Детская психология Часть дипломной работы Педагогика/Психология

Часть дипломной работы на тему Использование мультипликационных фильмов для расширения старших дошкольников о профессиях

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение
Глава I. Теоретические основы формирования представлений у стар-ших дошкольников о профессиях
1.1. Психолого-педагогические особенности формирования пред-ставлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях ………………….8
1.2. Методы и приемы формирования представлений у детей старше-го дошкольного возраста о профессиях …………………………………………..13
1.3. Мультипликационные фильмы как средство расширения пред-ставлений о мире профессий у старших дошкольни-ков…………………………..27
Выводы по главе ………………………………………………………….37
Глава II. Экспериментальная работа по расширению представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста с помощью муль-типликационных фильмов
2.1. Исследование представлений старших дошкольников о профес-сиях………………………………………………………………………………
2.2. Расширение представлений о профессиях у старших дошкольни-ков посредством мультипликационных филь-мов……………………………….
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы ………………..
Выводы по главе ………………………………………………………. стр.
Заключение
Список литературы
Приложения

  

Введение:

 

Одним из важнейших направлений социального и познавательного развития дошкольников является ознакомление с трудом взрослых. В дет-ском саду, семье, доступном ему общественном окружении – всюду ребе-нок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами. После-довательное ознакомление детей с трудом взрослых в ближайшем окруже-нии, а затем и за пределами детского сада позволяет развивать у них пред-ставление о сути и значении трудовых действий, об общественном устрой-стве жизни в целом.
По мнению В.И.Логиновой и В.Г.Нечаевой повседневные наблюде-ния ребенка за разнохарактерным трудом людей – обязательное условие трудового воспитания, при этом детям необходимо дать достаточно систе-матизированные данные о труде взрослых и на их основе сформировать уважение к труду, его результатам, к тем, кто работает. Знания дошколь-ников о труде взрослых оказывают большое влияние на развитие у них правильного отношения к труду, однако они могут остаться формальны-ми, если ознакомление с трудовой деятельностью не будет осуществляться последовательно, систематично, с опорой на образное мировосприятие и положительные эмоции, об этом говорят В.Г.Нечаева, Т.А.Маркова. Наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни лю-дей принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребен-ка. Важное значение трудовому воспитанию придавал К.Д.Ушинский, ко-торый во многих своих работах определил теоретический и методологиче-ский взгляд на труд детей. В работе В.Г.Нечаевой говорится, что знания дошкольников о труде взрослых оказывают большое влияние на форми-рование у них правильного отношения к труду. Данная проблема рас-сматривалась и зарубежными педагогами теоретиками: Т. Мор, Ф.Энгельс, Ф. Гальтон. Их концепция заключалась в свободном развитии личности ребенка и реализации направлений по формированию представлений о трудовой деятельности человека: «диагностическое», «воспитательное», «самореализации». По мнению Е. Гинберга процесс формирования пред-ставлений о труде взрослых тесно связан с интеллектуальным и эмоцио-нальным развитием ребенка и представляет собой три стадии, переходя-щая из одной в другую.
Ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых – неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.
Знакомство детей с трудом взрослых – это значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми, расширение и уточнение знаний о про-фессиях, активизация словарного запаса.
Раннее знакомство детей с различными профессиями позволяет:
— дать ребенку начальные и максимально разнообразные представ-ления о профессиях;
— сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к
труду и профессиональному миру;
— предоставить возможность использовать свои силы в доступных
видах деятельности.
Приобщение детей к миру взрослых, способствует накоплению со-циального опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с дру-гими и чувствовать себя комфортно.
Как же добиться воспитательной эффективности при ознакомлении детей с трудом взрослых? Трудовая деятельность взрослых, которую дети могут непосредственно наблюдать, обычно оказывает более действенное влияние.
Задачей любого педагога является поиск наиболее эффективных современ-ных образовательных технологий. Одним из таких эффективных средств для обучения и развития является использование мультфильмов в работе с дошкольниками.
Мультфильмы играют активную роль в интеллектуальном и эмоци-ональном развитии ребенка. Наряду с чтением книжек и рассказами роди-телей они учат малыша ценить добро и красоту, отличать вымысел от ре-альности, помогают ориентироваться в сложных взаимоотношениях между людьми.
С помощью мультфильмов ребенок непосредственно познает неиз-вестное, и таким образом, на основе их учится делать логические умоза-ключения, что является неотъемлемой частью процесса становления лич-ности, формирует ее направленность.
В работе детского сада имеются свои сложности в осуществлении трудового воспитания: дети в повседневной жизни не имеют возможности познакомиться со многими профессиями и близко наблюдать за трудом взрослых. Поэтому необходимо найти пути и формы приближения до-школьников к труду взрослых, показав его общественную значимость, сущность трудовых действий, результатов труда, определить условия наиболее действенного влияния труда взрослых на формирование образ-ных представлений о нем.
И вместе с тем современная практика дошкольного образования да-леко не всегда последовательно и систематично использует потенциальные возможности мультфильмов, как средство развития представлений о труде взрослых у старших дошкольников, часто ограничиваясь плановыми за-нятиями.
Важность ознакомления детей с разнообразными профессиями, и одновременно недостаточная реализация потенциала мультипликацион-ных фильмов в практике ДОУ, подчеркивают актуальность проблемы, что и послужило основой для выбора темы исследования: Использование мультипликационных фильмов для расширения представлений старших дошкольников о профессиях.
Объект исследования: представления детей старшего дошкольного возраста о профессиях.
Предмет исследования: применение мультипликационных фильмов для расширения представлений старших дошкольников о профессиях.

Цель исследования: выявить и экспериментально подтвердить эф-фективность мультипликационных фильмов для расширения представле-ний о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: использование специально отобранных мультипликационных фильмов будет способствовать расширению пред-ставлений у старших дошкольников о профессиях.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о мире профессий детей дошколь-ного возраста.
2. Определить возможности мультипликационных фильмов для расширения представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать программу для расширения пред-ставлений о профессиях детей старшего дошкольного возраста с использо-ванием мультипликационных фильмов и определить ее эффективность.

4. Разработать рекомендации для педагогов дошкольного образо-вания по использованию мультипликационных фильмов для расширения представлений старших дошкольников о профессиях.
Для решения вышеизложенных задач и анализа изначальных пред-положений использовались следующие методы исследования: анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы; обобщение и изучение педагогического опыта; педагогический эксперимент; беседа с детьми; количественная, качественная обработка результатов исследова-ния.
Структура работы: дипломный проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное обра-зовательное учреждение детский сад комбинированного вида №99 «Топо-лек» г.Брянска

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Цель исследования: выявить и экспериментально подтвердить эф-фективность мультипликационных фильмов для расширения представле-ний о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: использование специально отобранных мультипликационных фильмов будет способствовать расширению пред-ставлений у старших дошкольников о профессиях.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о мире профессий детей дошколь-ного возраста.
2. Определить возможности мультипликационных фильмов для расширения представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать и апробировать программу для расширения пред-ставлений о профессиях детей старшего дошкольного возраста с использо-ванием мультипликационных фильмов и определить ее эффективность.

4. Разработать рекомендации для педагогов дошкольного образо-вания по использованию мультипликационных фильмов для расширения представлений старших дошкольников о профессиях.
Для решения вышеизложенных задач и анализа изначальных пред-положений использовались следующие методы исследования: анализ учебно-методической и психолого-педагогической литературы; обобщение и изучение педагогического опыта; педагогический эксперимент; беседа с детьми; количественная, качественная обработка результатов исследова-ния.
Структура работы: дипломный проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное обра-зовательное учреждение детский сад комбинированного вида №99 «Топо-лек» г.Брянска

 

Фрагмент текста работы:

 

1.1. Психолого-педагогические особенности формирования представле-ний детей старшего дошкольного возраста о профессиях
Актуальность работы по ознакомлению детей с профессиями и тру-дом взрослых обоснована ФГОС к структуре НОД ДО, которые опреде-ляют содержание психолого-педагогической работы по освоению образо-вательных областей. В соответствии с ФГОС содержание образовательной области «Труд» направлено на достижение цели формирования положи-тельного отношения к труду через решение следующих задач:
• развитие трудовой деятельности;
• воспитание ценностного отношения к собственному труду, тру-ду других людей и его результатам;
• формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека [35].
В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» выступает формирова-ние позитивных установок к различным видам труда и творчества. «Про-фессии» — одна из тем, с которой педагоги дошкольной образовательной организации знакомят детей в рамках воспитательно-образовательной ра-боты. Для современного образования, построенного на принципах лич-ностно-ориентированного обучения и индивидуального подхода, харак-терно использование новых методов и технологий обучения, направлен-ных на формирование активной, самостоятельной и инициативной лично-сти, развитие исследовательских, рефлексивных умений и навыков, позна-вательного интереса, реализацию принципа связи обучения с жизнью.
Среди наиболее эффективных средств обучения и воспитания до-школьников признается технология проектной деятельности. На сего-дняшний день в педагогической литературе имеется достаточное количе-ство практических разработок по организации проектной деятельности со старшими дошкольниками (Н.Е. Веракса, Т.В. Гвоздикова Н.В. Гузенко, Е.А. Елизарова)
Технология проектной деятельности позволяет развивать познава-тельный интерес к различным областям знаний, формировать представле-ние о явлениях и процессах окружающего мира. По мнению Е.С. Евдоки-мовой, Н.Г. Комратовой, Л.Л. Тимофеевой, велика роль проектной дея-тельности в формировании у детей старшего дошкольного возраста зна-ний и представлений о профессиях. Не так важно, сколько профессий называет ребенок, гораздо важнее, чтобы он понял: труд жизненно необ-ходим, а профессии возникают в ответ на удовлетворение потребностей в них. Таким образом, усиливается и нравственный аспект развития ребенка — трудиться.
Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение – удовлетворять ту или иную потребность. Именно в период дошкольного детства ознакомления с миром профессий взрослых наибо-лее приемлемо, т.к. в это время закладываются основы картины мира ре-бенка, что и определено спецификой психолого-педагогических особенно-стей дошкольного возраста. Остановимся на данном аспекте, т.е. что ха-рактерно для старшего дошкольного возраста как возрастной категории развития личности, несколько подробнее.
Дошкольный возраст – это особенный период для развития как ор-ганизма человека, так и для развития его личности. Как период существен-ных изменений в организме ребенка характеризуется старший дошколь-ный возраст (6-7 лет) и он является определенным этапом созревания ор-ганизма. В этот период, как отмечает А.Н. Леонтьев [25, 42] идет интен-сивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких мышц, развитие и диффе-ренцировка различных отделов центральной нервной системы.
Характерной особенностью данного возраста как определяет А.В. Запорожец [14] является развитие познавательных и мыслительных психи-ческих процессов: внимания, мышления, воображения, памяти, речи.
У ребенка на протяжении дошкольного детства как уточняет М.В. Гомезо [10] преобладающим является непроизвольное внимание, но к кон-цу данного периода начинает развиваться произвольное внимание, когда ребенок начинает сознательно направлять сознание и удерживать на опре-деленных предметах и объектах.
Как отмечено в трудах А.В. Леонтьева [24] к концу дошкольного возраста происходит развитие произвольной и слуховой памяти. Память начинает играть ведущую роль в организации психических процессов.
Как указано в трудах Л.С.Выготского [9] развитие наглядно-образного мышления к концу дошкольного возраста достигает более вы-сокого уровня, что способствует формированию способности ребенка вы-делять существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности детей сравнивать, обобщать и классифициро-вать.
В трудах Е.О. Смирновой [33] говорится, что к концу дошкольного возраста идет развитие творческого воображения, этому способствуют различные игры, неожиданные ассоциации, яркость и конкретность пред-ставляемых образов и впечатлений.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы