Часть дипломной работы на тему Использование настольно-печатных дидактических игр в работе с детьми 3-4 лет для развития активного словаря
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальное исследование развития словаря через использование дидактической игры
2.1. Организация и проведение диагностики активного словаря детей 3-4 лет
В исследовании принимали участие 16 детей младшего дошкольного возраста.
Основными задачами работы явились:
1. Составление инструментария для определения уровней сформированности активного словаря детей младшего дошкольного возраста.
2. Качественный и количественный анализ полученных данных.
3. Составление комплекса настольно-печатных игр, направленных на формирование активного словаря детей младшего дошкольного возраста.
4. Анализ результатов контрольного этапа.
Цель работы: провести диагностику уровня сформированности активного словаря детей младшего дошкольного возраста.
В основу изучения развития активного словаря мы взяли комплекс методик по обследованию уровня развития активного словаря младших дошкольников, разработанных Е.А. Стребелевой.
1. «Назови, что покажу».
Показатель – использование предметного словаря. В данном задании выяснялось состояние предметного словаря по темам: «Игрушки», «Одежда», «Наше тело».
Оборудование: игрушки – кукла, машина, пирамидка, матрешка; картинки: одежда – куртка, рубашка, платье; части тела и лица – голова, рука, нос, глаза.
Методика обследования: ребенку предлагалось показать и назвать игрушки, части тела и предметы одежды. Фиксировалось умение называть предметы звуком, слогом, звукоподражанием, словом или показывать жестом.
Оценка в баллах:
— подбирает 4-5 существительных – 3 балла;
— подбирает 2-3 существительных – 2 балла;
— подбирает 1 существительное – 1 балл;
— не подбирает ни одного существительного – 0 баллов.
2. «Скажи, что делает».
Показатель – использование глагольного словаря. Обследовалось состояние глагольного словаря, называние слов действий.
Оборудование: картинки с изображением действий, знакомых детям из их опыта: играет, рисует, поливает, моет, танцует, катается, кормит, прыгает.
Методика обследования: ребенку предлагалось рассмотреть картинки с изображением различных действий и ответить на вопросы: «Что делает мальчик?», «Что делает девочка?», «Что делает мама?», «Что делают дети?». Фиксировалось умение ребенка объясняться жестом, слогом, звукоподражанием, словом.
Оценка в баллах:
— подбирает 4 и более прилагательных – 3 балла;
— подбирает 3 прилагательных – 2 балла;
— подбирает 1-2 прилагательных – 1 балл;
— не подбирает ни одного прилагательного – 0 баллов.
3. «Скажи, какой».
Показатель – использование в активном словаре прилагательных. Проверялось наличие у ребенка слов, обозначающих признаки предметов. Оборудование: набор разноцветных (красный, желтый, синий, зеленый) больших и маленьких мячей.
Методика обследования: взрослый играл с ребенком: сначала ему катал маленький мяч, затем – большой. После того как ребенок поймал мяч, у него спрашивали: «Какой это мяч?» Сначала мячи отличались только по размеру, а затем отличались только по цвету.
Оценка в баллах:
— подбирает 4 и более глагола к существительному – 3 балла;
— подбирает 2-3 глагола к существительному – 2 балла;
— подбирает 1 глагол к существительному – 1 балл;
— не подбирает ни одного глагола к существительному – 0 баллов.
В ходе проводимой работы были определены уровни сформированности словаря детей младшего дошкольного возраста.
9-6 баллов – высокий уровень – ребенок обладает большим словарным запасом; на высоком уровне сформирован словарь существительных, прилагательных и глаголов; ребенок с желанием взаимодействует со взрослым, принимает и понимает задание и самостоятельно находит правильный способ его выполнения.
5-3 баллов – средний уровень – у ребенка достаточный уровень словарного запаса; словарь существительных, прилагательных и глаголов сформирован не в полном объеме; ребенок взаимодействует со взрослым, принимает задание, понимает его цели, но выполняет задание с ошибками; в процессе обучения действует адекватно, а затем переходит к самостоятельному способу выполнения задания.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ 3-4-Х ЛЕТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ 6
1.1. Понятие словаря. Особенности развития активного словаря 6
1.2. Настольно – печатная дидактическая игра как средство развития активного словаря 11
1.3. Методика организации настольно – печатной дидактической игры в работе с детьми 3-4-х лет для формирования активного словаря 18
Вывод по первой главе 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
Введение:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ 3-4-Х ЛЕТ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛОВАРЯ
1.1. Понятие словаря. Особенности развития активного словаря
Развитие словаря детей дошкольного возраста понимается как длительный процесс количественного накопления слов, освоения их значений и формирование умения использовать лексические единицы в конкретных ситуациях общения и с учетом контекста.
Активный словарь – это слова, которые говорящий не только осознает, но и применяет (более или менее часто). Активный словарь во многом определяет богатство и культуру речи. В активный словарь детей включена
жизни и воспитания, поэтому в литературе данные о количестве слов дошкольников разняться между собой. По словам Д.Б. Эльконина различия в словаре «более велики, чем в какой-либо другой сфере психического развития [4].
Работа по развитию словаря в детском саду – это постепенное обогащение активного словаря ребенка за счет незнакомых или трудных для него слов. Известно, что расширение словаря детей дошкольного возраста осуществляется совместно с ознакомлением их с окружающей действительностью и воспитанием правильного к нему отношения. Главной лексической единицей языка, выражающей понятие, является слово. В любом слове возможно отметить его значение или заключенный в нем смысл, звуковой состав (звуковое оформление) и морфологическую текстуру. Все без исключения данные свойства слова необходимо принимать во внимание при проведении словарной работы.
Процесс усвоения ребенком значений слов, их семантики был исследован Л.С. Выготским, который установил, что дошкольник по мере своего развития переходит от случайных, неважных свойств к более значимым. С каждым возрастом меняются целостность и точность отображения им в собственной речи фактов, признаков или связей, имеющихся в реальности. Особенности формирования мышления во многом определяют характерные черты детского словаря. Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление поясняет преимущество слов, означающих наименования объектов, явлений, свойств. Появление словесно-логического мышления вызывает овладение ребенком простых определений. Языкознание и психология разъясняют такой важный вопрос, как понятие о словаре активном и пассивном, имеющий отношение к методологии развития речи [4].
Осуществляя словарную работу, воспитатели придерживаются следующих принципов:
1) Проведение работы над словом при ознакомлении ребенка с окружающим миром, на основе активной познавательной деятельности.
2) Одновременное формирование словаря с развитием психических процессов и интеллектуальных способностей, с воспитанием чувств, взаимоотношений и поведения детей.
3) Единство и определенная последовательность решения задач
Осваивает согласование глаголов прошедшего времени единственного числа с существительными, правильные формы родительного и винительного падежей множественного числа имен существительных, притяжательных прилагательных, начинают пользоваться прилагательными и наречиями в сравнительной степени. Наблюдаются качественные изменения в словарном составе речи детей: возрастает доля слов с обобщенным значением, увеличивается запас синонимов, антонимов и многозначных слов [10].
Заключение:
Активный словарь – это слова, которые говорящий не только осознает, но и применяет. В активный словарь детей включена обыкновенная лексика, употребляемая всеми, но в единичных вариантах – ряд своеобразных слов, ежедневное употребление каковых разъясняется условиями его существовании.
Руководство настольно-печатными дидактическими играми осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ. Игра, применяемая в целях обучения, обязана включать обучающую дидактическую задачу. Играя, ребята разрешают данную задачу в интересной форме, которая устанавливается игровыми действиями. Обязательным компонентом игры являются её правила, в следствии которыми педагог в процессе игры управляет поведением ребенка.