Часть дипломной работы на тему Использование наглядных средств обучения при изучении архитектурных стилей на уроках мировой художественной культуры
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АРХИТЕКТУРНЫХ СТИЛЕЙ НА УРОКАХ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 3
1.1. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения на уроках мировой художественной культуры 3
1.2. Классификация наглядных средств обучения, используемых на уроках мировой художественной культуры 12
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АРХИТЕКТУРНЫХ СТИЛЕЙ НА УРОКАХ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 26
2.1. Диагностика эффективности использования наглядных средств обучения при изучении архитектурных стилей на уроках мировой художественной культуры 26
2.2. Методика использования наглядных средств обучения при изучении архитектурных стилей на уроках мировой художественной культуры 30
2.3. Динамика эффективности использования наглядных средств обучения при изучении архитектурных стилей на уроках мировой художественной культуры 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАГЛЯДНЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ АРХИТЕКТУРНЫХ СТИЛЕЙ НА УРОКАХ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1. Психолого-педагогические основы использования наглядных средств обучения на уроках мировой художественной культуры
Наглядные средства в образовательном процессе сегодня – это неотъемлемая часть обучения по причине одновременной простоты использования наглядных средств и их высокой значимости: наглядные средств обучения способствуют более быстрому и глубокому усвоению учебного материала, поскольку знание в данном случае закладывается на уровне одного из самых главных органов чувств – на уровне зрительного восприятия.
И такое усвоение знаний, совместно с восприятием на других уровнях, дает многоуровневый и наиболее действенный эффект в запоминании как фактов, так и терминов, определений и понятий.
Само по себе слово «наглядность» не представляется возможным трактовать исключительно с одной позиции. С точки зрения различных материалов, которые принадлежат к разным отраслям научного знания (психология, философия, педагогика и так далее) «наглядность» как таковая многоаспектна, причем, суть определений в различных случаях является идентичной. Рассмотрим некоторые точки зрения на трактовку термина «наглядность». Итак, наглядность представляет собой:
— свойство, которое демонстрирует наиболее вероятный уровень доступности и максимальную простоту образов, которые возникают на уровне психического восприятия у познающего субъекта (Т.В. Бондюгова) [2, с.14];
— принцип образовательной технологии.
При создании образа восприятия объекта вместе со зрительным восприятием в усвоении объекта принимают участие также память и мышление.
При этом акцентируется внимание на том, что непосредственно образ воспринимаемого объекта воспринимается с позиции именно наглядности в тех случаях, когда воспринимающий субъект анализирует и осмысливает объект, когда он предпринимает любые попытки к его соотнесению с эталонными знаниями.
По мнению автора, наглядный образ не может возникать произвольно, поскольку он – это всегда синтез познавательной деятельности воспринимаемого субъекта (В.А. Артемов) [1, с. 47].
Наглядные материалы в печатном виде – это, как правило, непосредственно полостное изображение позиционируемых ученической аудитории объектов, которые создавались непосредственно для образовательных целей и часто в качестве пособия (учебного, наглядного), и в их составе чаще всего имеются производственные и природные объекты в том или ином виде. Использование наглядных пособий позволяет формировать у учащихся материалистические представления и понятия, и, кроме того, позволяет вырабатывать определенные навыки и умения. Соответственно, в некоторых случаях отмечается прикладной характер наглядных пособий.
Наглядные пособия в настоящее время, как мы уже отмечали, активно используются в процессе общего школьного образования на совершенно разных этапах образовательного процесса.
Среди таких этапов, где применение наглядных средств обучения будет приносить хорошие результаты, следует отметить следующий перечень, который разработан нами:
— объяснение нового материала;
— закрепление уже изученного материала;
— проверка знаний;
— внеклассная работа.
По мнению З.И. Калмыковой, наглядные средства обучения всегда должны соответствовать программному содержанию. То есть, по сути, наглядный материал – это хорошее дополнение к основному программному содержанию уроков.
Если говорить о психолого-педагогической ценности наглядных средств обучения на уроках мировой художественной культуры, следует, в первую очередь, отметить то, что данная дисциплина сама по себе подразумевает обязательное визуальное восприятие изученного. Данная дисциплина призвана изучать основы художественной культуры в масштабах мирового значения [16].
Культурное наследие – это, как правило, визуально-эстетические категории, которые возможно воспринимать и понимать учебный материал полноценно именно на уровне использования наглядных средств обучения. При этом, в условиях данной дисциплины наглядные средства обучения приобретают полноценно значимый характер, то есть встают в ряд с программным содержанием предмета, что дает основание полагать об неотъемлемости наглядных пособий при изучении мирового художественного наследия (МХК) в условиях обучения в старших классах.
Наглядные средства обучения в такой дисциплине как МХК ориентируются на методы, приемы и средства обучения, а также непосредственно на возрастных особенностях подростков.
Те материалы, которые предлагаются в составе наглядных средств обучения, должны обязательно удовлетворять научные, эстетические, санитарно-гигиенические, технические и экономические требования.
Тот факт, что наглядные материалы при обучении на уроке МХК являются достаточно разнообразными (по исполнению, способу изображения или демонстрации, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приемам использования), их психолого-педагогическая значимость, по мнению З.И. Калмыковой, подтверждается высокими результатами усвоения программного материала учащимися [8].
Виды наглядности, с точки зрения психолого-педагогического функционала и дидактического принципа, могут иметь следующие значения, что подтверждают исследования таких авторов как В.А. Артемов, В. Оконь, Л.З. Занков [1, 6, 13]:
1. Естественная наглядность (анималистические и растительные элементы, археологические артефакты).
Функциональное значение такого вида наглядности состоит в том, что учащиеся ознакамливаются с настоящими инсталляциями или с реальными объектами природы.
2. Экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда).
Функциональные особенности экспериментальной наглядности заключаются в том, что функция сама по себе воспринимается как знакомство с явлениями и процессами в процессе наблюдений.
Особенность данного вида наглядности на уроках мировой художественной культуры заключается в том, что к данной дисциплине представленный метод имеет несколько косвенное значение.
Экспериментальная наглядность может использоваться на уроках МХК в тех случаях, когда культурные объекты коррелируют с природной средой (например, изображение римских акведуков (Рис.1), где культурно-функциональную особенности совместно со строением приобретает косвенно и вода – в данном случае необходимо изучить ее физические свойства; фонтаны).
Рис.1. Схема работы акведука [17]
3. Картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино).
Функция данного вида наглядности – ознакомление учащихся с определенными фактами, предметами, явлениями через непосредственно их отображение.
4. Объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры).
Функция данного вида наглядности заключается в ознакомлении учащихся с предметами, в которых важно передать объемную или перспективную составляющую, а не образно-плоскостную.
5. Звуковая наглядность (аудиозаписи, радио).
Функциональная задача данного вида наглядности состоит в том, чтобы воспроизводить звуковые образы, которые существенно могут усилить психологическое восприятие объекта.
6. Символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы).
В данной функции основополагающим аспектом является развитие абстрактного мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим отображением реальности.
7. Синтезированная наглядность (фильм, видеосюжет).
Функциональная составляющая данного вида наглядности заключается в том, чтобы с максимальной полнотой воссоздать отображение реальных культурно-значимых объектов.
Важно отметить, что на уроках мировой художественной культуры самыми часто используемыми наглядными средствами являются картинная и картинно-динамическая наглядность, объемная наглядность, синтезированная наглядность. Так, каждый из этих видов наглядности несет в себе непосредственно визуальный смысл восприятия, что, собственно, и играет основную психолого-педагогическую роль в условиях рассматриваемой дисциплины.
И.Е. Левченко говорит о том, что средства наглядности могут позиционироваться как определенный источник знаний в процессе организации самостоятельной работы творческого, исследовательского характера.
В соответствии с этим педагог формулирует задание, и в соответствии с этим направляет деятельность учащихся в необходимом направлении [10, с.35].
Средства наглядности в психолого-педагогическом процессе при освоении программных особенностей МХК могут являться своеобразной зрительной опорой в процессе опроса учащихся.
Например, после просмотра документального фильма по той или иной теме учащиеся могут доподлинно затронуть исторический процесс или искусствоведческое описание объекта рассмотрения [7].
Количество наглядных средств обучения, которые могут использоваться в рамках одного урока, с психолого-педагогической точки зрения необходимо определять исходя из образовательных и воспитательных аспектов, а также исходя из развивающих целей урока.
Мы полагаем, что на уроках МХК вполне возможно применять все наглядные средства обучения в совокупности, например, иллюстрировать фотографии культурно-исторических объектов в их реальном местонахождении, показать видеофильм с рассказом, продемонстрировать схематичные или табличные представления о стилях, эпохах.
Кроме того, наглядные средства позволяют формировать у учащихся не только представления о культурных объектах, но и дают возможность формировать и систематизировать понятийный аппарат. Представленная ранее позиция о применении комплексного подхода наглядности связывается, таким образом, непосредственно с функциональной спецификой понятийно-объектного соотношения.
В процессе формирования представлений базовое значение отводится, соответственно, именно образной наглядности. Самый простой способ демонстрации образной наглядности – это печатные репродукции, фотографии, иллюстрации, таблицы, демонстрационные и раздаточные материалы.
Картина как средство обучения – это прямой способ усвоения объектов в образовательном процессе МХК. В образовательном процессе, причем, не только именно в урочное время, но также и во внеурочное, следует обширно использовать настенные демонстрационные картины большого формата или плакаты; альбомный материал в сборниках и коллекциях; вырезки и открытки; рисунки, учебники.
Кроме того, важно не забывать и об объемных средствах наглядности, которые дадут возможность сформировать у ребенка не только образное, но и еще объемно-пространственное представление. Картины, как следует заметить, могут быть специально созданы к отдельным темам учебной программы, репродукции художественных полотен известных мастеров также могут служить полезным учебным пособием. То есть, на уроках МХК наглядные средства – это основное психолого-педагогическое средство усвоения программного материала.
Особенность картин в репродукциях, а также прочих наглядных материалов, заключается в том, что они имеют способность к демонстрации стойкого семантического значения и потенциала в школе.
Изобразительные средства способствуют яркому, образному, полному восприятию картины, стимулируют учащегося в различных планах реализовывать себя и свои учебные возможности [21, с. 181].
Таблицы, в свою очередь, с психолого-педагогической позиции могут иметь существенные различия в плане своего назначения и оформления. Они могут помочь учащемуся в систематизации знаний, в более поэтапном усвоении программного содержания.
К категории статичной иллюстративной наглядности можно отнести иллюстрации учебника. В настоящее время при широких возможностях современной печати которая является достаточно точной, четкой, обладает характеристиками хорошей цветопередачи, у статичной иллюстративной наглядности в учебниках имеются достаточно важные психолого-педагогические функции, причем, более интенсивные, нежели в случае использования наглядных демонстрационных пособий. Часто изображения в учебниках попросту являются иллюстрацией к тексту [18, с.125].
Существующее на сегодняшний день жизненное требование, которое заключается в том, чтобы подготавливать учащихся к самостоятельному труду, обусловило в образовательном процессе большую долю самостоятельности, что, собственно, и расширило функциональные особенности образовательных средств, в частности, и демонстрационных.
С точки зрения психолого-педагогических требований в школе и картины, и таблицы, и коллекции зачастую представляются в качестве достаточно хорошего материала для самостоятельного индивидуального наблюдения, как средство организации самостоятельной познавательной учебной деятельности ученика [22, с.180].
Раздаточные материалы, которые ориентированы на индивидуальное использование, с психологической точки зрения позволяют в умеренном индивидуальном темпе усваивать материал [3, с.112].
Учебный визуальный фильм может демонстрироваться в начале, середине и в конце урока в зависимости от цели включения его в урок, а также непосредственно от его дидактического назначения.
Педагогу при подготовке к уроку, где планируется использовать визуальные средства обучения, необходимо в обязательном порядке знать содержание видеозаписи (если речь идет непосредственно о ней), знать названия всех субъектов (скульптур, картин, культур, направлений и так далее).
Перед любым просмотром очень важно в первую очередь сформулировать школьникам цели демонстрации наглядного средства обучения, сформулировать вопросы и задания, что создаст определенную целенаправленность в демонстрационном аспекте.
Таким образом, наглядные средства обучения на уроках мировой художественной культуры, являются органической составляющей педагогического процесса [20, с.19].
Следует упомянуть определенные условия методического характера, которые позволяют достичь наиболее успешного использования наглядных средств в обучении на уроках мировой художественной культуры и, соответственно, позволяют расширить кругозор, представления и уровень знаний. Представим эти условия:
1. Оптимальное качество обозрения, достигаемое посредством использования соответствующего нейтрального окружающего пространства.
2. Смыслообразующее выделение главного и второстепенного при показе иллюстративного материала.
3. Детальное продумывание пояснений, которые нужны для выяснения сущности демонстрируемых субъектов и предметов, а также для обобщения усвоенной учебной информации.
4. Привлечение учеников к поиску необходимой информации в тех средствах наглядности, которые использовались на уроке, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера, проектное выполнение заданий [22, с. 81].
Таким образом, необходимо обратить внимание на то, что что психолого-педагогический компонент использования наглядных средств обучения на уроках мировой художественной культуры основывается на визуально-образном и пространственном мышлении, что в совокупности с прочими типами мышления позволяет достигать высоких результатов в освоении программного содержания. Психологические механизмы позволяют усваивать материал дифференцированно, в то время как педагогическая функция заключается в расширении кругозора учащихся. Соответственно, можно говорить о высоком потенциале психолого-педагогического значения наглядных средств обучения на представленном учебном предмете.