Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Использование моделей и моделирования в процессе формирования у детей старшего дошкольного возраста представление о взаимодействии человека с природой.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты применения моделей и моделирования как средства формирования представлений о взаимодействии человека с природой у детей дошкольного возраста
1.1. Формирование представлений о взаимодействии человека с природой у детей дошкольного возраста…………………………………………………….
1.2. Моделирование как педагогическая технология…………………………
1.3. Роль моделирования в формировании представлений о взаимодействии человека с природой у детей дошкольного возраста……………………………
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня сформированности представлений о взаимодействии человека с природой у детей дошкольного возраста
2.1. Организация и методы исследования……………………………………..
2.2. Уровень сформированности представлений о взаимодействии человека с природой у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………..
2.3. Методические рекомендации для воспитателей по применению моделей и моделирования как средства формирования представлений о взаимодействии человека с природой у детей дошкольного возраста……………………………………………………..
Заключение
Библиографический список
Приложение

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования.
Воспитание осознанного отношения к миру природы является важнейшей задачей экологического образования дошкольников. Именно дошкольное экологическое образование приобретает большое значение как основа воспитания экологически грамотной личности.
В рамках «Концепции дошкольного воспитания» обозначены задачи, которые должны решаться на начальных этапах экологического образования, в процессе приобретения детьми начального опыта общения с живой и неживой природой во всем многообразии, формирование позитивного отношения к природе, стремления бережно относиться к природной среде, сохранять и умножать, по мере своих сил, богатство природы, чувствовать свою общность с природой, ее красоту, ее творческий потенциал. В реализации данной задачи воспитатели должны грамотно организовывать обучающий процесс, всесторонне используя воспитательный потенциал окружающей среды.
Образовательная область «Познавательное развитие» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее — ФГОС ДО), предполагает формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы [19]. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент совокупности экологических представлений о природе, субъективного отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней. Поэтому очень важно, чтобы уже в дошкольном возрасте дети получили достоверные знания и приобрели практические умения, направленные на бережное взаимодействие человека с природой
Благоприятным периодом для формирования экологического сознания является дошкольный возраст. Для этого возраста характерно, проявление эмпатии, доступна логика природы. Дети легко устанавливают сходства в окружающем мире. Достаточно высоко развита идентификация с собой («растению, животному больно», так же как и мне, «оно дышит, движется»). Так как этот возраст является наиболее «сенситивным» к окружающему миру, именно в этот период важно сформировать у детей бережное отношение к нему, осознание взаимозависимости и равноценности. Важно, чтобы сообщение детям определенного набора экологических знаний сочеталось с эмоциональным воздействием природных объектов на них, с практической деятельностью, стимуляцией экологической активности детей.
Развитие представлений дошкольника в той или иной познавательной сфере должно идти по пути оптимизации мыслительных операций, доминирующих для данного возраста. В частности, для развития представлений о природе может быть использован метод моделирования — система действий по построению, преобразованию и использованию наглядно воспринимаемой системы (модели), элементы которой находятся в отношении подобия к элементам некоторой другой системы. Основной мыслительной операцией наглядного моделирования является замещение (по Л.А. Венгеру) — использование при решении разнообразных умственных задач условных заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и символов [3].
Метод наглядного моделирования помогает ребенку создать образ особого типа — схематизированный, отражающий не все, а наиболее существенные связи и свойства объектов.
В то же время в педагогической практике актуализируется противоречие между признанием педагогами важности формирования представления о взаимодействии человека с природой у детей дошкольного возраста, отсутствием модели по реализации этого процесса в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Выявленное противоречие помогло обозначить проблему исследования, направленную на создание педагогических условий формирования представлений о взаимодействии человека с природой в процессе экологического образования детей дошкольного возраста.
В необходимости использования моделей и моделирования в процессе формирования представлений о взаимодействии человека с природой, которые позволили бы детям дошкольного возраста проникнуть в причинные виды связей и отношения вещей, познать закономерность явлений, а затем эти обобщенные знания использовать в своей деятельности.
Актуальность исследования обусловлена выбором темы: «Использование моделей и моделирования в процессе формирования у детей дошкольного возраста представлений о взаимодействии человека с природой».
Цель исследования состоит в изучении особенностей формирования представлений о взаимодействии человека с природой детей старшего дошкольного возраста в процессе экологического образования.
Объект исследования: процесс экологического образования детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — использование моделей и метода моделирования как средства формирования представления о взаимодействии человека с природой у детей дошкольного возраста, в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные направления экологического образования детей дошкольного возраста в педагогических исследованиях.
2. Описать технологию формирования представлений у детей старшего дошкольного возраста.
3. Определить роль модели и моделирования в процессе формирования представлений о взаимодействии человека с природой у детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести экспериментальное исследование уровня сформированности представлений о взаимодействии человека с природой у детей старшего дошкольного возраста.
5. Разработать методические рекомендации для педагогов по применению моделей и метода моделирования в процессе формировании представлений о взаимодействии человека с природой у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: формирование экологических представлений о взаимодействии человека с природой будет успешным, если педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования экологических представлений включают: учет особенностей детей старшего дошкольного возраста; интегративный подход в системе работы по формированию представлений взаимодействии человека с природой, включающий разнообразие средств и методов обучения.
Методы исследования: теоретические — анализ педагогической литературы в аспекте изучаемой проблемы; эмпирические — беседа; статистические — количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе исследования.
Структура работы: введение, две главы (теоретическая и практическая), заключение, список литературы, приложение.
Теоретическая и методическая основа: исследования и методические разработки современных отечественных авторов, посвященных экологическому образованию детей дошкольного возраста (С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин, Л.М. Макарова, Д.Ф. Петяева и др.) и педагогическому методу моделирования (Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, С.Н. Николаева и др.).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Человечество вступило в третье тысячелетие, но экологическая ситуация в мире и России остается крайне сложной. Сегодня на первый план выступает человеческий фактор, как главное условие жизнеспособности не только нашей страны, но всего человеческого общества.
Человек в процессе жизнедеятельности разрушает окружающую среду, и это негативное влияние на природу растет по мере повышения энерговооруженности и численности народонаселения. Очевидно, что от сохранения окружающей природы зависят жизнь и здоровье настоящих и будущих поколений.
Взаимодействие человека и общества предполагает знание и соблюдение хотя бы минимума экологической культуры. До недавних пор ее формирование велось в основном стихийно, закреплялось в общественном сознании и практической деятельности людей через систему обычаев и традиций, в оценках и решениях, соответствующих уровню общественного развития и понимания людьми возможных экологических опасностей.
Очевидно, что такой путь себя полностью исчерпал и требуется сознательное, целенаправленное формирование экологической культуры. Это невозможно без должной постановки всего образовательного процесса, возрастания в нем роли экологического образования, т.к. оно является основой воспитания экологической культуры. Совершенствование человека как личности, его интеллект, гуманизм, нравственность являются важнейшими компонентами в системе экологического образования и воспитания.
Существование человека и общества предполагает знание и соблюдение хотя бы минимума экологической культуры. Требуется сознательное, целенаправленное формирование экологической культуры, что невозможно без должной постановки всего образовательного процесса, возрастания в нем роли экологического образования.
В настоящее время в современном российском образовании происходят изменения, связанные с модернизацией содержания и развитием новых педагогических компетенций. При этом экологическое образование является одним из наиболее динамично развивающихся компонентов образования и рассматривается в мировой практике как важнейшая мера преодоления экологического кризиса на пути к устойчивому развитию. Это позволяет обозначить проблему поиска новых путей и условий экологического образования. Таким образом, теория экологического воспитания дошкольников в настоящее время активно развивается, имеет сложную структуру и характеризуется наличием множества внешних и внутренних связей.
Анализ педагогической литературы и образовательной практики показывает, что экологическое воспитание дошкольников вобрало в себя все лучшие достижения педагогики и в свою очередь обогатило педагогическую науку новыми подходами к образованию детей средствами окружающей природы. Сущность экологического воспитания дошкольников определяется на основе характерных черт современной картины мира и представляет собой когерентность ее основных компонентов: проблемно-ориентированный характер, системно-синергетический подход к изучению объектов природы, обращение к этическим проблемам, интеграция естественнонаучных знаний при лидирующем положении экологии.
О росте приоритета экологических ценностей в общественном сознании свидетельствует тот факт, что XXI век наречен мировым обществом «столетием окружающей среды» в отличие от завершившего собой второе тысячелетие «столетия экономики». Среди всего многообразия социальных институтов, способных воспитывать экологическую культуру, дошкольное образовательное учреждение занимает особое место, так как его воспитательное воздействие целенаправленно и эмоционально происходит в тот период жизни ребенка, который отличается особой восприимчивостью, подвержено влиянию воспитания.
Эффективность процесса экологического образования детей дошкольного возраста определяется поэтапностью его реализации. С точки зрения методики экологического образования дошкольников, динамичность процесса экологического воспитания детей дошкольного возраста проявляется в последовательном движении от цели к результату. В этой связи научно обоснованы основные методологические этапы, отражающие последовательность осуществления процесса экологического образования дошкольников.
Основными методическими этапами процесса экологического образования дошкольников являются:
1) проблемно-ознакомительный;
2) содержательно-деятельный;
3) оценочно-поступательный.
Каждый из этапов направлен на качественное достижение конкретного результата в целостном процессе экологического образования дошкольников. Отсутствие одного из этапов приводит к разрушению целостности процесса и не позволяет достигнуть итогового положительного результата — становления начал экологической культуры.
Содержательно-смысловое наполнение каждого этапа предполагает последовательное движение дошкольников в рамках возрастной категории от этапа к этапу. При этом содержание каждого этапа определено общей схемой процесса экологического образования дошкольников. В результате каждый дошкольник в определенном возрасте, последовательно проходя три этапа содержания экологического образования, должен подойти к определенному уровню становления начал экологической культуры через реализации обучающей, воспитывающей, развивающей функций экологического образования.
Развитие экологических интересов на проблемно-ознакомительном этапе способствует целенаправленному овладению системой знаний, умений и навыков на содержательно-деятельностном этапе и последовательно обеспечивает переход к формированию позитивного опыта эмоционально-ценностного, положительного отношения к природному окружению на оценочно-поведенческом этапе.
Содержательная сторона методики реализации экологического образования дошкольников рассматривается нами с точки зрения анализа существующих программ, имеющих различный статус, который определяет подчиненность программ и их территориальное распространение.
Создание обогащенной эколого-развивающей среды в детском саду рассматривается нами не только как условие, но — главным образом — как метод экологического воспитания, ибо эта деятельность является непрерывной, педагогически обусловленной и совместной с детьми. В такой деятельности взрослый всем своим поведением: искренним вниманием, словами, чувствами — демонстрирует правильные формы взаимодействия человека с природой, обучает пониманию взаимосвязи растений, животных с условиями, в которых они находятся, развивает сочувствие, сопереживание, любовь к живому.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ ЧЕЛОВЕКА С ПРИРОДОЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

1.1 Формирование представлений о взаимодействии человека с природой у детей дошкольного возраста.

Взаимодействие человека и природы происходит на всех этапах онтогенеза. В период дошкольного детства расширяется пространство жизнедеятельности ребенка, он начинает сам себе ставить цели, придумывать занятия, проявлять изобретательность в речи, фантазировать. Это возраст игры, активизации ролей, овладения реальностью посредством планирования и экспериментирования. Знакомясь с природными объектами, ребенок познает окружающий мир.
Известно, что ребенок начинает взаимодействовать с окружающим его миром природы с самого раннего детства. Следовательно, для организации этого процесса необходимо учитывать закономерности развития представлений о природе в соответствии с возрастными особенностями.
Структурированное описание возрастных этапов становления представлений человека о природе приведено С.Д. Дерябо, В.А. Ясвиным [8].
Первый этап характеризуется преобладанием субъектного восприятия природных объектов, существованием по отношению к ним «субъектной установки». Он охватывает дошкольный, младший школьный, младший и средний подростковый возраста. Это «эра» субъектной модальности отношения к природе.
Второй этап характеризуется преобладанием объектного восприятия природных объектов и существованием «объектной установки» по отношению к ним. Он охватывает собой старший подростковый, юношеский возраст и более поздние периоды. В первый период этого этапа — в старшем подростковом возрасте эпизодически проявляются элементы субъектного восприятия, свойственного предыдущей эре; в этом смысле он является переходным периодом между эрами.
Свойственный дошкольнику антропоморфический способ осмысления мира приводит к формированию у него субъектного характера модальности субъективного отношения к природе. Поскольку в жизненном опыте ребенка причинно-следственные связи между ним и окружающими его людьми предшествуют всем остальным, то совершенно естественным для него является объяснение любых причинно-следственных отношений в окружающей его природе по аналогии с отношениями, существующими между людьми: «Месяца нет на небе, потому что он ушел в гости» [8, с.160]. Однако данный вывод будет верным только по отношению к детям 2-4 лет, так как, именно, данный возраст характеризуется эгоцентризмом.
Характерной чертой мышления дошкольника, как отмечают С.Д. Дерябо [8], Д.Ф. Петяева [20] является артификализм (от лат. искусственно делать), т.е. представление о том, что все объекты и явления окружающего мира изготовлены самими людьми для своих собственных целей. Артификализм в восприятии природы и непоколебимая вера в ничем не ограниченное могущество взрослого объясняют просьбы детей к своим родителям подарить им лес, в котором они только что гуляли, достать с неба звездочку и т.д. Поскольку в этом мире все существует для него или для других людей, то и восприятие природы дошкольником идет сквозь призму прагматизма, делает вывод С.Д. Дерябо: «А что мне это может дать?». «Озеро существует для того, чтобы я мог в нем купаться», «Дождь идет для того, чтобы я мог ходить по лужам», «Солнце существует для того, чтобы я мог загорать» и т.д. [8, с.143]. Таким образом, следуя типологии С.Д. Дерябо, свойственный дошкольникам артификализм приводит к формированию у них прагматического характера модальности отношения к природе. Следовательно, в целом модальность субъективного отношения к природе в дошкольном возрасте является субъектно-прагматической.
Экспериментально Д.Ф. Петяевой [20] было установлено, что на характер взаимодействия дошкольников с природными объектами, самое существенное влияние оказывает степень сформированности у них представлений о живом. Правомерность этого вывода мы находим также у Д.Б. Эльконина [26, с.130-140], который отмечает, говоря о старшем дошкольном возрасте, что детская мысль в этот период направлена на дифференциацию и обобщение явлений действительности (дифференциация живого и неживого, природных явлений и общественных, прошлого и современности, добра и зла и т.п.). Именно на основе такой дифференциации возникают начальные общие представления о природных и общественных явлениях, дающие первый контур того, что условно может быть названо экологическим сознанием (в том смысле, что в этих общих представлениях начинают складываться тенденции не просто к знанию об единичных фактах, а к знанию об их связи).
Чем выше у детей степень сформированности представлений о живом, отмечает Д.Ф. Петяева [20], тем более спокойно ребенок ведет себя при контакте с природным объектом, больше проявляет познавательный интерес к нему, ориентируется при взаимодействии на состояние и благополучие самого природного объекта, а не на оценку его действий взрослым и т.д. Иными словами, степень сформированности представлений о живом, т.е. уровень развития познавательной сферы, определяет у дошкольников и характер взаимодействия с природными объектами, и отношение к ним.
В младшем возрасте (3-4 года) ребенок неосознанно соотносит правила и образцы поведения со своим поведением, а в сознании откладывается лишь поведение (по правилам) товарища. Отсюда следует, что в данный возрастной период формирование представлений о природе у детей должно строиться на наблюдении за поведением животных, растений, людей и. т.д., которое активизирует такие психологические механизмы как субъектификация, идентификация и формирует экологические представления, повышая когнитивный компонент интенсивности субъективного отношения к природе. Уже в младшем дошкольном возрасте через предметную деятельность необходимо создавать условия, мотивирующие детей к взаимодействию с природными объектами: «перебрать» крупу, пересыпать ее в «универсальные» пластиковые бутылки и во время прогулки покормить птичек, высыпав содержимое в кормушки, сделанные родителями детей. В результате этой деятельности детей данного возраста развивают не только мелкую моторику руки, как фактор развития речи, что является сенситивным периодом для этого возраста, а также предпосылки адекватного отношения к природе. В результате меняется характер отношения к природе у ребенка, его мотивационно-потребностная сфера и, следовательно, преобразуется деятельность через практическое взаимодействие с природной сферой, вырабатывается готовность к ее определенному пониманию и соответствующему поведению.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы