Иностранные языки Часть дипломной работы Иностранные языки

Часть дипломной работы на тему Использование опор как средство интенсификации обучениямонологической речи на среднем этапе обученияиностранным языкам в средней общеобразовательной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА.. 6

1.1 Современные
подходы к обучению монологической речи в средней общеобразовательной школе. 6

1.2 Пути
интенсификации обучения монологической речи на уроках английского языка. 12

1.3 Использование опор как средства
интенсификации обучения монологу  22

2. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ
ОСМЫСЛЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОР НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.. 32

2.1 Описание
опыта учителей. 32

2.2 Комплекс
упражнений по развитию монологической речи с использованием опор. 36

2.3 Методические
рекомендации по применению опор для обучения монологической речи. 65

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 76

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.. 79

ПРИЛОЖЕНИЕ. 85

  

Введение:

 

Актуальность исследования.
Формирование монологической речи учащихся на уроках иностранного языка является
сложной и важной задачей. Сложность определяется тем, что актуализация монологической
речи связана с наличием целого ряда навыков владения иностранным языком: понимания,
говорения, умения творчески формировать высказывание. Все эти навыки должны реализовываться
в процессе монологической речи. Важность задачи обусловлена тем, что хорошее владение
иностранным языком во многом проявляется именно в умении творчески формировать монолог.
Большую помощь в решении таких задач оказываются опоры, которые являются необходимым
инструментом в процессе овладения монологической речью. Поэтому исследование применения
опор для обучения монологической речи и имеет свою актуальность.

Современное понимание языка как универсальной знаковой системы,
выполняющей социальные функции, позволяет рассматривать язык в обучении как средство
формирования и формулирования мысли, отражения видения человеком окружающего его
мира, хранения информации, выражения чувств.

Проблема развития речи, а также формирования монологических навыков
и совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи
всегда находились в центре внимания теории и практики обучения.

Проблема формирования монологических навыков учащихся связана
с дидактическими принципами, которые в своей совокупности определяют требования
к системе обучения в целом и к ее отдельным компонентам.

Эффективными методами формирования монологических навыков являются
различные виды интерактивного обучения, способствующие развитию творческого мышления,
познавательной активности и применению знаний на практике.

Речь должна отбираться с учетом требований программ для начальной
школы, отражающих речевые потребности младших школьников, с учетом принципов отбора
ЛЕ и того, что вся речь начального этапа усваивается двусторонне, т е. для узнавания
в процессе чтения и аудирования (рецептивный аспект) и употребления в собственных
речевых высказываниях учащихся (продуктивный аспект).

Степень изученности темы.
Использование опор для формирования монологической речи на уроках английского
языка имеет частое и большое применение, поэтому и данная тема широко исследована
методистами. Изучению этой темы посвятили свои труды следующие ученые: В.А. Артемов,
А.К. Артыкбаева, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, Е.И. Пассов и др.

Целью данной работы
является исследование особенностей применения опор для интенсификации обучения монологической
речи на среднем этапе обучения иностранным языкам.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие
задачи:

1.Проанализировать современные подходы к обучению монологической
речи на уроках иностранного языка;

2. Изучить пути интенсификации обучения монологической речи на
уроках английского языка;

3. Охарактеризовать особенности использования опор как средства
интенсификации обучения монологу;

4.Описать опыт учителей в сфере применения опор для интенсификации
обучения монологу;

5.Разработать комплекс упражнений с применением опор для развития
монологической речи;

6.Разработать методические рекомендации по применению опор для
уроков, посвященных обучению монологической речи.

Объектом исследования
является процесс обучения монологической речи.

Предметом исследования
является применение опор как средства интенсификации обучения монологической речи.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

— теоретические – анализ
методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, анализ
используемых в исследовании понятий и выполненных ранее исследований;

— эмпирические – изучение
опыта учителей, разработка комплекса упражнений и рекомендаций по применению опор
для обучения монологической речи на уроках английского языка.

Практическая значимость. Материалы данного исследования могут быть использованы в практике
учителей для формирования навыков у учащихся составлению и актуализации монологической
речи. Разработки, представленные в данной работе, могут применяться на уроках английского
языка.

Структура исследования представлена введением, двумя главами,
заключением и списком использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе исследования мы изучили вопрос применения опор для формирования
навыков монологической речи на уроках английского языка. Целый ряд исследователей
и методистов подчеркивают необходимость применения опор и тот факт, что опоры позволяют
интенсифицировать обучение монологической речи. Часто исследователи отмечают определенные
характеристики процесса обучения и моменты при использовании опор. Е. Пассов, например,
указывает на то, что качества монологической речи должны формироваться у учащихся
вне зависимости от того, какие именно опоры будет использовать учитель. Т. е. сами
качества должны быть универсальными, а монологическая речь, в итоге, должна быть
развита всесторонне. Е. Н. Солова большое внимание уделяет особенностям индуктивного
и дедуктивного метода применения опор и отмечает, что еще на дотекстовом уровне
у учащихся начинает формироваться опыт выстраивания монолога, ведь учащиеся ориентируются
на речь учителя, аннотацию текста, выписанные на доске ключевые слова. Интересное,
на наш взгляд, замечание делает С.В. Селеменев о применении авторских опор, т. е.
специально разработанных учителем с учетом конкретного уровня навыков и знаний учащихся,
эти опоры, по мнению исследователя, принесут больше пользы, чем опоры шаблонные.

В итоге мы видим, что разные исследователи уделяют большое внимание
опорам, отмечают многообразные возможности их использования. Но само обучение монологической
речи, в итоге, должно привести к тому, что учащиеся будут без помощи опор вести
монолог.

Во второй части исследования представлено практическое осмысление
использования опор в процессе обучения навыкам монологической речи.

Исследование опыта учителей показало, что эффективным будет использовать
самые разные опоры с ориентацией на степень владения английской речью учащимися.
Обучение выстраиванию монолога должно вестись от простого к сложного. Например,
сначала можно использовать в качестве опор сюжетные картинки и вести урок таким
образом, чтобы учащиеся могли ориентироваться на вопросы учителя и развивать свой
монолог в привязке к опорам. На более сложных и совершенных этапах опоры должны
способствовать уже творческому формированию монолога учащимися. Опоры следует подбирать
так, чтобы они были понятны и интересны учащимся, поэтому большой популярностью
пользуются визуальные опоры, особенно сюжетные картинки.

Также мы разработали комплекс упражнений по обучению монологической
речи с использованием опор. Все упражнения объединены темой «My school». Эта тема
будет близка учащимся, что облегчит им выстраивание монолога на определенную тематику.
В предложенном нами комплексе упражнений используются разные опоры: картинки, логико-структурные
модели, формулируемые ситуации. Упражнения делятся на две группы. В первой группе
монолог выстраивается под контролем учителя, опоры задают смысловую направленность
монолога, и сама монологическая речь оказывается тесно связанной с представленными
опорами. Во второй группе выполнение упражнений требует уже творческого подхода,
сами опоры способствуют более развернутому составлению монолога.

С целью проверки эффективности предложенной методики формирования
англоязычной лексико-грамматической компетентности в иноязычном монологическом говорении
учеников был проведен эксперимент. Определена его цель, которая заключалась в проверке
его гипотезы относительно эффективности формирования англоязычной лексико-грамматической
компетентности в иноязычном монологическом говорении учеников. Задания эксперимента
охватывали: определение его характера и структуры; проведение оценки уровня сформированности
англоязычной лексико-грамматической компетентности в иноязычном монологическом говорении
учеников; реализацию методики формирования англоязычной лексико-грамматической компетентности
в иноязычном монологическом говорении в экспериментальной группе учеников; проведение
оценки уровня сформированности англоязычной лексико-грамматической компетентности
в иноязычном монологическом говорении участников с целью интерпретации полученных
данных и определения валидной гипотезы исследования.

В разработанных нами методических указаниях внимание уделяется
необходимости контроля: только понимая уровень навыков у учащихся учитель сможет
правильно подобрать опоры. Мы рекомендуем использовать самые разные опоры, что повысит
интерес учащихся к обучению. При использовании в качестве опоры текста, на наш взгляд,
будет полезно сначала хорошо ознакомить учащихся с этим текстом и задать по нему
контрольные вопросы – по хорошо знакомой опоре учащимся будет легче выстраивать
монолог.

Предложенные нами разработки можно использовать учителю иностранного
языка на практике, например, использовать разработанный комплекс упражнений.

Интересной перспективой дальнейшего исследования использования
опор при обучении монологической речи, на наш взгляд, станет разработка авторских
опор и опор, объединенных актуальной для учащихся темой, самой по себе способной
привлечь внимание учащихся и, тем самым, сделать процесс обучения более интенсивным.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 1.1 Современные подходы к обучению монологической речи
в средней общеобразовательной школе Навыки монологической речи являются очень важными для коммуникации
и для овладения иностранным языком. Монологическая речь, по определению М. Василика,
— это устное высказывание одного человека в целях сообщения информации, воздействия
или побуждения к действию, которое, как правило, обдумывается заранее [21, 25].
Монологическая речь – это особенное умение, выражаемое в грамотном построении речи,
развернутом высказывании своих мыслей, ощущений и т. п. Актуализация монологической
речи, поэтому, подразумевает объединение многих навыков: понимание слов и синтаксиса,
умение выражать свои мысли, вступать в коммуникацию и т. п.

Обучение монологической речи на уроках английского является важной
и непростой задачей, потому что здесь встречается несколько трудностей. Во-первых,
стоит отметить важность формирования самого навыка. Е.А. Флерина отмечает, что само
рассказывание (это и есть монологическая речь) развивает у детей мышление и речевые
навыки [33, 47]. Эти же аспекты можно рассматривать и в контексте формирования коммуникативных
навыков у учащихся на уроках английского языка: монологическая речь подразумевает
и логическое мышление, и правильное английское произношение, и построение предложений,
и словоупотребление. Самое сложное в обучении монологической речи заключается в
том, чтобы учащиеся научились экономно и творчески пользоваться активным языковым
материалом и умели выражать свои мысли правильно. Формирование таких навыков может
быть осуществлено только благодаря систематическому проведению соответствующих занятий
с применением необходимых методик. Однако следует отметить, что свое внимание отечественные
ученые и методисты к развитию монологической речи у учащихся начали обращать только
во второй половине ХХ в. Продолжились такие разработки и в XXI в. Среди методистов
и исследователей, разрабатывавших эти методики и специальные упражнения известны:
Е.И.Пассов, В.Л.Скалкин, Н.И.Гез, М.С.Ильин, Б.А.Лапидус, Е.Н. Соловова и др. При
этом, обучение монологической речи имеет свои особенности. Например, М. Львов указывает
на то, что для учащихся овладение монологической речью чаще всего представляется
более сложным процессом, чем овладение речью диалогической. С лингвистической точки
зрения монологическая речь характеризуется полносоставностью предложений, в отличие
от частичности предложений в диалогической речи и, как правило, развернутым изложением
мыслей. Это значит, что монологическую речь выстроить обычно сложнее из-за ее объемности.

Очень часто выделяют два метода обучения монологической речи:
дедуктивный и индуктивный.

Дедуктивный метод («сверху вниз») определяет, что обучение монологической
речи должно быть тесно связано с работой над текстом. Здесь есть свои преимущества.
Во-первых, текст наиболее полно описывает речевую ситуацию. Во-вторых, правильно
отобранные тексты обладают высокой степенью информативности, предопределяют содержательную
сторону высказываний учащихся. Подбирая нужный текст для занятий по формированию
навыков монологической речи, педагог помогает учащемуся: текст может быть интересным
для школьника, содержать в большом количестве именно те элементы речи, которые необходимо
развивать на данный момент и т. п. Т. е. учащийся может использовать текст как инструмент,
помогающий сформировать навыки, двигаться в нужном направлении в процессе такого
обучения.

Индуктивный метод («снизу вверх») метод связан с развитием монологических
умений без опоры на текст, на основе тематики обсуждаемых вопросов, лексического
и грамматического материла, речевых структур. Этот метод предполагает, что у учащегося
уже есть какой-то информационный багаж, на который учащийся и будет опираться при
развитии навыка монологической речи, т. е. соответствующий уровень языка для обсуждения
определенной темы на иностранном языке, необходимый запас речевых структур.

Применение этих методов окрашено определенными нюансами, о которых
говорят разные методисты. Е. Пассов, например, обращает внимание на то, какие качества
монологической речи должны формироваться у учащегося, независимо от используемого
метода. Этими качествами являются, по мнению Е. Пассова: целенаправленность, логичность,
структурность (связность), относительная завершенность, продуктивность (т.е. высказывание
уровня сверхфразового единства всегда ново), непрерывность, самостоятельность, выразительность
[22, 85]. Для того, чтобы эффективнее научить данным качествам, исследователь предлагает
ставить перед учащимися три следующих вопроса:

1. С какой целью следует говорить?

2. О чем им следует говорить?

3. И как это сделать?

Монологическая речь может иметь цель: например, донести до собседника
какую-то мысль, оспорить или, наоборот, аргументировать какую-то позицию. Понимая
цель высказывания, учащиеся будут выстраивать речь более цельно: все компоненты
речи окажутся устремленными к одной точке. Вопрос «о чем следует говорить?» подразумевает
тематику высказывания, то, какие смыслы могут быть раскрыты в речи для достижения
ее цели. Например, целью высказывания может быть описание погоды. Здесь следует
говорить о том, пасмурно на улице или нет, есть ли ветер и т. п. Вопрос «как это
сделать?» подразумевает то, какие слова должны быть использованы в речи, на что
необходимо сделать акцент, что выделить голосом, что описать более подробно и т.
п.

Е. Н. Соловова детально разбирает особенности дедуктивного и
индуктивного методов [32, 56]. Дедуктивный имеет одну особенность, пол ее замечанию:
еще до работы с текстом учащиеся получают представление о характере речи, ее примерном
смысле и цели. Это можно понять по названию текста, по вступительному слову учителя,
характеризующий данный текст, по аннотации, если она прилагается к тексту. Т. е.
уже на дотекстовом этапе учащиеся составляют мини-монологи, предвосхищая содержание
текста, комментируют заголовок и т. п. Прочитав текст, учащиеся выполняют определенные
упражнения: отвечают на вопросы по тексту, объясняют его смысл, характеризуют персонажей
и проч. Исследователь отмечает плюсы такого подхода к обучению монологической речи:
готовый текст уже формирует речевую ситуацию, грамотно подобранные аутентичные тексты
имеют содержательную ценность высказываний, они дают языковую опору учащимся.

Индуктивный метод подразумевает, что учащийся не будет опираться
на текст при построении своей речи. Е. Соловова считает, что такой метод актуален
на начальном этапе обучения, когда учащиеся еще не могут хорошо читать или не могут
воспринимать большие куски текста. Но здесь учитель должен быть уверен в том, что
учащиеся уже имеют словарные запас и навыки, достаточные для построения речи. Т.
е. для того, чтобы начать обучать монологической речи, учитель должен знать, что
учащиеся уже в некоторой степени владеют английским языком. При этом учащиеся уже
должны правильно выстраивать предложения, знать правила синтаксиса, правильно выстраивать
речь с точки зрения композиции и др.

Дедуктивное и индуктивное обучение монологической речи подробно
рассматривали и другие ученые. Например, В. Филатов выделяет три этапа обучения
по дедуктивному методу: «присвоение» содержательной части текста, пересказы текста,
полная переработка текста (на основании изменения ситуационных условий) [19, 87].
Индуктивный метод должен начинаться с обучения навыков по созданию предложения,
а уже затем – по выстраиванию более сложной и развернутой речи, монолога.

Если обучение монологической речи осуществляется на начальном
этапе, то в процессе обучения как раз и необходимо использовать опоры. Они облегчать
формирование навыков монологической речи, будут выступать в качестве подсказок для
учащихся, а это повлияет на эффективность обучения. Выбирая такие опоры, по замечанию
В. Филатова, учитель должен учитывать возраст и уровень образованности обучаемых,
уровень владения языком, особенности речевой ситуации, характер речевых задач, индивидуальные
особенности личности учеников [19, 87]. К одним из наиболее эффективных В. Филатовым
относятся универсальные опоры: «структурный скелет» текста, план, лексические таблицы,
плакаты, изобразительная наглядность, ключевые слова. Если обучение происходит в
младших классах, то эффективным будет использования наглядных инструментов, во многом
привлекающих к себе внимание учащихся. По мнению В. Филатова, универсальные опоры
должны использоваться на первом этапе обучения монологической речи. На следующем
этапе в качестве опор картинки, игрушки, поделки, план в виде вопросов или вопросительных
местоимений, ключевые слова, зачин и концовку, схемы предложения, фотографии и т.д.
Такие инструменты уже предполагают более конкретное выстраивание речи с их помощью.
Если навыки монологической речи у учащихся развиты уже достаточно хорошо, если в
этой речи уже просматривается продуктивность и творческий подход, то можно использовать
опоры более высокого уровня, которыми могут стать: композиция на доске, коллаж,
газетные заголовки, лозунги, афоризмы, поговорки, символика. С.В. Селеменев считает,
что многие опоры могу быть авторскими и говорит об использовании «наглядных конструкций»
[28, 204]. Под авторскими опорами исследователь понимает инструменты, специально
разработанные педагогом для помощи, учащимся в овладении монологической речью, при
этом такие авторские разработки могут быть личностно-ориентированными, т. е. они
могут быть разработаны для учащихся, имеющих определенную степень развития навыка
овладения монологической речью. Такие опоры будут созданы с учетом способностей
учащегося, а это значит, что они могут принести больше эффективности в обучении,
чем шаблонные.

На наш взгляд, следует также отметить, что важным моментом в
обучении монологической речи должен быть постепенный отказ от использования каких-либо
опор. В идеале учащиеся должны овладеть монологической речью так, чтобы высказывать
свои мысли, суждения, формировать свою речь творчески, без вспомогательных инструментов.
В итоге такого обучения учащиеся должны уметь выступать с монологом. М. Рогова указывает
на то, какие навыки в первую очередь должны проявляться у учащихся в результате
успешного овладения ими монологической речью. Такими навыками являются следующие
[27, 189]:

1) Умения ориентироваться в ситуации общения и осознавать свою
коммуникативную задачу (учащийся должен правильно отвечать на вопросы, реагировать
на речевую ситуацию, уметь выражать и аргументировать свои мысли);

2) Планирование содержания сообщения, т. е. учащийся, овладев
навыками монологической речи, должен понимать тему и основную мысль, продумывать,
как развить мысль, уметь намечать примерные микротемы и основные тематические направления
развития речи

3) Выражение собственных мыслей и понимание чужих;

4) Реализация самоконтроля за речью, понимание того, как монологическая
речь воспринимается ее слушателем.

Итак, овладение монологической речью является важным этапом в
изучении иностранного языка, поскольку монологическая речь подразумевает высказываться
целым текстом, выражать свои мысли, развернуто отвечать на поставленные вопросы.
Получается, что монологическая речь – это важная составляющая знаний и навыков в
области иностранного языка. Методисты, главным образом, выделяют дедуктивный и индуктивный
методы обучения монологической речью, а также советуют использовать специально разработанные
опоры, учитывающие индивидуальные качества учащихся.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы