Часть дипломной работы на тему Использование интерактивных форм в театрализованных представлениях как средство активизации подростковой аудитории
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АКТИВИЗАЦИИ ЗРИТЕЛЬСКОЙ АУДИТОРИИ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ 7
1.1 Театрализованное представление: понятие, виды, формы 7
1.2 Интерактивные формы как средство активизации аудитории в театрализованном представлении 16
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЛЯ ПОДРОСТКОВОЙ АУДИТОРИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ 26
2.1 Отличительные особенности подростковой аудитории и приемы активизации в работе с подростками 26
2.2 Осуществление постановки театрализованного представления для подростков с использованием интерактивных форм 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42
Введение:
Актуальность. На сегодняшний день одной из важнейших задач режиссера театрализованных представлений и праздников является грамотное вовлечение зрителей в действие.
На проблему активизации аудитории до сих пор нет единого мнения как теоретиков, так и практиков. Некоторые режиссеры театрализованных представлений и праздников, зачастую, забывают о включении зрителей в действие, а другие, напротив, стараются активно использовать активизацию в полном объеме для большего вовлечения людей в действие.
Поскольку в наше время существует большое количество видов и приемов, с помощью которых можно заинтересовать и вовлечь зрителей в действие, нужно стараться грамотно использовать их, ведь непродуманное включение зрителей может отрицательно повлиять на мероприятие в целом.
В учреждениях культуры довольно часто встречается проблема активизации именно подростковой аудитории. Это связано с тем, что вся культурная программа есть у них в «руке» (мобильный телефон, компьютер и т.д.). У подростков возникает вопрос: «Зачем куда-то идти, если можно остаться дома и получить необходимую информацию онлайн?» Потребность в реальной коммуникации подростков снижается из-за популяризации социальных сетей, где они восполняют ее, не «вставая с дивана».
Исходя из этих факторов, возникают такие проблемы, как отсутствие культурного воспитания.
Приходя в культурное учреждение, подростки зачастую не знают, как следует вести себя, на что обратить внимание и как «впитать» в себя полученную информацию. Тогда-то и начинается работа учреждения культуры. Сотрудникам необходимо заинтересовать подростковую аудиторию, показать им как следует вести себя в том или ином учреждении, развить их культурное воспитание, приобщить и приумножить их творческие способности.
В современном мире, как и во все времена, ведется поиск новых выразительных средств во всех формах организованного досуга как одной из важнейших социально-культурных коммуникативных практик. Вследствие этого массовые досуговые мероприятия, вынужденные конкурировать с разнообразными шоу, кино, телевидением, попали в ситуацию острейшей борьбы за зрительскую аудитории. И, пожалуй, единственное направление, где они могут ее выиграть, – это внедрение новых форм и видов театрализованных действ и праздников.
С целью привлечения внимания и повышения интереса подростковой аудитории, театральные коллективы вносят изменения в репертуар, модернизируют свои творческие работы, прибегают к неожиданным и нестандартным видам театрализованных представлений. И все это для того, чтобы заинтересовать своего зрителя. Один из таких способов – использование интерактивных форм.
Интерактивные формы предполагают активное участие аудитории. В отличие от привычного театрализованного действия, где зритель почти все время находится в пассивном состоянии, интерактивные формы помогают зрителю быть активным, вовлеченным в ту же деятельность, что и актер. Зрители перестают быть наблюдателями и становятся полноправными участниками действия. Избавившись от заданных когда-то барьеров, обе стороны этого диалога (зритель и актер) сопереживают, содействуют и создают новое игровое пространство.
Интерактивные формы в театрализованном представлении способствуют привлечению внимания и активизации подростковой аудитории. Повышается посещаемость и популярность театров, среди молодого поколения, что является одним из важных в изучении культуры среди населения.
Выбор темы квалификационной работы обусловлен важностью привлечения внимания подростковой аудитории к творческой деятельности и ее активизации.
Базой практической реализации театрализованного представления с использованием интерактивных форм был выбран Владимирский Областной колледж культуры и искусства, поскольку это одно из образовательных учреждений, специализирующихся на выпуске квалифицированных специалистов в области театрального творчества. Так же в стенах колледжа ежедневно находится молодая и подростковая аудитория, которая часто не заинтересована в театральном творчестве, как в способе организации личного досуга.
Разработанность темы. Исследованием проблемы театрализованного представления его формами, видами занимались: Луначарский А.В., Крупская Н.К., Макаренко А.С., Станиславский К.С. и др.
Работа учреждений культуры по решению проблем активизации подростковой аудитории посвящены работы: К. Мурашовой, А. Талавера, А. Черныша.
Интерактивные формы как средство активизации аудитории в театрализованном представлении изучается в работах А.М. Кузнецова,
Практический опыт организации театрализованные представлений с использованием интерактивных форм отражён в работах Д. Генкина, А. Коновича, О. Вершковского.
Опыт реализации театрализованных мероприятий и основные понятия театрального творчества описаны в трудах П. Керженцева, А. Коновича, С. Эзенштейна.
Объект исследования – театрализованные представления
Предмет исследования – интерактивные формы в театрализованном представлении как способ активизации подростковой аудитории
Цель исследования – выявление способов привлечения внимания подростковой аудитории.
Задачи исследования:
— рассмотреть понятие, виды и формы театрализованных представлений
— разобрать интерактивные формы как средство активизации аудитории в театрализованном представлении
— выявить отличительные особенности подростковой аудитории им приемы активизации в работе с подростками
— проанализировать и провести театрализованное представление с использованием интерактивных форм для подростковой аудитории.
В работе использованы следующие методы исследования: анализ литературы и интернет ресурсов, синтез информации, изучение и обобщение практического опыта, сравнение, интервьюирование.
Теоретическая значимость. В данной работе собран материал по теме, и систематизированы интерактивные формы в театрализованном представлении как средство активизации подростковой аудитории, рассмотрены виды и формы театрализованного представления.
Практическая значимость исследования. Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы при дальнейшем изучении активизации зрительской аудитории, а так же в качестве методических рекомендаций для работников учреждений культуры.
Структура исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, включающих по два параграфа каждая, заключения, списка используемых источников, содержащего 24 названия, и …. приложений, раскрывающих основные положения исследования.
Заключение:
Современное искусство находится в поисках нового языка, способов общения со зрителем, аудиторией. Все большая интерактивность произведений искусства происходит в связи с периодом определенной стагнации в культуре (постмодернизм провозглашает неспособность к созданию принципиально новых художественных произведений, предлагая игру с уже существующими). В такой ситуации восприятие объекта искусства все больше заменяется соучастием зрителя в художественном произведении. С одной стороны, это черта современной нам реальности, но с другой – возвращение к истокам культуры – карнавалу, шествию, мистерии.
Во все времена театр представлял собой искусство коллективное. Развитие театра всегда было неотделимо от развития общества и состояния культуры в целом, — с особенностями общественного развития были связаны его расцвет или упадок, преобладание в театре тех или иных художественных тенденций. Театральное искусство является важным фактором нравственного, эстетического воспитания, корректирующим, обогащающим, усиливающим нравственно-эстетическим и творческим влиянием на личность и культуру в целом.
В современном досуговом пространстве XXI века новые формы массовых мероприятий «расширяют возможности не только художественной сценарной реальности, но и способы привлечения и заинтересованности аудитории к действу». Современные формы дают возможность человеку в свете меняющихся эстетических, технических реалий стать не только зрителем, но и непосредственным участником данного процесса. И одной из таких форм является интерактивный театр.
Интерактивный театр — это форма театрального действия, которая предполагает активное участие аудитории. Главное лицо в нем зритель. Зритель ‒ это, несомненно, подарок как для режиссера и сценариста, так и для актеров и ведущих. Ведь от настроя публики зависит успех любого мероприятия
В отличие от традиционного театра, где зритель почти все время находится в пассивном состоянии, в интерактивном театре зритель активен, вовлечен в ту же деятельность, что и актер. Такого рода театр рождается в новых формах, где исчезают границы между зрительным залом и сценой. Зрители перестают быть зрителями и становятся полноправными участниками действия и не отделены от происходящего. Избавившись от заданных когда-то и кем-то барьеров, обе стороны этого диалога – зритель и актер – сопереживают, содействуют и создают новое игровое пространство. Чтобы вернуть театральному искусству силу воздействия в современность особенно актуальны интерактивные формы, как наиболее вовлекающие и актуализирующие сопереживание, столь необходимое для театрального искусства.
В своей деятельности клубные учреждения, демонстрирующие такие формы театра, предъявляют серьезные требования к организации досуга детей и молодежи. В результате клубные учреждения стали уделять больше внимания творческим, увлекательным формам работы с детьми и подростками. Понятие «социально-патриотическое воспитание» сбалансировано и многогранно: оно включает в себя как духовное и экологическое воспитание, так и воспитание активной гражданской позиции, предупреждение антиобщественных явлений и бережное отношение к памятникам истории и культуры, прямое военно- патриотическое воспитание.
Театр приковывает внимание подростков, активно вовлекая их в происходящее. Активное вовлечение означает, что воздействие оказывается на чувства зрителей, а не только на их интеллект. Именно это способность затрагивать чувства, позволяет театру оказывать влияние на взгляды и представления людей, таким образом, который недоступен при использовании традиционных образовательных методов.
В нашей работе мы привели пример интерактивного представления, который раскрывает важные социальные проблемы и задачи подростковой аудитории, такие как: СПИд, негилизм, максимализм и т.д. Считаем, что интерактивный театр поможет молодежи задуматься и понять всю остроту такой проблемы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. АКТИВИЗАЦИИ ЗРИТЕЛЬСКОЙ АУДИТОРИИ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОМ ПРЕДСТАВЛЕНИИ
1.1 Театрализованное представление: понятие, виды, формы
Театрализованные представления и праздники ‒ неотъемлемая часть социальной и духовной жизни общества и отдельно взятого человека.
Поскольку ощущение праздничности ‒ это всегда радость, бодрость, приподнятость духа и настроения, то абсолютно у каждого присутствующего на подобном действии, появляется особое психологическое состояние, побуждающее к участию, проявлению активности и заинтересованности.
Театрализация является уникальным феноменом и универсальным творческим методом культурно-досуговой деятельности человечества. История театрализации уходит своими корнями в глубокую древность и сопровождает человека от рождения до смерти. Театрализация, как феномен культурной жизни человеческой цивилизации по своей сущности и природе, появилось раньше искусства театра с понятие которого имеет единое коренное значение, но и принципиальное отличие. Это отличие заключается в том, что в театрализации, в ее основе, было самодеятельное реальное действие, художественно-оформленное и эстетически-организованное. Театрализованное действо является одной из составляющих духовной и художественной культуры, как этноса, так и общества.
Метод театрализации трактуется современными исследователями как родовой, специфический, творческий метод, который сформировал и определил сферу сценарно-режиссерской деятельности.
Театрализация, утверждал Д.М. Генкин, предполагает создание особой, социально-психологической, праздничной ситуации, которая характеризуется особой значимостью события, проблемы, составляющих тему мероприятия, причастностью к событию, стремлением участников выразить свое отношение, позицию, оценку события, проблемы, потребностью выразить свою причастность к происходящему через зрелищно-игровое, ритуально-символическое, творческо-исполнительское реальное действие, наличием особой эмоционально-психологической атмосферы.
Представим краткий обзор видов, и способов, и театрализации. Основные виды театрализации классифицируются по особенностям отбора материала, средств и приемов в ходе создания сценария массового действа.
1. Театрализация компилированного (комбинированного) вида — тематический отбор и использование готовых художественных образов и различных видов искусства, и монтажное соединение их между собой сценарно-режиссерским приемом или ходом. Главной задачей сценариста в работе с этим методом является определение сценарно-смыслового стержня всей программы в целом, эпизода или блока, композиционная выстроенность всего сценария в целом, монтаж эпизода и блока, и всего сценария в целом.
2. Театрализация оригинального вида – создание сценаристом и режиссером новых художественных образов, согласно сценарно-режиссерскому замыслу. В этом случае создается синтез документального и художественного материалов не только в тематическом отборе материала, но и в создании каждого эпизода и сценария в целом.
Это более сложная форма создания сценария, требующая организаторского опыта, умения отбирать и монтировать готовый материал, а также профессионального мастерства сценариста, режиссерского умения поставить новый номер, согласно сценарному замыслу, органично соединить в эпизоды художественный и документальный материал.
3. Театрализация смешанного вида – контаминация первого и второго вида. Включает компиляцию готового и создание нового.
Каждый вид искусства имеет свои выразительные и изобразительные средства, возможности и приемы создания художественного образа. Выделим следующие средства и приёмы театрализации:
1. Ассоциативно-художественный образ как система приемов образности различного типа (метафора, гипербола, гротеск, сравнение, аллегория, символ, гротеск, литота и т. д.), направленных на зримое воплощение идеи. Например, на празднике, посвященном Дню Победы, идея трагизма любви во время войны, заложенная в сценарии, может воплощаться посредством символа (синий платочек, треугольник письма), метафоры (сцепленные руки влюбленных, разрываемые под звук кононады), гипербола (огромное видеоизображение памятника Родины-матери на заднике сцены) и т.д.
2. Выразительные невербальные средства, такие как музыка, свет, звук, медиаресурсы, актерское мастерство, сценографию мероприятия, костюмы, декорации и реквизит, создающие нужную в данном эпизоде и во всем представлении сценическую атмосферу.
3. Приемы персонификации (например, ролевая персонификация ведущих, перевоплощение в автора произведения или персонажа), инсценирования (например, театрализованное представление песни «Катюша») и драматизации (например, усиление воздействия посредством художественной детали).
Таким образом, театрализация предстает не как обычный прием, а как сложный творческий метод, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование. Иными словами, театрализация – это метод, в основе которого лежит использование разнообразных выразительных средств и приемов для создания неповторимого, яркого, присущего только данному празднику художественного сценического образа.
Театрализованное действо – это органическое сочетание реальности, связанное с бытом, социальными отношениями, религиозными воззрениями, идеологическими и политическими склонностями людей, и художественности, заключенной в художественном материале, созданном путем преобразования этой реальности.