Часть дипломной работы на тему Использование проектной деятельности в образовательном процессе по биологии на примере темы «Дыхание»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Формирование проектной деятельности в образовательном процессе на уроках биологии в старших классах средней школы 7
1.2. Методические средства оценивания основ проектной деятельности 15
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Введение:
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в усилении его индивидуализации, повышении функциональности и эффективности. На старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение и ставится задача создания системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда, а также отработать и ввести гибкую систему профилей обучения в старшей школе, в том числе путем кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования. Переход российской системы образования на профильное обучение требует изменения целей и задач среднего биологического образования, которые необходимо направить на удовлетворение познавательных интересов и потребностей учащихся, на развитие личности ученика, формирование его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей.
В современных условиях модернизации российского школьного образования важным является внедрение в практику образовательных организаций инновационных форм и технологий учебно-воспитательной деятельности. Среди перспективных образовательных технологий по мнению ряда авторов [1-6] особое место отводится методу проектов. Актуальность применения метода проектов в педагогической практике обусловлена не только его инновационностью, но и многофункциональностью: возможностью интегрирования знаний и умений обучающихся, формирования и развития компетенций многостороннего развития личности школьника. Выше обозначенные показатели являются приоритетными задачами современного образования, закрепленными в нормативных актах ФГОС ООО.
Резюмируя данные контент-анализа научной литературы по проблеме становления и развития метода проектов в ретроспективном плане Морозова М.М. в своей работе [3] определяет метод проектов как философскую категорию образовательного процесса, интегрирующую теоретические и практические стороны цели и деятельности, результаты и достижения, знания и умения обучающегося.
Овладение предметной компетентностью по учебному предмету «биология» обеспечивает: формирование прочных и глубоких знаний о строении, функционировании, экологии, эволюции биологических систем на различных уровнях организации; развитие творческой личности ученика и реализацию цели профильного биологического образования; общеобразовательную профильную подготовку учащихся по биологии; формирование научной картины живой природы на основе усвоения учащимися системы биологических знаний, ознакомление с методами познания природы и взаимосвязью между развитием методов и теоретических обобщений биологической науки; развитие у старшеклассников познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем проведения эксперимента, решения биологических задач, моделирования биологических процессов; овладение умениями осуществлять самостоятельный поиск и анализ биологической информации, характеризовать современные открытия в области биологии; приобретение знаний по сохранению собственного здоровья и рационального природопользования; допрофессиональная подготовка к деятельности в отраслях, требующих глубоких биологических знаний (медицина, сельское хозяйство, природоохранная деятельность и т.п.); развитие навыков самообразования, проведения эксперимента и анализа его результатов, умений применить биологические знания на практике; подготовка к дальнейшему профессиональному образованию или профессиональной деятельности.
Фрагмент текста работы:
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Формирование проектной деятельности в образовательном процессе на уроках биологии в старших классах средней школы
Школа– это лаборатория творчества, где каждый ребёнок может проявить себя и раскрыть свои интересы и увлечения. Здесь ребёнок может раскрыться как личность, сделать выбор, свободно проявить свою волю.
Учителям важно заинтересовать ребёнка занятиями в школе, чтобы ребенок почувствовал, что школа может быть вторым домом [15].
В педагогической энциклопедии под учебной деятельностью понимается составная часть воспитательного и учебного процесса в школе, а также форма организации свободного времени учащихся [29].
Исследовательская деятельность упоминается в Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения и рассматривается как один из главных видов деятельности [51].
Кроме того, такой вид деятельности, как исследовательская деятельность, позволяет решить целый ряд чрезвычайно важных задач, таких, как:
1. Обеспечить школьников благоприятными условиями в школе;
2. Улучшить условия для развития ребенка;
3. Учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся [31].
Также исследовательская деятельность объединяет все виды деятельности школьников (не считая учебной деятельности на уроке), в которых реализуются задачи воспитания и социализации учащихся. В зависимости от этого само мероприятие используется как форма воспитательной деятельности, в которой объединены способы организации, включающие задачи, цели, содержание, методы и приемы [16].
В учебнике педагогики описаны формы исследовательской работы. Они разделены на такие группы: словесные формы (читательские конференции, диспуты, лекции, т.п.); наглядные формы (школьные музеи, выставки, тематические стенды и т.п.); практические формы (походы, экскурсии, различные кружки, и т.п.) [15]. Но эти классификации не отображают всего разнообразия форм организации исследовательской деятельности.
Например, организации познавательно-развивающей деятельности учащихся наиболее всего подходят такие формы, как: викторина, «Что? Где? Когда?», конкурс эрудитов, конкурс проектов и многое другое [22].
В свою очередь, при осуществлении задач нравственного воспитания могут широко применяться такие формы: диспуты, круглый стол, вечера вопросов и ответов, беседы на этические темы, обзор литературы по разным проблемам, акции милосердия, и многие другие.
Вместе с тем, при организации эстетического воспитания используются: «Час биологии», экскурсии в музеи, прогулки на природу, литературные и музыкальные вечера, обзоры журналов и многие другие [17].
При организации физического воспитания широко применяются: игровые технологии типа «Веселые старты», небольшие олимпийские игры, спортивные вечера и утренники, беседы о гигиене, здоровье и физической культуре и др. Всё это способствует всестороннему развитию личности [26].
Следует отметить, что исследовательская деятельность имеет особое значение в школьном обучении. Учащиеся начинают общаться друг с другом в классе, в различных кружках и секциях. Кроме этого, меняется и содержание общения. Если раньше общение основывалось на игре, то теперь общение становится деловым [18].
В настоящее время в учебной деятельности существует огромное количество различных мероприятий, которые педагог может использовать для достижения определенных воспитательных целей [11].
Исследовательская деятельность, как правило, дополняет обычный урок, предоставляет возможность расширять кругозор, развивать творческую деятельность и воображение ребенка.