Часть дипломной работы Педагогика/Психология Педагогика

Часть дипломной работы на тему Использование информационно-коммуникационных технологий для развития познавательного интереса обучающихся младшего школьного возраста при изучении математики в процессе дополнительного образования.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Глава 2. Экспериментальные основы формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с использованием информационно-коммуникационных технологий при изучении математики 2
2.1 Диагностика исследования формирования познавательных интересов обучающихся 2
2.2 Работа над формированием познавательных интересов обучающихся на занятиях математики с использованием мультимедийных средств обучения 10
2.3 Сравнительный анализ результатов исследования 21
Заключение 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Приложения 34

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Внедрение в учебный процесс новых информационных технологий требует переосмысления традиционной системы обучения, его содержания, методов и форм организации, оставляя при этом неизменными цели обучения. Это связано с тем, что любое средство (в нашем случае таким средством является компьютер), включенный в ту или иную деятельность, влияет на саму деятельность, а особенно тогда, когда ему присущи специфические, характерные только для него функции. Однако новые информационные технологии могут принципиально повлиять на процесс обучения только в том случае, когда эти технологии будут включены в новую модель обучения, а их средства в полной мере реализуют присущие только им функции. Основная цель такой модели обучения — способствовать развитию ученика как личности, формировать у него потребность и способности к исследовательской деятельности, самообразования, самовыражения и др. Модель такого учебного процесса должна основываться на формуле: деятельность — рефлексия — теоретические знания и практические навыки. Ребенок в данной деятельности должен выступать в роли активного субъекта, а педагог — в роли организатора коммуникаций в триаде преподаватель-ученик-компьютер.
Если рассматривать компьютер как результат технического, технологического достижения человечества, то он выступает здесь и как предмет изучения, и как предмет, который формирует учебную среду, и как средство управления учебной деятельностью, и как средство связи, и как средство учебной деятельности. Последний подход к определению места компьютера в учебно-воспитательном процессе все больше распространяется в образовательной общественности. Эти качества компьютера, его свойство выступать в разных ипостасях (в зависимости от педагогической задачи и педагогической ситуации) существенно отличают его от традиционных технических средств обучения. Привлечение компьютера в учебно-воспитательного процесса — это привлечение не только техники, но и того внешнего интеллекта, который представлен через технологию и программное обеспечение. Таким образом, применение компьютера в учебно-воспитательном процессе при условии правильного определения его места дает основания надеяться на определенные сдвиги, поворот дидактического пространства лицом к будущему, которое проецируется сегодня.
Или готовим мы своих учеников к жизни в XXI веке? А готовы ли мы сами «пропускать через себя» новую информацию, использовать современные компьютерные и телекоммуникационные технологии обучения?
Такую непростую задачу можно решить только путем объединения традиционных методов обучения с использованием инновационных технологий, среди которых видное место занимают информационно-коммуникативные технологии обучения. Они открывают новые, еще недостаточно исследованы возможности совершенствования учебной деятельности.
Положительный результат гарантирован, потому что молодежь к компьютерам относится очень доброжелательно, она их любит, им доверяет, даже их обожает. И надо разумно использовать это отношение школьников к компьютеру при планировании учебного процесса.
Любые изменения, нововведения — нелегкая, кропотливая работа. Это неудачи и просчеты, промахи и поражения, но вместе с тем это находки, достижения, достижения, успехи, победы. Ведь «гладкое» внедрение часто означает, что, на самом деле, ничего не меняется. Важно, чтобы в этом процессе ученики занимали не пассивные позиции, были не наблюдателями, а соавторами урока. Успех будет зависеть от степени доверия, оптимистического и творческого отношения учителя к ребенку.
Цель практической части исследования заключалась в проверке гипотезы о том, что с использованием мультимедийных средств обучения будет способствовать развитию познавательного интереса у учащихся младшего школьного возраста в процесс изучения математики будет осуществляться более эффективно.
Познавательный интерес учащихся оценивался до и после формирующего эксперимента в экспериментальной группе.
Задачей формирующего эксперимента стало развитие познавательного
интереса учащихся на занятиях математики посредством проведения нетрадиционных уроков. Для этого нами разработана и апробирована с учащимися экспериментальной группы (кружок математики) система мультимедийных средств, при обучении математики. Применяя мультимедийные средства обучения, мы учитывали, что их применение будет эффективным средством формирования познавательного интереса детей младшего школьного возраста, если разрабатывать данные занятия: в соответствии с их структурой (психологические особенности учащихся, педагогическая цель, задачи, рефлексия деятельности); на основе требований успешности их проведения.
Сравнительный анализ результатов диагностики до и после проведённой работы показал, что она оказалась эффективной. После проведённой работы интерес к математике, как предмету изучения, и желание им заниматься у детей из экспериментальной группы значительно повысилось. В экспериментальной группе произошли позитивные изменения в формировании познавательного интереса.
Дети, находившиеся ранее на низком и среднем уровнях сформированности познавательного интереса, в большинстве случаев улучшили свои показатели.
Гипотеза исследования, а именно: использование мультимедийных средств обучения будет способствовать развитию познавательного интереса у обучающихся при изучении математики, подтвердилась.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 2. Экспериментальные основы формирования познавательного интереса у детей младшего школьного возраста с использованием информационно-коммуникационных технологий при изучении математики
2.1 Диагностика исследования формирования познавательных интересов обучающихся
Мы исходили из предположения, что использование нетрадиционных уроков русского языка как активной формы обучения позволит воспитать у младших школьников интерес к этому школьному предмету.
Педагогический эксперимент проводится на базе МБУ ДО ДДТ «Электрон» г. Подольска в период с октября 2018 года по март 2019 года. В качестве экспериментальной группы были выбраны группа детей младшего школьного возраста, обучающихся в системе дополнительного образования (кружок по математике) в Доме детского творчества «Электрон». Группа учащихся в кружке по математике выступала в качестве контрольной группы. В группе занимается 10: 5 мальчиков и 5 девочек.
Цель эксперимента: проверить эффективность использования информационно-коммуникационных технологий для развития познавательного интереса учащихся в системе дополнительного образования при обучении математики.
Для осуществления опытно-экспериментальной работы были поставлены следующие задачи:
• выявить у детей наличие познавательных интересов, их содержание и
направленность;
• определить уровень заинтересованности учащихся в изучении математики, их интересы и склонности;
• изучить некоторые особенности самостоятельности школьников по
показателям: умение принять условие задания, умение планировать последовательность решения, умение оперировать знаниями в новых условиях;
• апробировать разработанный комплекс информационно-коммуникационных технологий, направленных на развитие познавательного интереса учащихся и оценить эффективность его функционирования;
• провести повторную диагностику, сравнить результаты и сделать
выводы.
На констатирующем этапе экспериментальная работа была представлена следующими направлениями:
• выявление образовательных интересов учащихся, посещающих кружок математики в Доме детского творчества «Электрон».
• осуществление диагностики уровня развития познавательной активности, стремление к развитию познавательных интересов.
Цель работы на констатирующем этапе эксперимента: осуществление
диагностики, позволяющей определить формы и методы развития познавательной активности учащихся на занятиях по математике в системе дополнительного образования.
Цель определила задачи констатирующего этапа эксперимента:
• выявить уровень развития познавательных потребностей, мотивов;
• определить показатели заинтересованности учащихся в изучении
математики.
• определить преобладающие мотивы личности учащихся.
Таблица 2.1. Критерии и показатели уровня сформированности познавательного интереса младших школьников

На основе выделенных критериев и показателей были определены три уровня сформированности познавательного интереса младших школьников: высокий, средний, низкий, которые представлены в таблице 2.2
Таблица 2.2 Уровни сформированности познавательного интереса младших школьников

Для выявления имеющегося уровня сформированности познавательных интересов младших школьников нами было проведено диагностирование, модифицированное и адаптированное к предмету исследования.
Для проведения диагностики учащихся, посещающих кружок математики в Доме детского творчества «Электрон», были использованы следующие методики:
а) уровня познавательной активности учащихся на уроках (Бойко Ю.В.,
Червякова Л.А.) (приложение 1);
б) метод наблюдения за учащимися (приложение 2);
Данные, полученные в ходе использования вышеуказанных методик,
представлены в сводных таблицах, приведены ниже и в приложении.
Проанализировав результаты анкетирования, мы получили следующие
результаты (приложение 3, таблица 2.3, рисунок 2.1).

Таблица 2.3
Обобщенные данные анкетирования. Констатирующий этап

Рис. 2.1 Обобщенные данные анкетирования. Констатирующий этап
Из данных таблицы 2.4 и рисунка 2.1 видно, что высокий уровень познавательной активности наблюдается у 1 учащихся экспериментальной группы (10%). Средний уровень познавательной активности наблюдается у 4 учащихся экспериментальной группы (40%). Низкий уровень познавательной активности выявлен у 5 учащихся экспериментальной группы (50%). Таким образом, средний уровень познавательной активности в экспериментальной группе – низкий, в контрольной группе – средний.
Для определения познавательного интереса учащихся на этом этапе эксперимента нами был использован метод наблюдения. В приложении 4, таблице 2, рисунке 2 представлены результаты наблюдения.
Полученные данные показывают, что у 4 учащихся экспериментальной
группы частичное внимание, у 2 –полное и у 4 – полное отсутствие внимания к материалу занятия. Показатель старательности в экспериментальной группе: у 1 учащегося – полная старательность, частичная старательность у 4 и полное отсутствие старательности у 5 человек. Полную активность при работе с группой проявляют 1 ребенок, частичную –5, отсутствие активности при работе с классом наблюдается у 4 учащихся. Завершенность действий у учащихся экспериментальной группы частичная – 4, полная – 1 ученика, отсутствие завершенности действий у 5 учащихся.
Завершенность действий у учащихся экспериментальной группы частичная – 5, полная – 1 ребенок, отсутствие завершенности действий у 4 учащихся.
Таблица 2.4
Обобщенные данные наблюдения. Констатирующий этап

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы