издавна считается предметом обсуждения в области педагогики. Стоит также отметить, что у каждого человека есть свои определенные интересы, в том числе это касается и учащихся. В соответствии с этим важно заметить, что образовательный процесс должен быть построен на интересах самих учащихся и стремлении к их развитию.
Понятие «интерес» раскрывается в трудах и исследованиях многих авторов, ученых, педагогов. Определения некоторых авторов представим в виде таблицы 1.
Таблица 1.1. Определение понятия «интерес» в исследованиях различных авторов и педагогов
Автор определения Содержание точки зрения автора
Даль В.И. В словаре представлены несколько толкований. Одно из них характеризует определенное благо, выигрыш, пользу. Другое характеризует увеличение прибыли в денежном эквиваленте. Третье характеризует определенные ценности, увеселение, радость [13, с.378].
Выготский Л.С. Автор изучал и рассматривал понятие интереса в качестве определенного воздействия на различные человеческие стороны, на взгляды человека, на его отношение к различным сторонам жизни, а также на свободное определение целей и подбор методов деятельности [10, с. 345].
Сухомлинский В.А. В соответствии с мнением автора интересом можно назвать определенное довольство в плане эмоций, которое опирается на некоторой реализации познавательной активности и отличается мотивированностью [38, с.3].
Морозова Н.Г. В соответствии с мнением автора интересом можно назвать основу взаимоотношений между социумом и остальным мирозданием [36, с.123].