Часть дипломной работы на тему «Использование инновационных средств в педагогической реабилитации лиц с дисфагией».
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 990 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ГЛАВА 2.СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ 3
2.1. Цель и задачи констатирующего этапа исследования 3
2.2. Методика проведения, материалы, организация констатирующего этапа исследования 3
2.3. Методика проведения клинического логопедического обследования 6
2.4 . Результаты констатирующего этапа исследования речи и других высших психических функций у пациентов с очаговыми поражениями головного мозга 7
2.5 Выводы 26
Список литературы 30
Заключение:
Лечение дисфагии проводится в комплексе с основным заболеванием, послужившим причиной ее развития. Пациенты нуждаются в наблюдении и проведении лечебно-реабилитационных мероприятий мультидисциплинарной командой, включающей: нутритивную поддержку, физические тренировки и физиотерапию, логопедическую коррекцию, терапию боли и психологическую коррекцию.
К основным направлениям комплекса логопедической реабилитации восстановления глотания относятся: протезирование глотания; модификации питания и диеты, применение альтернативных питательных добавок; глотательная реабилитация и повторное обучение; использование биологической обратной связи (аппарат Vocastim).
Логопедическая практика позволяет утверждать, что начинать работу по восстановлению глотания необходимо как можно раньше, по истечению двух дней после инсульта и продолжать до тех пор, пока пациент не сможет самостоятельно и безопасно глотать, не опасаясь задохнуться.
Лучше проводить упражнения так, чтобы спинка кровати была поднята на 80 – 900, и положение головы было укреплено. Такое положение облегчает глотание и уменьшает риск аспирации. Первая и самая важная цель лечения – добиться у пациента контроля головы и туловища. Для того, чтобы научить пациента жевать, пациенту необходимо на первой стадии моторного контроля тренировать основные движения, умение производить открывание и закрывание челюсти и обхватывать «столовый прибор» губами. Для восстановления моторных функций языка достаточно освоить первые три ступени моторного контроля.
Язык является сложной и комплексной структурой, которая необходима для речи, различения вкуса, жевания и глотания. Он состоит не только из внешних, но и из внутренних мышц, в которых уже содержится мышечное веретено, содержащиеся также в мышцах туловища и конечностей. Мультифиброзные и тендиозные соединения находятся между языком и мандибулой, мягким небом, глоткой, надгортанником и подъязычной костью. Для развития всех функций жизнеобеспечения, глотания, речи, дыхания, язык должен достичь четырех ступеней моторного контроля: подвижность, определяемое как фазное движение во всех четырех направлениях (флексия, экстензия, абдукция, аддукция), стабильность, определяемая способностью складывать губы для сосания, контролируемая подвижность, когда кончик языка твердо держится на зубах, в то время как проксимальная часть языка приподнята при глотании, моторная ловкость, определяемая при проксимальном держании, пока отдаленная часть языка используется для речи.
Для большей подвижности языка можно использовать влажный шпатель, чтобы стимулировать вентральное, латеральное и ротаторное движение, при этом эффективно проводить метод сопротивления с использованием данного шпателя. Контролируемое движение или поднятие языка над мягким небом может быть стимулировано влажным шпателем для языка. Если создавать сопротивление языку шпателем в направлении вниз и назад, корень языка будет реагировать движением вперед и вверх. Раздражающее надавливание на нижние части языка может привести к рвотному рефлексу, который, хотя и неприятен пациенту, является своего рода промежуточной целью.
Устойчивость, способность удержания языка в разных позициях может быть развита через прием проторения (фацилитирования) при помощи сосания пустой трубочки. На нее надавливают по направлению к какому-нибудь предмету, например, к кончику пальца. При помощи сосания пустой трубочки сидя или лежа с локтевым упором происходит проторение не только устойчивости языка, но и сокращение и устойчивость мышц шеи. Сосание мягкой соски улучшает степень подвижности и устойчивости при управлении языком и фацилитирует мускулатуру губ и челюсти.
Упражнения по моторному контролю подвижности языка важны, потому что способствуют двигательной функции языка, способствуют стимулированию рвотного рефлекса, и наконец, косвенно стимулирует сокращение мягкого неба и мышц глотки, голосовых связок, за счет фиброзных соединений, создавая условия для безопасного продвижения комка пищи в глотку и далее в пищевод.
Поднятие небной дуги можно достичь, через приемы двустороннее и симметричное растяжение складки мягкого неба палочками. Во время такой стимуляции, пациент должен быть в положении сидя, он должен выдать из себя серию стаккато –ах (коротких звуков «ах»), как в высокой, так и в низкой тональности. Такая серия повторяющихся расширений дуги неба и построение звуков должна привести к сокращению мышц мягкого неба и глотки, а также к большей подвижности гортани и аддукции голосовых связок.
Таким образом, можно утверждать, для логопедической работы с пациентами неврологического отделения с нейрогенной дисфагией, можно использовать последовательный алгоритм преодоления нейрогенной дисфагии. В среднем при использовании описанной логопедической работы глотание восстанавливается на 3-9 день от начала интенсивной реабилитации. Глотание при стволовом инсульте восстанавливается не раннее третьей недели от начала реабилитации, что обусловлено особенностями течения заболевания.
Результатом исследования стали следующие выводы:
– комплексный подход к реабилитации и нутритивной поддержке с коррекцией дисфагии в амбулаторных условиях показан и имеет высокую клиническую эффективность;
– применение специализированного загустителя клинически и экономически обосновано;
– использование специализированного загустителя более безопасно и позволяет использовать технологию загущения в реабилитационной логопедической практике;
– применение динамического наблюдения за дисфагией и коррекция нутритивного статуса повышают реабилитационный потенциал и улучшают функциональные исходы реабилитации;
– обучение пациентов с формированием представления о заболевании, составление индивидуального плана реабилитационных мероприятий, обучение адаптации к микро- и макросреде позволяют добиться комплаентности и приверженности к регламенту реабилитации и адаптации.
Таким образом, следует информировать пациентов и их родственников о признаках дисфагии, необходимости оценки функции глотания в случае сохраняющихся симптомов или при появлении таковых вновь. Пациент и ухаживающие люди должны быть обучены правилам питания при дисфагии в соответствии с индивидуальным планом и современными рекомендациями.
Полученные в результате исследования положительные данные по эффективности и безопасности позволяют рекомендовать применение специализированного загустителя в комплексе со специализированным клиническим питанием для широкого клинического применения у различной категории больных, нуждающихся в искусственном лечебном питании при дисфагии, в том числе при сопровождении этих пациентов на дому.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 2.СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Цель и задачи констатирующего этапа исследования
Цель диагностики: установление топически обусловленной формы и тяжести дисфагии: бульбарная, псевдобульбарная, дисфагия бездействия [4].
Основная цель представленного исследования – оценить качество логопедической помощи при восстановлении функции глотания.
В соответствии с целью были сформулированы задачи: изучить суть методик логопедической помощи больным с нейрогенной дисфагией, составить логопедическую программу восстановления функции глотания в остром периоде пациентов с ишемическим инсультом.
2.2. Методика проведения, материалы, организация констатирующего этапа исследования
Каждый блок представляет комплекс из базовой балльной шкалы и дополнительных инструментальных, в том числе нейрофизиологических методов (табл. 1).
Таблица 1. Номенклатура методов диагностики и контроля логопедических синдромов [8]
Логопедические шкалы представляют собой комплекс тестов, специфических для выявления отдельных компонентов диагностируемого синдрома и ранжированных по степени тяжести. Ни одна из шкал не прошла процедуру валидизации, но имеет уровень консенсусного согласования на уровне профессионального сообщества в рамках клинических рекомендаций [9, 10]. Видеофлюороскопия и фиброларингоскопия используются как стандартные методы объективизации нарушений глотания и рекомендованы международными рекомендациями [11]. Выбор метода определяется уровнем сознания [2] и мобильности пациента. Фиброларингоскопия проводится всем пациентам с оценкой >20 баллов (среднетяжелая) по шкале дисфагии, а видеофлюороскопия – пациентам с сохраняющейся клиникой дисфагией, но без изменений по данным фиброларингоскопии. Аппаратная оценка функции внешнего дыхания применяется при выработке стратегии восстановления голосового дыхания. Речевое картирование с применением транскраниальной магнитной стимуляции (ТКМС) обеспечивает топическую диагностику. Электронейромиография лицевого нерва используется для уточнения статуса отдельных ветвей тройничного нерва при выборе лечения прозопареза.
Логопедическое обследование проводится всем госпитализированным в круглосуточный или дневной стационар пациентам. В течение первых 2–3 ч после поступления каждому пациенту проводится экспресс-осмотр логопеда, состоящий из двух тестов: «Теста трех глотков» и «Теста четырех пальцев», для совместного с реаниматологом принятия решения о необходимости питания пациента через зонд и оценки нутритивного дисбаланса. Затем в течение 48 ч проводится развернутое логопедическое обследование по остальным модальностям. Цель диагностики: установление топически обусловленной формы и тяжести дисфагии: бульбарная, псевдобульбарная, дисфагия бездействия [4]. В зависимости от степени тяжести дисфагии инициируется лечебно-диагностический комплекс, включающий Volume Viscosity Test (VVT-тест) с использованием фиброларингоскопии, выполняемой реаниматологом. В ходе тестирования делается выбор питательного доступа (зонд) и текстуры питания, реализуемой в вариации из 7 типов стола [12]. Повторные тестирования – на 7-й день госпитализации, накануне выписки и по показаниям – чаще. Следует отметить обязательность участия клинического логопеда в принятии решения МДРК по вопросам сохранения и модификации трахеобронхиального разобщения, в частности по тактике перехода от назогастрального зонда к постоянной гастростоме и определению показаний для удаления трахеостомы. Мнение логопеда по этим вопросам принимается как основополагающее для определения дальнейшей тактики, реализация которой также предполагает активное участие логопеда. Если в ходе первичной госпитализации решение не определилось, клинический логопед осуществляет дальнейшее амбулаторное патронирование пациента, включающее телевизиты и периодические очные осмотры и лечебные процедуры.
При диагностике афатических нарушений поэтапно и последовательно оценивается устная и письменная речь с охватом всех языковых уровней: фонетики, лексики, грамматики и синтаксиса [13]. Для уточнения локализации речевых анализаторов и моторных речевых центров в дополнение к клиническим шкалам применяется функциональное транскраниальное магнитное картирование для уточнения реабилитационного потенциала и выбора мишеней для лечебной ТКМС и прочих методик немедикаментозной модуляции.
При диагностике дизартрии основной акцент делается на определение ее топического уровня происхождения: корковая, подкорковая (экстрапирамидная), мозжечковая, псевдобульбарная, бульбарная. Клиническое тестирование дополняется методами оценки дыхания (спирометрия, волюметрия) для формирования индивидуального комплекса респираторной тренировки. Это актуально в случаях, когда пациенту планируется удаление трахеостомы и восстановление естественной фонации.
При диагностике прозопареза помимо балльной оценки степени тяжести специалист уточняет уровень дискомфорта пациента при жевании и значимость мимической недостаточности. В сочетании с данными электронейромиографии составляется комплексная реабилитационная программа.
Содержание:
ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О
ДИСФАГИИ.. 2
1.1. Современные трактовки дисфагии.
Причины, механизм нарушения 3
1.2. Обзор отечественных и зарубежных
методов преодоления нарушения глотания. 14
1.3. Понятие скрининга функции
глотания. Виды скрининговых исследований 27
Введение:
Заключение:
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА
1. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ДИСФАГИИ 1.1.
Современные трактовки дисфагии. Причины, механизм нарушения
Дисфагия — (от дис… и
греч. phagein — есть, глотать) — клинический признак нарушения глотания —
затруднение или дискомфорт при продвижении пищевого комка из ротовой полости в
желудок. Дисфагия – это ощущение наличия препятствия для нормального движения
проглоченной пищи, которое не сопровождается болью, возникающей в результате
нарушения прохождения пищи из ротовой полости в желудок.
Глотание — сложный
процесс, в котором участвуют мышцы глотки, а также мышечный слой стенки
пищевода. Этот процесс регулируется нервной системой, поэтому любое поражение
ЦНС, периферической нервной системы, глотательных мышц или пищевода может
привести к нарушению глотания. Нарушения глотания — дисфагия — представляют
собой затрудненный процесс поступления пищи или жидкости из полости рта через
пищевод в желудок. К частым причинам нарушений глотания относятся инсульт,
опухоли пищевода, глотки, рубцевание глотки, травмы глотки и пищевода, а также
нейродегенеративные заболевания.
Симптомы проблем с
глотанием могут включать:
• боль при попытке
глотать
• неспособность глотать
пищу или жидкости
• ощущение, что пища
застряла в горле или груди
• слюнотечение
• хриплый голос
• рвота при проглатывании
• частая изжога
• потеря веса с
длительными нарушениями глотания
• кашель или удушье при
попытке проглотить
• потребность есть пищу
небольшими кусочками, чтобы ее можно было проглотить
Нарушение глотания,
«дисфагия», — это термин, который относится к любому затруднению или
дискомфорту при перемещении пищи изо рта в желудок и является общим названием
для расстройств глотания [1]. Глотание представляет собой настолько тонкую и
точно скоординированную последовательность событий, которая захватывает
значительное анатомическое «пространство» от губ до сердечной мышцы, что на
разных этапах и по разным причинам могут возникать нарушения, вызывающие
диагностические и терапевтические трудности при заболеваниях нервной системы. .
Нейрогенная дисфагия наблюдается при вовлечении пораженной нервной системы и
мышц в процесс глотания и может быть обусловлена нейросенсорной и/или
нейромоторной дисфункцией и/или нарушением центральных процессинговых функций
[1, 2].
Дисфагия является очень
распространенной проблемой в неврологической практике у пациентов, нуждающихся
в длительном уходе, а также у лиц пожилого возраста [3-5]. Лучшее медицинское
обслуживание, лучшее лечение от наркотиков и достижения в области медицины
увеличивают вероятность продления жизни. Число людей старше 65 лет стремительно
растет. По расчетам Национальной исследовательской академии Академии наук США
(NRC NAS), доля людей в возрасте 65+ в возрастной группе 20-64 лет к 2050 г.
увеличится на 80%, а это означает, что улучшение лечения дисфагии особенно
важно. важное [6]. Затруднения глотания