Физическая культура (дошкольное образование) Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Использование подвижных игр для развития быстроты у дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ БЫСТРОТЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ 8

1.1 Подходы к пониманию проблемы развития быстроты у детей дошкольного возраста 8

1.2 Средства развития быстроты 20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33

  

Введение:

 

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников всегда было первостепенной задачей образовательных учреждений. Государству нужны личности гармонически развитые, активные, успешные и обладающие хорошим здоровьем. В связи с этим физкультурно-оздоровительное направление деятельности всех детских садов и по сей день занимает важную и значимую сторону работы.

Об актуальности данной тематике физического развития можно судить о том, что данный раздел указан в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ 17 октября 2013 года, который содержит перечень требований к базовой программе дошкольных образовательных организаций (далее — ДОО). Требования направляют ДОО на создание таких условий для ребенка, которые помогут раскрыть его личностный потенциал в ходе видов деятельности, характерных для того или иного возраста [33; с. 10].

Согласно Федеральному образовательному стандарту, образовательная работа по «Физическому развитию», основывается с учетом потребностей детей. ФГОС утверждает существенные принципы образования. В стандарте отчетливо обусловлены определенные цели и задачи.

Образовательная область «Физическое развитие» содержит приобретение опыта в последующих видах поведения детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, нацеленных на формирование таких физических качеств, как быстрота, ловкость и гибки др.

Решение задач физического развития детей дошкольного возраста связано с улучшением работы по общефизическому воспитанию в дошкольных образовательных организациях, с развитием физических качеств ребенка: силы, выносливости, быстроты, гибкости и ловкости.

Такое физическое качество как «быстрота» играет важную роль в жизни ребенка, давно является предметом изучения различных исследователей. Структура двигательных действий описана в трудах ученых — Вадима Константиновича Бальсевич, Николая Александровича Бернштейн, Юрия Дмитриевича Железняк, Льва Павловича Матвеева, Ильи Мордуховича Туревского, Владимира Павловича Филина, Натальи Александровны Фоминой и др. [27; с. 116].

С точки зрения Виктории Ивановны Лях, развитие различных физических качеств возможно уже с шестилетнего возраста [18; с. 22]. Существование предпосылок для успешного развития всех двигательных способностей у дошкольников доказывают исследования Владимира Васильевича Зайцева, Сергея Петровича Левушкина, Сергея Николаевича Блинкова. По их мнению, развитие быстроты у детей старшего дошкольного возраста происходит под воздействием постоянных упражнений, что уменьшает вероятность создания у детей основ для ошибок при выполнении упражнений. Работа над их совершенствованием расширяет диапазон спортивных возможностей детей, формирует их координационные способности [18; с. 28].

Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Поэтому исследователи: Юрий Иванович Портных, Евгений Рафаилович Яхонтов, Дмитрий Александрович Синяжников связывают развитие быстроты с подвижными играми, обусловленными определенными правилами и имеющие эмоциональную окраску [11; с. 12].

Подвижные игры оказывают всестороннее влияние не только на организм, но и на формирование личности ребенка. Игра, протекая ненавязчиво и незаметно, позволяет ребенку само выражаться, применять сформированные умения и осваивать новые.

По определениям отечественных психологов Льва Семеновича Выготского и Александра Владимировича Запорожца игра является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребенка происходят значительные изменения. Быстрота вырабатывается во время подвижных игр, игр эстафет, которые проводятся в усложненных критериях и требующих неожиданного изменения техники движения, с дополнительными поручениями, с внедрением всевозможных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования [27; с. 192].

Некоторые исследователи такие как, Татьяна Ивановна Осокина, Нина Владимировна Полтавцева, Эмма Яковлевна Степаненкова констатируют факт, что подвижная игра является средством не только согласованного развития ребенка, школой управления собственным поведением, вырабатывания позитивных отношений и благополучного эмоционального состояния, но и средством воспитания двигательных качеств [12; с. 10].

Александр Владимирович Запорожец отмечал то, что подвижная игра, представляет собой первую доступную для дошкольников форму деятельности и предполагает сознательное воспроизведение навыка движений. Некоторые специалисты полагают, что подвижная игра – это особый интерес при решении этой проблемы представляет вопрос развития быстроты детей дошкольного возраста в подвижных играх.

Исследования таких авторов как Эугения Йоно Адашкявичене, Александры Владимировны Кенеман, Домны Васильевны Хухлаевой, Евдокии Андреевны Тимофеевой и др. показали, что применение подвижных игр дает лучший эффект в развитии физических качеств детей. Тем не менее, проведенный анализ теоретической литературы показал, что у различных авторов не сформировалось единого представления по данной проблеме, по некоторым позициям наблюдаются расхождения во взглядах [24; с. 8].

Предположим, что можно использовать подвижные игры для развития быстроты, потому что она является одной из комплексных средств воспитания и нацелена на всестороннюю физическую подготовленность, посредством овладения основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности.

Объект исследования – развитие быстроты у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – использование подвижных игр для развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования – теоретическое и практическое обоснование использования подвижных игр в процессе развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования – подвижные игры можно использовать в процессе развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста, если:

 определить особенности и содержание работы по развитию быстроты у детей старшего дошкольного возраста;

 подобрать подвижные игры с учётом особенностей развития быстроты и требований к организации и проведению подвижных игр с дошкольниками;

 разработать и реализовать перспективный план мероприятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр, учитывая специфику развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыть подходы к пониманию проблемы развития быстроты у детей дошкольного возраста.

2. Описать средства развития быстроты у детей дошкольного возраста.

3. Рассмотреть сущность подвижных игр и особенности их использования в старшем дошкольном возрасте.

4. Разработать и частично реализовать перспективный план мероприятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр, учитывая специфику развития быстроты у детей старшего дошкольного возраста.

Методологическая основа:

 по проблеме развития быстроты: исследования быстроты (Нина Анатольевна Ноткина, Валентина Николаевна Шебеко, Наталья Александровна Ермак Елена Николаевна Вавилова); исследования развития физических качеств дошкольников (, Валентина Андриановна Шишкина, Зоя Ильинична Кузнецова, и др.);

 по вопросам использования в практике ДОО подвижных игр: положение об игре как ведущем виде деятельности детей дошкольного возраста (Лев Семенович Выготский, Роза Иосифовна Жуковская, Светлана Леонидовна Новоселова, Даниил Борисович Эльконин); исследования развивающих возможностей подвижных игр (Ефим Аронович Аркин, Валентин Владиславович Гориневский, Николай Афанасьевич Метлов, Александра Владимировна Кенеман, Мина Матвеевна Конторович, Татьяна Ивановна Осокина, Елена Александровна Тимофеева и др.).

Методы исследования: анализ теоретической и научно-методической литературы по теме исследования, метод анализа информации, были использованы и общенаучные методы: анализ, синтез, обобщение.

Проект имеет теоретическое обоснование и может использоваться воспитателями и инструкторами по физическому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях.

Практическая значимость данного исследования заключается в разработке перспективного плана мероприятий для детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр для развития быстроты для педагогов

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Подходы к пониманию проблемы развития быстроты у детей дошкольного возраста

Проявление форм быстроты движений находится в зависимости от целого ряда факторов [34; с. 102]:

— положение центральной нервной системы и нервно — мышечного аппарата человека;

— силы мышц;

— возможности мышц передаваться от усиленного состояния до расслабленного;

— морфологических отличительных черт мышечной ткани и ее композиции (т.е. от соответствия стремительных и медленных волокон);

— энергетических резервов в мышце (к примеру, аденозинтрифосфорная кислота — АТФ и креатин фосфат — КТФ);

— возраста и пола;

— амплитуды перемещений, т. е. от уровня физической активности в суставах;

— биологического ритма жизнедеятельности организма; — возможности к координации перемещений при скоростной работе;

— скоростных и естественных способностей человека.

С физиологической точки зрения быстрота реакции находится в зависимости от скорости протекания последующих 5 фаз:

— перехода контрольной информации по нервным путям, ее рассмотрения и вырабатывание эфферентного сигнала;

— передачи возбуждения в основную нервную систему; — появления возбужденности в сенсоре (например, визуальном, слуховом, тактильном и т.д.), участвующем в восприятии сигнала;

— возбужденности мышцы и возникновения в ней механизма активности;

— выполнения передающего сигнала от центральной нервной системы к мышце [6; с. 30].

Согласно установлению Владимира Павловича Филина [19; с. 34] быстрота – это то качество, которое чрезвычайно неодинаково и характерно обнаруживается в многообразных физических действиях человека.

Доктор педагогических наук Николай Георгиевич Озолин [11; с. 89] изучил понятие быстроты, как умение осуществлять движения быстро, что считается одним из самых существенных качеств спортсмена.

Понятие «быстрота», в спорте включает в себя — непосредственно скорость движений, частоту, их способность к ускорению, а также скорость двигательной реакции. Это помогает увеличить продолжительность работы и выполнять ее с максимальной скоростью, как следствие, это также необходимо тем, для кого это качество обычно не считается ведущим.

Во многих видах спорта быстрота движений должна поддерживаться на максимальном уровне в течение определенного времени. Это требует особой выносливости. Скорость может быть общей и специальной. Скорость движений, частота, а также быстрота реакции в значительной степени зависят от уровня спортивной экипировки.

Овладение наиболее подходящей формой движений (например, правильным расположением центра тяжести тела, направлением усилия, укорочением рычагов, использованием инерции и т.д.) позволяет выполнять их быстрее. Однако быстрые движения в основном выполняются с проявлением высокой мышечной силы, часто называемой «взрывной силой». В результате значение мышечной силы в такой скорости движений чрезвычайно велико и значимо [5; с. 25].

Наиболее оптимальными периодами для формирования скоростных способностей, как у девочек, так и у мальчиков, приходится на возраст от 6 до 10 лет. Целенаправленные воздействия или занятия всеми видами спорта оказывают положительное влияние на развитие быстроты.

Двигательные навыки и умения, сформированные у детей в возрасте до семи лет, формируют основу для их дальнейшего совершенствования в школе, способствуют овладению более сложными движениями и позволяют им в будущем достигать высоких результатов в спорте.

Воспитание физических качеств является необходимым условием для полноценного физического развития дошкольников. Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, бросать — нужно обладать соответствующими двигательными качествами, которые нужно развивать.

Проблемами развития физических качеств занимались профессора и кандидаты педагогических наук Зоя Ильинична Кузнецова, Нина Анатольевна Ноткина, Валентина Николаевна Шебеко, Наталья Александровна Ермак, Елена Николаевна Вавилова); Валентина Андриановна Шишкина, Татьяна Эдуардовна Токаева и др. [9; с. 18].

Физические (двигательные) качества понимаются как отдельные качественные аспекты двигательных возможностей человека: скорость, сила, гибкость, выносливость и ловкость.

Физические качества отличаются от других черт личности тем, что они могут проявляться только при решении двигательных задач посредством двигательных действий.

Двигательные действия, используемые для решения двигательной задачи, могут выполняться каждым человеком по-разному. Некоторые имеют более высокую скорость выполнения, другие обладают более высокой точностью воспроизведения параметров движения и т.д.

Когда дети выполняют физические упражнения у них закрепляются знания о повадках животных, птиц, насекомых, природных явлениях, общественной жизни. Полученные знания позволяют детям более осознанно выполнять физические упражнения и самостоятельно повторять их не только в детском саду, но и дома. Постепенно объем знаний с возрастом расширяется.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы