Часть дипломной работы на тему Использование манипулятивных техник в ток шоу на примере «вечер с Владимиром Соловьёвым» и «кто против?»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ В
ЖУРНАЛИСТИКЕ 6
1.1 Роль
политических ток-шоу на современном телевидении 6
1.2 Понятие
«манипуляция» в журналистике 23
1.3 Техники
манипуляции, используемые на телевидении 30
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАНИПУЛЯТИВНЫХ ТЕХНИК В
ТОК-ШОУ 51
2.1
Использование манипулятивных техник в ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым» 51
2.2
Использование манипулятивных техник в ток-шоу «Кто против?» 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
ВЫПУСКИ АНАЛИЗИРУЕМЫХ ПЕРЕДАЧ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ 73
ПРИЛОЖЕНИЯ 76
Введение:
Актуальность исследования. Ток-шоу набирает все большую
популярность на телевизионном пространстве. Их тематика настолько разнообразна,
что зрительская аудитория весьма широка. Другими словами, их смотрят люди
разного возраста, пола, образования, профессий, социальной принадлежности.
Растущая популярность данного жанра тележурналистики накладывает особую
ответственность на редакторов, журналистов и других создателей программ в плане
выбора темы и подходов к ее освещению.
Поскольку данный жанр
тележурналистики стал одним из наиболее популярных, то посредством него и
осуществляется основное воздействие на массовую аудиторию. Манипуляция активно
используется в передачах жанра ток-шоу. Ее технологии настолько разнообразны и
многочисленны, что порой распознать их становится практически невозможным для
рядового зрителя. Более того, с течением времени появляются все новые и сложные
технологии, благодаря которым происходит воздействие на сознание человека
помимо его воли.
В условиях сложной экономической
и политической ситуации в России и во всем мире, а также отсутствия четкой
идеология, средства манипуляции стали активно использоваться для того, чтобы
создать определенное настроение жителей страны, настроить их против одних
течений и заставить поддержать другие. При злоупотреблении техниками
манипуляции можно создать критическую ситуацию в стране (подобных примеров
полно во всем мире), которая, в частности, может привести к непоправимым
последствиям, а именно к войне. Знание основных технологий манипуляции позволит
противостоять им и уменьшить воздействие. Этим обусловлена актуальность
выбранной тематики.
Объект исследования – техники манипуляции.
Предмет – воздействие манипулятивных техник на зрителей ток-шоу
«Вечер с Владимиром Соловьевым» и «Кто против?».
Цель исследования – проанализировать особенности воздействия
манипулятивных техник на зрителей ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым» и
«Кто против?».
Для достижения поставленной цели
нами был сформулирован ряд задач:
1) определить роль ток-шоу на
современном телевидении;
2) изучить понятие «манипуляция»
в журналистике;
3) исследовать техники
манипуляции на телевидении;
4) проанализировать использование
манипулятивных техник в ток-шоу «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым»;
5) проанализировать использование
манипулятивных техник в ток-шоу «Кто против?»;
6) сделать выводы.
Теоретическая база исследования. Изучением такого жанра, как
ток-шоу занимались следующие ученые: Е.Л. Вартанова, И.Н. Кемарская,
А.А. Тертычный и многие другие.За основу анализа использования
манипулятивных техник в современных ток-шоу мы взяли теоретические исследования
С.С. Кара-Мурзы и А.Б. Моля.
Методы исследования: поиск информации, ее анализ и синтез,
наблюдение, сравнение.
Научная новизна
исследования. В работах исследователей ток-шоу, как жанра журналистики, в
основном просматривается теоретическое описание жанра. Описывается структура
идеального ток-шоу, принципы освещения различных актуальных явлений. В
исследованиях, посвященных манипулятивным техникам подробно рассмотрены
особенности их применения в целом в средствах массовой коммуникации. А вот
воздействие манипулятивных техник на зрителей ток-шоу рассмотрено не было. В
этом заключается научная новизна данного исследования.
Практическая значимость исследования. Результаты данного
исследования можно использовать в практической деятельности журналистов и
редакторов при подготовке к выпуску ток-шоу, зрителям ток-шоу с целью
уменьшения воздействия манипулятивных техник, а также для обучения студентов,
изучающих журналистику.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов к
ним, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первом главе
обосновывается использование манипуляции в журналистике. Вторая глава посвящена
анализу использования манипулятивных техник на зрителей ток-шоу.
Заключение:
В ходе теоретического
исследования нам удалось выяснить, что жанр ток-шоу впервые зародился в Америке
в 60-х годах. В 90-е годы он набрал высокую популярность в России. Но его цели,
особенности, способы передачи информации за последние годы сильно изменились.
Произошла кардинальная трансформация данного жанра. По своей сути ток-шоу из
чисто информационного жанра превратился в развлекательный. Он соединяет в себе
черты таких видов публицистики, как телемост, дебаты, беседа, дискуссия. Но
неотъемлемыми атрибутами ток-шоу все же являются: харизматичный ведущий, гости,
эксперты и зрители.
Основную цель, которую преследует
ток-шоу на телевидении – это манипуляция. Задача жанра вложить в голову
населения ту или иную информацию и определить отношение к ней. Но это не
означает что-то плохое. Современные ток-шоу могут пропагандировать здоровый
образ жизни, возрождение семейных ценностей и так далее. В этом и заключается
основная роль данного жанра на современном телевидении.
Однако, манипуляция стала
неотъемлемой части работы телевидения. Ведь сегодня человек проводит большую
часть своего времени перед телевизором, а, значит, сегодня воздействие на
сознание человека через этот канал становится самым эффективным. С этой целью в
современных ток-шоу используется целый ряд манипулятивных технологий, которые
постоянно усовершенствуются и меняются.
В работе было
проанализировано, что манипуляция является способом влияния на общественное
мнение. СМИ стали основным инструментом манипулирования общественным мнением.
Они прививают массам общие ценности, поведенческие модели и нормы.
Манипулирование можно подразделить на несколько видов: манипулирование
информационными потоками, манипулирование посредством воздействия на эмоции,
манипулирование посредством формирования и распространения образов,
манипулирование посредством использования авторитетных групп и стремления
человека быть полноправным членом общества. Какого бы вида не была манипуляция,
ее цели и приемы остаются скрытыми для общества, человек, как объект
манипуляции, обесценивается.
Если
сравнивать манипулятивные приемы, которые применяются на всех каналах СМИ,
выделяется ряд наиболее популярных. К ним относятся: фабрикация и умалчивание
фактов, ссылки на авторитеты, сенсационность, повторение, использование
стереотипов и особенностей восприятия, использование контрастности,
особенностей речевой динамики, монтаж, изъятие цитат из контекста. На
телевидении наиболее популярными являются фабрикация фактов, использование
речевой динамики, расположение новости в блоке новостей, использование
авторитетных групп и приема упрощения при составлении программы, показ
советских фильмов, ток-и реалити-шоу, использование манипулятивной семантики,
прием «непривлекательного ракурса», «спираль умолчания».
Исследование
показало, что средства массовой информации занимают огромное место в жизни
отдельного человека и общества в целом. Телевидение, радио, печать, интернет,
стали основными источниками информации, формирующими внутренний мир человека.
Если всего столетие назад внутренний мир людей формировался на основе их
личного общения, профессиональной деятельности, путешествий, то сегодня совсем
не нужно быть очень активным человеком, чтобы узнать новости с другой стороны
планеты, незачем выходить из дома для общения с людьми.
Итак, в
ходе эмпирического исследования мы проанализировали по 17 выпусков за 2019
год трех ток-шоу: «Вечер с Владимиром Соловьевым» и «Кто против?».
Схема применения технологий
манипуляции приблизительно одинаковая во всех анализируемых ток-шоу:
1) создание информационного
повода – то есть представление какой-то конкретной или вымышленной информации,
используемой для представления ее на политическом ток-шоу;
2) «раскрутка» информационного
сообщения, то есть поступает рост напряженности (другими словами повторение тех
же негативных слов, выражений, каких сенсационных новостей, эмоциональности и
как правило недостоверность информации);
3) обострение напряженности
является основной частью политических ток-шоу, их суть заключается в достижении
целей;
4) последним и главным является
закрепление информации – это обеспечение поставленной цели политического
ток-шоу, после завершения ток-шоу.
В ток-шоу «Вечер с Владимиром
Соловьевым» и «Кто против?» каждый выпуск начинается с обозначения информационного
повода, используется при этом, как правило, одна-две технологии манипуляции, но
по ходу раскрытия события манипулятивных техник используется все больше и
больше.
Наиболее часто в ток-шоу «Вечер с
Владимиром Соловьевым» используется технология повторение информации.
Наблюдение показало использование ее в каждом выпуске ток-шоу, иногда по
несколько раз. Чуть менее популярным является использование технологии
полуправды, но ее мы также заметили в каждом выпуске ток-шоу, как и технологию
приклеивания и навешивания ярлыков. Немного реже используются технологии
использования стереотипов, информационная блокада и создание ассоциаций.
Практически в половине выпусков мы заметили использование таких технологий
манипуляции, как утверждение, анонимный авторитет, принцип контраста и эффект
первичности. И лишь в немногих выпусках заметили такие технологии, как
обыденный рассказ, психологический шок, эффект присутствия и спираль
умалчивания.
А в ток-шоу «Кто против?» чаще
всего используется технология эффекта присутствия. Более того, весь принцип
построения ток-шоу основан именно на этой технологии. Чуть менее популярным
является использование технологии эффекта первичности, но ее мы также заметили
в каждом выпуске ток-шоу, как и технологию повторения информации и постановки
риторических вопросов. Немного реже используются технологии полуправды,
приклеивание и навешивание ярлыков, утверждения, использования стереотипов и
создания ассоциаций. Практически в половине выпусков мы заметили использование
таких технологий манипуляции, как психологический шок и информационная блокада.
И лишь в немногих выпусках заметили такие технологии, как принцип контраста,
обыденный рассказ, спираль умалчивания и анонимный авторитет.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ В ЖУРНАЛИСТИКЕ 1.1 Роль политических ток-шоу на современном телевидении «Встреча с журналистикой, а точнее с
политической журналистикой, неизбежна как для политиков и политологов, так и
для простых граждан, которым так или иначе интересно то, что происходит в
стране и в мире. Политическая журналистика — это высшая степень журналистики в
целом. «Отношения между прессой и политикой выражаются в освещении политической
жизни.
В
этой связи СМИ можно рассматривать как один из инструментов реализации
политических стратегий на информационном рынке, что характеризует их вес в
политическом влиянии на массы.
В более узком смысле политическая журналистика — это освещение и
анализ деятельности государственных органов и общественно-политических
процессов. В арсенале политической журналистики оказываются мнения и высказывания
различных партий, движений, политических деятелей, общественности. Нередки
случаи, когда неточность высказываний, искажение информации, предвзятость может
иметь пагубные последствия из-за непрофессионального подхода. С целью
фильтрации такого рода информации работают профессиональные журналисты. Именно
они становятся той тонкой гранью, которая отделяет вымысел, искажение,
надуманность от реальной действительности. Но журналистика может как донести
правду до своей аудитории, также может и усугубить предрассудки и заблуждения
или заведомо исказить факты. Поэтому главными задачами политической
журналистики в реализации общественного мнения являются:
— правдивое донесение информации о текущей политики до
общественности;